История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты

Рыбалка во время нереста

Изобразительное искусство

Театральное искусство и художник

Если на сцене стоят декорации, ярко горит свет, играет музыка, а актёров нет, то, как вы понимаете, нет и спектакля. Потому что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Через него, благодаря ему оживает текст пьесы и декорации, воплощаются замыслы режиссёра и художника. Режиссёр и художник — помощники актёра, но они не обслуживают актёра, а направляют его творчество. Они определяют суть и форму всего спектакля. И не только спектакля.

Часто искусство художника определяет лицо всего театра, как в прошлые времена это удалось художникам А. Я. Головину в Апександринском театре и Д. Л. Боровскому в Театре на Таганке.

Изучать и понимать творчество художника театра невозможно без понимания сущности театрального искусства. Эта сущность заключается не в разглядывании декораций или вспышек света, а в преображении актёра в своего героя, в его перевоплощении, происходящем на наших глазах, здесь и сейчас. Сердцевина театрального чуда — игра актёра, в которую он вовлекает и зрителя. В основе этой игры прежде всего лежат фантазия, воображение и вера.

Театральная игра, которую вместе с актёром ведёт художник, — это сплав правды и условности, «правдоподобие страстей и чувствований» в вымышленных условиях пьесы. На магическом если бы, по выражению К. С. Станиславского, строится всё искусство театра. Умение относиться к бутафорской декорации, как если бы это была, например, настоящая стена, и вести себя так, будто ты действительно в замке, — суть актёрского искусства.

По этим же театральным правилам действует и художник. Всё оформление спектакля оживает и существует только в игре актёра, а художник, создавая оформление спектакля, всегда представляет, как в нём будет существовать актёр, и учитывает преобразующее свойство актёрской игры.

Мы привыкли к тому, что в городе есть красивое здание театра со зрительным залом, светлым фойе, сценой, раздвигающимся занавесом, за которым в загадочном пространстве вспыхивают разноцветные лучи света, выхватывающие из темноты лица актёров.

Но так было не всегда. Ещё пару столетий назад сцена освещалась свечами, а не электричеством. Ещё раньше спектакль игрался под открытым небом днём. Но тогда и спектакли были другие, не говоря уже об архитектуре театрального здания, и соответственно иными были роль и значение художника в театре.

Древнегреческий амфитеатр

Первые дошедшие до нас сценические площадки, располагавшиеся под открытым небом, относятся к 300-350 гг. до н. э. Сохранившиеся фрагменты древних амфитеатров Средиземноморья дают представления об их устройстве и характере зрелищ того времени. Уже оттуда идёт разделение театра на развлечение, зрелище для толпы и искусство театра, родившее высокую драматургию Еврипида, Софокла, Аристотеля.

Облик театрального зрелища и драматургия, сценическое оформление и характер актёрской игры изменяются от эпохи к эпохе, а вместе с ними меняется и театральное здание, его устройство и технология сцены. Потому что все они определяются предназначением театра в обществе, его ролью в жизни человека.

Театр, отвечая на запросы общества, в разные времена виделся по-разному и представал в различных ролях. Был храмом, нёсшим людям духовные и нравственные истины, чтобы, увидев «луч света в тёмном царстве», люди в зале просветлялись душой. Был театр и кафедрой, подобной университетской, нёсшей свет познания, ставившей вопросы, как и зачем жить. Служил театр и политической трибуной, боровшейся с социальными язвами и несправедливостью, скрытым и открытым идеологическим орудием. Был театр и мастерской творчества, сосредоточенной на совершенствовании художественного языка сцены.

Сейчас театр существует в самых разных формах, но кроме того, в соперничестве с кино, телевидением, Интернетом. И это отличает его от прошлых времён.

Искусство балагана и скоморохов, трубадуров и гистрионов сменилось более сложной формой зрелища и ушло с площадей в специально построенные для этого театральные здания. Сегодня наиболее распространены два типа театральных зданий: амфитеаторный и партерный.

Сценическая площадка, находящаяся внизу и окружённая возвышающимися один за другим зрительными рядами, носит название амфитеатр. В современном амфи-театорном театре сцена и зрители не отделены друг от друга и включены в единое театральное пространство. Такой театр ведёт своё начало от от древнегреческих и римских амфитеатров.

Возникновение партерного, или ярусного, театра относится к более позднему периоду развития театрального искусства (V в.). В таком театре специально оборудованное игровое пространство — сцена, или сценическая коробка, — отделено от зрительного зала порталом и занавесом.

Зал состоит из зрительских мест перед сценой, называемых партером, и мест на балконах, ярусов, охватывающих зал по периметру и возвышающихся друг над другом. Раньше расположение зрителей в зале имело сословный характер.

На схеме вы видите устройство сцены и основные элементы её оборудования. Сценическая площадка, на театральном языке — планшет сцены, ограничена стенами, три из которых обычно скрыты от наших глаз кулисами, падугами и задником (так называемой одеждой сцены).

На планшете сцены располагаются различные декорации, конструкции и световое оборудование: 1 — авансцена, 2 — поворотный круг, 3 — портал, 4 — кулисы, 5 — задник, 6 — фурки, 7 — прожекторы, 8 — штанкеты, 9 — колосники.

Стена перед зрителями, в которой «вырезано» прямоугольное отверстие — «зеркало сцены», через которое мы и видим спектакль, называется портал, а площадка перед ним, несколько выходящая в зрительный зал, — авансцена, или просцениум. Сцена оборудована самыми разными механизмами, помогающими освещать и менять декорационное оформление, например, поворотный круг и штанкеты (металлические трубки), поднимающие и опускающие прикреплённые к ним подвесные декорации. на них же крепится «одежда сцены» и световая аппаратура (прожекторы).

Чертёжное изображение сцены, при взгляде на неё сверху (строго перпендикулярно), называется план сцены. План сцены делается в определённом масштабе. Указание М 1:20 означает, что на плане и макете 5 см равны 1 м, а М 1:50 — что 2 см равны 1 м.

Каждое театральное здание имеет свою архитектуру, свои размеры и планировку сцены. Художник, располагая оформление спектакля, должен учитывать условия сцены, уметь их «читать» на плане сцены.

Попробуйте и вы определить, где на плане сцены Тульского ТЮЗа изображены портал (в разрезе), штанкеты, прожекторы и др.

(План сцены Тульского ТЮЗа)

Современные театральные сцены оснащены компьютерным программным оборудованием (свет, звук, подъёмные устройства). Планшет сцены может менять рельеф, уровень своих отдельных частей, динамически видоизменяться благодаря электронно-пневматической механике.

Сценическая коробка, действительно напоминает коробку, которая называется подмакетник. Подмакетник — уменьшенная модель сцены.

Свой замысел и видение будущего спектакля художник фиксирует в карандашных набросках и цветовых эскизах, а пространственное решение спектакля осуществляет в виде макета. Для этого художнику и нужен подмакетник, внутри которого он будет выставлять и компоновать макетные элементы сценического оформления спектакля.

Здесь приводится пример создания простейшего подмакетника, который может понадобиться вам для выполнения творческих заданий или создания школьного спектакля. Подмакетник делается в масштабе, из плотной бумаги или картона.

Сперва создаётся планшет, на котором крепится портал (с предварительно вырезанным в нём «зеркалом сцены»). Потом крепится задник. На его боковых плоскостях вверху симметрично делаются прорези, в которые вставляются штанкеты (из картона, деревянных палочек или проволоки). На них крепятся подвесные элементы декораций, а напольные (ширмы, мебель и т. п.) расставляются на планшете. Такой подмакетник можно легко собрать (при необходимости пользуясь клеем) и разобрать.

Без знания устройства сцены нельзя успешно сделать спектакль. Воплощение художником замысла режиссёра удаётся тогда, когда они единомышленники и режиссёр не командует художнику: здесь поставь стул, а здесь — стол

Важно, чтобы режиссёр сумел разбудить фантазию художника, дать свободу его творчеству в рамках единого замысла. Лучше всего, если задача художнику ставится в образной форме

Например, пусть оформление этой сцены создаёт ощущение нищеты и безысходности или пусть ощущение деревенской жизни будет передано с помощью всего нескольких вещей. А как конкретно это сделать — решать художнику: то ли благодаря печке и цветастым занавескам, то ли благодаря самовару и плетню.

Задание

Учебно-исследовательское

Выполните аналитическую работу (индивидуальную или коллективную) на тему «Театральное искусство и художник». Раскройте взаимосвязь творчества художника и актёра, а также изменение роли театра в обществе и эволюцию театрального здания и его основных элементов.

Вопросы для самопроверки

  1. Кто является носителем специфики театрального искусства? В чём проявляется взаимосвязь творчества художника и игры актёра?

  2. Какую роль играет театр в обществе и в вашей жизни?

  3. Каково устройство театральной сцены? Какие элементы сценического оформления вы знаете?

Профессия театрального художника и актёра, не говоря уже о режиссёре, достаточно специфична и требует кроме дарования специального обучения. Для театрального художника помимо изучения рисунка, живописи, технологии важнейшим является овладение искусством композиции. Кроме того, театральный художник не может не изучать и основы актёрского мастерства.

Мы уже говорили, что искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения. Без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и правдивость актёрского поведения в них. Мы верим актёру, если он ведёт себя на сцене естественно, органично, т. е. как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей-то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом

Развитие этих основ актёрской игры начинается с малого — с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актёры учатся слушать и слышать, а не изображать, будто они слышат, видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т

е. без «наигрыша»

Это особенно важно потому, что актёр, играя спектакль, заранее знает всё, что с ним произойдёт, что он услышит от партнёров. При этом он должен себя вести так, будто всё видит и слышит впервые

Упражнения на перемену отношения к предмету или месту действия — начало содружества художника и актёра, маленький шаг к пониманию верного актёрского самочувствия на сцене. Например, по сценарию вы оказываетесь на заводе или в горах. И вам, находясь в комнате или на сцене, надо представить себе, что стол, поставленный сценографом перед вами, — это станок или обломок скалы. От того, с какой мерой воображения и искренности вы отнесётесь к столу, как к «скале» или к «станку» («протрёте» его, будете «чинить» или «запускать»), в той мере поверит и зритель. Актёр не выглядит глупо, когда аукает на сцене среди бутафорских берёз, потому что вместе с залом верит в правду происходящего. Глупо выглядит только тот, кто не верит в силу игры и от боязни делает всё «понарошку».

В упражнениях на перемену отношения к предмету художник и режиссёр должны предложить актёрам темы и предметы для этюдов, например, выбирают шапку и предлагают отнестись к ней, как к котёнку, затем — как к царской короне в музее или как к сломанной игрушке. Другой вариант: вам надо пройти по полу при условии, что это изысканный паркет во дворце, болото или сельская дорога в лужах.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  • для художников: создание подмакетника для проектируемого спектакля, а также выбор вещей для этюдов на перемену отношения к вещи (например, верёвка, стул, лист бумаги и т. п.) и месту действия (в лодке, пустыня, дождь в лесу и т. п.);

  • для режиссёров-сценаристов: выбор объектов и мест, которые будут предложены для этюдов на перемену отношения к вещи и месту действия, развивающих фантазию и веру актёра в предлагаемые обстоятельства. Проведение этюда и анализ естественности (органики) актёрского существования в условиях игрового упражнения;

  • для актёров: развитие в себе фантазии и веры в упражнениях «Я в предлагаемых обстоятельствах», а также в этюдах на перемену отношения к вещи; анализ роли, сочинение характера и внешности персонажа, его биографии и т. д.

Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами

Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса

В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Театр сатиры

Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Нина Корниенко, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.

Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.

Драматический театр

Главное его отличие от всех других видов искусства ー это то, что в основе происходящего на сцене всегда лежит знаменитое литературное произведение. Руководит всем этим действием режиссер, который на основе собственного видения создает картинку для зрителя. Этот вид также предполагает импровизацию.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Изобразительное искусство

Театральное искусство и художник

Если на сцене стоят декорации, ярко горит свет, играет музыка, а актёров нет, то, как вы понимаете, нет и спектакля. Потому что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Через него, благодаря ему оживает текст пьесы и декорации, воплощаются замыслы режиссёра и художника. Режиссёр и художник — помощники актёра, но они не обслуживают актёра, а направляют его творчество. Они определяют суть и форму всего спектакля. И не только спектакля.

Часто искусство художника определяет лицо всего театра, как в прошлые времена это удалось художникам А. Я. Головину в Апександринском театре и Д. Л. Боровскому в Театре на Таганке.

Изучать и понимать творчество художника театра невозможно без понимания сущности театрального искусства. Эта сущность заключается не в разглядывании декораций или вспышек света, а в преображении актёра в своего героя, в его перевоплощении, происходящем на наших глазах, здесь и сейчас. Сердцевина театрального чуда — игра актёра, в которую он вовлекает и зрителя. В основе этой игры прежде всего лежат фантазия, воображение и вера.

Театральная игра, которую вместе с актёром ведёт художник, — это сплав правды и условности, «правдоподобие страстей и чувствований» в вымышленных условиях пьесы. На магическом если бы, по выражению К. С. Станиславского, строится всё искусство театра. Умение относиться к бутафорской декорации, как если бы это была, например, настоящая стена, и вести себя так, будто ты действительно в замке, — суть актёрского искусства.

По этим же театральным правилам действует и художник. Всё оформление спектакля оживает и существует только в игре актёра, а художник, создавая оформление спектакля, всегда представляет, как в нём будет существовать актёр, и учитывает преобразующее свойство актёрской игры.

Мы привыкли к тому, что в городе есть красивое здание театра со зрительным залом, светлым фойе, сценой, раздвигающимся занавесом, за которым в загадочном пространстве вспыхивают разноцветные лучи света, выхватывающие из темноты лица актёров.

Но так было не всегда. Ещё пару столетий назад сцена освещалась свечами, а не электричеством. Ещё раньше спектакль игрался под открытым небом днём. Но тогда и спектакли были другие, не говоря уже об архитектуре театрального здания, и соответственно иными были роль и значение художника в театре.

Древнегреческий амфитеатр

Первые дошедшие до нас сценические площадки, располагавшиеся под открытым небом, относятся к 300-350 гг. до н. э. Сохранившиеся фрагменты древних амфитеатров Средиземноморья дают представления об их устройстве и характере зрелищ того времени. Уже оттуда идёт разделение театра на развлечение, зрелище для толпы и искусство театра, родившее высокую драматургию Еврипида, Софокла, Аристотеля.

Облик театрального зрелища и драматургия, сценическое оформление и характер актёрской игры изменяются от эпохи к эпохе, а вместе с ними меняется и театральное здание, его устройство и технология сцены. Потому что все они определяются предназначением театра в обществе, его ролью в жизни человека.

Театр, отвечая на запросы общества, в разные времена виделся по-разному и представал в различных ролях. Был храмом, нёсшим людям духовные и нравственные истины, чтобы, увидев «луч света в тёмном царстве», люди в зале просветлялись душой. Был театр и кафедрой, подобной университетской, нёсшей свет познания, ставившей вопросы, как и зачем жить. Служил театр и политической трибуной, боровшейся с социальными язвами и несправедливостью, скрытым и открытым идеологическим орудием. Был театр и мастерской творчества, сосредоточенной на совершенствовании художественного языка сцены.

Сейчас театр существует в самых разных формах, но кроме того, в соперничестве с кино, телевидением, Интернетом. И это отличает его от прошлых времён.

Искусство балагана и скоморохов, трубадуров и гистрионов сменилось более сложной формой зрелища и ушло с площадей в специально построенные для этого театральные здания. Сегодня наиболее распространены два типа театральных зданий: амфитеаторный и партерный.

Сценическая площадка, находящаяся внизу и окружённая возвышающимися один за другим зрительными рядами, носит название амфитеатр. В современном амфи-театорном театре сцена и зрители не отделены друг от друга и включены в единое театральное пространство. Такой театр ведёт своё начало от от древнегреческих и римских амфитеатров.

Возникновение партерного, или ярусного, театра относится к более позднему периоду развития театрального искусства (V в.). В таком театре специально оборудованное игровое пространство — сцена, или сценическая коробка, — отделено от зрительного зала порталом и занавесом.

Зал состоит из зрительских мест перед сценой, называемых партером, и мест на балконах, ярусов, охватывающих зал по периметру и возвышающихся друг над другом. Раньше расположение зрителей в зале имело сословный характер.

На схеме вы видите устройство сцены и основные элементы её оборудования. Сценическая площадка, на театральном языке — планшет сцены, ограничена стенами, три из которых обычно скрыты от наших глаз кулисами, падугами и задником (так называемой одеждой сцены).

На планшете сцены располагаются различные декорации, конструкции и световое оборудование: 1 — авансцена, 2 — поворотный круг, 3 — портал, 4 — кулисы, 5 — задник, 6 — фурки, 7 — прожекторы, 8 — штанкеты, 9 — колосники.

Стена перед зрителями, в которой «вырезано» прямоугольное отверстие — «зеркало сцены», через которое мы и видим спектакль, называется портал, а площадка перед ним, несколько выходящая в зрительный зал, — авансцена, или просцениум. Сцена оборудована самыми разными механизмами, помогающими освещать и менять декорационное оформление, например, поворотный круг и штанкеты (металлические трубки), поднимающие и опускающие прикреплённые к ним подвесные декорации. на них же крепится «одежда сцены» и световая аппаратура (прожекторы).

Чертёжное изображение сцены, при взгляде на неё сверху (строго перпендикулярно), называется план сцены. План сцены делается в определённом масштабе. Указание М 1:20 означает, что на плане и макете 5 см равны 1 м, а М 1:50 — что 2 см равны 1 м.

Каждое театральное здание имеет свою архитектуру, свои размеры и планировку сцены. Художник, располагая оформление спектакля, должен учитывать условия сцены, уметь их «читать» на плане сцены.

Попробуйте и вы определить, где на плане сцены Тульского ТЮЗа изображены портал (в разрезе), штанкеты, прожекторы и др.

(План сцены Тульского ТЮЗа)

Современные театральные сцены оснащены компьютерным программным оборудованием (свет, звук, подъёмные устройства). Планшет сцены может менять рельеф, уровень своих отдельных частей, динамически видоизменяться благодаря электронно-пневматической механике.

Сценическая коробка, действительно напоминает коробку, которая называется подмакетник. Подмакетник — уменьшенная модель сцены.

Свой замысел и видение будущего спектакля художник фиксирует в карандашных набросках и цветовых эскизах, а пространственное решение спектакля осуществляет в виде макета. Для этого художнику и нужен подмакетник, внутри которого он будет выставлять и компоновать макетные элементы сценического оформления спектакля.

Здесь приводится пример создания простейшего подмакетника, который может понадобиться вам для выполнения творческих заданий или создания школьного спектакля. Подмакетник делается в масштабе, из плотной бумаги или картона.

Сперва создаётся планшет, на котором крепится портал (с предварительно вырезанным в нём «зеркалом сцены»). Потом крепится задник. На его боковых плоскостях вверху симметрично делаются прорези, в которые вставляются штанкеты (из картона, деревянных палочек или проволоки). На них крепятся подвесные элементы декораций, а напольные (ширмы, мебель и т. п.) расставляются на планшете. Такой подмакетник можно легко собрать (при необходимости пользуясь клеем) и разобрать.

Без знания устройства сцены нельзя успешно сделать спектакль. Воплощение художником замысла режиссёра удаётся тогда, когда они единомышленники и режиссёр не командует художнику: здесь поставь стул, а здесь — стол

Важно, чтобы режиссёр сумел разбудить фантазию художника, дать свободу его творчеству в рамках единого замысла. Лучше всего, если задача художнику ставится в образной форме

Например, пусть оформление этой сцены создаёт ощущение нищеты и безысходности или пусть ощущение деревенской жизни будет передано с помощью всего нескольких вещей. А как конкретно это сделать — решать художнику: то ли благодаря печке и цветастым занавескам, то ли благодаря самовару и плетню.

Задание

Учебно-исследовательское

Выполните аналитическую работу (индивидуальную или коллективную) на тему «Театральное искусство и художник». Раскройте взаимосвязь творчества художника и актёра, а также изменение роли театра в обществе и эволюцию театрального здания и его основных элементов.

Вопросы для самопроверки

  1. Кто является носителем специфики театрального искусства? В чём проявляется взаимосвязь творчества художника и игры актёра?

  2. Какую роль играет театр в обществе и в вашей жизни?

  3. Каково устройство театральной сцены? Какие элементы сценического оформления вы знаете?

Профессия театрального художника и актёра, не говоря уже о режиссёре, достаточно специфична и требует кроме дарования специального обучения. Для театрального художника помимо изучения рисунка, живописи, технологии важнейшим является овладение искусством композиции. Кроме того, театральный художник не может не изучать и основы актёрского мастерства.

Мы уже говорили, что искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения. Без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и правдивость актёрского поведения в них. Мы верим актёру, если он ведёт себя на сцене естественно, органично, т. е. как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей-то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом

Развитие этих основ актёрской игры начинается с малого — с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актёры учатся слушать и слышать, а не изображать, будто они слышат, видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т

е. без «наигрыша»

Это особенно важно потому, что актёр, играя спектакль, заранее знает всё, что с ним произойдёт, что он услышит от партнёров. При этом он должен себя вести так, будто всё видит и слышит впервые

Упражнения на перемену отношения к предмету или месту действия — начало содружества художника и актёра, маленький шаг к пониманию верного актёрского самочувствия на сцене. Например, по сценарию вы оказываетесь на заводе или в горах. И вам, находясь в комнате или на сцене, надо представить себе, что стол, поставленный сценографом перед вами, — это станок или обломок скалы. От того, с какой мерой воображения и искренности вы отнесётесь к столу, как к «скале» или к «станку» («протрёте» его, будете «чинить» или «запускать»), в той мере поверит и зритель. Актёр не выглядит глупо, когда аукает на сцене среди бутафорских берёз, потому что вместе с залом верит в правду происходящего. Глупо выглядит только тот, кто не верит в силу игры и от боязни делает всё «понарошку».

В упражнениях на перемену отношения к предмету художник и режиссёр должны предложить актёрам темы и предметы для этюдов, например, выбирают шапку и предлагают отнестись к ней, как к котёнку, затем — как к царской короне в музее или как к сломанной игрушке. Другой вариант: вам надо пройти по полу при условии, что это изысканный паркет во дворце, болото или сельская дорога в лужах.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  • для художников: создание подмакетника для проектируемого спектакля, а также выбор вещей для этюдов на перемену отношения к вещи (например, верёвка, стул, лист бумаги и т. п.) и месту действия (в лодке, пустыня, дождь в лесу и т. п.);

  • для режиссёров-сценаристов: выбор объектов и мест, которые будут предложены для этюдов на перемену отношения к вещи и месту действия, развивающих фантазию и веру актёра в предлагаемые обстоятельства. Проведение этюда и анализ естественности (органики) актёрского существования в условиях игрового упражнения;

  • для актёров: развитие в себе фантазии и веры в упражнениях «Я в предлагаемых обстоятельствах», а также в этюдах на перемену отношения к вещи; анализ роли, сочинение характера и внешности персонажа, его биографии и т. д.

Гримеры

Правильно подобранный грим помогает актеру лучше передать характер героя на сцене, именно поэтому хорошие гримеры – на вес золота. Креативность, выносливость, чувство гармонии цветов и вкуса, острое абстрактное мышление, хорошо развитая фантазия – навыки, которыми гример должен владеть

Безусловно, он умеет рисовать и стремится научиться большему, обращает внимание на критику в свой адрес, иначе потеряет себя в профессии. Гример также составляет заказ по поводу дополнительной атрибутики персонажа (усы, парики, борода)

Поскольку основным объектом работы выступает лицо актера, продумываются все детали – от формы лица до тона румянца на щеках.

PiLiMeNb c Revenge – Жарил Тёлок

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Переход от Возрождения к Просвещению

Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.

Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.

См. также

  • Театр (архитектурное сооружение)
  • Спектакль
  • Эпический театр
  • Актёрское искусство
  • Театральный режиссёр
  • Всемирный день театра
  • Зрелищные учреждения
  • Хронология событий театра

Театральные профессии по списку и описание

Для того, чтобы качественно поставить спектакль, требуется задействовать массу людей, которые ответственно, компетентно и творчески подойдут к рабочему процессу. Вклад каждого участника театральной команды невозможно оценить больше или меньше, поскольку все заинтересованы в реализации общей идеи. Театральные профессии представлены в списке ниже:

  • актеры и актрисы;
  • гримеры;
  • суфлер;
  • костюмер;
  • художник-модельер;
  • реквизитор;
  • режиссер;
  • художник-постановщик;
  • руководитель труппы;
  • капельдинер;
  • импресарио;
  • звукорежиссер;
  • сотрудник бутафорского цеха;
  • администратор;
  • балетмейстер;
  • декоратор сцены;
  • художник по свету;
  • машинист сцены.

Театр в жизни человека

Значение театра в воспитании детей

  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector