Обучающие тесты по педагогике (стр. 4 )
Содержание:
- Учебная деятельность
- Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Бизнес и финансы
- Определение понятия возраста
- Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
- Познавательно исследовательская деятельность
- Оформление разных типов окон на кухне
- Методика «Мотивационная готовность» по А.Л. Венгеру
- Понятие ведущей деятельности
- Что это такое
Учебная деятельность
В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.
Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.
Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.
Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов
А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти
Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу
Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия
Ведущий вид деятельности в раннем детстве
Замечание 2
В период раннего детства в качестве ведущего вида деятельности выступает предметная деятельность, оказывающая влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его отношения со взрослыми.
В раннем детстве предметы становятся для малыша не просто объектом, а вещью, имеющей определенное предназначение и определенный способ употребления. Ребенок стремится овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого в данном случае заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый
Однако усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Можно выделить три основные фазы в развитии взаимосвязи между действием и предметом:
- С предметом можно выполнять любые действия;
- Предмет может применяться только по его назначению;
- С предметом могут осуществляться различные действия, но только если ребенку известно его основное назначение.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов:
- Первый этап связан с неспецифическим использованием орудий, то есть происходят манипуляции с предметами. Также здесь возможно использование предмета еще до того, как в сознании будут сформированы способы его применения. В качестве примера можно привести использование ложки, когда ребенок уже понимает для чего она нужна, однако неправильно держит ее в процессе питания. В это время происходит овладение специфическими формами употребления предметов;
- На втором этапе у ребенка можно заметить использование определенных действий в неизвестной ему ситуации. Можно выделить два типа переноса в это время. Первый связан с переносом действия с одного предмета на другой из-за обобщения его функции. Например, когда ребенок уже умеет пить из кружки, он может начать пить и из стакана. Второй перенос обусловлен переносом действия в зависимости от ситуации, то есть ребенок использует один и тот же предмет, но в разных ситуациях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок старается обуть свою игрушку после того, как сам научился обуваться;
- Последний, третий этап, связан с формирование игровых действий. В это время взрослый человек уже не объясняет ребенку каким образом ему нужно использовать тот или иной предмет и как нужно играть.
Замечание 3
Со временем ребенок начинает сравнивать свойства предметов и операции, которые лучше всего подходят для них.
Для психического развития детей в этот период важными являются соотносящие и орудийные действия. Первые можно объяснить, как использование нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях. Примером выступают различные сборно-разборные игрушки. Орудийные действия связаны с использованием одного предмета для оказания воздействия на другие. Ученые установили, что именно орудийные действия оказывают влияние на развитие интеллекта у детей, а предметные, как правило, позволяют определить степень их обучаемости, открытость в общении со взрослыми и т.д.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Определение понятия возраста
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
- Хронологический возраст – определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
- Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
- Психологический возраст – определенный уровень развития психики, категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).
Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.
Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.
Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.
Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.
Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.
Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:
— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.
— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.
— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.
— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.
— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.
— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.
Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.
Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно
Познавательно исследовательская деятельность
Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.
Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.
В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.
Оформление разных типов окон на кухне
Методика «Мотивационная готовность» по А.Л. Венгеру
Цель методики заключается в том, чтобы определить степень развития познавательных потребностей дошкольников в значимой для их личности деятельности.
Проводя опрос с помощью теста, мы определили, что далеко не все дошкольники хотят учиться в школе. И не интересуют такие предметы, как чтение и математика, русский язык и рисование.
Они хотели бы учиться в школе, в которой преподают только пение, физкультуру и рисование. Некоторые дошкольники хотят заниматься только математикой или только письмом.
Не все дети желают получать высокие оценки, многие хотели бы получать за правильный ответ игрушки или сладости. Можно предположить, что у детей развита низко познавательная потребность на личностно-значимом уровне.
Таблица 2
Результаты исследования познавательных потребностей дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
группа | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
экспериментальная группа | 1 | 6,7 | 3 | 20,0 | 11 | 73,3 |
контрольная группа | 1 | 6,7 | 6 | 40,0 | 8 | 53,3 |
Согласно результатам, высоким уровнем познавательных потребностей дошкольников обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и 1 дошкольник экспериментальной группы.
Это дошкольники, которые имеют высокий уровень познавательных потребностей, у него развиты социальные мотивы, которые основаны на понимании социальной значимости учения.
Средним уровнем обладают 6 детей из контрольной группы, что составляет 40 процента от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей 3 (20 процента).
Эти дошкольники имеют познавательные потребности, но у них нет четкого понимания необходимости учения. Они хотят с помощью учебной деятельности занять особое положение среди ровесников.
Низким уровнем обладают 8 детей из контрольной группы, что составляет 53,3 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента). Эти дошкольники не обладают познавательными потребностями, не осознают ценность учения.
Хочу отметить, что большинство детей не обладают нужными практическими знаниями, навыком последовательного рассуждения и обоснования своей точки зрения. Диагностические ситуации, используемые на группе детей, недостаточны для определения качества знаний. В результате пройденного испытания педагогам были даны рекомендации по составлению эффективного учебного процесса.
- Анализ игровых предметов окружающей среды.
- Мотивация, создание комфортных условий для творческой и познавательной деятельности дошкольников.
- Подбор игр, которые подойдут обучающимся для самостоятельного изучения взаимодействия, зависимости между величинами и числами.
- Практика организации досуга, игровых проектов.
Как показали результаты исследования на констатирующем этапе, педагогическая поддержка детей в образовательном процессе недостаточно организована, так как у большинства дошкольников низкий уровень готовности к учебной деятельности и не сформированы познавательные потребности.
Поэтому на следующем этапе мы организовали работу по реализации условий педагогической поддержки детей экспериментальной группы, о чем и пойдет речь в одной из следующих наших статей.
Понятие ведущей деятельности
Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:
- в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
Что это такое
Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.
- Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
- Она определяется целями и требованиями общества.
- С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
- Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.
В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:
- интеллектуальные способности личности;
- творческое воображение;
- мировоззрение;
- система идеалов и ценностей;
- эмоционально-эстетическое отношение к миру.
Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.
Предмет деятельности
Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.
Принципы деятельности
Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.
- Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
- Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.
Структура деятельности
Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.
Мотивы
Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.
Цели
Основной элемент. Имеет две формы проявления:
- как представляемый человеком результат;
- как желаемый уровень достижений.
Программа
Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.
Значимые для деятельности личностные качества
Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.
Компоненты деятельности
Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.
Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.
Действие – инструмент в достижении цели
Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.
Интеллектуальные действия
Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.
- осознает (частично или полностью) цель своих действий;
- представляет результат;
- воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
- строит пошаговый план, алгоритм операций;
- прикладывает волевые усилия;
- наблюдает за процессом;
- переживает успехи и неудачи.