Развитие памяти у дошкольников

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

7 правил запоминания музыкального материала

1. Пробудите интерес

Первое, что стоит сделать – это пробудить в себе интерес к деятельности. Это поможет вам не демотивироваться и не забросить ее в первые часы занятий. Как бы вам не было сложно играть на гитаре, если у вас есть интерес и мотивация – вы не забросите это. Этот аспект – ключевой в тренировке памяти и без него ничего не выйдет.

2. Сделайте связь и ассоциацию

Запоминание происходит гораздо проще, если вы будете фрагменты, которые неизвестны вам, ассоциировать с теми, которые уже хорошо запомнились. Таким образом вы будете простраивать своеобразные якоря, которые будут вытягивать всю информацию. Чем лучше вы помните основную информацию, и чем лучше запомните неизвестную – тем будет лучше.

3. Запоминайте частями и фрагментами

Мозгу проще запомнить небольшие кусочки информации, нанизанные друг на друга, чем огромные пласты. Поэтому старайтесь каждое упражнение дробить на более мелкие, чтобы упростить весь процесс запоминания.

4. Повторяйте то, что запомнили

Разумеется, вам необходимо постоянное повторение материала. Это не только регулярные упражнения, но и проигрывания одних и тех же мелодий по несколько раз подряд. Не стесняйтесь делать паузы между ними и отдыхать – самое главное постоянно возвращаться к ним в процессе обучения.

5. Попытайтесь понять структуру и важные детали

Информация лучше всего запоминается, когда вы поймете, о чем она и что хочет сказать собой. Осознав структуру и проанализировав, взглянув в суть, вы гораздо проще поймете, о чем идет речь и, как следствие, запомните ее намного лучше.

7. Регулярная практика

Вам необходимо регулярно практиковаться. Разработайте расписание и уделяйте определенное количество времени на эту самую практику. Сделайте ее частью вашего дня – и тогда регулярность придет сама собой.

Как развить слуховую память у взрослых

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>pan itemprop=»image» itemscope itemtype=»https://schema.org/ImageObject»>

Для развития слуховой памяти взрослым, а также школьникам, рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Концентрации внимания и слуха — особенно полезное занятие перед сном, когда на улице слышно минимум посторонних звуков. Для тренировки нужно прислушиваться к окружающим звукам (шум листвы, вой ветра, далекие голоса или лай собак). Постепенно нужно стараться расслышать более тихие звуки.
  • Воспроизведение в уме — можно использовать в качестве дополнения к предыдущему. Для выполнения задания нужно воспроизводить в уме услышанные ранее звуки, пытаться немного изменить их.
  • Упражнение с музыкой — для данного упражнения понадобится плеер и наушники. Нужно прослушать любую песню или мелодию, затем, выключив ее, попытаться продолжить воспроизведение в уме.
  • Занятия музыкой или пением — развивает слуховую память и творческий потенциал человека. Рекомендуется начать заниматься на каком-либо музыкальном инструменте, попытать свои силы в караоке или хоре.
  • Упражнения со словами и словосочетаниями — можно попросить родственников или друга помочь с этим упражнением, или найти в интернете аудиозапись определенного перечня слов, прослушав которые через 1 минуту записать их на бумаге. С улучшением показателей нужно увеличивать количество прослушанных слов.

Необходимо помнить, что при занятиях с ребенком не нужно на него давить и показывать свое недовольство, если у него что-нибудь не получается. Проявите свою терпеливость и будьте примером для ребенка, ведь в его возрасте самым важным является хорошая реакция взрослых и их похвала.

Взрослым не нужно забрасывать свои тренировки после первой же недели. Месяц постоянных упражнений покажет удивительный результат.

Источники

  1. Найссер У., Хаймен А. Когнитивная психология памяти;
  2. Engle RW, Fidler DS, Reynolds LH (December 1981). «Does echoic memory develop?». J Exp Child Psychol;
  3. Development of auditory sensory memory from 2 to 6 years: an MMN study. Journal of Neural Transmission 115 (8): 1221–9. (https://www.kjp.med.uni-muenchen.de/download/Glass-JNT2008.pdf);
  4. Сравнительный анализ слуховой и зрительной памяти мужчин и женщин / Е. М. Жукова, Ю. Ю. Комарова.

Развитие памяти 7–8 лет

Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. 

Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. 

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них. 

Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы. 

Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка. 

Веры в успех вам и вашему ребенку!

Похожие главы из других книг:

4.4. Память
Понятие памяти. Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его

Память? А что память?

«Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших».
* * *Вы можете обнаружить, что ваша

5. Память
1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину

Рабочая память и кратковременная память
Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память

С чего все начиналось…
Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Память
Прежде чем продолжить свой анализ того, что Субъекты, находящиеся в состоянии гипноза, видят в Мире Душ, я хотел бы предоставить больше информации о категориях памяти и ДНК. Есть люди, которые Убеждены, что все воспоминания хранятся в ДНК. Таким образом они

Часть I
Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память

«В начале славных дел…»

Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Память прошлого и память будущего
Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Зрительная концентрация внимания
Важность визуальных представлений связана с тем, что в нашей повседневной жизни зрение является доминирующим чувством. И поэтому лишь научившись создавать качественные визуальные мыслеобразы, мы сможем заставить свой организм. Память
Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения

Память — еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Память
Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память — еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

«Повседневная» память и долговременная память
Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память»

До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

§ 6. Память
Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения —

Память
Один из важнейших процессов восприятия — это сравнение входящей текущей информации со сходным прошлым опытом. Когда мы видим друга, образы из памяти о его лице представляются нашему сознанию наравне с впечатлением о его настоящей внешности. Этот образ памяти

Память
У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.

Виды зрительной памяти

Действие зрительной памяти обеспечивает зрительный анализатор, благодаря которому мы получаем информацию из внешнего мира. Зрительную память можно разделить на такие виды:

  1. Иконическая (если информация нам не нужна, мы тут же ее забываем).
  2. Кратковременная (увиденные образы могут храниться в памяти до 30 секунд).
  3. Долгосрочная (сведения хранятся месяцы и годы).

В каких ситуациях человек использует этот вид памяти?

Слуховая память нужна для воспроизведения звуковых стимулов, которые возникают в процессе жизни. Например, работник офиса может запомнить и повторить фразу, которую только что услышал, ответить на вопрос, который ему задал начальник, запомнить имя нового коллеги или руководителя.

Хронобиологическая защита клеток мозга

Хронобиологическая защита мозга
1 350 ₽

Витамин D3

Гипоаллергенный источник витамина D₃ в экстрачистом МСТ-масле (medium chain triglyceride oil). 440 ₽

Neurovision

Инновационная программа для активной работы мозга и поддержания острого зрения: высокие дозировки и максимальная усвояемость активных веществ.3 900 ₽

Гинкго билоба и байкальский шлемник

Растительный комплекс нормализует мозговое кровообращение, способствует укреплению памяти и активизации мозговой деятельности. 380 ₽

Итоги

Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:

  1. Определитесь с областью, в которой тренируетесь. Умение петь и навык легкого пересказа услышанных анекдотов тренируются отдельно, хотя обе способности связаны с аудиальной памятью.
  2. Если цель – разбираться в тонкостях услышанного материала без необходимости его воспроизведения (например, для более глубокого и эмоционального восприятия музыки), то нужно многократно его прослушивать. Уже после обретения последнего навыка будет получаться повторить услышанное уже без дополнительной тренировки. Пример – разве могли бы вы пересказать анекдот, не научившись говорить?
  3. Для приблизительного запоминания лекций можно использовать мнемотехники, с помощью которых можно прочно заучить ключевые положения услышанного материала.

Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:

От простого – к сложному. Всему свое время. Обучайтесь, исходя из того, что вы можете, а не чего не умеете.
Закон перехода количества в качество

Чем больше вы времени потратите на изучение материала, чем больше раз вы его повторите, тем лучше он запомнится, а также станет легче сохранить в памяти другую информацию из этой области.
Причина плохого запоминания на слух – проблемы с вниманием. Поэтому развитие слуховой памяти у ребенка, взрослого и людей старшего возраста опирается на способность в течение длительного времени концентрироваться на прослушиваемом материале

Этот навык хорошо тренируется с помощью медитации.

Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector