Социальный
Содержание:
- Как определить свою позициюp
- Особенности поведения и черты асоциального человека
- Финансы компаний и предприятий
- Классификация потребностей
- Какие бывают
- Оценка доступности
- Типы социальной структуры
- Представления о социальной роли
- Что такое биосоциальная природа людей
- Интернет-вестник
- Понятие социальной роли
- Мотивация
- Социальная сфера и благосостояние граждан страны
- Социальный человек – определение и типы характеров
- Социальные особенности человека
- Социально-психологические особенности
Как определить свою позициюp
Сделать это довольно просто. Достаточно постараться «вписать» себя в систему отношений с обществом. Помните, что понятие начинается там, где присутствуют конкретные обязанности:
- От ребенка требуют слушаться родителей, а от взрослых – помогать детям.
- Пешеходу следует учитывать сигналы светофора, ходить по пешеходной части, а водителю – соблюдать правила дорожного движения, выдвигаемые законодательством.
- Учащийся обязан посещать лекции, сдавать сессии и правильно себя вести на занятиях.
- От друга ожидают поддержку, разделение увлечений и интересов.
Из-за разнообразия амплуа индивиду постоянно следует менять модель собственного поведения. Так, профессор в университете должен быть строгим и всезнающим, а приходя домой и превращаясь в супруга и отца, он проявляет заботу и любовь. Эти требования противоречивы и зачастую многим сложно на 100% соответствовать занимаемым им положениям.
Особенности поведения и черты асоциального человека
Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.
Что такое асоциальное поведение
На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.
Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).
Характеристики асоциальной личности
Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:
- Лжет родителям и сверстникам.
- Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
- Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
- Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
- Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.
Во взрослой жизни такой человек:
- Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
- Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
- Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
- Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
- Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
- Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.
Виды асоциального поведения
Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.
Профилактика асоциального поведения
Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.
Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается.
Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих.
Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).
Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.
Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.
Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе.
Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.
Финансы компаний и предприятий
Классификация потребностей
Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.
Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т.п.
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т.п.
Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.
Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т.п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т.д.
Какие бывают
Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Из всех характеристик складывается единый образ индивида. Главным остается положение, наделяющее человека властью и зависящее от его достатка и финансового благополучия.
Социальный статус, которым обладает человек, появившийся на свет, называется прирожденным, определяемый родственным связями – приписанным. Они не зависят от действий человека и появятся у него в любом случае.
Из-за различий в положении при рождении люди обладают отличными правами, что определяет неравенство в обществе, делит его на классы. Зачастую это влияет на приспособленность человека к окружающей действительности, его умения и желания добиваться поставленных целей. Люди с более высоким прирожденным и приписанным статусом обычно лучше устраиваются в жизни. Но это не отменяет упорства, трудолюбия и таланта, способных изменить позицию в социальной иерархии. Навыки и умения, полученные собственным трудом, ценятся больше, чем благосостояние или манеры, приписанные семейными связями.
Прирожденный, приписанный и достигнутый – основные виды, на которые принято подразделять социальные статусы.
Основными показателями, определяющими место и роль в социуме, являются:
- Занимаемая должность: директор или ведущий специалист, руководитель отдела, главный бухгалтер;
- Полученное звание. В творческой профессии это заслуженный или народный артист. На службе достижения определяются воинским званием: лейтенант или подполковник. Также отмечают работников бюджетной сферы, например, заслуженный учитель;
- Ученая степень, например, бакалавр, магистр, кандидат или доктор наук.
Магистр
Обратите внимание! Статус, полученный в результате заслуг индивида, считается приобретенным или достигаемым. Он создан собственными усилиями и является вознаграждением за работу
Главное – задать цель и идти к ней, тогда приобретенный статус заставит забыть о положении, приписанном человеку с рождения.
У человека всегда появляются непостоянные статусы, в зависимости от его роли в жизни, обстоятельств:
- он может быть мужем и отцом детей;
- выступать свидетелем или зрителем;
- оказаться пациентом или врачом.
Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.
Пожилых людей также считают отдельной социальной группой. Между тем статус пенсионеров различается. Он зависит от получаемого пособия, а оно, в свою очередь, определяется уровнем доходов и выслугой лет. Высокий социальный статус обязан обеспечить приличный доход в старости.
Оценка доступности
На базе строительных нормативных документов была создана технология оценки организаций и объектов, имеющих право на оказание населению определенных социальных услуг.
Объект паспортизации — это организация, которая поставляет конкретный пакет социальных услуг, располагается в объекте недвижимости либо в какой-то его части. Если у организации есть сразу несколько сооружений, все они описываются с позиции доступности для инвалидов как отдельные объекты социальной инфраструктуры.
В настоящее время выделяют шесть частей такого объекта:
- участок, который прилегает к сооружению;
- одни либо несколько входов в здание;
- пути эвакуации, маршруты передвижения по зданию;
- санитарно-гигиенические помещения;
- участки целевого посещения сооружения;
- система средств связи на объекте
Все требования указаны в СНиП в 2001 г., утверждены Министерством регионального развития РФ. Территория, которая непосредственно прилегает к участку, состоит из нескольких элементов: входов, лестниц, пандуса, путей передвижения; автостоянки и парковки. Существуют определенные требования к данной зоне. В частности на участок с социально значимым объектом должно быть несколько входов, чтобы инвалиды могли спокойно передвигаться по нему. Также предполагается наличие пешеходных и транспортных путей, места для отдыха, расположения транспорта.
Социально значимые объекты являются показателем стабильности общества. Именно они являются демонстрацией заботы со стороны государства о своих гражданах.
Государство должно выступать гарантом доступности всех социально значимых объектов: детских садов, школ, техникумов, поликлиник, театров, музеев, спортивных школ для обычного человека.
Всеобщность и доступность — это основные столпы жизни любого развитого государства. Сложно представить себе развитую страну, в которой нет достаточного количества учреждений культуры, здравоохранения.
В европейских государствах особое внимание уделяют именно социальным объектам, создают комфортные условия для жизни и работы населения. Подобный подход оправдывает себя
Население, которое имеет возможность саморазвиваться, следить за своим здоровьем, имеет высокую трудоспособность, приносит государству существенную пользу.
Типы социальной структуры
Есть несколько теорий выделения типов социальной структуры: на основании различных социальных групп и исходя из исторического развития общества (теория исторических типов).
В зависимости от того, какие существуют социальные группы и какие отношения их связывают, определяют следующие типы социальной структуры:
- социально-классовая (отношения к средствам производства);
- социально-демографическая (люди делятся на социальные группы в зависимости от возраста, пола, семейного статуса, а также показателей рождаемости и смертности);
- социально-конфессиональная (деление происходит по религии);
- социально-поселенческая (разделение по территории, т. е. по проживанию в сёлах, поселениях, городах, деревнях и т. д.);
- социально-этническая (люди объединяются по родам, племенам, народностям или нациям);
- социально-профессиональная (разделение по занятости населения в профессиональном плане, на умственный труд и физический труд);
- социально-образовательная (людей объединяет наличие или отсутствие образования и его уровень).
Теория исторических типов
Согласно этой теории есть четыре типа социальной структуры.
Рабовладельческий | Люди в обществе связаны межу собой системой рабства. Рабы полностью лишены прав и свобод и подчиняются другим людям; подчинение осуществляется с помощью насилия. Сейчас такой социальной структуры в мире нет |
Кастовый | Люди делятся на касты (группы). Каста предписывает социальный статус и даже определяет профессию. Такая принадлежность переходит по наследству, изменить касту нельзя. Эта структура существовала в Латинской Америке, сейчас есть в Индии. Она тесно связана с религией |
Сословный | Присущ для феодального общества. В сословиях различаются права и обязанности людей. Они прописаны в законах и поддерживаются в религиозных догмах. Принадлежность к сословиям тоже передаётся по наследству, но изменить сословие можно |
Классовый | Классы формируются исходя из образования, достатка человека и влиятельности его профессии. Существует свободный переход из класса в класс, он ничем не органичен. Люди равны в правах и обязанностях (прописаны в Конституции). По наследству принадлежность к классу не передаётся |
Узнайте больше о Социальном статусе.
Представления о социальной роли
Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».
С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».
Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.
Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.
Американский социолог Р
Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей
Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.
В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.
Социология
Теория социологии
Социализация
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Интернет-вестник
Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты .
Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .
К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности .
Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности .
В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.
Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина
.
В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).
Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.
Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.
Понятие социальной роли
Замечание 1
В социологии понятие социальной роли впервые ввел Р. Линтон. Он считал, что роль – это обусловленное статусом человека ожидаемое поведение. Любая социальная организация или группа подразумевает наличие разных ролей.
Социальная роль – это модель поведения, определяемая нормами и правами, ориентированная на определенный статус.
Социальная роль:
- не зависит от личности и ее желаний;
- обладает своими поведенческими особенностями.
Каждый социальный статус включает несколько социальных ролей.
Связанные с социальной ролью нормативные требования, как правило, участникам ролевого взаимодействия известны, поэтому вызывают ролевые ожидания: участники общения ожидают друг от друга определенного, вписывающегося в контекст социальных ролей, поведения.
Замечание 2
Ролевые нормативные требования специфичны, являются элементом системы общественных норм и действительны только по отношению к тем лицам, которые занимают конкретную социальную позицию.
В состав социальной роли входят:
- ролевое ожидание;
- ролевое исполнение.
Между ролевыми ожиданием и исполнением нет полного совпадения. Качество исполнения социальной роли зависит от соответствия роли интересам, потребностям, индивидуальным особенностям личности.
Ролевые ожидания могут быть:
- формальные (законы, правила, предписания);
- неформальные (правила этикета, вежливости, стиль одежды и др.).
Любую социальную роль можно охарактеризовать при помощи признаков:
- масштаб,
- эмоциональность,
- мотивация,
- формализация,
- способ получения.
Мотивация
Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация
Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.
Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:
здравоохранение
Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;
образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
социальное обеспечение
Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям
культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.
Социальный человек – определение и типы характеров
В основе социального поведения лежит обращённость к жизни других людей. Это уникальный комплекс действий, так называемая форма жизни, которая возникает при самопожертвовании ради общего блага или ради себя. Если рассматривать высший аспект социальной направленности, то это любовь. Это фундаментальное чувство, которое составляет основу жизни социального человека. Любовь может быть направлена на конкретный предмет или группу людей без потери основной цели развития, определяющей основы жизни индивидуума. Также люди склонны быть привязанными к другим людям и любовь к другому человеку активирует высшие ценности.
Социальный человек – это индивидуум, который выбрал для себя уникальную линию поведения, названную социальной. Эта форма поведения возникает тогда, когда потребность служить другим становится выше других потребностей. Высшее проявление социального человека – это любовь. Если отдельный человек является предметом любви, то это называется средоточием ценностей. Суть любви не исследована полноценно, но мы понимаем, что она открывает смысл существования, который заставляет нас быть лучше и развиваться в правильном направлении.
Среди других людей у социального человека вырабатывается определённый набор качеств характера. Психологи определили метод приспособления человека к социуму – он выражен в его характере. Если разбить поведенческие модели на несколько видов, то их можно классифицировать. Это позволяет определить общую картину действий человека в разных ситуациях.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
- членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
- логическое и аналитическое мышление;
- потребность в социальном взаимодействии;
- культурное и духовное развитие;
- умение строить и создавать инструменты для труда;
- способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.
Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Социально-психологические особенности
Пару слов стоит сказать о таком феномене, как избирательность мышления. Суть его в том, что далеко не каждое восприятие переводится на уровень суждений и понятий. Более того, индивиды, порой, даже не допускают мысли о чём-либо. Простой пример: влюблённая девушка видит в молодом человеке только хорошее. И когда кто-то из её близких пытается предупредить о его не лучших чертах характера, она даже не допускает того, что это может быть правдой.
Такая избирательность зависит как от объективных, так и от субъективных условий. К первым можно отнести социальное положение индивида. Если человек относится к простому рабочему классу, то ему сложно составить действительное представление о процессах, происходящих в высших слоях населения.
Вот пример: юная девушка мечтает стать актрисой. Она видит всё в ярких красках, и думает, что жизнь артиста легка и забавна. И вот она добивается желанного, после чего сталкивается с шокирующей реальностью – нужно сидеть на строжайшей диете для той или иной роли, заучивать целые тома текста, переписывать каждый дубль до тех пор, пока не понравится режиссёру и делать всё, что скажет продюсер. Вот оно, проявление узкого избирательного мышления, ориентированного на те явления, которые окружают лишь индивида.
К субъективным условиям относятся установки, потребности, интересы и ценности индивида.