Как написать правильный и хороший сценарий к фильму?

Структура сценария

Как и многие литературные произведения, сценарий должен быть структурированным. Общепринятой является трехактная структура сценариев.Первая часть, или завязка, обычно занимает одну четверть от всей работы. К концу этой части возникает кризисная точка, сюжетный рубеж, который переводит читателя ко второй части повествования. Вторая часть самая большая, занимает половину объема сценария. В середине второй части, как правило, должен произойти какой-то напряженный, поворотный момент, после которого действие начинает нарастать и приводит нас ко второму сюжетному рубежу. Третья часть характеризуется кульминацией, или последним рывком, и последствиями, то есть развязкой. Ее следует писать размером не больше четверти написанного.

На примере фильма «Звездные войны. Эпизод VII: Возвращение джедая» видим, что первый акт вводит нас в курс дела: Повстанцы воюют с Империей, которая строит Звезду Смерти — мощную боевую космическую станцию, а знаковым событием является спасение Хана Соло из плена охотников за головами.Второй акт представлен основной частью фильма, когда герои пытаются проникнуть на Звезду Смерти, попадают на луну Эндора и начинают сотрудничество с племенем эвоков. Поворотным моментом является тот, когда Люк Скайуокер узнает у умирающего магистра Йоды, что принцесса Лея — его сестра и дочь Дарта Вейдера. Третий акт — последняя конфронтация между Люком и Императором; Дарт Вейдер спасает сына и умирает, «Звезда смерти» уничтожена, Повстанческая армия отмечает победу над Империей.

Стандарты и условия

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метрам пленки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссер, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Значение

Как всегда, для начала более или менее предметного разговора стоит открыть толковый словарь и посмотреть, что в нем написано на сей счет. В незаменимой книге зафиксированы следующие значения объекта исследования:

  1. Литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм, а также теле- и радиопередача. Например: «Стивен Кинг редко пишет сценарии экранизаций собственных книг».
  2. Список действующих лиц пьесы с указанием времени выхода их на сцену. Это специальный термин.
  3. Заранее подготовленный план проведения чего-нибудь (значение переносное). Например: «Сценарий общественного мероприятия».

Естественно, в ходу первое и третье значения, поэтому ориентироваться будем на них. Кстати, когда речь идет о третьем значении слова «сценарий», это не всегда значит только план действий какого-либо праздника, иногда «сбой в программе» случается и в личной жизни людей. Например, муж запланировал нечто на вечер: посидеть дома, немного выпить вина, послушать романтическую музыку, тем более что вечер пятницы, а жена взяла и купила билеты в театр по той же самой причине. Можно же сказать, что все пошло не по сценарию? Легко, ведь план был в голове человека, пусть он его и не переносил на бумагу.

Шаги

Метод 1 из 1:

Написание собственного сценария

  1. 1

    Сформулируйте свою концепцию. В вашей истории должен быть центр — либо это плохой парень, которого надо спасти, либо плохой парень, которого надо победить. Как только у вас есть основная идея, можете разрабатывать другие элементы.

  2. 2

    Создайте логическую серию событий.

    Не волнуйтесь, если на данном этапе вы идете по шаблону. Рассмотрите такую последовательность: мужчина встречает женщину; они влюбляются; они изо всех сил пытаются преодолеть силы против них; мужчина умирает благородно. Это «Кинг Конг» или «Ромео и Джульетта»? Ответ в обоих случаях: да. То, как вы обрабатываете детали, ваше дело.

    Начните с абзаца, описывающего, что происходит. Определите главное действующее лицо, опишите, что он (или она) должен сделать, создайте несколько препятствий и способов преодолеть их, придумайте развязку.

  3. 3

    Выберите структуру. В этом месте все, что вы должны сделать, это открыть себя для возможностей и посмотреть, куда они вас приведут. Это может быть один акт на двадцать минут или двухчасовая эпопея.

  4. 4

    Сделайте первый набросок.

    У Эдварда Олби в “Кто боится Вирджинии Вульф?” Марта, исполнительница главной роли, возвращается домой с вечеринки, осматривает дом и говорит “Иисус Х. Христос!” Это было довольно необычной первой строкой в 1962 г., но привлекло интерес аудитории.

    Вам пока не нужны имена персонажей, но вы должны дать персонажам что-то сказать. Пусть диалог течет на основе того, что мотивирует персонажи.

  5. 5

    Станьте безжалостным редактором. Даже самым блестящим писателям нужно редактирование, и это часто — зверский процесс вырезания слов или даже целых речей, изменение последовательности событий, вывод персонажей, которые не работают. Вам нужна храбрость, чтобы распознать и сохранить только лучшие части вашей пьесы.

  6. 6

    Просите обратную связь. Не просто найти кого-то, кто даст объективное и честное мнение, но это может быть очень полезным. Попытайтесь определить, где можно найти таких людей онлайн или там, где вы живете. Совершенно необходим взгляд еще одной пары глаз.

  7. 7

    Посмотрите еще раз. С обратной связью, которую вы имеете в виду, перечитайте пьесу. Посмотрите пристально и внесите изменения, чтобы улучшить состоятельность, характеристики и удалить все ошибки.

  8. 8

    Начните продавать. Отправляете ли вы рукопись агенту, издателю, или пытаетесь предложить местному театру ее поставить, маркетинг зависит от вас. Верьте в ценность пьесы и не сдавайтесь.

Советы

  • Действие большинства пьес происходит в определенное время с указанием места, так что избегайте противоречий. Персонаж в 1930-х гг. мог сделать телефонный звонок или отправить телеграмму, но не мог смотреть телевизор.
  • Проверьте источники в конце этой статьи для надлежащего форматирования сценария и следуйте установленным правилам.
  • Удостоверьтесь, что вы сохраняете динамику действия, не забывайте, что она должна следовать из вашего текста! Иногда хорошая динамика еще важнее, чем удачное начало!
  • Прочитайте сценарий вслух на малочисленную аудиторию. Пьесы основываются на словах, и ее сила или слабость быстро становятся очевидными, при прочтении.
  • Не кладите пьесу под сукно, пусть все знают, что вы — писатель!
  • Театральный мир полон идей, но пусть ваша обработка истории будет оригинальной. Кража чьей-либо истории не только нравственно несостоятельна, но вас почти наверняка поймают.
  • Защитите свою работу. Убедитесь, что титульный лист пьесы включает ваше имя и год написания пьесы, а далее — символ авторского права: .
  • Отказ значительно перевешивает принятие, но не расстраивайтесь. Если вашу пьесу настойчиво игнорируют, напишите другую.

Идеи для проведения мероприятий

Здесь можно найти очень много идей для проведения любого праздника – экологического, спортивного, музыкального и многих других. Причем здесь Вы найдете не только пошаговую инструкцию по реализации мероприятия, но и сможете почерпнуть идеи по оформлению помещения для тематической вечеринки и даже выбрать для себя подходящие костюмы.

Мероприятия могут быть не приуроченными ни к определенному празднику, а просто сезонными. Например, такой веселый и забавный «праздник картошки». В нем должны активно участвовать, как дети, так и родители. Предварительно в группах воспитатели почитают малышам рассказы и отрывки из книг о временах года, проведут многочисленные беседы о фруктах, овощах, ягодах, их форме и цвете. Можно даже выбрать открытки или картинки с дарами осени или приобрести муляжи. Я думаю, детишки с удовольствием поучаствуют в изготовлении поделок из картошки, а так же поделятся опытом приготовления блюд из нее же.

Материал пополняется ежедневно. Еще не все материалы разнесены по рубрикам, но в ближайшее время работы будут завершены.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

От Аристотеля до Годзиллы

Рассмотрим такой кейс: нужно придумать сценарий образовательного спектакля или квеста, учитывая классические приёмы и актуальную повестку.

1. Для начала нужно определиться с темой. Пусть это будет экология, по случаю года экологии в России.

2. В рамках темы определяем сюжет. В середине прошлого века поп-культура породила целую плеяду кинематографических монстров, которые отражали обеспокоенность состоянием планеты, причём их популярность не утихает до сих пор. Допустим, наш сюжет таков: в местном водоёме пробудилось доисторическое чудовище, которое теперь атакует город. Впишите это событие в местные реалии, интерпретируя историю на свой лад.

3. Протагонистам потребуется достойная цель. Что может быть лучше победы над драконом и защиты родного города?

Кстати, это один из четырёх «главных сюжетов» Борхеса — о штурме и обороне крепости. Начать лучше с мирной сцены, которая резко прерывается появлением чудовища. Это и есть рекомендованные античными классиками перипетии и чередование «хороших» и «плохих» эпизодов.

Это может быть интересно


8 сервисов, которые причешут ваши тексты

4. Поскольку мы помним об экологии и стремимся решать проблемы с помощью интеллекта, методом будет не убийство монстра, за которым могут прийти другие, а грамотная оборона, а также научное расследование, задействующее эрудицию и интеллект. Нужно понять, как именно был нарушен хрупкий экологический баланс края, и что требуется сделать, чтобы все виды могли существовать в мире.

5. Конфликтом в истории станет противостояние между живой природой и цивилизацией, продукты жизнедеятельности которой привели к появлению монстра. Понимание ответственности и вины человечества может стать катарсическим переживанием — например, если окажется, что чудовище, которое изначально казалось воплощением агрессии, всего лишь страдает от боли или пытается защитить детёнышей.

6. В центре любой истории — интересные герои. Придумайте, какие личные мотивы заставляют их справляться с ситуацией именно такими методами. Противопоставьте им антагонистов, требующих ковровых бомбардировок. Впрочем, если ваша история — интерактивный квест, лучше всего, если игроки будут сами разрабатывать своих персонажей, додумывая их характеры и биографию, поэтому рамки не следует делать слишком узкими.

Фантазировать таким образом можно сколько угодно. Чтобы сделать историю обучающей, добавьте задачи из разных областей наук, необходимые для разрешения ситуации. Это может быть работа сейсмографом, проведение опытов, которые позволят судить о том, какие химикаты привели к пробуждению монстра, составление описания вымышленного биологического вида… Словом, всё зависит только от целей и фантазии.

наши друзья

Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям


Почти все мои студенты поначалу насыщают свои короткие, да и полные метры огромным количеством диалогов и монологов. Несмотря на то, что в курсе обучения есть специальное задание — создание «немого» этюда, — трудно избавиться от соблазна рассказать «все, что надо знать зрителю». Возможно, это дурное влияние телевидения прошлых лет или способ «пойти по пути наименьшего сопротивления».  
Но тут автор должен сказать себе строгое «нет» и запомнить, что зритель подглядывает за жизнью героев «в замочную скважину». Поэтому все реплики и разговоры должны быть нужны персонажам, а не зрителям. Например, если два персонажа в сцене начинают обсуждать информацию, которая им обоим хорошо известна и не содержит конфликта, то у зрителя появляется справедливый вопрос: «Они совсем дураки? Зачем им говорить друг другу то, что они оба прекрасно знают».
В этот момент зритель понимает, что все это говорят именно для него. То есть персонажи знают, что за ними наблюдают и ведут себя неестественно. От этого эффект подглядывания за реальной жизнью теряется, и зритель остается разочарованным. Ведь мы все очень любим подглядывать и быть незамеченными. Я имею в виду кино, естественно.
 

Сценарий к книге

Фильмы очень часто разнятся с напечатанными книгами. Иногда искажаются сюжеты. Написать сценарий книги можно при помощи простых правил.

Перевести сценарный в прозаический. Прозу нельзя взять написать и оформить как сценарий. Здесь можно описывать, что чувствуют персонажи, можно детально описать место, где происходят события.

Видоизменение. Очень легко передается предыстория героя, рассказывается о том что с ним произошло, можно описать все по мелочам.

Добавлять. В книге можно оставлять большие описания, можно растягивать на несколько частей. Автор может позволить себе включить свои рассуждения. Можно описать давнишние события, которые напрямую не связаны с сюжетом. Это поможет придать глубокий смысл тексту.

Оригинальность идеи. Все что вы напишите, уже будет иметь оригинальность, не стоит просто переписывать другими словами подобные произведения.

Перетасовка. Автор берет старый материал, который ранее пользовался успехом и делает комбинацию на свой вариант.

Не употребляйте в тексте слова: её, свой, его. Например, она открыла свой рот (а чей же еще она могла открыть?). Эти слова делают текст дешевым.

Избегайте речевых ошибок, которые связанны с причастными и деепричастными оборотами. Например: Возвращаясь, домой на меня напал маньяк или, подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Из этого получается не совсем уместные выражения.

Написание сценария

После того, как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.

В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть четко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьезная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съемке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.

Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.

Если в видео предполагается свободный текст, то все равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео не обязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Персонажи

Именно персонажи и их поступки заставляют сценарий оживать у вас в голове при прочтении. Плохо прописанные, плоские персонажи испортят даже самый увлекательный сюжет. Читателю и зрителю нужны герои, которым он будет верить, которым он будет сопереживать и чьи образы сможет примерить на себя. Ваша задача — создать таких персонажей, сделать их максимально реалистичными, простыми людьми со своими пороками, изъянами, благодетелями и достоинствами, с логично построенной предысторией.

Персонаж не может быть от начала и до конца положительным, так же как и не должен быть на сто процентов отрицательным — это же не похоже на жизнь, правда? Даже в жанре сказок и комиксов начинают отходить от подобных преувеличений. Постарайтесь наделить ваших героев какими-то необычными качествами, нетипичным поведением или особенной внешностью, сделайте их непохожими друг на друга.

Виды праздничных сценариев

Работы отсортированы по категориям (спортивные, музыкальные, тематические…), по государственным праздничным датам, по временам года. К сезонным досугам относятся такие мероприятия, как праздник проводы зимы или встреча лета, день птиц, осенние ярмарки.

Внесезонные праздники

  • юбилей детского сада
  • день рождения
  • день здоровья
  • олимпийские игры
  • национальные и региональные праздники

Есть в нашей библиотеке оригинальные работы, которые трудно отнести к какой-либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши» или «День луковой слезинки», такие работы находятся в рубрике «Интересные праздники».

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Маленькие хитрости

Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.

У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.

И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector