Глава 2 понятие о психике человека. классификация психических явлений

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ
— (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО
ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ
ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА
ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И
ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ
(КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ)
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА
БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА
КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ
С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ
ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ
ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ,
КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО
УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ
ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ
ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ
ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ
НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА
ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ
ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ
СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ
ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ),
ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Основные методы психоанализа

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии.

Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые управляют им помимо его воли. Будучи неосознаваемыми, эти мотивы и желания «мешают человеку свободно любить и работать» (З.Фрейд). Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению. Или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить. Или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Цели психоанализа:

  • устранение или облегчение психологических и телесных страданий
  • повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни
  • помощь в саморазвитии и самопознании

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным. На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя. Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами. Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика. Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд. Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше. Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Метод анализа переноса и контрпереноса

Наиболее традиционное психоаналитическое понимание переноса заключается в том, что данное явление или процесс включает в себя:

  • перемещение пациентом на аналитика чувств, представлений, фантазий, желаний и пр., связанных со значимыми лицами из прошлого опыта пациента;
  • отношение к аналитику как к объекту из собственного прошлого;
  • в более широком значении перенос понимается как эмоциональное отношение субъекта к другому субъекту, детерминированное его личностным опытом.

Развитие переноса в психоаналитической терапии не является помехой. Наоборот это обязательный этап, а интерпретации переноса являются эффективным средством в аналитическом лечении.

Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление «встречного перенесения» — контрпереноса, которое необходимо распознать. Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление — это все, что препятствует анализу, а также разумному Эго пациента. Сопротивление защищает страдание человека как старый адаптивный механизм.

  • Сопротивление относится к изменению, которое сознательно желаемо, но бессознательно страшит.
  • Сопротивление является частью терапевтического процесса.
  • Не существует форм поведения, которые не могли бы быть использованы в качестве сопротивления,  если они достигают определенной силы (безрассудная страсть может точно также стать сопротивлением, как и излишнее количество сообщаемых сновидений или слишком рациональные размышления над ними).

Техника анализа сопротивления складывается из процесса осознавания сопротивления, его выявления, прояснения мотивов и интерпретации. Преодоление сопротивления открывает путь к проработке аффектов и желаний, стоящих за сопротивлением.

Примечания

1.2. Отрасли психологии

Современная
психология представляет собой широко
развернутую
область знаний, включающую ряд отдельных
дисциплин и научных направлений.
Традиционно в качестве отраслей
психологии выделяют социальную
,
возрастную, инженерную психологию,
психологию труда, клиническую психологию
и психофизиологию,
дифференциальную психологию. Особенности
психики
животных изучает зоопсихология.

Социальная
психология изучает социально-психологические
проявления
личности человека, его взаимоотношения
с людьми, с
группой, психологическую совместимость
людей, социально-психологические
проявления в больших группах (действие
радио,
прессы, моды, слухов на различные
общности людей). Возрастная
психология изучает закономерности
развития психики нормального
здорового человека, психологические
особенности и закономерности, присущие
каждому возрастному периоду, от
младенчества
до старости, и в связи с этим делится
на детскую психологию,
психологию юности и зрелого возраста,
психологию старости
(геронтопсихология). Детская психология
изучает развитие
сознания, психических процессов,
деятельности, всей личности
растущего человека, условия ускорения
развития. Педагогическая психология
изучает закономерности развития
личности
в процессе обучения, воспитания. Можно
выделить ряд отраслей психологии,
изучающих психологические проблемы
конкретных
видов человеческой деятельности:
психология труда
рассматривает психологические
особенности трудовой деятельности
человека, закономерности развития
трудовых навыков. Инженерная
психология изучает закономерности
процессов взаимодействия
человека и современной техники с целью
использования
их в практике проектирования, создания
и эксплуатации автоматизированных
систем управления, новых видов техники.
Авиационная,
космическая психология анализирует
психологические
особенности деятельности летчика,
космонавта. Медицинская
психология изучает психологические
особенности деятельности
врача и поведения больного, разрабатывает
психологические
методы лечения и психотерапии. В рамки
клинической психологии,
изучающей проявления и причины
разнообразных нарушений
в психике и поведении человека, а также
происходящие
во время различных болезней психические
изменения, как обособленный
раздел входит патопсихология, которая
изучает отклонения
в развитии психики, распад психики при
различных формах
мозговой патологии.

Психофизиология
изучает
физиологические основы психической
деятельности, а дифференциальная
психология –

индивидуальные
различия в психике людей. Юридическая
психология
изучает
психологические особенности поведения
участников уголовного
процесса (психология свидетельских
показаний, психологические требования
к допросу и т. п.), психологические
проблемы
поведения и формирования личности
преступника. Военная
психология
изучает
поведение человека в условиях боевых
действий.
Психология рекламы занимается изучением
потребностей
и ожиданий потребителей, разработкой
психологических средств
воздействия на людей с целью создания
спроса на подлежащий
сбыту продукт. Экологическая психология
занимается улучшением
условий в населенных пунктах, где
протекает жизнедеятельность
человека, изучает проблемы взаимовлияния
природы
и человека.

