Наука и особенности научного мышления

Этапы развития

По мере того, как развивался человек, развивалось и его мифологическое мышление. Если изначально мифами объяснялись природные явления, от которых на тот момент в основном и зависел каждый житель планеты в повседневных делах, то позже легенды и ритуалы, им сопутствующие, складывались и на другие темы. Кстати, именно защита от различных напастей стала первым этапом в развитии мифологического мышления. Попробуем составить свою летопись.

Сначала был страх. Перед силами природы (дождем, ветром, солнцем, грозой), дикими животными (мамонтами в том числе), и пока человек не изобрел практические средства защиты, он использовал мифологические. Некоторые из них используются многими людьми до сих пор. Считается, что женщина с пустым ведром, встретившаяся по пути, это знак, который непременно сулит неприятности. Птица, залетевшая в дом, приносит болезни или даже смерть. И таких поверий, которые распространены и в наш век, множество.

Многие достаточно образованные люди прекрасно понимают, что никакой реальной опасности в кошке, пересекающей дорогу, нет, но все же соблюдают предписанные когда-то и кем-то правила и на всякий случай плюют через левое плечо. Это, скорее, акт самоуспокоения, чем способ борьбы с потусторонними потенциально опасными силами, но все же он существует. Некоторые из нас обязательно заглядывают в зеркало, прежде чем покинуть помещение, в которое вернулись за забытой вещью. Редкая невеста покажет платье жениху до свадьбы. Примеры подобных поверий можно приводить бесконечно.

При этом во всех этих мифах и ритуалах есть одна особенность. Куда ни посмотри — свои правила и интерпретации мифов. Так, к примеру, в одной деревне торжество по случаю бракосочетания обязательно должно проходить в присутствии черной кошки. По этому же праздничному поводу в соседнем селе всех мяукающих существ заранее прогоняют подальше от дома брачующихся.

Потом появилась вера. Некоторые народы до сих пор живут по правилам, принятым сотни лет назад, и искренне верят в их справедливость. Их заставляет это делать вовсе не отсутствие разума, а тот факт, что мифологическое мышление взяло верх над другими видами мыслительных процессов. Известны случаи, когда целые племена вымирали после того, как у них в гостях побывал цивилизованный человек. Причина банальна — инфекция. Эти люди не делают прививок. Они верят в защиту высших сил.

Чтобы почувствовать связь с непонятным миром, человек начал искать проводника. Им должно было стать некое божественное существо, образ которого каждый народ создавал сам. У кого-то в ранг святых возводились животные (например, в Индии коров не едят даже в периоды всеобщего голода), где-то появлялись боги, подобные людям (греческая мифология – яркий тому пример).

Именно к понятно выглядящим идолам наши предки обращались, собираясь на охоту, у них они спрашивали совета перед началом того или иного дела, перед ними совершали жертвоприношения. Потом появились фрески, иконы, статуи божественных созданий. Человек должен был видеть того, к кому обращается в горе и в радости.

Существует и другая градация мифов. В данном случае они делятся по тематике.

Куда проследовать при помощи мифологического мышления – на поле чудес, в страну дураков или сделать мифологию своей профессией – каждый решает сам. Но в той или иной степени мифологическое мышление свойственно даже убежденным атеистам и агностикам.

Особенности

Термин «понятийное мышление» в психологии появился не так давно. Его ввел советский ученый Лев Семенович Выготский. С 1924 по 1934 год он изучал, как сознание влияет на образ мыслей человека. И пришел к следующему выводу — то, как человек думает, зависит от следующих факторов:

  • умения видеть истинную суть явления,
  • способности отыскать причину происходящего,
  • умения предвидеть последствия,
  • навыка обращения с информацией,
  • умения ее систематизировать,
  • способности выстраивать полную картину происходящего.

Лишь те, кто обладает данной формой мышления, способны грамотно разобраться в любой ситуации. Остальные, а по некоторым данным их около 80%, думают, что правы лишь потому, что так думают именно они. Любую ошибку они объясняют вмешательством извне.

Понятийное мышление – способность не врожденная. Оно начинает появляться у ребенка в возрасте 6-7 лет. Именно тогда проявляется его способность не просто получать знания, но и давать им собственную оценку. Теоретические знания в случае, если не будет применено понятийное мышление, останутся лишь сухой, зачастую ненужной, а потому и быстро забываемой информацией. Считается, что понятийное мышление впервые сформировалось у человека, когда появилось слово. Именно оно дает возможность представить то, что невозможно «потрогать». Счастье, совесть, обида, злость – это всего лишь слова, которые каждый воспринимает по-своему. То, как это происходит, во многом зависит от того, какое образование получил гражданин, какую литературу изучал, с какими ситуациями сталкивался лично.

Чтобы определить, насколько развито понятийное мышление, можно воспользоваться и куда более простым способом. Выберите из набора следующих слов лишние. «Снегирь, воробей, птица, канарейка, страус, пингвин, ворона». Большинство из тех, кто проходит этот тест, выбирают пингвина или страуса, аргументируя это их размерами и непохожестью на остальных пернатых. Хотя правильный ответ – «птица». Именно это слово лишнее в данном списке. Оно лишь объединяет – все остальные, другие являются ее видами.

Еще один вопрос из другой области. Сколько будут стоить 2 трехрублевые булочки, если килограмм муки стоит 20 рублей? Удивительно, но некоторые начинают искать трудное решение, которое на самом деле лежит на поверхности. Ведь сколько бы не стоило сырье, две булки по 3 рубля будут стоить 6. Прошли тест? Теперь давайте попробуем понять, а стоит ли радоваться и расстраиваться полученному результату.

Начни онлайн-курс ЕГЭ по обществознанию прямо сейчас

Приложение Android

Начать подготовку

Приложение iOS

Начать подготовку

Некомпьютерные игры и головоломки

Несмотря на информационный век, многие логические игры остаются для поклонников любимыми в их физическом воплощении. Это связано с тем, что некоторые из них не получили качественных аналогов в облике компьютерных программ, а в другие намного интереснее и приятней играть «вживую», общаясь и переживая. Вот примеры таких игр, в которые можно сыграть с друзьями и получить не только удовольствие, но и пользу.

6

Шахматы

Шахматы – это не только спорт, но и наука, и даже искусство. Многие видные политические деятели и полководцы https://4brain.ru/liderstvo/cases.php страстно любили играть в шахматы, а их биографы отчасти этим фактом объясняли успех, которого они достигли. Действительно, шахматы – это не только самая старая и известная логическая игра, а и упражнения в тактике и стратегии, требующие и развивающие наблюдательность, терпение и комбинационное зрение. Больше об этой гениальной игре читайте в .

Кстати, есть версии и для менее терпеливых поклонников шахмат, буллит и блиц, где партия длится не больше 15 мин. Также известно множество шахматных задач и головоломок, придуманных любителями этой игры. Попытаться решить одну из самых популярных – задачу 8 ферзей – вы можете у нас на сайте.

7

Шашки

Для многих знакомство с шахматами началось именно с игры в шашки. Правила в них более простые, а в разновидность шашек – русские шашки – можно играть на шахматной доске 8х8. Этот вариант был наиболее известен в СССР, но в мире насчитывается большое количество поклонников разных вариаций игры: от международных, где используется игровое поле 10х10, до национальных шашек (английских, американских – pool checkers, чешских, турецких и других). Количество игроков также варьируется от 2 до 4.

Несмотря на то, что играть в шашки не сложно, а партии в них не длинные, для победы нужна внимательность, стратегическое и тактическое мышление. Кстати, правила игры в разные шашки можно легко найти в Интернете, так что смело принимайтесь за освоение новой версии, когда стандартная русская вам надоест.

8

Крестики-нолики

Благодаря своей простоте, граничащей с гениальностью, крестики-нолики и сегодня остаются одной из любимых игр всех скучающих на парах, уроках, конференциях, совещаниях. Это «сетевая» логическая игра на двоих эпохи, когда о компьютерах даже не слышали, остаётся популярной и любимой. Так что, если у вас с другом/подругой выдалась свободная минутка, берите чистый лист, ручку, чертите игровое поле и принимайтесь за сражение. На этой и этой страницах мы, к слову, собрали рекомендации к тому, как выиграть в крестики-нолики.

9

Головоломки и задачи со спичками

Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.

У нас на сайте вы можете проверить свои силы онлайн в нескольких видах таких головоломок: с геометрическими фигурами и математическими выражениями.

10

Коллективные логические игры

На протяжении многих лет на ТВ остаются популярными разные интеллектуальные шоу и состязания, самые известные из которых – «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Они позволяют нам узнавать много нового и интересного, обогащать свои знания. Но перенести их в жизнь в первоначальном виде и сыграть с друзьями не всегда удается. Тем не менее, полезным и забавным будет, если, как во взрослой компании, так и с детьми, вы просто предложите разгадывать детские загадки или логические задачки посложнее.

В компании весело и с пользой провести время также помогут настольные игры по типу «Монополии», предназначенной для людей всех возрастов

Она не только хорошо развивает мышление, память, внимание, навык устного счета у детей, усидчивость и терпение, но и учит социальному взаимодействию, переговорам с целью убеждения

Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс очень сложный в силу ряда причин.

  1. Общество является самым сложным из объектов по знания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.
  2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Они значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.
  3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом социального познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В. А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата.

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

  1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. А социальные эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., в различные исторические эпохи, в разных странах могут давать не только разные, но и прямо противоположные результаты.
  2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
  3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, малейший сбой в ходе эксперимента могут оказать пагубное воздействие на людей, и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
  4. Социальный эксперимент не должен проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент — это эксперимент констатирующий, подтверждающий или отрицающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод — моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, он еще не существует, как, например, в прогностических исследованиях) либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, или вообще невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Интерес к будущему обострился в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, а также из-за тех глобальных проблем, которые ставят под сомнение само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего и на обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.

Признаки науки
Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

Наука – одна из форм духовной культуры.

Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила общества Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Данные науки используются для разработки социально-экономических программ
Классификация наук
Точные науки Технические науки Естественные науки Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях Это науки о технике и механизмах Это науки о природе Это науки об обществе
Математика, информатика Техника, металловедение, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, политология, эстетика, этика, экономика, социология
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки Прикладные науки
Изучают в чистом виде законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач

Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности и прежде всего потребности материального производства.
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.

Дифференциация Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на всё новые и новые ветви и направления Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.
Наука и общество
Наука создаёт картину мира
Представления человека о природе Представление человека об обществе Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу — техносферу Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науке

Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.Достижения НТР:
— Применение роботов (автоматически управляемых машин);
— Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна);
— Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки;
— Использование новых видов энергии;
— Использование лазеров в технике;
— Освоение космоса.

Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.

Литература

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Теория познания — статья из Большой советской энциклопедии. 

Методики

Для исследования мыслительного уровня применяют различные приёмы. Методика «Простые аналогии» помогает выявить характер логических связей и отношений между понятиями. В психологии существуют различные методы мозгового штурма, призванные противоборствовать однобокости и стереотипности человеческого мышления.

Большой популярностью пользуется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Техника призвана нарушить привычное для мозга состояние мышления. Британский психолог предлагает 6 путей рассмотрения и решения одной проблемы. Данный способ представляет собой психологическую ролевую игру, в которой цвета шляп предполагают включение определённого режима мышления. Индивид, примерив одну из шляп, обязан включить соответствующий режим. Игра требует большой внимательности, так как головные уборы разного цвета применимы к любой сфере, связанной с умственным трудом. Проблему надо рассматривать не в борьбе идей и доводов, а в их единстве.

Полное видение ситуации появляется исключительно после примерки игроком всех 6 шляп.

Белый головной убор подразумевает поиск недостающей информации и применение уже известных фактов. Ретроспективный метод познания помогает выявить причинно-следственные звенья и закономерности в развитии имеющихся сведений.
Надев красную шляпу, человек должен прислушаться к своему внутреннему голосу. Интуиция и собственные ощущения играют большую роль на данном этапе. Личность рассматривает проблему через призму своих чувств

При коллективном обсуждении важно выслушать каждого субъекта, понять, что вдохновляет его, а также подоплёку предложенного решения.
В чёрной шляпе человек обязан почувствовать себя в роли пессимиста. Он должен просчитать все возможные непредвиденные обстоятельства и риски
Следует обратить внимание на слабые места идеи

Иногда позитивно мыслящие люди имеют склонность к нежеланию реально взглянуть на предполагаемые препятствия
Они недооценивают ситуацию. Здоровая доля критицизма должна обязательно присутствовать при продумывании новых проектов.
Жёлтая шляпа позволяет человеку взглянуть на проблему позитивно. Она настраивает на оптимистический лад. Нужно отнестись внимательно ко всем сильным сторонам идеи и в деталях рассмотреть преимущества каждого решения. Жёлтый головной убор особенно важен при появлении сомнений в успешности проекта.
В зелёной шляпе субъекту необходимо попытаться найти необычные пути решения проблемы. С этой целью нужно активизировать творческое мышление, поиск оригинальных взглядов.
Синюю шляпу рекомендуют надевать руководителю перед самым принятием решения. Он сначала ставит определённую задачу перед присутствующими, а в конце мероприятия подводит конечный итог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector