Виталий сластенин: педагогика
Особенности педагогической профессии
Замечание 1
Задача данного учебника состоит не просто в передаче научных знаний в сфере педагогики, а в отражении особенностей и многогранности педагогической профессии.
Принадлежность человека к определенной профессии проявляется в специфике его деятельности, а также образе мышления. Педагогическая профессия принадлежит к группе профессий, предметом изучения которых является другой индивид. При этом из ряда других профессий педагога выделяют в первую очередь по образу мыслей, повышенному чувству ответственности и долга. Поэтому педагогическая профессия выделяется в отдельную группу. Основное ее отличие от иных профессий, предусматривающих взаимодействие «человек-человек», заключается в том, что она одновременно является преобразующей и управляющей профессией. Ставя целью своей деятельности преобразование и становление личности, педагог должен управлять ее интеллектуальным, эмоциональным и физическим развитием, формированием духовного мира.
В учебнике раскрывается основное содержание профессии педагога, которое состоит во взаимоотношениях с людьми. Эти взаимоотношения требуют понимания и удовлетворения запросов разных людей. Ведущая задача педагога заключается в понимании общественных целей и направление усилий других людей на их достижение.
Особенность воспитания и обучения как деятельности, связанной с социальным управлением состоит в том, что она является носителем двойного предмета труда. Это взаимоотношения с людьми и наличие специальных знаний, навыков и умений в своей области. Таким образом, профессия педагога требует подготовки в двух направлениях — человековедческом и специальном.
Основные темы учебника
В учебнике «Педагогика» раскрываются следующие темы педагогической области научных знаний:
- характеристика профессии педагога;
- особенности личности и профессиональной деятельности педагога;
- характеристики профессиональной компетентности педагога;
- становление личности педагога в профессиональном плане;
- педагогика, как наука о человеке;
- методология и методы исследований в педагогике;
- аксиологические основы педагогики;
- развитие, воспитание и социализация личности;
- содержание образования;
- педагогический процесс в качестве системы и целостного явления;
- принципы и законы педагогического процесса;
- обучение;
- учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе;
- воспитание в педагогическом процессе;
- формирование культуры личности;
- формы организации педагогического процесса;
- педагогические технологии, мастерство учителя;
- методы реализации педагогического процесса;
- технологии конструирования и реализации педагогического процесса;
- технология педагогического общения;
- сущность и принципы управления различными педагогическими системами.