Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
Содержание:
- Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование
- Методы выбора профессиональной сферы
- Периодизация подросткового возраста
- Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является подготовка к конкурентной борьбе
- Зачем нужно чтение
- Ведущая деятельность в раннем возрасте
- Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка
- Характеристика основных новообразований подростка
- Работа с таблицами слогов
- Топ 10 новостей
- Сферы развития
- Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
- Подростковый возраст в различных концепциях развития
- Особенности личности подростков.
- Какие профессии подходят девочке
Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование
По мнению К. Н. Поливановой ведущей деятельностью подростка является проектная деятельность. Она служит основой для реализации авторского действия подростков
В предподростковом кризисе особое значение для личности, которая развивается, имеет авторский замысел, который подразумевает важность заявления и защиты своей позиции, хоть в будущем она может и не реализоваться. Полноценное развитие подростка напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, что лежит в основе авторского действия подростка
Проектная деятельность – это ведущий в подростковом возрасте вид деятельности, которая содержит в себе авторское действие.
Подростку необходима помощь взрослого, для того чтобы реализовать задуманное.
Социально-психологическим экспериментированием является ведущая деятельность подростка, в которой содержится активная авторская позиция подростка в виде построения своей жизни в общем, а не только ее конкретных поступков, что свойственно для более ранних возрастов.
По мнению Г. А. Цукермана есть подростковое стихийное экспериментирование, которое выделяется в самостоятельную деятельность, в которую входит поиск друзей, конфликты, выяснение отношений с родителями, педагогами и другими подростками. Ученый говорит о том, что подростковый этап – это сензитивный период, в который происходит выведение и решение целей саморазвития
Но важно отметить, что это является только естественной тенденцией подросткового этапа, и для того чтобы она стала нормой развития, которая характерна для большинства, важно планировать, специально проектировать социально-психологическое экспериментирование, когда для взрослого становится возможным обнаружить оптимальные методы реализации и интерпретации итогов данных социально-психологических экспериментов
Есть мнение о том, что ведущая деятельность в подростковом возрасте имеет многоплановый и полидеятельностный характер. М. Ю. Кондратьев выделяет в качестве ключевого компонента ведущей деятельности подростка интимно-личное общение с важными другими, а также, по его мнению, учебно-профессиональная деятельность, тоже стоит в этом ряду. При этом интимно-личное общение и профессиональная деятельность в обязательном порядке должны гармонично сочетаться друг с другом.
Если одна из деятельностей преобладает, запаздывает или опережает в развитии другую, то выводится ряд типов отклоняющегося поведения подростка:
Первым типом является ботаник. Возникновение данного типа возможно при ситуациях, когда учебной деятельности отдавалась ведущая роль и в младших классах. В подростковом возрасте она по-прежнему занимает основное место, приобретая индивидуальную форму. Но стоит отметить, что когда подросток зациклен на учебе ради учебы, у него отсутствуют интересы к другим направлениям жизни, то это создает проблемы в налаживании интимно-личного общения с другими подростками, имеющего содержательный характер. Со взрослым отношения по-прежнему работают по схеме ребенок – взрослый, нет необходимости в партнерстве, таким образом, ключевая цель для подростка – войти во взрослое общество остается не решенной.
Для второго типа деятельной деформации характерна игра, в виде основной деятельности. Такие подростки не живут, а играют в жизнь.
Третий тип противопоставляет интимно-личные и учебно-профессиональные стороны ведущей деятельности. Если доминирует интимно-личное общение, происходит ориентирование на близкое окружение, иными словами, референтную группу сверстников
Позиция же всех остальных не принимается во внимание. Если же все внимание уделяется учебно-профессиональной деятельности, подросток начинает испытывать острое чувство взрослости, все сверстники воспринимаются как глупые, несерьезные
Это приводит к нарушению взаимодействия с ними и развития личной сферы, чувствуется неудовлетворенность по отношению своего положения в социуме.
По мнению же А. Г. Асмолова, основываясь на том, что для личности свойственно самой определять деятельность, которая ее определяет, не существует нормативной унифицированной основной деятельности подростка. Ученый считает, что ведущая деятельность не может быть дана подростку, а задается определенным социальным случаем развития, в котором он формируется.
Методы выбора профессиональной сферы
Основные методы, которые могут помочь подросткам выбрать профессиональную сферу:
- Тесты на профориентацию. Их в большом количестве можно найти в интернете, также их часто дают к прохождению в школах, кружках. Наиболее ценными из них являются следующие: тест на профориентацию, созданный Дж. Холландом, метод О. Ф. Потемкиной, тестирование Е. А. Климовой, позволяющее определить тип профессиональной направленности, тест Л. Йовайши, выявляющий профессиональные склонности. Чтобы результат был максимально точным, рекомендуется пройти несколько подобных опросников.
- Беседа с профориентологом. Существуют специалисты, которые помогут ребенку определиться с будущей профессией. Они проводят тестирование, беседуют с подростком о том, что ему интересно, анализируют его увлечения и сообщают результаты. Различные центры предлагают подобные услуги.
- Рекомендации близкого круга. Доброжелательный, лишенный давления совет родителя, друга семьи, родственника может помочь ребенку определиться. Желательно не просто советовать, а рассказать о профессии, ответить на вопросы, предложить поговорить со знакомым, работающим в указанной сфере.
Также существуют книги, помогающие подросткам выбрать профессиональное направление. Наиболее известными из них считаются:
- А. Г. Грецов, «Выбираем профессию. Советы практического психолога»;
- Е. А. Климов, «Как выбирать профессию»;
- А. Грецов, Т. Бедарева, «100 популярных профессий».
Периодизация подросткового возраста
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.
Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является подготовка к конкурентной борьбе
Старшеклассники, объединившиеся в группы, нуждаются в лидере, а когда он появляется, всячески стараются привлечь к себе его внимание и очень дорожат дружбой с таким человеком. Также подростка интересуют такие друзья, для которых он мог бы стать если не лидером, то как минимум полноправным партнером
Последовательные физические и психологические изменения, характерные для возраста, который классики называли отрочеством (словом «отрок», имеющим несколько значений: «раб», «слуга», «не имеющий права сказать», определяется социальный статус подростка), начинаются в 10-11 лет, а заканчиваются в 15-19.
Зачем нужно чтение
Только благодаря чтению человек может развивать свою грамотность. Согласитесь, абсолютно все правила написания слов мало кому запомнились, разве что преподавателям русского языка.
А начитанному человеку эти правила и не нужны, так как написание любых слов он легко может восстановить в своей памяти.
Даже правописание редко встречающихся слов можно воспроизвести на основе ассоциаций и знаний прочитанной массы слов.
Приоритетом для чтения всегда была художественная литература, так как в ней высокий словарный запас, а также воспринимается и читается она значительно легче, чем техническая или научная литература. Да и о том, что художественная литература интересней и увлекательней никто спорить не будет.
Человеческие переживания и чувства, которые передает в литературе автор – это пережитый опыт человечества. Мы не в состоянии пережить все доступные нам эмоции и переживания за такую короткую жизнь. Воспитать эти чувства помогает проводник – книга, благодаря которой мы можем тонко понимать то, что чувствуют другие люди и лучше понимать свои эмоции.
Ведущая деятельность в раннем возрасте
В раннем возрасте, после насыщения мотивационного компонента эмоциональным общением, ведущей деятельностью ребенка выделяют предметно-манипулятивную. Основная задача – научиться взаимодействию с интересующими предметами, что может происходить при повторении действий взрослого, а также при изобретении своих новых, порой оригинальных и не практичных способов использования. Возможны попытки набрать песок в ведро не лопаткой, а ситечком, или расчесаться помадой и т.д. Развитие происходит лучше, если ребенок осваивает максимально много интересующих его действий (обычно путем многократного повторения), а также изобретает большое количество способов использования предмета.
Чем больше простых действий ребенок отработает путем повторения за родителями, чем детальнее он исследует предмет, тем лучше сформируется его личное представление. Количество предметов должно увеличиваться после того, как один изучен полностью, т.е. тут действует принцип интенсивного и глубокого изучения одного предмета, вместо поверхностного ознакомления со множеством вещей. Часто это сводится к повторению действия огромное количество раз, без окончательного смысла (катание машинки, протирание тряпочкой всех поверхностей независимо от загрязнения и т.д.). С точки зрения взрослых, данные повторения могут быть бессмысленными, но именно они стимулирует мышление ребенка и поиск новых решений.
Взаимодействие различными способами, а не теоретическое знакомство с предметом позволяет ребенку хорошо его запомнить, составить о нем собственное представление, уметь произнести его название и множество других базовых вещей. Если ребенку просто показывать новый предмет, называть его название и показать, как с ним обращаться, то о запоминании названия речь вообще не идет, а манипуляции будут носить познавательный характер.
Манипулятивная деятельность находит свою реализацию в домашних делах. Позволяя малышу помогать в таких занятиях, как мытье полов, полив цветов, готовка ужина, вырезание печенек и т.д., родители одновременно знакомят его со всеми бытовыми предметами, позволяют в интересной форме научиться взаимодействию с ними
Кроме того, вовлечение в домашнюю деятельность, как привычного уклада жизни, поможет смягчить кризис трехлетия, когда остро становится вопрос своего места в мире и социальной важности
Использование специальных игр также помогает развивать данные функции, но их использование должно быть вспомогательным инструментом. Развитие ребенка в специальных, искусственных условиях погружает его в вымышленный мир, а научения взаимодействию с реальностью не происходит. Такие дети могут отлично ориентироваться в перемещении фишек, но оказаться абсолютно беспомощными перед завязыванием шнурков. Так что, оставляя бытовые дела на активную фазу дня ребенка и вовлекая его в процесс, родители оказывают ему большую заботу, чем стремлением переделать всю уборку за время детского сна.
Важным правилом является принятие ошибок и позволение ребенку их допускать и учиться на них. Пусть при мытье посуды тарелка падает, потому что мыльная и скользкая, пусть это будет шестая разбитая тарелка, но на седьмой он поймет и все получится. Если же родители не понимают происходящего процесса, то можно встретить нетерпение и отстранение ребенка от выбранной деятельности. Так происходит остановка формирования навыка, фрустрируется потребность в развитии, снижается самооценка ребенка и исчезает мотивация.
Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка
Другой точкой зрения на характер ведущей деятельности подросткового периода занимался Фельдштейн. По его мнению, ключевое значение в психическом развитии подростка отводится общественно полезной, социально признаваемой и одобряемой, неоплачиваемой деятельности, которая включает, в том числе, и интимно-личностное общение.
Просоциальная деятельность может быть и учебно-познавательной, и производственно-трудовой, и организационно-общественной, и художественной, и спортивной, но на что стоит обратить внимание – это то, что подросток ощущает реальную значимость данной деятельности. Содержание деятельности является делом значимым для общества, его структуру определяют цели взаимоотношений между подростками
Основным мотивом общественно полезной деятельности подростка является личная ответственность и самостоятельность.
Стоит отметить, что общественно полезную деятельность можно встретить и в младших классах, но она имеет не максимально развернутый характер. Разные этапы подросткового возраста характеризуются разным отношением к общественно полезной деятельности. В 9 – 10 лет ребенок начинает испытывать желание самоутвердиться, ищет признание себя во взрослом обществе. В 10 – 11 лет для ребенка становится важным услышать оценку своих возможностей от других людей. Именно этим обусловлена направленность на занятия, которые схожи с взрослыми занятиями, поиск тех видов деятельности, которые имеют ощутимую пользу и получают общественную оценку. В 12 – 13 лет подростком уже накоплен опыт в различных видах общественно полезной деятельности, и именно он служит толчком в желании признания своих прав, в стремлении попасть в общество при условии осуществления конкретной значимой задачи
К 14 – 15 годам для подростка становится важно показать свои возможности, определиться с определенной социальной позицией, которая бы отвечала его желанию в самоопределении
Важно отметить, что необходимо целенаправленное формирование социально значимой деятельности в качестве ведущего типа деятельности на подростковом этапе. Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества
Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества.
Фельдштейн считает, что интимно-личностное и стихийно-групповое общение является ведущим в ситуациях отсутствия возможности реализации социально необходимой и социально поддерживаемой деятельности, упущения возможностей педагогического формирования общественно полезной деятельности подростков.
Важно сказать, что тема основной деятельности подростка по-прежнему вызывает множество споров
Характеристика основных новообразований подростка
Познавательное
развитие в подростковом возрасте.
Младший подростковый возраст
характеризуется возрастанием
познавательной активности («пик
любознательности» приходится на 11 —
12 лет), расширением познавательных
интересов.
В отрочестве интеллектуальные
процессы подростка активно совершенствуются.
В западной психологии развитие интеллекта
в подростковом возрасте рассматривается
с точки зрения совершенствования его
структуры: происходит переход к
формально-логическим
операциям (Ж.
Пиаже). В отечественной психологии в
рамках системно-функционального подхода
считается, что в подростковом возрасте
центральной, или ведущей, функцией
является развитие мышления, функция
образования понятий. Под влиянием
обучения, усвоения более обобщенных
знаний и основ наук высшие психические
функции постепенно преобразуются в
хорошо организованные, произвольно
управляемые процессы. Изменения в
когнитивной сфере влияют на отношение
подростков к окружающей действительности,
а также на развитие личности в
целом.
Восприятие становится
избирательной, целенаправленной,
аналитико-синтетической деятельностью.
Качественно улучшаются все основные
параметры внимания: объем, устойчивость,
интенсивность, возможность распределения
и переключения; оно оказывается
контролируемым, произвольным процессом.
Память внутренне опосредствована
логическими операциями; запоминание и
воспроизведение приобретают смысловой
характер.
Увеличивается
объем памяти, избирательность и точность
мнемической деятельности. Постепенно
перестраиваются процессы мышления —
оперирование конкретными представлениями
сменяется теоретическим мышлением.
Теоретическое дискурсивное (рассуждающее)
мышление строится на умении оперировать
понятиями, сопоставлять их, переходить
в ходе размышления от одного суждения
к другому. В связи с развитием
самостоятельного мышления, переходом
к инициативной познавательной активности
усиливаются индивидуальные различия
в интеллектуальной деятельности.
Представленная
выше идеальная модель того уровня
психического и личностного развития,
которого при благоприятных условиях
(обучения и воспитания) должен достигнуть
каждый подросток, реализуется далеко
не всегда.
Комплексное
исследование, проведенное в средних и
старших классах школы, показало, что
достижения многих школьников весьма
далеки от теоретически возможных.
Реальные
семиклассники имеют невысокий уровень
общего психического развития.
Познавательная потребность у них бедна
и однообразна, преобладают занимательные
и пассивные формы ее удовлетворения.
Общекультурные интересы достаточно
широки и неустойчивы. Школьники опираются
на способы механического запоминания,
недостаточно используя приемы смыслового
запоминания. Они не владеют в достаточной
мере интеллектуальными приемами и
умениями (вербального анализа, обобщения,
образного анализа и синтеза).
Теоретическое
понятийное мышление развито слабо.
Личностные особенности средних школьников
свидетельствуют о низком уровне
саморегуляции, о выраженной школьной
тревожности, неуверенности в себе,
эмоциональной усталости, несоответствии
уровня притязаний возможностям
учащихся.
Не умея и/или не желая
учиться, не понимая необходимости этого,
подросток тратит много времени и сил
на домашние задания, испытывает
перегрузку, отсутствие радости и
отрицательные чувства к учению. Причины
неуспеваемости в средних классах связаны
с отсутствием адекватной мотивации
учения, со смещением акцентов на
формальные элементы учебной деятельности.
Клеймо «неперспективных», обвиняющая
позиция учителей и самообвиняющая
позиция детей довершают «проблемность»
успешного обучения и интеллектуального
развития в подростничестве.
Старшие
подростки (9—10-й класс) в целом проявили
несколько более высокий, но совершенно
недостаточный уровень интеллектуального
и личностного развития. При этом
индивидуальные результаты отдельных
школьников могут быть весьма
впечатляющими.
Решающее значение
для развития теоретического мышления
и логической памяти имеет организация
и мотивация учебной деятельности в
средних классах школы, содержание
учебных программ, система методов подачи
учебного материала и контроля за его
усвоением.
Работа с таблицами слогов
Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов
Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.
Детям предлагаются различные задания:
- прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
- произвольное прочтение слогов;
- найти в таблице указанный слог;
- послогово показать слово в таблице.
Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.
Презентация «Слоговые таблицы к урокам произношения и обучению грамоте в 1 классе.
Топ 10 новостей
-
В Ростове-на-Дону
-
1
Гордон просит Путина уволить губернатора Голубева после смерти 13 пациентов от нехватки кислорода
22.10.2020 Общество -
2
Медик дал показания о мучительной смерти 5 пациентов без кислорода в ростовской больнице
24.10.2020 Общество -
3
Бывший главный реаниматолог 20-ки рассказал о звонке из больницы в ночь, когда там отключили кислород
вчера в 07:43 Общество -
4
«Главврач заставил писать опровержение под диктовку»: история о лежавшем трупе в палате ЦРБ Кагальника
22.10.2020 Общество -
5
При дефиците кислорода в Ростове по вине чиновников простаивает новейшая кислородная станция
25.10.2020 Общество -
6
Министр Татьяна Быковская признала нехватку кислорода в ковидных госпиталях Ростова
22.10.2020 Общество -
7
«Я подписывал не те истории болезни»: реаниматолог из 20-ки о возможной фальсификации документов
вчера в 18:01 Общество -
8
Власти Ростовской области неожиданно «обнаружили» еще 76 больных коронавирусом
22.10.2020 Общество -
9
Ростовский горздрав перестал категорически отрицать смерть пациентов от нехватки кислорода
26.10.2020 Общество -
10
Одним из 13 задохнувшихся без кислорода в ростовской больнице стал врач скорой помощи
22.10.2020 Общество
-
-
-
1
Гордон просит Путина уволить губернатора Голубева после смерти 13 пациентов от нехватки кислорода
22.10.2020 Общество -
2
Медик дал показания о мучительной смерти 5 пациентов без кислорода в ростовской больнице
24.10.2020 Общество -
3
Министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская ушла в отставку
вчера в 11:07 Общество -
4
При дефиците кислорода в Ростове по вине чиновников простаивает новейшая кислородная станция
25.10.2020 Общество -
5
Губернатор Голубев потребовал любыми способами выйти из 5-ки лидеров по коронавирусу в России
21.10.2020 Общество -
6
«Главное не науправлять»: управляющая горздравом Ростова Надежда Левицкая не имела медицинского образования
вчера в 21:01 Общество -
7
Министр Татьяна Быковская признала нехватку кислорода в ковидных госпиталях Ростова
22.10.2020 Общество -
8
«Главврач заставил писать опровержение под диктовку»: история о лежавшем трупе в палате ЦРБ Кагальника
22.10.2020 Общество -
9
Что произошло в ковидном госпитале Ростова, где за ночь умерли 13 человек
21.10.2020 Общество -
10
Бывший главный реаниматолог 20-ки рассказал о звонке из больницы в ночь, когда там отключили кислород
вчера в 07:43 Общество
-
Сферы развития
Психологи, прежде чем ответить на вопрос: «Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?», обращают внимание оппонента на существование шести основных сфер, из которых состоит развитие любого человека:
физической (изменение размеров, форм и физической зрелости органов, а также развитие координации движений);
сексуальной (поэтапное формирование сексуальности);
интеллектуальной (обучение языкам, развитие способности мыслить, рассуждать, решать проблемы и формировать идеи);
социальной (овладение навыками и знаниями, необходимыми для взаимодействия с людьми);
эмоциональной (формирование чувств и реакций на события);
нравственной (рост понимания добра и зла и связанные с этим изменения в поведении).
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.
В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.
Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.
Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться рефлексия, объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.
Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.
Подростковый возраст в различных концепциях развития
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.
Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление.
Концепция Л. И. Божович
По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка.
Особенности личности подростков.
1. Личностная
нестабильность
(сияющий оптимизм и мрачный пессимизм).
Противоположные черты, стремления
борются друг с другом, определяя
противоречивость характера и поведения
взрослеющего ребенка. У подростка
противоречивые потребности: потребность
в принадлежности к группе и в обособленности
(появляется свой внутренний мир, подросток
испытывает потребность остаться наедине
с собой).
Подросток,
считая себя уникальной личностью, в то
же время стремится внешне ничем не
отличаться от сверстников. Типичной
чертой подростковых групп является
КОНФОРМНОСТЬ — Склонность человека к
усвоению определенных групповых норм,
привычек и ценностей, подражательность.
Желание слиться с группой, ничем не
выделяться, отвечающее потребности в
безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты и
называют социальной мимикрией.
2. «Чувство
взрослости»—
отношение подростка к себе как к
взрослому.
Это выражается
в желании, чтобы все — и взрослые, и
сверстники относились к нему не как к
маленькому, а как к взрослому. Он
претендует на равноправие в отношениях
со старшими и идет на конфликты, отстаивая
свою «взрослую» позицию.
Чувство
взрослости проявляется и в стремлении
к самостоятельности, желании оградить
какие-то стороны своей жизни от
вмешательства родителей.
Это касается
вопросов внешности, отношений с
ровесниками, может быть — учебы.
Чувство
взрослости связано с этическими нормами
поведения, которые усваиваются детьми
в это время. Появляется моральный
«кодекс», предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских
отношениях со сверстниками
3. Развитие
самосознания
— формирование «Я-концепции» система
внутренне согласованных представлений
о себе, образов «Я». Возникновение
внутреннего мира, стремление познать
себя через друзей, ведение дневников
4. Критичность
мышления,
склонность к рефлексии, формирование
самоанализа.
5. Потребность
в самоутверждении,
в деятельности, имеющий личностный
смысл. Направленность личности:
— гуманистическая
направленность — отношение подростка
к себе и обществу положительны;
— эгоистическая
направленность — он сам является более
значимым, чем общество;
— депрессивная
направленность — он сам никакой ценности
не представляет для себя. Его отношение
к обществу можно назвать условно
положительным;
— суицидальная
направленность — ни общество, ни личность
для самой себя не представляет никакой
ценности.
Более всего
особенности личностного развития
подростка проявляются в общении со
сверстниками. Любой подросток мечтает
о закадычном друге. При чем о таком,
которому можно было бы доверять «на все
100», как самому себе, который будет предан
и верен, несмотря ни на что. В друге ищут
сходства, понимания, принятия. Друг
удовлетворяет потребность в самопонимании.
Практически, Друг является аналогом
психотерапевта. Дружат чаще всего с
подростком того же пола, социального
статуса, таких же способностей (правда,
иногда друзья подбираются по контрасту,
как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный
характер, измена не прощается. А вкупе
с подростковым максимализмом дружеские
отношения носят своеобразный характер:
с одной стороны – потребность в
единственно-преданном друге, с другой
– частая смена друзей.
У подростков
существуют и так называемые референтные
группы. Референтная группа — это значимая
для подростка группа, чьи взгляды он
принимает. Желание слиться с группой,
ничем не выделяться, отвечающее
потребности в эмоциональной безопасности,
психологи рассматривают как механизм
психологической защиты и называют
социальной мимикрией. Это может быть и
дворовая компания, и класс, и друзья по
спортивной секции, и соседские ребята
по этажу. Такая группа является большим
авторитетом в глазах ребенка, нежели
сами родители, и именно она сможет влиять
на его поведение и отношения с другими.
К мнению членов этой группы подросток
будет прислушиваться, иногда беспрекословно
и фанатично. Именно в ней будет пытаться
утвердиться.
Какие профессии подходят девочке
Как выбрать на кого учиться подрастающему поколению женского пола? Многие девочки школьного возраста мечтают о карьере певицы, актрисы или модели, желая купаться в роскоши, богатстве и аплодисментах. Однако далеко не все обладают необходимыми данными для осуществления своей мечты и не подозревают, сколько труда скрыто за красивой картинкой. Родителям необходимо в доступной, но не критикующей форме, донести до дочери, как выбрать будущую профессию, где она будет действительно востребованным специалистом, а не пополнит ряды безработных после потраченных на учебу лет.
Как определиться с выбором профессии подростку? Основным критерием избрания работы для подрастающей девушки является возможность самореализации, а не материальная выгода. Если после школы она поступит в престижный университет на востребованную техническую специальность, но ее душа лежит к искусству, вряд ли получив диплом студентка станет отличным инженером. Гораздо вероятнее, что она сменит сферу деятельности или будет работать без особых профессиональных достижений и удовольствия.
Самыми востребованными женскими специальностями являются:
- специалист по рекламе;
- пиар-менеджер;
- бухгалтер;
- менеджер по туризму;
- стилист-косметолог;
- стоматолог;
- парикмахер.
В этих сферах деятельности гарантирован стремительный карьерный рост, а заработок зависит от степени квалификации и профессионализма. Задумываясь, как выбрать профессию для ребенка, помните, что все зависит от его индивидуальных личностных качеств и талантов. Заниматься любимым делом, которое приносит стабильную финансовую прибыль, намного приятнее, чем просиживать в офисе в ожидании окончания рабочего дня.