Семинар для педагогов на тему «стиль преподавания»
Содержание:
- Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации
- В деловой сфере
- Либерально-попустительский стиль преподавания
- 5 угроз, подстерегающих ребёнка в интернете, и как их избежать
- Структура педагогического общения
- Season FourEdit
- Как вести себя в новом коллективе
- General Overview
- Оформление дневника
- Икс Век
- Характеристика индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя
- Что такое авторитарный стиль руководства
- Почему важно понимать разные стили обучения
- Авторитарный стиль
- Эмпирическое обучение по Колбу
- Как происходит развитие авторитарности?
Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации
Хорошо организованные информационные потоки — «кровеносная система» любого бизнеса; это то, что может выделить компанию из числа конкурентов. Билл Гейтс пишет: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».
Справедливо это и для индивидуального познания и обучения. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, а знание собственного стиля познания облегчает этот процесс.
Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Эти измерения и исследуются представленной ниже методикой The Learning Style Inventory — LSI.
Концепция Колба исходит из того, что при получении индивидом информации человек обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному
На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).
Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).
Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).
Таким образом на основе сочетания предпочитаемых механизмов сбора, обработки и применения информации могут быть определены стили познания человека.
Опросник стилей познания (LSI, Д.Колб)
Интегральные стили познания
Для построения успешной системы обучения также рекомендуем обратить внимание на выявление индивидуально предпочитаемых перцептивных модальностей и соответствующих им стратегий обучения
В деловой сфере
Чаще всего авторитарность проявляется именно как тип управления. Для такого руководителя характерны жесткость, стремление к абсолютной дисциплине, абсолютному контролю. Авторитарное руководство не предполагает обсуждения проблем с коллективом, коллективного принятия решений, голосований, брейн-штурмов, выслушивания чужих идей или, тем более, советов. Такой руководитель принимает решения исключительно сам, на основе своих личных суждений, у него есть четкий набор идей и мнений, и к гибкости он не склонен.
Авторитарный руководитель все решения берет на себя, не давая возможности высказаться или проявить себя подчиненным. Условия работы, методы и законы диктуются исключительно руководителем, и это не обсуждается.
Часто применяется жесткое давление, принуждение, лидер не склонен идти на уступки, для него не бывает форс-мажоров или семейных обстоятельств. Он не интересуется личными проблемами своих подчиненных, и работник, опоздавший на работу по серьезной личной причине (например, из-за болезни близкого человека), будет наказан без возможности объяснить причину.
Такое руководство имеет свои плюсы и минусы. Причем плюсов довольно много, и осознанный руководитель, грамотно применяя авторитарный стиль управления на нужном этапе, сможет добиться отличных результатов.
Такой тип управления может с успехом применяться на этапе начальном, когда коллектив (предприятие, фирма) только формируется. С помощью такого стиля руководства можно сформировать у сотрудников четкие цели, дать им понять структуру и форму работы, ее стиль, обозначить рамки рабочих обязанностей, установить дисциплину.
На начальном этапе этот стиль руководства поможет начальнику сформировать и утвердить собственный авторитет, укрепить его, проявить свои лидерские качества, показать умение достигать целей. Такой тип руководства хорош в плане дисциплины, он действительно помогает добиваться целей, обходить конкурентов, стремительно развиваться.
Минусы авторитарного управления могут быть не очевидны для самого руководителя, предпочитающего данный стиль, но очевидны для окружающих. Отсутствие возможности проявить себя и внедрить свои идеи полностью уничтожает инициативность работников, а напряженная психоэмоциональная атмосфера ведет к апатии и нежеланию членов коллектива работать и достигать целей.
Это приводит к «застоям», к отсутствию новых идей и методов, к текучести кадров. Работники под таким начальством становятся скрытными, пассивными, они заискивают и скрывают недостатки в работе, не стремятся делать ее на должном уровне, но, боясь гнева начальства, тщательно прикрывают недоработки. Разумеется, это ведет к неизбежному понижению качества работы коллектива.
Либерально-попустительский стиль преподавания
Коротко: учитель вообще не контролирует ситуацию.
Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.
Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.
При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.
Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»
Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:
5 угроз, подстерегающих ребёнка в интернете, и как их избежать
Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:
1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).
2
Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:. — заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);
— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);
— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);
— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);
— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).
3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия
Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей
4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).
Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.
Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.
Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.
Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации
Season FourEdit
War at the RosesDan Humphrey The Townie,Shattered BassRussell ThorpeRaina ThorpeNate ArchibaldLouis Grimaldi
Jack Bass, back in town.
Как вести себя в новом коллективе
Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.
Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.
У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.
Новый учитель
Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.
Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.
General Overview
Оформление дневника
Стилистика идеи для личного дневника зависит от индивидуального вкуса человека. Творческим людям подходит максимализм выражения себя, отображающееся в оформлении записей и страниц, яркости декора обложки. Деловым людям свойственен строгий классический стиль, а внешний вид дневника для девочек – это нежная обложка с украшениями, разноцветными страницами и закладками.
Как оформить первую страницу?
В дневнике для девочек на первом листе можно заполнить личную информацию в виде списка или зарисованных окошек: инициалы, возраст, увлечения и т. д. Для деловых людей подойдет строгий стиль первой страницы и минимализм информации о себе. Это могут быть имя и поставленная цель, для которой ведется книжка.
Внутреннее оформление страниц
Придать индивидуальности страницам поможет использование декоративной клейкой ленты и скотча, чередовать узор и цвет которых можно в зависимости от события и настроения. Для отметки наиболее важных событий используются разноцветные ручки и фломастеры. Оригинально и функционально будут смотреться закладки ручной работы из разноцветного пластика, скрепок или плетения из ниток. Стикеры, наклейки, засушенные цветы и листья, секретные кармашки – станут необычным дополнением к записям.
Календарь в дневнике
Оформить календарь в дневнике возможно в виде таблицы, окошек и т. п. В каждую ячейку следует вносить информацию о важных событиях. Такой календарь можно вести для обозначения целей, самочувствия или настроения за день. В конце месяца это поможет составить диаграмму достижений и впечатлений, сделать вывод и установку на следующий месяц.
Конверт для лд
Применение конверта из бумаги или других материалов:
- Большой стилизованный конверт используется для хранения личного дневника.
- В конверт, заменяющий обложку дневника, вкладывают листы с записями.
- Конверты – секреты, которые спрятаны на страницах дневника. В них помещают наиболее важную информацию.
Последняя страница
Последний лист ежедневника заполняется в зависимости от его предназначения. Если это кулинарный блокнот или книга с цитатами, оформить страницу можно как список с названиями рецептов или книг, с указанием нумерации страниц. Для делового или спортивного ежедневника последняя страница будет подводящей главный итог достижений и проделанной работы. Творческие люди оформляют эту страницу проявляя самовыражение в виде стихов и иллюстраций.
Икс Век
Характеристика индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя
Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль: ориентация на процесс обучения. Учитель логично и интересно выстраивает ознакомление с новым материалом, иногда увлекается, что ведёт за собой потерю обратной связи с учениками, учитель не прерывается и не уточняет, понятно ли изложение нового материала. При проведении опроса чаще обращается к сильным ученикам, опрос проводится в быстром темпе, поэтому не опрашиваются слабые учащиеся, у учителя часто не хватает терпения дождаться конца самостоятельных рассуждений школьников. Для данного стиля характерно не совсем адекватное планирование образовательно-воспитательного процесса; для изучения учителем выбирается наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляется на самостоятельную разработку школьникам. При данном стиле педагогической деятельности недостаточно представлены этапы закрепления учебного материала, а также осуществление контроля знаний учащихся.
Достоинства: высокая оперативность, использование разнообразных методов обучения.
Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Эмоционально-методичный индивидуальный стиль: ориентация в равных долях на процесс и результат обучения. Планирование учебного процесса адекватно, характерна поэтапная отработка всего учебного материала и у сильных, и у слабых учащихся. Учителя с данным стилем педагогической деятельности отличает высокая оперативность, частая смена видов работ на уроке, использование коллективных обсуждений. Во время опроса происходит максимальный охват учащихся, даются индивидуальные задания. В деятельности постоянно присутствует закрепление материала и контроль результатов обучения.
Достоинства: заинтересовывает учащихся особенностями предмета, используются разнообразные методы при отработке материала.
Недостатки: преобладание интуитивности над рефлексивностью, хотя рефлексивность более высокая, чем в предыдущем стиле.
Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль: педагог равнозначно ориентируется на процесс и результат обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Использует небольшое количество методов обучения, они однотипны, темп работы средний или низкий, не практикуются коллективные обсуждения. При опросе даёт возможность всем школьникам детально сформулировать ответ, мало говорит сам, воздействует на учащихся косвенно (наводящие вопросы, требования уточнить сказанное). При объяснении нового материала учитель выделяет основные вопросы, логично излагает их, делая акценты на основной структуре и причинно-следственных связях. Постоянно закрепляет, повторяет и контролирует результат обучения.
Недостатки: перевес рефлексивности над интуитивностью, что позволяет анализировать результат своего труда, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.
Рассуждающе-методичный индивидуальный стиль: ориентирован на результаты обучения, адекватно планирует образовательно-воспитательный процесс. Консервативен в отборе средств и способов педагогической деятельности, использует малый стандартный набор методов обучения, на первое место ставит воспроизведение изученного материала, практически не использует индивидуальные творческие задания и коллективные рассуждения
Опрос проводится с задействованием большого количества учеников, особое внимание уделяется слабым ученикам. Постоянно использует закрепление, повторение и контроль результатов обучения
Достоинство: высокая степень рефлексивности, наиболее полный анализ собственной деятельности.
Недостатки: ограничение спонтанного поведения на уроке.
Итак, были перечислены четыре типа индивидуальных стилей педагогической деятельности учителя, в характеристике которых отражена разница в стиле управления, общения, поведения и когнитивного стиля учителя.
Что такое авторитарный стиль руководства
Считается, что способ единоличного руководства с установлением строгой дисциплины – этo авторитарный стиль руководства. Его главный принцип – абсолютный авторитет, главенство руководителя. Авторитарность основывается на умении принимать быстрые решения, на четких и ясных распоряжениях, не допуская при этом возражений, а также на отрицании любых проявлений инициативы со стороны подчиненных. Данный стиль руководства считается эффективным в случаях, когда организация достигла кризиса в трудовой дисциплине. Однако именно этот стиль управления считают опасным в связи с возникновением текучести кадров.
В педагогике
Предпочтение авторитарного руководства среди преподаватей повышает внешние показатели их работы. Такая статистика прослеживается за счет достижения высокого уровня дисциплины и успеваемости учащихся.
Однако этот педагогический подход имеет минусы – социально-психологическая атмосфера такого класса неблагополучна, поскольку учащийся попросту не имеет права выразить собственное мнение. Любая инициатива, исходящая от учащегося, воспринимается авторитарным педагогом в виде акта своеволия, что для последнего недопустимо. Подавление воли учащегося имеет губительное влияние на его дальнейшее социально-психологическое развитие.
В управлении персоналом
Менеджмент и управление персоналом – та сфера, в которой наиболее часто применяется авторитарный метод управления. С целью повысить эффективность рабочего процесса, упорядочить провоцирующее поведение сотрудников принимается решение применить директивный стиль. Таким образом, начальник сам отвечает за ход работы, исключая делегирование своих полномочий в любом виде. Авторитарный руководитель дает четкие указания, которые члены персонала обязаны выполнять беспрекословно.
Обратите внимание! Известны случаи, когда руководитель злоупотреблял властью, что приводило организацию в упадок – сотрудники оставляли свои должности, от чего страдала деятельность организации в целом
Иногда руководители злоупотребляют полномочиями
Почему важно понимать разные стили обучения
Давайте рассмотрим один и тот же пример двух собак, чтобы понять это. Если вы используете угощение для мотивации второй собаки (вместо поводка) — думаете ли вы, что он захочет учиться? Нет! Но значит ли это, что он не способен учиться? Нет, он очень способен к обучению. Так кто же виноват в том, что собака не может научиться трюку?
Теперь вы можете злиться и злиться на собаку за то, что она не откликнулась на угощение (которое, как вы уверены, является лучшим способом обучения собаки). Вы можете назвать его плохой собакой. Но будет ли это справедливо по отношению к собаке? Без прав?
А теперь представьте себе двоих детей вместо двух собак. Будучи родителями, учителями и старейшинами, которые несут основную ответственность за благополучие ребенка, справедливо ли с нашей стороны говорить, что ребенок является «плохим» учеником или имеет средние способности к обучению только потому, что он не в состоянии учиться определенным образом, который адаптирован как самый распространенный метод?
«Я заметил, что моя дочь смогла быстро понять концепции, когда она увидела картинки и сделала действия, связанные с этой главой», — прочитала рассказ настоящей мамы Гаятри здесь.
Авторитарный стиль
Под ним понимается властный тип руководства. Он основан на стремлении утверждения начальником своего влияния. Руководитель авторитарного стиля управления предоставляет сотрудникам компании только минимальное количество информации. Это связано с его недоверием к своим подчиненным. Такой руководитель стремится избавиться от талантливых людей и сильных работников. Лучшим в этом случае считается тот, кто способен понять его мысли. Подобный стиль руководства порождает на предприятии атмосферу интриг и сплетен. При этом самостоятельность работников остается самой минимальной. Все возникающие вопросы подчиненные стремятся решить у руководства. Ведь никто не может предположить, как начальство отреагирует на ту или иную ситуацию.
Руководитель авторитарного стиля управления просто непредсказуем. Люди даже не решаются сообщить ему о плохих новостях. В результате такой начальник живет в полной уверенности, что у него получилось все именно так, как он и предполагал. Сотрудники не задают вопросов и не спорят, даже в тех случаях, когда видят существенные ошибки в принятом руководителем решении. Результатом деятельности такого менеджера высшего звена является подавление инициативы подчиненных, что мешает их работе.
При авторитарном стиле руководства вся власть концентрируется в руках одного человека. Только он способен единолично решать все вопросы, определять деятельность подчиненных и не давать им возможности принятия самостоятельных решений. Сотрудники в таком случае исполняют лишь то, что им приказано. Именно поэтому вся информация для них сводится к минимуму. Руководитель авторитарного стиля управления коллективом жестко контролирует деятельность своих подчиненных. У такого начальника в руках оказывается достаточно власти, чтобы навязать работникам свою волю.
В глазах такого руководителя подчиненный – человек, который испытывает отвращение к труду и по возможности его избегает. Это и становится причиной постоянного принуждения сотрудника, контроля над ним и осуществления наказаний. Настроения и эмоции подчиненных в таком случае в расчет не принимаются. У руководителя существует отдаленность от своего коллектива. При этом автократ специально апеллирует к самому низкому уровню потребностей своих подчиненных, считая, что для них он наиболее важен.
Если рассматривать подобный стиль руководства с точки зрения психологии, то он является наиболее неблагоприятным. Ведь руководитель в таком случае не воспринимает работника, как личность. У сотрудников постоянно подавляются творческие проявления, из-за чего они становятся пассивными. У людей возникает неудовлетворенность работой и собственным положением в коллективе. Психологический климат на предприятии также становится неблагоприятным. В коллективе часто возникают интриги и появляются подхалимы. Подобное увеличивает стрессовую нагрузку на людей, что вредно для их морального и физического здоровья.
Применение авторитарного стиля эффективно лишь при некоторых обстоятельствах. Например, в условиях боевых действий, при чрезвычайных ситуациях, в армии и в коллективе, в котором сознательность его членов находится на самом низком уровне. Авторитарный стиль руководства имеет свои разновидности. Рассмотрим их подробнее.
Эмпирическое обучение по Колбу
В 1984 году психолог Дэвид Колб опубликовал отчет по универсальной теории обучения, над которой работал несколько десятилетий. Это теория эмпирического обучения, которая подразумевает получение знаний через трансформацию личного опыта.
Что это значит
Колб считает, что в процессе обучения человек должен пройти через 4 этапа. Новое переживание (опыт) должно быть обдумано (рефлексия). В результате получается некая теоретическая концепция (предположение), которая в дальнейшем тестируется в разных ситуациях (действие).
Отсюда — 4 основных этапа обучения:
Конкретный опыт (КО): мы встречаемся с новой ситуацией, или переосмысливаем старый опыт.
Мыслительные наблюдения (МН): мы замечаем расхождения между новым опытом и нашим знанием и пониманием.
Абстрактная концептуализация (АК): появляется новая идея, или уже существующая приобретает новые черты.
Активное экспериментирование (АЭ): мы применяем новую концепцию, чтобы посмотреть, что произойдет дальше.
Как происходит развитие авторитарности?
Авторитарный стиль руководства – это результат правления личности, склонной к принятию единоличных решений, не считающейся с позицией иных людей. Развитие авторитарности связано со становлением личности человека, а также заложенными в нем с рождения чертами. Не секрет что жестокие, деспотичные лидеры обладали жесткими характерами с малых лет.
Однако тиран формируется не только под воздействием заложенных задатков, но и под действием внешних условий, различных ситуации. Такие люди склонны проявлять агрессивность, имеют высокие амбиции и требования к себе и другим, в то же время у них не развита рефлексия, а мышление отличается стереотипностью.
При этом авторитарность как черта характера проявляется не только в решении рабочих вопросов, но и личной жизни. Авторитарность является негативной чертой характера. Такие люди деспотичны в семье и на работе, не терпят возражений и склонны навязывать свое виденье мира окружающим.
При определенных обстоятельствах авторитарная личность, получившая доступ к власти, может долго удерживать свои позиции, что особенно хорошо прослеживается в историях стран, где когда-то царил или царит в настоящее время авторитаризм и тоталитаризм.