Как выученная беспомощность испортит вашу жизнь

Содержание:

Патология и психология

Патологическая феминизация – это развитие отклонений при абсолютном или относительном избытке эстрогенов. Она может возникнуть при недостаточности половых желез, отсутствии яичек, опухолях надпочечников, яичек, гипофиза, аденоме, а также долгосрочном употреблении эстрогенных препаратов.

Если у личности с мужским генетическим и гонадным полом даже в зрелом возрасте сохраняется женский тип полового оволосения, говорят о задержке полового развития в пубертатный период. Когда пропорции скелета похожи на евнухоидные, они не считаются проявлениями феминизации. Такое явление наблюдается у обоих полов, если имеет место недостаточность гонад.

Есть еще такое понятие, как принудительная феминизация мужчин, юношей и мальчиков. Это словосочетание, которое описывает противоестественное желание мужского пола к проявлению женских черт, возникшее вследствие доминирования другой личности. Часто причиной такого поведения служат недостатки в воспитании ребенка в детстве.

Полезные советы по преодолению заученной беспомощности

1. Не упускайте шансы

В большинстве случаев лучше попробовать, чем не пытаться вовсе. Если вы не будете пробовать и продолжите ждать более удобного случая или более надежного варианта, вы рискуете так и не изменить то, что вас не устраивает

Конечно, важно продумывать риски и потенциальные негативные последствия, но поставьте себе в приоритет принцип «Использовать все имеющиеся возможности»

2. Не сдавайтесь после первой неудачи

Примите для себя и еще один принцип: «Неудача – повод попробовать еще раз»

Важно не сворачивать с пути после первого же препятствия или поражения. Продолжайте двигаться к своей цели, даже если пока что-то идет не по вашему плану

Помните о пресуппозиции НЛП: «Нет неудач, есть обратная связь». Таким образом, если у вас что-то не получается, это не повод расстраиваться и перестать действовать, это лишь повод пересмотреть текущие действия.

Не бойтесь поражений – в той или иной ситуации проигрывают все, но это не значит, что надо сдаваться.

3. Не зацикливайтесь на том, насколько малы шансы

При приобретенной беспомощности человек часто не пользуется имеющимися шансами и возможностями, потому что ему кажется, что успешный исход слишком маловероятен. Вероятно, в некоторых (но только в некоторых!) случаях так и есть, однако вместо того, чтобы прикидывать мизерность шансов на успех, подумайте о другом. Насколько велика вероятность что-то изменить, если вы ничего не сделаете? Что плохого случится, если вы попробуете и у вас не получится? Что вы потеряете, если попытаетесь? А что будет, если ваша попытка все же приведет к желаемому результату?

В абсолютном большинстве ситуаций, когда вы отказываетесь действовать, вы теряете шанс на желаемые изменения. Вспоминайте это, если к вам в очередной раз придет мысль из разряда «Это бессмысленно, потому что у меня ничего не получится».

4. Не обесценивайте свои прошлые успехи, даже небольшие

Вспомните ситуации, когда вы добились желаемого. Если смогли раньше, сможете и сейчас.

Вам кажется, что тогда вам помог чистый случай и вообще такие шансы бывают раз в жизни? На самом деле очень многим помогает удачное стечение обстоятельств (хотя далеко не все осознают это в полной мере)

Но важно даже не это, а осознание того, что никакая удача не поможет, если не искать и не использовать имеющиеся возможности

5. Развивайте оптимистичный взгляд на жизнь

Почитайте наши советы в статьях «Позитивная психология» и «Пресуппозиции НЛП: почему они полезны даже тем, кто не любит НЛП».

Оптимист расценивает неудачу как возможность снова попробовать свои силы в чем-то, а не воспринимает ее на свой счет

6. Избавляйтесь от чувства вины

Привычка винить себя во всем произошедшем отнимает много энергии и демотивирует. Кроме того, зачастую она не соответствует действительности, так как многие вещи в жизни происходят из-за обстоятельств, не зависящих от нас (это касается как хорошего, о чем мы говорили выше, так и плохого). Сфокусируйтесь не на прошлом, которое изменить нельзя, а на будущем, на которое повлиять можно и нужно.

Для многих также важна работа над повышением самооценки. Адекватная самооценка поможет намного эффективнее использовать имеющиеся возможности и шансы.

7. Выходите из зоны комфорта

Выходить из зоны комфорта сложно практически всем. При приобретенной беспомощности покидать привычный кокон, который дарит ощущение стабильности и безопасности (не всегда, впрочем, оправданное), еще сложнее. Посмотрите наши советы, как научиться покидать зону комфорта.

8. Не позволяйте прошлым проблемам рушить ваше будущее

ваш предыдущий опыт и тем более опыт ваших родителей необязательно повторится сейчас

Задайте себе вопросы: в чем разница между ситуацией, которая меня травмировала, и текущим положением дел? Почему я решил, что в настоящем все пойдет по тому же сценарию? Что я потеряю, если не изменю свое поведение прямо сейчас? Не забывайте, что вы живете в настоящем, а не в прошлом.

Как сделать феминизированные семена марихуаны?

Существует два основных метода создания феминизированных семян марихуаны:

  • С помощью стресса;
  • Химическим путем.

Феминизация стрессом

Этот способ является довольно неточным и может привести к повреждению растения. Женскую особь конопли подвергают стрессу до тех пор, пока она не превратиться в гермафродита и не произведет пыльцу, которую затем используют для опыления другой «девочки». В результате та формирует феминизированные семена.

Чаще всего для создания стрессовой ситуации применяют методику «Отравления светом». В течение первых трех недель цветения растишку помещают в условия непостоянного светового режима. Во время темного периода на несколько часов включают свет, а во время светового дня – выключают. После указанного промежутка времени кусты каннабиса возвращают к обычному режиму – 12 часов света, 12 темноты. После такой встряски растишка должна превратиться в гермафродита, пыльцой которого опыляют женскую коноплю такого же сорта.

Данный метод можно применять только для фотопериодных сортов каннабиса, поскольку автоцветы очень плохо реагируют на изменения режима освещения.

Химический способ феминизации семян

Этот метод подразумевает использование специального раствора, которым опрыскивают кусты женской особи конопли. Эта процедура обычно занимает не более двух недель и считается более точным.

Гроверы и коммерческие производители используют два вида растворов:

  • Коллоидное серебро;
  • Гиббереллиновая кислота.

Первое вещество применяют чаще. Оно считается более действенным, поэтому мы подробней остановимся на нем.

Симптомы

Выученная беспомощность – это когда человек начинает полагать, что у него нет контроля над ситуацией.

Мантра человека, который страдает от синдрома: «Какой смысл пытаться?»

Селигман обнаружил – собаки «научились» в ранней части эксперимента, что удар током произошел случайным образом, он неизбежен, не зависит от их собственного поведения. Животные фактически, могли просто выпрыгнуть из коробки, чтобы избежать шока, но думали иначе.

Такая модель поведения продемонстрирована у людей, если они подвергались наказаниям или дискомфорту, кажущимся случайными и неизбежными.

Чувство беспомощности и отсутствие возможности улучшить свои обстоятельства является одним из ключевых факторов депрессии.

Выученная беспомощность приводит человека к ложному мнению, что он более бессилен, чем есть на самом деле. Это приводит к тому, что делается плохой выбор, ухудшает ситуации, порождает порочный круг проблем.

Упражнение 5

Исходное положение: лежа на животе, руки в опоре на локти. Положим под ниж­нюю часть живота маленькую плотную подушечку

Важно, чтобы давление на грудь было минимальным или вообще от­сутствовало, так как после родов оно мо­жет быть болезненным

При выдохе (на «хаа», «пфф» или «пух») совершаем движение тазом впе­ред. На вдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем 10—12 раз.

Следующее упражнение направлено на укрепление мышц промежности. Од­ной из функций мускулатуры промеж­ности является поддержка внутренних органов: матки, мочевого пузыря, кишеч­ника. Во время родов сильно растягива­ются «удерживающие» мышцы уретры, входа во влагалище и прямой кишки. Сфинктеры (круговые мышцы, закрыва­ющие мочеиспускательный канал и пря­мую кишку) слабеют, могут возникнуть проблемы с контролем над мочеиспуска­нием, реже — с дефекацией. Сразу пос­ле родов из-за сдавления мочевого пузы­ря и мочеиспускательного канала во вре­мя родов часто отсутствуют позывы к мо­чеиспусканию. Данные упражнения по­могут справиться и с этой проблемой. Ес­ли во время родов был произведен разрез промежности или имеется разрыв, то эти упражнения не следует выполнять до за­живления шва (в первые 2— 3 недели после родов).

Методы преодоления синдрома

Действуйте

Даже если не верите в успешный исход, всё равно предпринимайте какие-то действия, только не падайте духом. Иначе тогда действительно ничего хорошего не произойдёт.

Один психолог по имени Бруно Беттельгейм изобрёл прекрасный способ, который позволяет ощутить в своих руках власть за свою жизнь и свободу выбора. Знаете, в каких условиях ему пришёл этот метод в голову? В лагерных.

Охранники издевались над заключенными так, как позволяла их фантазия. И часто наказывали их просто так, придумав совершенно нелепые правила, которых те должны были придерживаться.

Это ломало дух несчастных, они быстро теряли волю к жизни и подчинялись беспрекословно, лишь бы мучения закончились как можно раньше.

Тогда Бруно предложил своё правило: делать всё, что не находится под запретом. То есть, вернуть себе хоть небольшой контроль над своей жизнью. Например, вместо того, чтобы обсуждать слухи с остальными заключенными, можно лечь спать. Либо же не спать, а мечтать, когда прозвучал отбой.

Когда у человека есть выбор – он ощущает себя личностью, значимым и весомым. Ведь результат будет в зависимости от того, как он решит.

Лучшее средство при борьбе с вынужденной беспомощностью. Действуйте в рамках своей свободы, даже если она очень ограничена. И тогда постепенно вы вернёте себе веру в себя и решитесь на перемены.

Меняйте образ жизни

Американские психологи Эллен Лангер и Джудит Роден провели исследование на людях с ограниченной свободой, чтобы проверить теорию Беттельгейма. Испытуемыми стали заключенные в тюрьме, жители дома престарелых и посетители приюта для бездомных.

Так вот, первой категории позволили выбрать меню и расставить мебель в камере таким образом, как больше нравится. Они впоследствии оказались менее агрессивными, чем остальные, лишенные такого права.

Пожилые люди могли выбрать фильм или телевизионную передачу, завести домашнее растение и обставить комнату так, как хочется.

У них в связи с такой свободой действий повышался жизненный тонус, и приостанавливала своё развитие болезнь Альцгеймера, при которой страдают когнитивные навыки, в частности, теряется постепенно память.

Бездомные, получившие право выбрать меню и кровать в приюте, быстрее адаптировались и находили работу.

Так вот, попробуйте сделать перестановку в комнате, подумайте, а чем именно вам хотелось бы заняться в выходные и какой ужин приготовить? Начинайте с небольших перемен, и тогда постепенно вы перейдёте к более значительным изменениям своего жизненного уклада.

Повышайте самооценку

Вынужденная беспомощность – частный спутник при низкой самооценке. Поэтому первым делом начните работу над собой. Вспомните, когда вам удавалось достичь желаемых целей? На какие качества вы опирались? Какими умениями обладаете?

Не поленитесь и выпишите каждый пункт на лист бумаги. Когда перед глазами целый список достоинств, вам будет сложнее обесценить собственные старания и качества.

Синдром

Если речь идет о патологии, то синдром феминизации можно выявить на ранних стадиях. Тогда при правильном подходе к лечению заболевание не будет прогрессировать.

Тестикулярная феминизация является наследственной болезнью, когда имеет место ложный гермафродитизм: генотип мужской, а фенотип женский.

Тестикулярная феминизация наблюдается и у женского пола, когда наблюдаются мужские характеристики телосложения и другие патологии.

Самые интересные тесты для вас!

Пройти этот тест может только подписчик нашей Библиотеки.

Присоединяйтесь к нам! Подписка стоит 499руб, и вы сможете пройти этот и другие тесты нашей Библиотеки!

Подписаться

Выученная беспомощность в отношениях и домашнем насилии

В дополнение к образованию, люди, сосредоточенные на домашнем насилии, часто получают выученную беспомощность. Это часто наблюдается в отношениях и у жертв домашнего насилия.

Фактически, это явление помогло нам найти ответы на некоторые вопросы, которые люди задают о жертвах, которые остаются с обидчиками, такие как:

  1. Почему они не сказали кому-то?
  2. Почему они не пытались получить помощь?
  3. Почему они просто не ушли?

Тем не менее, в случаях бытового насилия и жестокого обращения, обидчики часто применяют серию «электрических ударов» (то есть формы насилия, которому они подвергают своих жертв), чтобы акклиматизировать жертв насилия и учить их, что они не имеют контроля над ситуация. Насильники сохраняют полный контроль, а жертвы понимают, что они беспомощны в своих обстоятельствах.

В таких случаях легко увидеть, как жестокое обращение может привести к выученной беспомощности, которая впоследствии может привести к отсутствию мотивации по спасению со стороны жертвы. Так же, как собаки в экспериментах Селигмана и Майера узнали, что независимо от того, что они сделали, они будут шокированы, жертвы домашнего насилия и жестокого обращения узнают, что независимо от того, что они делают, они всегда останутся бессильными и под контролем насильников.

На основе приобретенной беспомощности была разработана специальная теория для жертв домашнего насилия, которая называется теорией циклического насилия, цикла, который иногда называют синдромом избитых женщин. В этой теории отношения, в которых произошло бытовое насилие, вероятно, будут постоянно включать в себя насилие, которое проявляется в предсказуемой и повторяющейся схеме.

Этот шаблон обычно следует этой структуре:

  1. Этап первый: период нарастания напряженности, в котором обидчик начинает злиться, коммуникация нарушается, и жертва чувствует необходимость уступить обидчику и подчиниться ему.
  2. Этап второй: период отыгрыша, в котором происходит злоупотребление.
  3. Этап третий: период медового месяца, в течение которого обидчик может извиниться, проявить раскаяние. Обидчик может также пообещать никогда больше не злоупотреблять жертвой или, в качестве альтернативы, обвинять жертву в том, что она спровоцировала насилие.
  4. Этап четвертый: спокойный период, когда насилие прекращается, обидчик ведет себя так, как будто его никогда не было, и жертва может начать верить, что насилие прекратилось, и обидчик изменится.

С этой точки зрения неудивительно, что многие жертвы домашнего насилия приобретают научную беспомощность. Когда они подвергаются насилию в непрерывном цикле, независимо от того, что они делают, они, вероятно, чувствуют себя совершенно беспомощными и неспособными избежать насилия.

Теория циклического насилия предполагает, что жертвы насилия не только чувствуют себя беспомощными, но и:

  1. Повторно переживают избиение.
  2. Пытаются избежать психологического воздействия избиения, избегая действий, людей и эмоций.
  3. Испытывают гиперактивность или гипервизилизацию.
  4. Разрыв межличностных отношений.
  5. Испытывают соматические проблемы.

Упражнение 11

Исходное положение: лежа на боку, колени согнуты. Верхняя рука лежит вдоль тела, нижняя согнута в плечевом суставе под углом 90 градусов (ладонь вниз), обеспечивая упор на плоскости.

На выдохе втягиваем живот и припод­нимаем таз от кровати. На вдохе возвращаемся в исходное положение. Повторя­ем 8—10 раз на каждой стороне.

Синдром выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности (или приобретенной, обученной) описывает состояние человека (или животного), при котором им не предпринимается никаких действий, чтобы улучшить свои условия жизни или свое состояние, несмотря на то, что возможность есть.

Проявляется феномен обычно после нескольких неудавшихся попыток, которые сопровождались негативными физическими или эмоциональными ощущениями. Люди испытывают потерю контроля над ситуацией, своей жизнью, теряют уверенность в себе и своих способностях, депрессивные симптомы и пр.

Открытию данного феномена мы обязаны американскому психологу Мартину Селигману.

Понятие и признаки выученной беспомощности.

Начнем с того, что означает понятие «выученная беспомощность»? Попробуем в этом разобраться и определить способы избавления от этой проблемы. Термин «выученная беспомощность» берет истоки из американской психологии второй половины двадцатого века, и обозначает состояние человека, находясь в котором, он не желает предпринимать каких-либо действий, опираясь на прошлый негативный опыт, подобных ситуаций. «Я не умею!», «Я не знаю!», «У меня не получится!», «Это достаточно сложно для меня» – стандартные ответы на призыв изменить свою жизнь, внести в нее что-то новое, используют те, чьим постоянным спутником стала выученная беспомощность. Неудачные поиски работы, несколько неудачных попыток изменить жизненные обстоятельства, повторившиеся провалы на экзаменах, невезенье в личных отношениях. Так неудачник приобретает состояние выученной беспомощности.

Такое состояние практически всегда сопровождается низкой самооценкой, депрессией, неуверенностью, постоянным плохим настроением. Человек замыкается в себе, начинает меньше общаться с окружающими и показывает беспомощность. Классный специалист, который получает низкую оплату своего труда, женщина, терпящая унижения и даже побои мужа, талантливый художник или поэт, который считает, что его творчество никому не интересно, — вот некоторые примеры это проблемы. На самом деле, выученная беспомощность – это страх плюс лень и неуверенность в себе. Каждый день, убеждаясь в беспомощности, человек загоняет себя в глубокий угол, не задумываясь о том, что величайшая глупость в мире – это делать одно и то же действие, но надеяться на другой результат.

Синдром выученной беспомощности – как избавиться

Выученная беспомощность и ее преодоление зависят только от вас. Для начала нужно осознать наличие проблемы. После обратиться за помощью к специалисту. Терапия включает в себя:

  • смену мышления (отрицательное на положительное);
  • развитие адекватной самооценки, уверенности в себе;
  • осознание своих плохих и хороших сторон, внутреннего «Я»;
  • изучение своих возможностей, установление контроля над собственной жизнью, использование доступного личностного потенциала.

Как еще можно преодолеть выученную беспомощность?

Установите связь между действиями и последствиями

Если вы страдаете от синдрома выученной беспомощности, научитесь просчитывать последствия в любой ситуации. Сравнивайте цель с достигнутым результатом. Это поможет вам получать то, чего вы действительно хотели.

Умение понимать, почему получилось так, а не иначе, позволит вам вовремя исправить ошибки. Вы сможете сразу изменить план действий, а не отказаться от движения.

Принимайте неудачи

Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Допускать ошибки может каждый человек. Это факт. И вы – не исключение.
Не расстраивайтесь, если с первого раза не получилось сделать так, как хотели. Проанализируйте случившееся, сделайте выводы и действуйте дальше.

Станьте оптимистами

Оптимизм – главное лекарство от синдрома выученной беспомощности. Развить его поможет правильно отношения к происходящим вокруг событиям. Учитесь правильно объяснять их, связывать свои промахи с теми условиями, в которых вы находитесь в данный момент.

Используйте метод ABCDE

Его авторы – М. Селингман и А. Эллис. Метод помогает быстро и эффективно избавиться от склонности смотреть на мир с пессимистическим настроением.
Итак, опишите то, что с вами произошло по такой схеме:

  1. A- простая констатация фактов. Без эмоций, эпитетов. Если вы не смогли прийти вовремя, так и скажите: «Я опоздал на встречу».
  2. В- выскажите все, что думаете по данному поводу. Здесь можно упомянуть, что вы добирались на общественном транспорте и попали в пробку.
  3. C – опишите свои чувства и эмоции. Испытали ли вы вину за случившееся? Было ли вам стыдно перед руководством и коллегами за опоздание?
  4. D – проведите когнитивный анализ. Подумайте, почему произошла эта ситуация. Скорее всего, вы не учли возможные пробки. Вы вышли вовремя. Водитель, с которым вы ехали, тоже не допускал ошибок. Если бы он ехал сильно быстро или попал на встречную полосу, могла бы произойти авария.
  5. E – опишите, что вы чувствуете после рассмотрения ситуации. Поняли ли вы, в чем были неправы? Извлекли ли урок?

Если вы будете разбирать таким способом каждую проблему, сможете научиться мыслить позитивно. Благодаря этому легко избавитесь от выученной беспомощности.

Избавьтесь от посттравматического синдрома

Выше сказано, что частой причиной развития выученной беспомощности являются травмы, из-за которых человек на некоторое время лишен активности. Как быть в такой ситуации? Есть 2 совета:

Не пытайтесь сделать больше, чем позволяют обстоятельства. Позвольте себе немного контролировать свою жизнь, делать выбор, пусть и незначительный. Сходите на прогулку, займитесь спортом, приготовьте новое блюдо, переставьте мебель в квартире. Делайте хоть что-то.
Чаще вспоминайте хорошее

Человеческий мозг акцентирует внимание на негативных воспоминаниях. Но ведь и в вашей жизни есть события, когда вы точно были победителем? Вспомните их

Почувствуйте, переживите их еще раз.

Также попробуйте доказать себе, что вы способны контролировать свою жизнь. Заведите ежедневник, составьте график или план действий, поставьте цели. Отмечайте даже незначительные достижения и вознаграждайте себя за них. Это поможет вам осознать свою значимость, повысить самооценку, обрести уверенность в себе и своих силах.

Выбор без выбора как фактор синдрома

Выученная беспомощность может сформироваться даже в объективно благоприятной среде. Это доказал эксперимент, проведенный в 70-х годах в доме престарелых Арден-хаус (штат Коннектикут).

Объектами исследования стали жители дома второго и четвертого этажей. Их контингент был схож, а высококлассное обслуживание идентичным с оной только разницей. Сервис, расписание дня, порядок выдачи лекарств и прочие услуги жителям второго этажа предоставлялись безоговорочно. А старичкам с четвертого этажа всего этого необходимо было добиваться: самим просить лекарства, узнавать расписание дня, звонить сестре-хозяйке, дабы она занялась уборкой комнаты и так далее. Кроме того, им позволялось менять обустройство быта и досуга.

По прошествии времени группы прошли тесты на уровень удовлетворенности жизнью. Показатели оказались существенно выше у людей, живших на четвертом этаже. Эти старички были бодры, они с воодушевлением рассказывали родственникам о своих маленьких победах. Смертность подопытных по сравнению с группой второго этажа снизилась. Все потому, что люди получили жизненно необходимый ресурс – возможность самостоятельно делать выбор и управлять ситуацией.

Эксперимент сломал стереотипы, царившие до этого в области геронтологии (науке о старении). Он побудил изменить уклад в домах для престарелых по всей Америке и странам Европы. Стало ясно, что принудительный отказ от самостоятельности без веских на то причин сокращает жизнь, поскольку человек утрачивает мотивацию просыпаться по утрам. В приоритете теперь находится возможность выбора и активность по мере физической возможности. Аналогично применять опыт эксперимента эффективно при реабилитации больных и в воспитании детей.

Вывод

В своей книге «Беспомощность» (1975) Селигман утверждал, что в результате этих негативных ожиданий другие последствия сопровождают неспособность или нежелание действовать, в том числе низкая самооценка, хроническая неудача, грусть, физическая болезнь.

Теория приобретенной беспомощности применяется ко многим ситуациям и поведению:

  • клиническая депрессия,
  • старение,
  • насилие в семье,
  • нищета,
  • дискриминация,
  • воспитание детей,
  • успехи в учебе,
  • злоупотребление наркотиками,
  • алкоголизм.

Критики, утверждали, что из экспериментов Селигмана могут быть сделаны различные выводы. Поэтому широкие обобщения, наиболее часто встречающиеся в областях клинической депрессии и академических достижений, не обоснованы.

Например, применение теории к клинической депрессии рассматривается как упрощение болезни. Так как не учитывает сложные когнитивные процессы, связанные с ее этиологией, выраженностью и проявлением

Синдром выученной беспомощности оказывает глубокое влияние на психическое здоровье и благополучие. Люди,  испытывающие его, также имеют симптомы депрессии, повышенные уровни стресса, меньшую мотивацию к уходу за своим физическим здоровьем.

Поговорить со своим врачом о шагах, которые надо предпринять для избавления от такого типа мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector