Наука. виды и функции науки

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.

Методы теоретического исследования:

  • формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
  • аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
  • гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
  • идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания: 

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон. 

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Основные разделы современной философии

К главным интересам современного знания относятся структурные направления философии:

  • онтология;
  • гносеология;
  • логика;
  • аксиология;
  • праксиология;
  • антропология.

Онтология и гносеология

Онтология — это наука о бытие и мире, которая является основополагающим вопросом философии со времен античной мысли.

В различные периоды определение и восприятие онтологии менялось под влиянием актуальных проблем и особенностей эпохи. В XIX веке характерно резкое падение интереса, но в конце XIX — начале XX вв

внимание снова возросло

Основоположником критической онтологии был немецкий философ Николай Гартман, который разделял реальный мир на мертвый, живой, психический и духовный слои. Его теория о слоях используется в психологии, антропологии, философии истории в качестве методологического инструмента.

Другим важным исследователем, переосмыслившим проблему бытия, является Мартин Хайдеггер. Его центральной темой была онтология, которая, по его мнению, определяла смысл бытия. Хайдеггер считал, что перед тем, как приступить к изучению смысла бытия, необходимо изучить и понять самого человека.

Гносеология — направление в философии, в котором исследуются проблемы познания и методы познавательного процесса.

Проблема обрела особую актуальность в философской мысли Нового времени, когда разные школы по-своему определяли систему познавательного механизма. В современном философском знании гносеология также остается одной из основных исследовательских тем. Существенный переворот, произошедший в становлении современной гносеологии выражается в отказе от абсолютной истины. На смену ей появляется относительное знание, которое может меняться под влиянием времени, достижений прогресса и т. д.

Логика

Логика в философии представляет собой науку о законах правильного мышления и приемах повседневной познавательной деятельности.

В XIX-XX вв. логика была результатом взаимодействия философии и математики, но в середине XX в. область влияние расширилась. Стали появляться такие дисциплины, как:

  • логический позитивизм, основанный на том, что для познания мира необходимо наблюдать за ним, чтобы найти доказательства и решения, опирающиеся на разум;
  • логический атомизм, описывающий реальность как совокупность логических атомов, из которых состоит все сущее;
  • модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, случайности, возможности и т. д.

Аксиология и праксиология

Аксиология — это течение философии, исследующее ценности человека, их значение и место в духовной, индивидуальной и социальной сферах жизни. Начиная с античной философии, мыслители пытаются определить происхождение ценности и то, почему она воспринимается человеком как нечто значительное.

Содержание ценностей формируется, исходя из личных качеств и интересов человека, из влияния общества и его собственного индивидуального опыта. С наступлением новой эпохи происходит переосмысление существующих ценностей, которые часто становятся неактуальными. Нередко ценность приобретают устаревшие нормы и категории, в которых общество снова начинает испытывать потребность. Задача ученых проследить этот процесс, понять, какие ценности важны для определенного периода общественного развития и почему именно они.

Праксиология — учение о человеческой деятельности, социальных системах и обществе.

Сущность понятия состоит в исследовании различных трудовых навыков и умений, анализе форм организации труда, взаимодействии индивидов и его поведения в производственном процессе. Человеческая деятельность и общественные отношения рассматриваются для установления их эффективности.

Научно или нет

Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость. Без них настоящей науки не бывает, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.

И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.

Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.

Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.

Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.

Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.

Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Основные функции науки

Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.

Познавательная

Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:

  1. Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
  2. Теоретическое постижение мира. 
  3. Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов. 
  4. Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.

Мировоззренческая

Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:

  1. Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
  2. Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма. 
  3. Доказательство научного представления о мире. 

Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.

Производственная

Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.

Культурная

Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.

Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.

Общественная

Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.

Примеры таких социальных институтов:

  • семья;
  • школа;
  • религия;
  • различные общественные организации;
  • государство.

Институционализация науки

Институционализация науки проявляется в следующем:

  • образуются исследовательские учреждения, между которыми устанавливаются регулярные контакты;
  • возникает научное сообщество, внутри которого начинают действовать специфические регулятивы;
  • встаёт система внешних отношений научно-исследовательских учреждений с другими социальными организациями и т.д.

Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка. В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:

В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:

  • сциентизм;
  • антисциентизм.

С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.

С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).

Тенденции развития научного знания

Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)

Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.

Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.

Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)

Современной науке присущи следующие характеристики:

  1. Скачок увеличения научных деятелей;
  2. Рост научного знания;
  3. Открытие новых научных дисциплин, взаимодействующих между собой;
  4. Становление исследовательской деятельности профессиями.

Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация – (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

↑ Понятие «наука»

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания 

Основная продукция: понятия, законы, теории.

Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.

↑ Функции науки

Функция Характеристика
культурно-мировоззренческая Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительная Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
прогностическая Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
социальная Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
производственная Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.

Критерии научного познания

Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • условие всеобщего обобщения и соотнесения с другими научными фактами (научность утверждения зависит от количества фактов, которым оно соответствует);
  • условие высокой точности (математика – это лучший способ уточнения утверждений);
  • условие высокого информационного содержания (чем более общий характер носит утверждение, тем выше его информационное содержание);
  • условие высокой эпистемологической достоверности (высокая степень подтверждения посредством опыта);
  • условие логической простоты (высокой степени систематизации).

Причины

Точная причина нарколепсии неизвестна, и это может быть вызвано несколькими различными факторами:

  • Потеря части Orexin — releasing нейронов в пределах бокового гипоталамуса.
  • До 10% случаев расстройство передается на фоне семейной истории болезни.
  • Существует сильная генетическая связь, провоцирующая подобное.
  • В дополнение к данным факторам, низкие уровни пептидов orexin, которые были сопоставлены с прошлой историей расстройства, это спровоцировали: диеты, контакт с токсинами, такими как — пестициды, травмы головного мозга вследствие опухолей или инсультов.

Три кита науки

Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.

  1. Идеалы и нормы – регулируют научную деятельность, выражают собой представления о целях науки и средствах их достижения. Это законы, по которым строятся описания, доказательная база, обоснования и проводится организация знаний. Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.
  2. Научное мировоззрение – исторически сложенные, научно доказанные факты об устройстве мира. При чем таких «миров» много — каждый существует в контексте своей научной отрасли (мир физики, математики, биологии). Например, на уроках химии дети изучают различные химические процессы.

    Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.

    Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.

  3. Философское основание предполагает, что включение любых знаний в научную картину миру требует объяснения, обоснования, чем и занимается философия: обеспечивает связь новых открытий с культурной сферой общества. Эта стыковка производится с помощью философских постулатов, идей и принципов.

Особенности научного знания

В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.

  • Объективность. Научное познание всегда объективно. Это адекватное, независимое от субъекта знание об явлениях и процессах. Объективное знание не зависит от воли познающего, от воли субъекта. Это то, что остаётся верным независимо от того, хотим мы этого или нет. Противоположна объективности субъективность. Например, гравитация существует объективно в том смысле, что хотим мы этого или нет, но все подчиняются закону всемирного тяготения. Наука объективно описывает реальность, независимо от наших желаний, создавая объективную картину мира. Примером может быть историк, пишущий научную работу об исторической личности. Он может быть крайне недоволен политикой Петра Первого. Но при этом он должен раскрыть его личность, показать минусы и плюсы. Нужно показать и положительный вклад, который внёс этот правитель в российское государство. При всём своём недовольстве политикой Петра I, настоящий учёный не будет вносить в научную работу своё субъективное отношение.
  • Принцип рациональности и непротиворечивости. Это обязательное слово логической согласованности, разумности и непротиворечивости другим фактам.
  • Проверяемость. Любое знание должно быть проверяемо. Оно должно быть воспроизводимо (проверяемо) при любых других условиях (снова и снова).
  • Понятийный аппарат. Понятийный аппарат в науке предполагает наличие определённой терминологии. Это знания, которые представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм. Это особый язык понимания, язык представления информации.
  • Обобщение знаний. Эта особенность связана с языком логики, науки. В результате обобщения находятся общие признаки и свойства явлений, предметов и процессов.
  • Универсальность. Объектом научного познания является любой феномен.
  • Аргументация. Сильная степень аргументации и доказательности является важнейшим условием научного открытия.
  • Методология. Научное знание всегда является результатом применения определённого научного метода. Существуют общелогические, общенаучные и специальные научные методы.
  • Точность. Наука стремится к точному объяснению явлений. Так, характерной чертой естественных наук является опора на язык математики, который позволяет избегать неоднозначности, неточности, неясности, характерных для терминов естественного и гуманитарного языка. Он позволяет характеризовать и выражать те категории физической реальности, которые в обыденном языке в принципе не могут быть выражены. Это заметил ещё Галилео Галилей, когда сказал, что книга природы написана на языке математики. Природа удивительным образом удачно легко и прекрасно описывается математическими терминами и математическими формулами. Можно вспомнить известную формулу Эйнштейна (энергия равна массе, умноженной на скорость света в квадрате). Все эти буквы, компоненты и уравнения представляют собой некие числа. То есть совокупность чисел и операций между ними (в данном случае это произведение и равенство) совершенно точно и адекватно описывает окружающую действительность.
  • Теоретизирование. Научное знание имеет теоретический характер. Оно имеет чёткую логическую структуру, систематизировано и теоретизировано.
  • Научное знание несёт пользу обществу. Наука имеет сильное прогностическое и эвристическое влияние. Она позволяет обнаруживать новые факты и связи между фактами. В конечном итоге, всё это способствует производственному, социальному и экономическому прогрессу.

Уровни научного познания

Существует 2 уровня познания:

  • эмпирический;
  • теоретический.

Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.

Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.

Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.

Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.

Гороскопы на сегодня

Признаки научного подхода

Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

  1. сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры;
  2. затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
  3. далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
  4. на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
  5. стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, в дальнейшем проверяются более тщательно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector