Научное познание и его особенности

↑ Обыденное (житейское) познание

Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.

К ним относятся знания:

  • о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);
  • о безопасности (строительство дома);
  • о материальном благополучии (работа, бизнес);
  • о самореализации (карьерный рост, образование).

На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.

Здравый смысл — способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.

Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания: 

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон. 

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Особенности научного знания

В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.

  • Объективность. Научное познание всегда объективно. Это адекватное, независимое от субъекта знание об явлениях и процессах. Объективное знание не зависит от воли познающего, от воли субъекта. Это то, что остаётся верным независимо от того, хотим мы этого или нет. Противоположна объективности субъективность. Например, гравитация существует объективно в том смысле, что хотим мы этого или нет, но все подчиняются закону всемирного тяготения. Наука объективно описывает реальность, независимо от наших желаний, создавая объективную картину мира. Примером может быть историк, пишущий научную работу об исторической личности. Он может быть крайне недоволен политикой Петра Первого. Но при этом он должен раскрыть его личность, показать минусы и плюсы. Нужно показать и положительный вклад, который внёс этот правитель в российское государство. При всём своём недовольстве политикой Петра I, настоящий учёный не будет вносить в научную работу своё субъективное отношение.
  • Принцип рациональности и непротиворечивости. Это обязательное слово логической согласованности, разумности и непротиворечивости другим фактам.
  • Проверяемость. Любое знание должно быть проверяемо. Оно должно быть воспроизводимо (проверяемо) при любых других условиях (снова и снова).
  • Понятийный аппарат. Понятийный аппарат в науке предполагает наличие определённой терминологии. Это знания, которые представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм. Это особый язык понимания, язык представления информации.
  • Обобщение знаний. Эта особенность связана с языком логики, науки. В результате обобщения находятся общие признаки и свойства явлений, предметов и процессов.
  • Универсальность. Объектом научного познания является любой феномен.
  • Аргументация. Сильная степень аргументации и доказательности является важнейшим условием научного открытия.
  • Методология. Научное знание всегда является результатом применения определённого научного метода. Существуют общелогические, общенаучные и специальные научные методы.
  • Точность. Наука стремится к точному объяснению явлений. Так, характерной чертой естественных наук является опора на язык математики, который позволяет избегать неоднозначности, неточности, неясности, характерных для терминов естественного и гуманитарного языка. Он позволяет характеризовать и выражать те категории физической реальности, которые в обыденном языке в принципе не могут быть выражены. Это заметил ещё Галилео Галилей, когда сказал, что книга природы написана на языке математики. Природа удивительным образом удачно легко и прекрасно описывается математическими терминами и математическими формулами. Можно вспомнить известную формулу Эйнштейна (энергия равна массе, умноженной на скорость света в квадрате). Все эти буквы, компоненты и уравнения представляют собой некие числа. То есть совокупность чисел и операций между ними (в данном случае это произведение и равенство) совершенно точно и адекватно описывает окружающую действительность.
  • Теоретизирование. Научное знание имеет теоретический характер. Оно имеет чёткую логическую структуру, систематизировано и теоретизировано.
  • Научное знание несёт пользу обществу. Наука имеет сильное прогностическое и эвристическое влияние. Она позволяет обнаруживать новые факты и связи между фактами. В конечном итоге, всё это способствует производственному, социальному и экономическому прогрессу.

1.5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи

Как
было отмечено, эмпирический уровень
характеризуется спе­цифическим
объектом познания. Это связи, отношения,
свойства, которые
выявлены в ходе практической деятельности
и включены в
процесс познания.

Познавательные
операции всегда осуществляются в
чувственно-предметной форме. На этом
уровне познания решаются следующие
познавательные
задачи:

  • сбор
    фактов об объекте познания. Научный
    факт – это только
    те события, явления, свойства, связи,
    отношения, которые
    зафиксированы;

  • получение
    данных на основе наблюдений, измерения,
    экспе­риментов;

  • составление
    схем, диаграмм для наглядного восприятия
    наибо­лее
    важных тенденций в функционировании
    объекта исследования;

классификация
научных фактов, данных и другой
эмпири­ческой
информации.

Для эмпирического
уровня познания характерно использование
следующих методов изучения объектов.

Наблюдение
– система фиксации и регистрации свойств
и свя­зей изучаемого объекта.
Познавательные возможности метода
на­блюдения
зависят от характера и интенсивности
чувственного восприятия
особенностей объекта наблюдения, условий
наблюде­ния,
совершенства измерений. При благоприятных
условиях этот метод
обеспечивает достаточно обширную и
разностороннюю ин­формацию
для формирования и фиксации научных
фактов.

Функции
этого метода: фиксация и регистрация
информации и предварительная
классификация фактов.

Эксперимент
– это система познавательных операций,
которая осуществляется
в отношении объектов, поставленных в
такие условия (специально
создаваемые), которые должны способствовать
обнаруже­нию,
сравнению, измерению объективных
свойств, связей, отноше­ний.
Различают три основные сферы для
эксперимента: лабораторный
эксперимент
(для
естественных и технических наук),
производствен­ный
и
социальный
(для
экономических, политических наук).

Эксперимент
является важным (а в ряде случаев даже
решаю­щим)
элементом практики, поэтому он выступает
как основа фор­мирования
гипотез и теории и вместе с тем как
критерий истинно­сти
теоретических знаний. Вместе с тем
теория всегда выступает как определяющая
сторона эксперимента.

Эффективность
эксперимента в решающей степени
определяется глубиной
и всесторонностью обоснования условий
проведения экс­перимента
и его целей.

Измерение
как
метод является системой фиксации и
регистра­ции
количественных характеристик измеряемого
объекта. Для эко­номических
и социальных систем процедуры измерения
связаны с показателями:
статистическими, отчетными, плановыми;
едини­цами
измерения.

Использование
метода измерения требует всестороннего
учета единства
количественной и качественной сторон
изучаемого объекта. Метод
измерения находит свое выражение в
математическом вос­произведении
количественных и качественных
характеристик объекта при
эксперименте.

Описание
– специфический метод получения
эмпирического знания. Его сущность
состоит в систематизации данных,
получен­ных в результате наблюдения,
эксперимента, измерения. Данные выражаются
на языке определенной науки в форме
таблиц, схем, графиков
и других обозначений. Благодаря
систематизации фак­тов,
обобщающих отдельные стороны явлений,
изучаемый объект отражается
в целом.

Таким
образом, классификация данных наблюдения,
экспери­мента,
измерения, имеющая место в описании,
делает факты бази­сом
для дальнейших логических операций.

Как
метод получения нового знания, описание
может осуществ­ляться
средствами собственного языка (явления
описываются без строгого
указания их количественных характеристик),
статисти­ческими
методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.),
графическими методами
(графики, диаграммы) и т.д.

Ответим на ваш вопрос!

ФИО

Электронная почта

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Отправить

Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления

Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.

Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.

Чувственное познание

Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.

С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?

Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения

Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:

  1. ощущение –  это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
  2. восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
  3. представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.

Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию

Рациональное познание

Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:

  1. понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
  2. суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
  3. умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.

До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.

Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.

Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания

21 Основные формы научного знания. Теория как высшая форма организации научного знания. Структура и типология научных теорий.

  • Ответы на экзамен Основы философии | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

    Философия и жизненный мир человека. Образы философии в истории культуры. Сущность, структура и исторические т ипы мировоззрения. Генезис и специфика философского мировоззрения. Предмет, структура и

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Философия и жизненный мир человека. Образы философии в истории культуры. Философия и жизненный мир человека. Сущность, структура и исторические типы мировоззрения. Генезис и специфика философского

  • Разработка и исследование моделей, методов и средств редактирования информационного наполнения компьютерных банков знаний Орлов Василий Александрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Владивосток — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 9.02 Мб

    05.13.11 — математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей. Актуальность проблемы. Исследования в области компьютерных систем, основанных на знаниях,

  • Ответы для ГОС экзамена — История и философия науки | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.24 Мб

    Понятие науки. Классификация наук. Особенности научного знания. Философия и наука. Проблема взаимосвязи философии и науки. Наука, паранаука, квазинаука, лженаука Понятие метода. Классификация методов

  • Ответы по предмету Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения. 2. Природа философских проблем. Проблема научности философии. 3. Социокультурный статус и функции философии в современном

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Беларусь | docx | 0.44 Мб

    1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения 2. Роль философии в системе культуры. Функции философии. 3. Проблемное поле философии. Формирование системы

  • Шпаргалка по Философии | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1.Понятие мировоззрения, его структура и функции. 2.Роль философии в системе культуры. Функции философии. 9.Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 8.Характер древнегреческой

  • Ответы к экзамену по курсу Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.22 Мб

    1.Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения. 2.Философия и наука. Проблема научности философского знания. 3.Предмет философии. Специфика

  • Ответы к экзамену по дисциплине Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.46 Мб

    1. Мировоззрение: структура, функции, исторические формы. 2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии и искусства. 3. Предмет философии, её структура, основные функции 4. Философия и наука:

  • Ответы по международной экономике | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 3.52 Мб

    Вопрос 1. Предмет и структура курса «Международная экономика». вопрос.2 Содержание, объекты и субъекты международной экономики вопрос.3. Структура МЭ. Группы стран в МЭ вопрос4.Международное

Теория как форма научного познания

Теория в переводе с греческого означает рассмотрение, исследование. таким образом, в широком понимании теория является наиболее развитым видом деятельности, направленной на познание. С этой точки зрения теоретическая деятельность сопоставляется с практической деятельностью.

В научном познании под теорией понимается форма организованного достоверного знания о какой-либо предметной области, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование и дальнейшее развитие объектов, имеющих отношение к данной области.

Важнейшей функцией теории как формы научного познания является организация знания. Данная функция обусловлена необходимостью систематизирования отдельных, обособленных знаний о исследуемой предметной области.

Также не менее важными функциями теории являются предсказание и объяснение, эти две функции неразрывно связаны между собой.

Таким образом, функции теории следующие:

  • организация знания
  • объяснение
  • предсказание

Правильное объяснение современного состояния объекта, а также предсказание его будущего развития является ориентиром в деятельности людей. Научная теория служит людям на практике.

Научная теория является сложной системой знаний. Которая включает в себя эмпирическую базу, к которой относятся обобщенные и систематизированные факты, теоретическую основу, которая состоит из категориального аппарата науки, законов науки, аксиом, постулатов и т.д., логические средства, которые обеспечивают правильность выводов. Основное содержание теории – это ее положения, выводы и система аргументации.

В зависимости от формы идеализации существуют описательные теории, математизированные и дедуктивные. По степени точности предсказаний теории делятся на детермистские, которые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, и стохастические, которые дают вероятные предсказания. Также теории бывают позитивными – их задачей является объяснение фактов, и нормативными – задача таких теорий помимо объяснения еще и понимание объектов и событий.

Эмпирический и теоретический уровни

Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Каждый из этих уровней пользуется своими особыми методами исследования и имеет разное значение для научного знания в целом.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Основные методы эмпирического знания это:

Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик;

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется;

Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам;

Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков;

Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.

Информация, полученная с помощью эмпирических методов, подвергается статистической обработке. После этого учёные могут делать определенные обобщения. Полученная информация должна быть верифицированной, поэтому учёные обязаны подробно описать источники информации и использованные методы.

Теоретическое знание

Эмпирическое знание само по себе редко может исчерпывающе объяснить определенное явление. Такое знание малоэвристично, то есть оно не открывает новых возможностей научного поиска. Именно поэтому необходим теоретический уровень знания, на котором полученные эмпирические данные вписываются в определенную систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование.

Таким образом, суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности.

Основные методы теоретического знания — это:

  • Формализация — построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений;
  • Аксиоматизация — теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно;
  • Гипотетико-дедуктивный метод — построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Основные компоненты теоретического знания — это:

  • Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
  • Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, тогда как логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
  • Теория — знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории — описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами, которые в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а ограниченным количеством свойств.

Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.

Методы научных исследований

Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.

Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.

Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.

Методы научного познания:

  • анализ – это разложение общего на несколько объектов (например, анализ литературного произведения и его составных частей);
  • синтез – это соединение воедино элементов целого объекта или явления;
  • наблюдение – это целенаправленное чувственное восприятие предметов, вещественных объектов, явлений со стороны невмешательства в них, а выявление существенных характеристик фигурирует здесь в качестве его цели (например, наблюдение солнечного затмения или полёта бабочки; мы воспринимаем предмет, смотря на него со стороны); наблюдение может быть непосредственным или опосредованным в зависимости от условий, в которых происходит исследовательская деятельность, от возможностей исследователя и свойств предмета;
  • эксперимент – это исследование предметов познания в контролируемых, специально сформированных условиях, он связан с активным, целенаправленным и контролируемым воздействием исследователя на объект исследования (например, создаётся инкубатор, на который смотрят учёные и изучают поведение кур в инкубаторе); при этом ликвидируются, уменьшаются и контролируются те обстоятельства, эффекты и влияния, которые мешают ясному и чёткому выявлению существенных свойств и связей изучаемого предмета;
  • сравнение – это обнаружение отличий и сходств между исследуемыми предметами познания (например, сравнение в русском языке причастия и деепричастия);
  • измерение – это поиск измеряемой величины количественных параметров реальных явлений, событий и объектов через их сравнение с некоторым эталоном (например, измеряется длина обуви в условных единицах); его невозможно провести при отсутствии измерительных приспособлений, которые выступают как неотъемлемый элемент в арсенале средств, необходимых для реализации плодотворных естественных исследований;
  • описание – это фиксация сведений об объекте и явлениях, которые имели (или имеют) место в действительности (оно может осуществляться как естественным, так и искусственным образом, совершается в определённой знаковой системе, явления и факты можно фиксировать словами, или записать их);
  • формализация – это представление знаний в каком-то определённом виде (например, использование каких-либо символов, кванторов в математике);
  • моделирование (моделирование реальных явлений, процессов и систем) – это создание в определённой материальной или знаковой системе моделей объектов и их аналогов; такие аналоги (модели) могут заменять объекты в научных исследованиях (в этом плане они очень похожи на символы, что и обусловливает в конечном итоге возможность их знаковых форм);
  • индукция – это специфическая форма формирования выводов, в которой происходит восхождение от определённой совокупности сингулярных посылок к всеобщему выводу; она включает в себя выделение всеобщих характерных черт объектов и процессов (обобщение) и имеет, таким образом, сложный, комплексный характер;
  • дедукция – это форма создания выводов от всеобщего вывода к конкретному объекту или явлению;
  • абстрагирование – отвлечение от побочного и несущественного в процессе исследования.

Также к научным методам относятся:

  • систематизация;
  • идеализация;
  • гипотетико-дедуктивный метод и др.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

  1. Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

  2. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

  3. Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
  4. Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  5. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
  6. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  7. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.

Категории

  • Поп-музыка
  • Электронная музыка
  • Транс
  • Альтернативная музыка
  • Рок
  • K-Pop
  • Рэп
  • Танцевальная музыка
  • Техно
  • Фолк
  • Метал
  • Хаус
  • Разное
  • Классическая музыка
  • Русский шансон
  • R&B и соул
  • Регги
  • Авторы-исполнители
  • Джангл
  • драм-н-бэйс
  • Латино
  • Саундтреки
  • Со всего мира
  • Кантри
  • Блюз
  • J-pop
  • Джаз
  • Христианская музыка и госпел
  • Французская поп-музыка
  • Блэк-металл
  • Дэт-металл
  • Индийская музыка
  • Детская музыка
  • Панк
  • Нью-эйдж
  • Инструментальная музыка
  • Фанк
  • Инди-поп
  • Немецкий поп
  • Хардкор
  • Дабстеп
  • Новая волна
  • Бразильская музыка
  • Африканская музыка
  • Арабская музыка
  • Турецкая музыка
  • Медитация
  • Аниме
  • Разговорный жанр
  • Психоделическая
  • Вокал
  • Гранж
  • Ска
  • Рок-н-ролл
  • Мюзиклы
  • Даб
  • Электроника
  • Русская музыка
  • Танго
  • Легкая музыка
  • Диско
  • Азия
  • Рождество
  • Современная народная музыка
  • Новая акустическая
  • Спорт и активный отдых
  • Биографии и мемуары
  • Кельтская музыка
  • Франция
  • Дэт-метал
  • блэк-метал
  • Китайская музыка
  • IDM
  • экспериментальный
  • Индастриал
  • Тайская поп-музыка
  • Самба
  • Южная Америка
  • Оркестровая музыка
  • Камерная музыка
  • Ретро
  • Современный джаз
  • Израильская музыка
  • Альтернатива
  • Исламская музыка
  • estrada
  • eastern
  • Русская поп-музыка
  • armenian
  • azerbaijani
  • tatar
  • balkan
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector