Умственное развитие дошколят
Содержание:
- Школьное воспитание: понятие, возможности, проблемы
- 23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
- Нравственное воспитание школьников
- Понятие и значение обучения
- Когда именно начинается умственное воспитание?
- Дети с нарушениями интеллектуального развития
- Справочная информация
- Умственное воспитание: сущность и основные задачи
- Логическая модель усвоения информации
- № 3. MTT Turbine Superbike
- Речевая модель развития ребенка-дошкольника
- Бизнес и финансы
- Умственное развитие дошколят
Школьное воспитание: понятие, возможности, проблемы
Определение 1
Школьное воспитание – целенаправленный процесс, организованный педагогами школы, направленный на нравственное становление личности каждого учащегося.
На сегодняшний день школа обладает следующими воспитательными возможностями:
- Установленная шкала нравственных ценностей.
- Возможности становления и развития личности ребенка в процессе общения с педагогами и сверстниками.
- Возможность осуществления рефлексии собственного поведения в различных ситуациях (на уроке, во время перемены и т.д.).
- Большое количество условий создания эффективной воспитательно-образовательной среды, направленной на полноценное развитие личности ребенка (кружки, секции, лаборатории и т.д.).
- Возможность организации воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы он учитывал возможности и потребности ребенка, был основан на соблюдении его прав и свобод.
- Организация воспитательно-образовательного процесса на принципах взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
- Возможности влияния на воспитательную среду семьи, организация помощи родителям по вопросам воспитания детей.
Однако помимо перечисленных возможностей, современная школа сталкивается с рядом ограничений и проблем, которые препятствуют эффективной организации воспитательного процесса:
- Сложная ситуация в стране, оказывающая негативное влияние на морально-нравственные принципы и ценности у подрастающего поколения.
- Стандартные схемы воспитания в настоящее время не актуальны, не приносят желаемого результата, так как они не оказывают должного влияния на современных детей. Наблюдается процесс отчуждения детей от школы.
- Современные дети больше ориентируются на западные стандарты и ценности, что вызывает затруднения у педагогов в поисках подходов к ним, так как они не владеют необходимыми знаниями.
- Достаточно часто отрицательное влияние на установление моральных принципов и норм оказывает телевидение, компьютерные игры, интернет. У детей происходит смещение интересов, зачастую школьным мероприятиям они предпочитают просмотр программ, общение в интернете и т.д.
- Бюрократизм, который зачастую ориентирован на количество проведенных в школе мероприятий, нежели на их качество и влияние на воспитание учащихся.
- Необходимость введения нового поколения классных руководителей, которые будут заниматься исключительно ведением класса. Учитель-предметник настолько занят работой, бюрократизмом, что зачастую ему некогда полноценно осуществлять эффективное классное руководство.
- Слабое финансирование школы, которое отрицательно сказывается на возможности внедрения инноваций, реализации воспитательных программ и т.д.
Таким образом, школьное воспитание это очень сложный и деликатный процесс, который требует нетрадиционного подхода к организации и реализации, с целью создания таких условий, которые бы позволили воспитать полноценного члена современного общества.
23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
В
дошкольном возрасте используются
разные средства
умственного воспитания: игра,
труд, конструктивная и изобразительная
деятельность, обучение.
Умственное
воспитание дошкольников осуществляется
в игровой
деятельности.
В играх дети отражают свои впечатления
об окружающей жизни, знания, усвоенные
ранее. Общение детей в игре способствует
их взаимному обогащению знаниями,
поскольку дети обмениваются мнениями,
обращаются за советом к взрослым, к
иным источникам получения дополнительной
информации.
Осуществляется переход знаний на новый
уровень — словесно-логический.
Возникающая
перед детьми необходимость согласовывать
свои замыслы, договариваться о том, во
что и как они будут играть, способствует
развитию у детей планирующей функции
мышления.
Умственное
воспитание в трудовой
деятельности направлено
на обогащение сенсорного опыта детей:
ознакомление с материалами, их признаками,
свойствами, с их изменениями под
влиянием преобразующей деятельности.
У детей формируется система знаний о
материалах, об орудиях труда и
инструментах, о способах выполнения
трудовых операций и др.
Ручной
труд
обладает неограниченными возможностями
для развития воображения, смекалки,
творчества. Труд
в природе
имеет особую познавательную основу,
так как знакомит ребенка с особенностями
развития растительного и животного
мира, что, в свою очередь, помогает
установлению причинно-следственных
связей, подводит к выводам, умозаключениям.
Труд в природе способствует становлению
словесно-логического мышления.
В
процессе конструирования
к умственной деятельности ребенка
предъявляются специфические требования:
целенаправленно воспринимать предмет,
видеть его частя, их соотношения, умение
зрительно расчленять предмет на
отдельные элемента и соотносить их с
имеющимися деталями, планировать
деятельность и т.д. Конструирование
способствует формированию более точных,
конкретных представлений о предмете,
развивает умение видеть общее и
своеобразное в целой группе предметов.
В
процессе изобразительной
деятельности
происходит интенсивное формирование
сенсорных способностей и умственных
действий (деление целого на части,
положение предмета в пространстве,
восприятие цвета и т.д.).
Наиболее
значительным средством умственного
воспитания является обучение.
В процессе обучения у детей развивается
мышление и речь, формируются познавательные
интересы. Дети овладевают самой учебной
деятельностью.
Нравственное воспитание школьников
Воспитание
нравственной
культуры
предполагает приобщение обучающихся
к общечеловеческим и национальным
моральным ценностям, потребность в
нравственном самосовершенствовании.
Нравственное
воспитание
– целенаправленное и систематическое
воздействие на сознания, чувства,
поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной
морали.
Как
результат нравственного воспитания
выступает нравственность
человека.
Нравственное
воспитание осуществляется только в
процессе включения учеников в
разнообразные виды практической
деятельности и организации её таким
образом, чтобы она способствовала
формированию у них положительных
моральных отношений и личностных черт
и качеств.
задачи:Формирование
нравственного сознания (суждений,
понятий, взглядов, убеждений) — Самая
сложная задача, т.к. сознание является
внутренним состоянием, а о его
сформированности можно судить только
по убеждениям и поступкам. В формировании
нравственного сознания можно выделить
4 стадии: представление, понятие,
убеждение, поступок (действие)Воспитание
и развитие нравственных чувств
(воздействие
учителя на сознание, эмоциональную
сферу учащихся с целью выработки у них
нравственных чувств, качеств,
отношений)Выработка
умений и привычек нравственного поведения
(выработка
навыков правильного поведения и
устойчивой системы привычного поведения
школьников. Только в деятельности может
отражаться рост сознания человека,
поэтому привычки и действия учащихся
являются главным критерием сформированности
нравственности)
Содержание
включает: представления
и понимания нравственных основ общества,развитие
нравственных чувств (совестливости,
сопереживания, честности),воспитание
высоких моральных качеств (доброты,
милосердия и др.),формирование
норм поведения (вежливости, тактичности,
соблюдение правил этикета и др.).
Условия
воспитания нравственной культуры
личности:наличие нравственно-этической
культуры педагога;нравственно
благоприятная среда в учреждении
образования, позитивное
взаимодействие между педагогом и
обучающимся; актуализация
нравственного потенциала
личности;педагогическая
поддержка потребности в нравственном
самосовершенствовании; наличие
нравственного идеала; реализация
нравственного потенциала всех видов
деятельности.Пути
формирования личности:
1)
общение с родителями (с момента рождения
– гуляние с ребенком, эмоциональное
общение, общение в игровой деятельности,
в трудовой, в физкультурно-оздоровительной)
2)
школа (в учебной деятельности – это
прежде всего предметы эстетической и
гуманитарной направленности, общение
с учителем, общественно-полезный труд,
т.к. труд – это условие развития
нравственности ребёнка)
3)
деятельность по интересам вне школы
Понятие и значение обучения
Определение 1
Обучение – это целенаправленно организованный процесс активного взаимодействия педагога и детей по усвоению знаний, умений, навыков и определенного социального опыта.
Процесс обучения предусматривает не только овладение конкретными знаниями и умениями, но системой взаимоотношений с окружающим миром.
Обучению отводится ведущая роль в умственном воспитании дошкольников. Это связано с тем, что у обучения имеется ряд преимуществ перед другими педагогическими процессами – целенаправленность, планомерность и систематичность, что обеспечивает определенную последовательность усвоение и прочность накопленных знаний и умений.
Определение 2
Обучение детей дошкольного возраста в детском саду – это целенаправленный процесс, который организован педагогом на основании принципов дидактики и общеобразовательной программы ДОО.
Ведущая роль обучения как основного средства умственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем:
- Воспитатель организует процесс передачи знаний воспитанникам, формирования у них умений и навыков, что в дальнейшем помогает детям овладеть учебной деятельностью.
- Обучение имеет фиксированные формы, которые способствуют охвату всех воспитанников группы, а используемые методы и средства соответствуют возрастным возможностям и потребностям воспитанников.
- Обязательное наличие обучающей программы, которая способствует не только усвоению знаний и умений, но и осуществление контроля качества их усвоения.
Обучение в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей, которые связаны с психологическим развитием детей, их потребностями и возможностями в обучении.
Замечание 1
Обучение дошкольников – это планомерный, систематический и целенаправленный процесс по развитию у детей познавательных способностей, формированию у них фундаментальной системы знаний, умений и навыков, в том объеме, который предусмотрен общеобразовательной программой ДОО.
Обучение является одним из основных средств умственного воспитания дошкольников, так как оно способно комплексно и качественно решить многие задачи умственного воспитания. Оно направлено на последовательно усвоение дошкольниками системы знаний, их уточнение и систематизация. Все это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети имели возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Помимо того, обучение способствует развитию у детей таких качеств как любознательность, наблюдательность, сообразительность, пытливость и критичность ума.
Обучение очень важно и необходимо каждому ребенку, так как оно помогает не только получать новые знания, но и оказывает положительное влияние на физическое, нравственное, трудовое, умственное и эстетическое воспитание ребенка. В процессе обучения детей культурно-гигиеническим навыкам, у детей формируется модель культурного поведения, развиваются моральные и нравственные качества, а также трудовые и конструктивные навыки
В процессе обучения детей культурно-гигиеническим навыкам, у детей формируется модель культурного поведения, развиваются моральные и нравственные качества, а также трудовые и конструктивные навыки.
Значимость обучения очень велика, так как оно является одной из важнейших предпосылок для последующего успешного обучения детей в школе. Это связано с тем, что во время обучения детей в детском саду у них постепенно формируются основы учебной деятельности, которая по итогу окончания детского сада уже полностью будет сформирована.
Необходимо отметить, что обучение в ДОО и в школе значительно отличаются между собой как по содержанию, так и по организационным методам и формам.
Обучение в школе направлено на вооружение учащихся основами научных знаний, формирование у них общей картины мира и целостного мировоззрения.
Замечание 2
Задача обучения в детском саду – дать детям дошкольного возраста элементарные знания о предметах и явлениях, которые в дальнейшем будут фундаментом для школьного обучения.
Объем знаний и умений, которыми овладевают дети дошкольного возраста в ДОО значительно меньше, того, что они получают в школе. Однако знания, полученные ребенком в детском саду, имеют большее значение для дальнейшего развития каждого ребенка.
Когда именно начинается умственное воспитание?
Этот процесс начинается буквально с первых дней появления на свет малыша, с первых прикосновений мамы, с первого ласкового слова.
Как воспитать умного ребенка.
Огромное значение для малыша имеет общение с его близкими людьми, от которых он получает первую информацию о языке, о главных жизненных понятиях.
К двум-трём месяцам малыш уже может манипулировать игрушками, у него начинает развиваться моторика, которая оказывает важнейшее влияние на умственное развитие.
Становясь чуть старше, ребёнок начинает знакомиться с окружающим миром посредством игры.
Родители должны знать, что стимулирование малыша к творческим занятиям, таким как рисование, лепка, конструирование, аппликация и др., очень важно для развития ребёнка. В процессе умственного воспитания дошкольника важно придерживаться индивидуального подхода, а также разумного распределения нагрузки
Чтобы малыш не скучал во время занятий, важно учитывать его возраст и темперамент
В процессе умственного воспитания дошкольника важно придерживаться индивидуального подхода, а также разумного распределения нагрузки. Чтобы малыш не скучал во время занятий, важно учитывать его возраст и темперамент
Дети с нарушениями интеллектуального развития
Соответствующим медицинскому термину «умственная отсталость» в педагогике является понятие «интеллектуальная недостаточность». Для детей с нарушениями интеллектуального развития создана специальная образовательная система, существуют отдельные школы и детские дома, но в ряде случаев сегодня применяется инклюзивное обучение (совместное с детьми без интеллектуальной недостаточности).
Типичными проявлениями сниженного уровня функционирования психических процессов, направленных на познание окружающего мира и последовательное развитие, являются недостатки мнемической деятельности, снижение показателей словесно-логического мышления, трудности понимания и восприятия, преобладание наглядно-образного мышления перед абстрактно-логическим, недостаточное количество знаний и объем представлений для определенного возраста.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Умственное воспитание: сущность и основные задачи
Определение 1
Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.
В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.
Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.
Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.
Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.
Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.
Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.
Основными задачами умственного воспитания являются следующие:
- Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
- Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
- Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
- Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
- Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.
Логическая модель усвоения информации
С полутора до пяти лет наступает новый этап, уровень интеллектуального развития ребенка повышается. Активно формируются основные жизненные навыки, появляется способность усваивать музыкальные тона, художественный образы, развиваются логическое мышление. Сильно стимулируют развитие ребенка интеллектуальные игры, например, логические задачи, конструкторы и пазлы. Этот возраст отлично подходит для освоения разнообразных творческих занятий, активного чтения книг и обучения иностранному языку. Ребенок впитывает знания, стремится развиваться и быстро воспринимает новую информацию.
№ 3. MTT Turbine Superbike
Если удалось купить этот гоночный мотоцикл стоимостью 200 000 у.е , то знайте, вы — счастливчик, ведь в год выпускается всего 5 единиц MTT Turbine Superbike.
Этот железный конь оснащен газотурбинным двигателем Rolls Royce-Allison с 2х ступенчатой коробкой передач. Мотоцикл имеет также заднюю камеру и цветной ЖК дисплей. Весит 225кг, а максимальная скорость 365км/ч.
Речевая модель развития ребенка-дошкольника
В интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста (4-5 лет) важным этапом становится тот момент, когда ребенок начинает воспринимать и запомнить информацию, проговариваемую вслух. Практика доказывает, что дошкольник может выучить иностранный язык намного быстрее, чем взрослый. Поэтому многие родители по максимуму пользуются этим плодотворным временем, чтобы устремить энергию малыша в полезное русло.
Полезными занятиями будут чтение книг, разговоры об окружающем мире (период «почемучки» еще не заканчивается), заучивание коротких стихов на память. Родителям нужно поддерживать постоянный контакт с ребенком, находить ответы на все вопросы и подбирать полезные варианты времяпрепровождения (желательно совместного). Не теряет актуальности и эмоциональная поддержка, похвала за достижения.
Между тремя и шестью годами целесообразно использование головоломок, самостоятельное или совместное с ребенком решение интеллектуальных
Интеллектуальное развитие ребенка не сводится к обучению конкретным навыкам (чтению, письму, счету), потому что современному поколению для успешной учебы и дальнейшей жизни необходимо иметь хорошо тренированную смысловую память, развитое логическое мышление и устойчивое внимание. Это сложные психические функции, которые нужно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Умственное развитие дошколят
Что такое умственное развитие и умственное воспитание
Умственное развитие — это процесс, а также уровень познавательной деятельности ребенка, который проявляется в знаниях, способностях и умениях. Оно осуществляется в повседневной жизни, в игровой деятельности, через отношения с другими детьми и со взрослыми, в ходе занятий с детьми. Главную роль в умственном развитии детей имеет умственное воспитание.
Умственное воспитание — это овладение знаниями, умениями и навыками умственной деятельности, формирование различных способов умственной деятельности ребенка.
Основная цель умственного воспитания: повысить уровень общего развития ребенка. Умственное воспитание осуществляется взрослыми и включает целый ряд разнообразных средств и методов.
Особенности умственного развития детей:
- у дошкольников темп умственного развития намного выше, чем у детей — школьников
- умственное воспитание дошкольников связано с эмоциональным воспитанием (большую роль здесь играют положительные эмоции при обучении и игре)
- дошкольники могут усваивать внешние свойства предметов и явлений и их внутренние связи
- в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения
Задачи умственного воспитания
- формирование системы элементарных научных знаний о человеке, обществе и природе
- развитие системы умственных действий (синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение)
- развитие способности к самостоятельному познанию
- воспитание познавательных интересов
Содержание умственного воспитания
- Знания об окружающих предметах, их качествах и свойствах, о их использовании и способах изготовления
- В дошкольном возрасте раньше развиваются и осваиваются чувственные способы познания, которые протекают в процессе сенсорного развития, когда в предметах выявляются сенсорные качества и свойства при помощи классификаций, сравнений и обобщений. Основное содержание знаний, которое формируется на основе этих способов, — представления.
- Развивается умение принять или поставить задачу, проверить и оценить результат, обобрать способы решения
- Формирование познавательного интереса и осознанности этого процесса
Средства умственного воспитания
- В игре. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, их знания. В играх с правилами отражаются различные знания, действия, умственные операции, которые дети осваивают.
- В процессе конструирования и изобразительной деятельности. Конструирование помогает формировать конкретные представления о предметах, развивает умение видеть общее и своеобразное для группы предметов. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) формируют сенсорные способности, умственные действия, пространственные представления.
- В трудовой деятельности формируется система знаний об орудиях труда и инструментах, о свойствах и качествах материалов, о значении труда, о способах выполнения определенных трудовых операций.
- Обучение — это главное средство умственного воспитания, потому что имеет программу обучения, формы и методы обучения. И все это соответствует возрасту детей и и отводит в этом процессе ведущую роль воспитателю в детском саду, а также родителям.
Методы умственного воспитания: наглядные, словесные, практические.
Мы сегодня говорили об умственном развитии и воспитании детей, о его задачах и содержании, а также о средствах и методах умственного воспитания.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.