Таким
образом, для современной психологии
характерен процесс дифференциации,
порождающий значительную разветвленность
на отдельные отрасли, которые нередко
весьма далеко расходятся
и существенно отличаются друг от друга,
хотя и сохраняют
общий
предмет исследования –

факты, закономерности, механизмы
психики. Дифференциация психологии
дополняется встречным
процессом интеграции, в результате
которой происходит
стыковка психологии со всеми науками
(через инженерную психологию
– с техническими науками, через
педагогическую психологию
– с педагогикой, через социальную
психологию – с
общественными и социальными науками
и т. д.).

Прикладные
области психологии, или практическая
психология,
все шире входят в нашу жизнь. Годфруа
выделяет следующие
специальности психологов-практиков:
клинический психолог,
школьный психолог, промышленный
психолог, педагогический
психолог, психолог-эргономист,
психолог-консультант.

Свойства сознания и бессознательного

Сознательное

Бессознательное

Абстрактное,
концептуальное

Конкретное,
образно-визуальное

Формально-логическое

Неформальная
логика

Вербальное

Невербальное
(образное)

Символическое

Иконическое

Синтаксическая
связанность

Свобода комбинаций
знаков и образов

Вторичные
мыслительные процессы

Первичные
мыслительные процессы

Рациональное

Иррациональное

Интенциональное
мышление

Сновидения,
фантазии, галлюцинации

Формализация

Интуиция

Научная
систематизация

Мифологическая
систематизация

Последовательность

Одновременность

Дискретность

Континуальность

Классификация
бессознательных реакций психики
человека:

1. Предсознание
— неосознаваемые механизмы
жизнедеятельности
,
которые сформировались в филогенезе
до появления сознания, а в онтогенезе
представляют собой, как правило, наиболее
удалённые от фокуса сознания пласты
психики, так сказать структурное
бессознательное
.
К нему относятся:

а) неосознаваемые
автоматизмы
поведения (безусловно-рефлек-торные
действия вроде ходьбы, работы органов
чувств, прочих телодвижений;
условно-рефлекторные действия наподобие
навыков
плавания, езды на велосипеде, игры на
музыкальных инструментах, чте-ния и
т.п.);

б) стихийно
формирующиеся установки
(термин психолога Д.Н. Узнадзе) —
предварительная
готовность

организма к совершению определенных
действий в определенных ситуациях под
влиянием прошлого опыта; способности
к опережающего отражению действительности
(так в незнакомой обстановке индивид
поневоле мобилизуется ввиду возможной
опасности, появляется чувство тревожности
или страха, тогда как празднику
предшествует некая эйфория; и т.п.);

в) внешнее и
внутреннее выражения
эмоций
(непроизвольные
биохимические реакции организма, мимика
и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные
раздражители среды обитания).

2. Подсознание
— неосознаваемые побудители
сознательных поступков. Эти компоненты
психики возникают одновременно с
сознанием, но вытесняются
из его области в сферу бессознательного,
ее ближние к сознанию пласты и оттуда
косвенно, через барьеры сознания
воздействуют (часто искаженно) на
поведение индивида. Поэтому эти компоненты
бессознательной психики носят
функциональный
или же динамичный характер, могут быть
загнаны глубже в бессознательное, а
могут быть так или иначе осознаны,
особенно с помощью врача, вообще близкого
и чуткого человека.

К области
подсознательного относятся различные
нервные расстройства — психопатические
комплексы и неврозы

личности, возникшие под влиянием
межличностных конфликтов, других
жизненных затруднений.

3. Над-
или же сверхсознание
(термин К.С. Станиславского, заимствованный
им из мистической философии) — интуитивные
решения сложных проблем практики, науки
и искусства. Это наиболее творческое
выражение внесознательной психики, ее
основной вклад в самореализацию личности,
в культуру человечества.

Вряд ли можно
оценить
теорию Фрейда

однозначно. С одной стороны, его учение
помогло людям лучше понять самих себя,
природные начала человека, избавиться
от идеализации его возможностей. С
другой стороны, фрейдизм слишком сгущает
краски на портрете человеческой души,
выносит личности чересчур суровый
приговор к зоологическому индивидуализму.
Антон Павлович Чехов в письме Алексею
Сергеевичу Суворину заметил: “Половая
сфера, конечно, играет важную роль на
сем свете, но ведь не все от нее зависит,
далеко не все; и далеко не везде она
имеет решающее значение”. Человек,
конечно, не бесплотный ангел, но чаще
всего и не зверь, ревущий из бездны
бессознательного. Человек — дитя своего
общества и своей эпохи. Но его творческие
действия что-то меняют в устройстве
общества и ходе исторических событий.
Обусловлены эти действия как сознанием,
так и бессознательными влечениями. Их
пропорция меняется, зависит от многих
факторов. Фрейд учитывал далеко не все
из них. Однако остается в силе его мудрое
предупреждение — не идеализировать
человека, не забывать о его природных
влечениях, иначе они жестоко накажут
нас за любой крайности в образе жизни.

4 самых полезных гуманитарных навыка в эпоху искусственного интеллекта

Чем больше мы полагаемся на ИИ и машинное обучение, тем больше для работы с ними нам нужны ученые-социологи и гуманитарные …

Критерии категоризации

Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:

  • источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
  • степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
  • длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
  • степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
  • эмоциональный фон (позитивные или негативные);
  • область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого – катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния.

История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных — труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ».

Группы психических явлений

Психические процессы – динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений.

Психический процесс – это течение
психического явления, имеющего начало,
развитие и конец, проявляющееся в виде
реакции. При этом нужно иметь в виду,
что конец психического процесса тесно
связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как
внешними воздействиями, так и раздражениями
нервной системы, идущими от внутренней
среды организма.

Психическое состояние – относительно
устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности
личности.

Каждый человек ежедневно испытывает
различные психические состояния. При
одном психическом состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно, при другом – трудно и
неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную
природу: они возникают под влиянием
обстановки, физиологических факторов,
хода работы, времени и словесных
воздействий (похвала, порицание и т.
п.).

Психические свойства – устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень
деятельности и поведения, типичный для
данного человека.

Каждое психическое свойство формируется
постепенно в процессе отражения и
закрепляется в практике. Оно, следовательно,
является результатом отражательной и
практической деятельности.

Психические свойства не существуют
вместе, они синтезируются и образуют
сложные структурные образования
личности, к которым необходимо отнести:

  • жизненную позицию личности (систему
    потребностей, интересов, убеждений,
    идеалов, определяющую избирательность
    и уровень активности человека);

  • темперамент (систему природных свойств
    личности – подвижность, уравновешенность
    поведения и тонус активности, –
    характеризующую динамическую сторону
    поведения);

  • способности (систему интеллектуально-волевых
    и эмоциональных свойств, определяющую
    творческие возможности личности);

  • характер как систему отношений и
    способов поведения.

Психические образования— это
психические явления, формирующиеся в
процессе приобретения человеком
жизненного и профессионального опыта,
в содержание которых входит особое
сочетание знаний, навыков и умений.

Они представляют собой результат
жизненного опыта и специальных упражнений
человека и позволяют выполнять любую
деятельность автоматизированно, без
особых затрат умственной и двигательной
энергии. Знать специфику содержания и
проявления психических образований —
значит идти по пути дальнейшего познания
мира психических явлений.

Высшие психические функции[править]

вид внимания цель интерес
непроизвольное
произвольное +
послепроизвольное + +

Психологический анализ понятий индивид, личность, субъект индивидуальность.

Проблема
личности — одна из центральных в
психологии. Психологию личность
интересует с точки зрения ее внутрен­него
строения, архитектоники, закономерностей
возникновения, формирования, развития,
особенностей социально-психологиче­ских
проявлений, роли в этом природных,
биологических (на­следственных),
социальных и других обстоятельств. Одна
из цен­тральных проблем в психологии
личности — выявление психо­логических
механизмов ее функционирования,
проявлений, регуляции жизнедеятельности
человека.

Понимание
личности тесно связано с осмыслением
таких ка­тегорий, как человек,
индивид, индивидуальность, субъект,
субъектность.

Индивид
это
отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность
обычно
рассматривается как совокупность
физиологических и психических особенностей
конкретного чело­века, характеризующих
его своеобразие.

Субъект
это
человек в совокупности таких психических
ха­рактеристик, которые позволяют
ему осуществлять целеполагание и
соответствующие целям действия, поступки,
деятельность и поведение в целом.

Субъектность

это способность человека к тому или
иному целеполаганию и соответствующей
поставленным целям актив­ности. Эти
цели могут быть ситуативными, в интересах
решения задач текущих дел и более
отдаленного характера: на тот или иной
отрезок жизни либо на всю жизнь.

Под
личностью
в
отечественной психологии понимают
слож­ное, системное, многоуровневое,
иерархически организован­ное,
разноплановое, полисодержательное,
прижизненно сло­жившееся, сформировавшееся
психическое образование чело­века,
в котором он выступает не только как
объект и продукт, результат педагогических
и других воздействий, но и как созна­тельный
субъект познания и активного преобразования
действи­тельности.

Личность

это конкретный человек в совокупности
тех духов­ных, психических особенностей,
качеств, которые характеризу­ют его
как объекта (продукт, результат)
общественного (и друго­го) развития
и как субъекта преобразования
действительности на основе ее познания
и отношения к ней. Личность — это
конкрет­ный человек как носитель
сознания (К.
К. Платонов)
и
самосо­знания.

Сознание
личности имеет общественно-исторический
харак­тер. Самосознание — это высший
уровень развития сознания че­ловека,
основа формирования его умственной
активности и самостоятельности личности
в ее суждениях, оценках, отноше­ниях,
действиях и поступках. По мере того как
у человека формируются и развиваются
со­знание, осознание и понимание
смысла окружающей его дей­ствительности,
себя в реальном мире, смысла своего
существова­ния, складывается и
развивается личность.

Человек
не рождается личностью, он ею становится
в процес­се взаимодействия с социальной
и природной средой, с матери­альными
и духовными обстоятельствами его жизни
и деятельнос­ти. В процессе этого
взаимодействия человек и формируется,
и раскрывается, и проявляет себя как
личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector