Лайфхаки от витгенштейна: можно ли изучать философию в поп-формате и как это делать
Содержание:
- Значение слова Софизм по Логическому словарю:
- Описание профессии
- Анатолий Валерианович Ахутин (род. 1940)
- Логика
- Говорить по существу
- Значение профессии
- Не бояться сложностей
- 7 заблуждений о шизофрении, в которые стыдно верить образованным людям
- Доверять себе
- Профессия «философ» – что это такое?
- Дома сухой воздух. Что делать?
- История возникновения
- Возможности карьеры
- История
- Методы лечения
- Какие вступительные экзамены необходимо сдавать, чтобы поступить на факультет философии?
Значение слова Софизм по Логическому словарю:
Софизм — — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. С. является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Отсюда «софист» в одиозном значении — это человек, готовый с помощью любых, в том числе недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самом деле или нет. Обычно С. обосновывает какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Примером может служить ставший знаменитым еще в древности С. «Рогатый»: «Что ты не терял, то имеешь. рога ты не терял. значит, у тебя рога». Другие примеры С., сформулированных опять-таки еще в античности: «Сидящий встал. кто встал, тот стоит. следовательно, сидящий стоит». «Но когда говорят «камни, бревна, железо», то ведь это — молчащие, а говорят!» «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить? — Нет. -Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо? — Конечно, знаю. — Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. выходит, что вы знаете то, чего вы не знаете». Все эти и подобные им С. являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. С. используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращения и т. д.. нередко С. основываются на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как это нам кажется. англ. философ Ф.Бэкон сравнивал того, кто прибегает к С., с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает С., — с гончей, умеющей распутывать следы. Нетрудно заметить, что в С. «Рогатый» обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял». Иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял, независимо от того, имел или нет». В посылке «Что ты не терял, то имеешь» оборот «то, что не терял» должен означать «то, что ты имел и не потерял», иначе эта посылка окажется ложной. Но во второй посылке это значение уже не проходит: высказывание «Рога — это то, что ты имел и не потерял» является ложным. В С., доказывающем, что сидящий будто бы стоит, подмена одного выражения другим проходит почти незаметно из-за сокращенной формы рассуждения. О том, кто встал, действительно можно сказать, что он стоит. Но о сидящем неверно утверждать, что он тот, кто уже встал. С. нередко использовались и используются с намерением ввести в заблуждение. Но они имеют и другую функцию, являясь своеобразной формой осознания и словесного выражения проблемной ситуации. Первым на эту особенность С
обратил внимание Гегель. Ряд С
древних обыгрывает тему скачкообразного характера всякого изменения и развития. Некоторые С. понимают проблему текучести, изменчивости окружающего мира и указывают на трудности, связанные с отождествлением объектов в потоке непрерывного изменения. Часто С. ставят в неявной форме проблему доказательства: что оно представляет собой, если можно придать видимость убедительности утверждениям, явно несовместимым с фактами и здра- вым смыслом? Сформулированные в тот период, когда логика как наука еще не существовала, древние С., хотя и непрямо, ставили вопрос о необходимости ее построения. В этом плане они непосредственно содействовали возникновению науки о правильном, доказательном мышлении. Употребление С. с целью обмана является некорректным приемом аргументации и вполне обоснованно подвергается критике. Но это не должно заслонять того факта, что С. представляет собой также неизбежную на определенном этапе развития мышления неявную форму постановки проблем (см.: Проблема).
Описание профессии
Кто такой философ и чем он занимается? Если объяснить в двух словах, это квалифицированный специалист-мыслитель. Его главная задача – изучать науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого социума и мышления, ее объекты, методы и концепции. Философ – это, прежде всего, ученый-теоретик, который исследует мировоззренческие вопросы, принципы построения реальности, закономерности развития общества в целом, а также сложные процессы познания, восприятия и мышления.
Философом может стать не каждый. Для успешной работы по этой специальности нужны склонность к аналитике и научной деятельности, любовь к истории, социологии и психологии. Вместе с тем сегодня ученые склоняются к тому, что философ – не просто название профессии, а определение человека, который обладает особым складом ума, что позволяет ему мыслить свободно, выходя за рамки привычного и оценивая разные явления жизни комплексно.
Современные отечественные философы в своем большинстве являются философоведами. Что это значит? Они не работают над созданием собственных направлений в науке. Вместо этого они занимаются подробным изучением чужих.
Места трудоустройства и возможные должности профессиональных философов:
- издательства (редактор, журналист, писатель, корреспондент, рецензент и т. д.);
- радио и телевидение (ведущий, обозреватель, аналитик, сценарист, репортер плюс те же должности, что и в издательствах и т. д.);
- агентства: коммуникационные, рекламные или PR (творческие работники разных специальностей, спичрайтер, например);
- образовательные учреждения всех уровней (преподаватель);
- архивы и библиотеки;
- культурные организации;
- исследовательские институты.
По большому счету философ – это универсальный солдат, который может работать где угодно и кем угодно, так как завидная эрудиция и аналитические способности позволяют ему найти себя в любой отрасли гуманитарной и общественно-социальной сферы.
Анатолий Валерианович Ахутин (род. 1940)
Он не сразу решил быть философом, сначала стал химиком — не только окончил химический факультет МГУ, но и защитил кандидатскую диссертацию. Однако со временем отошел от этой конкретной и надежной специализации и занялся философией науки. Очень многие начинают заниматься философией науки как раз в такой ситуации: получив первое, естественнонаучное образование, переходят к философии и подвергают рефлексии собственный бэкграунд. Его первые книги — «История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века» и «„Фюсис“ и „Натура“. Понятие „природа“ в Античности и в Новое время» — посвящены обдумыванию самого смысла науки и исследования. Но уже тогда было ясно, что его влечет не просто философия науки, а философия как таковая.
Долгое время Ахутин преподавал в РГГУ, участвовал в кружке Библера, размышлял о том, что такое культура, как возможен диалог культур. Постепенно его траектория все дальше уходила от вопросов, которые ставились естественными науками, к вопросам, так сказать, гуманитарного профиля. Начиная с 90-х тексты Анатолия Ахутина — это непрерывный поиск экзистенциальной истины.
Ахутин был старше большинства участников, поэтому мы смотрели на него как на учителя. Но он был не учитель, он был просто один из тех, посредством кого философия приходит в мир. С тех пор Анатолий Ахутин для меня — экзистенциальный философ.
У Ахутина есть замечательный короткий очерк «Экзистенция познания». Вопрос, который он рассматривает, касается сути объективного познания. По этому вопросу высказывались позитивизм и экзистенциализм, причем их подходы были почти диаметрально противоположны. Позитивизм предъявляет претензии на то, что только он правильно понимает познание (и притом познание всегда должно быть научно).
Экзистенциализм оказывается почти принудительно вытеснен на противоположные позиции, стоя на которых, Хайдеггер даже бросает науке обвинение в том, что она «не мыслит». Ахутин знает оба подхода, и хотя душой он определенно за экзистенциальный, но не может забыть и того, что его собственные корни — в позитивной науке. Он находит возможность сказать, что познание может быть экзистенциально значимо. Прежде всего это познание человеком самого себя, но не только. Природа также предстоит человеку, как бы приглашая его к познанию.
Логика
Логика высказываний
Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и разработал подход к логике, ныне известный как логика высказываний , который основан на утверждениях или предложениях, а не на терминах, что сильно отличает его от терминологической логики Аристотеля . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему, стоическую силлогистику, которая считалась соперницей силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к стоической логике возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзен писала: « Особенно поразительно много сходства между философской логикой Хрисиппа и логикой Готлоба Фреге ».
Бобзен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой занимается сегодня логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , указатели , экзистенциальные предложения , сентенциальные связки , отрицания и т. Д. дизъюнкции , условные предложения , логическое следствие , допустимые формы аргументов , теория дедукции , логика высказываний, модальная логика , логика напряжений , эпистемическая логика , логика предположений , логика императивов , двусмысленность и логические парадоксы ».
Категории
Стоики считали, что все существа (ὄντα) — хотя и не все (τινά) — материальны . Помимо существующих существ, они признали четыре бестелесных (асомат): время, место, пустоту и сказуемость. Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что некоторая часть универсального теплового тела вошла в объект. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, это было бы потому, что некоторая часть универсального красного тела вошла в объект.
Они считали, что есть четыре категории .
вещество (ὑποκείμενον)
-
- Первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой сделаны вещи
качество (ποιόν)
-
- Способ организации материи в виде индивидуального объекта; в стоической физике — физический компонент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю
как-то расположено (πως ἔχον)
-
- Особые характеристики, отсутствующие в объекте, такие как размер, форма, действие и поза
Как-то настроен по отношению к чему-либо (πρός τί πως ἔχον)
-
- Характеристики, относящиеся к другим явлениям, например, положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.
Стоики обрисовали в общих чертах, что у нас есть контроль над категориями наших собственных действий, мыслей и реакций. В первом абзаце «Энхиридиона» эти категории сформулированы следующим образом: «Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, стремление, желание, отвращение и, одним словом, любые наши собственные действия. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, приказ , и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями «. Они предполагают, что пространство находится под нашим контролем.
Эпистемология
Стоики утверждали, что знание может быть достигнуто с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное представление. Согласно стоикам, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, которые переходят от предметов через чувства к разуму , где они оставляют отпечаток в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее из разума, называлось фантазмой).
Разум обладает способностью судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, что позволяет ему отличать истинное представление реальности от ложного. Одни впечатления могут быть одобрены немедленно, но другие могут достичь лишь разной степени нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убеждение ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки убеждения с помощью опыта своих сверстников и коллективного суждения человечества.
Говорить по существу
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, атлетах, кушаниях. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.
Стоики призывают не тратить свои силы на пустые разговоры и говорить только о важных вещах: так мы направляем энергию в нужное русло и помогаем себе отстраниться от пустых вещей, к которым относятся и обсуждения других людей. Массимо Пильюччи утверждал, что это нарушение стоической добродетели: «Мы роняем достоинство каждый раз, когда участвуем в этих разговорах». Стоики не принимали любое осуждение, так как, по мнению философов, у нас недостаточно знаний о человеке для того, чтобы делать о нем выводы. «Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо», — писал Эпиктет в «Энхиридионе».
Значение профессии
Многие вопросы, которые решали древние философы, стали отдельными науками. Поскольку разные аспекты общества изучаются соответствующими учёными, многие считают, что сегодня специалисты философии не нужны. Однако есть ещё немало вопросов, на которые современная наука не может дать чётких ответов. К примеру, такие понятия, как сознание и проблема выживания, требуют философского осмысления.
Кроме того, следует учитывать, что общество постоянно развивается. Регулярно меняются взгляды и отношения людей. Именно философы описывают и осмысливают социум, сущность человека, жизнь и её смысл.
Современная философия взаимодействует с психологией, лингвистикой, биоэтикой, экологией. Для философов актуальны многие вопросы политики и медицины.
Нередко эти профессионалы оказываются в лучшей ситуации, чем узкопрофильные специалисты. Некоторые специальности становятся мало востребованными и со временем исчезают. А философия остаётся актуальной во все эпохи
Философы отлично разбираются в современном мире и умеют определять вещи стратегической важности. Новые знания помогают им найти проблемы в развитии человечества и способы их решения
Предыдущая
КарьераОписание профессии стоматологический гигиенист — где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Следующая
КарьераОписание профессии физик-ядерщик — где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Не бояться сложностей
Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:
Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.
По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:
Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.
7 заблуждений о шизофрении, в которые стыдно верить образованным людям
Доверять себе
Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:
Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью
Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым»
Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.
А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:
Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.
Профессия «философ» – что это такое?
С точки зрения профессиональной деятельности философ – это специалист, деятельность которого заключается в изучении, проведении исследований и преподавании слушателям одной из древнейших наук – философии.
Человек, который получил базовое гуманитарное образование в этой области, может работать в различных профессиональных сферах. При прохождении обучения на факультетах философии студенту предоставляется возможность в конечном итоге выбрать определенную специализацию, в направлении которой он будет развиваться и углублять собственные знания. Данные специализации также называются областями философии. К примеру, такая специальность, как «социальная философия» дает возможность человеку трудиться в правовых и политических структурах, а также вести научно-исследовательскую деятельность. Но для того чтобы получить работу, вовсе не обязательно выбирать узкую специальность, так как при выборе общей специальности многие выпускники факультетов философии умеют правильно интерпретировать информацию, что очень ценится работодателями.
Если человек решил выбрать философию в качестве основного направления в своей трудовой деятельности, то лучшим вариантом для него будет такая профессия, как преподаватель философии в высшем учебном заведении.
Дома сухой воздух. Что делать?
История возникновения
Ученые полагают, что философия как дисциплина возникла в Древней Греции примерно в 6–7 веках до нашей эры. Это время в истории ознаменовалось активным технологическим и экономическим подъемом. Результатом столь стремительного развития стало появление в обществе отдельного класса, который отстранился от изнурительного физического труда. Его представители получили возможность посвятить себя полностью культурной и духовной жизни.
Бурное развитие торговли связало экономическими отношениями разные народы. Но в то же время оно породило мировоззренческий конфликт. Духовность и религиозная принадлежность, специфика внутреннего уклада жизни людей начали вступать в противоречия с первыми открытиями в сферах астрономии, медицины и прочих отраслях. В этот момент философия получила мощный толчок к наращиванию своей значимости. В обществе возник запрос на ученых, которые могли бы рационально объяснять сущность бытия и прочие метафизические понятия.
Возможности карьеры
Не все, кто окончил философский факультет, остаются в науке. Некоторым удается достичь карьерных высот, например, в бизнесе и политике. В качестве наиболее яркого примера можно привести кандидата философских наук, заместителя директора Института философии РАН Петра Щедровицкого. Он основал Школу культурной политики и является ее руководителем. Консультировал как отдельных политиков, так и целые партии. В команде с другими специалистами разрабатывал стратегии развития некоторых российских территорий.
В других сферах карьерный путь философа выглядит так:
- Фундаментальная наука (в частности – философские исследования) – от лаборанта до научного сотрудника.
- Образование (среднее и высшее) – от преподавателя до проректора.
- Высшие органы власти – от помощника депутата до советника министра образования и науки.
- СМИ – от журналиста-репортера до шеф-редактора.
- Реклама и PR – от менеджера по работе с клиентами до директора по развитию бизнеса.
История
История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.
Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.
Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.
Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.
Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.
Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.
Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.
Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.
Методы лечения
Лечение люмбаго при остеохондрозе комплексное: включает терапию медицинскими препаратами, гимнастику, массаж и мануальную терапию, физиотерапевтические процедуры. По разрешению врача могут применяться народные средства. В тяжелых случаях прибегают к хирургическому вмешательству.
Медикаментозная терапия
Для снятия болевого синдрома, уменьшения воспаления корешков, спазма мышц назначают противовоспалительные средства и миорелаксанты.
Препараты, помогающие снять приступы люмбаго при остеохондрозе | Фармакологическая группа | Длительность применения | Минимальная цена, грн., руб., соответственно | |
Украина | Россия | |||
Мидокалм | Миорелаксанты | 1-4 недели | 145 | 347 |
Баклофен | 115 | – | ||
Сирдалуд | 193 | 222 | ||
Толперизон | 132 | 163 | ||
Индометацин | 14 | 23 | ||
Диклофенак | Нестероидные противовоспалительные средства | От 10 дней до месяца | 8 | 40 |
Нимесулид | 20 | 45 | ||
Ибупрофен | 12 | 19 | ||
Мелоксикам | 40 | 55 |
Комплексная терапия люмбаго при остеохондрозе также включает применение хондропротекторов (Хондроитин, Артра, Мукосат), витаминов группы B и средств, улучшающих кровообращение (Финалгон, Капсикам). При необходимости приписывают диуретики (Торасемид, Фуросемид) и антидепрессанты (Пароксетин, Амитриптилин).
При острых болях в пояснице показана терапия уколами. Рекомендуется постельный режим (3 дня), диета. При необходимости применяются лидокаиновые, новокаиновые блокады.
При хронической люмбалгии и после купирования острого болевого синдрома прописывают лекарственные средства в виде таблеток, мазей. Рекомендуются умеренные физические нагрузки, восстанавливающие процедуры.
Гимнастика
Выполнение упражнений на укрепление спины, растяжение позвоночника помогает улучшить кровоток в поясничном отделе, снять спазмы мышцы. Назначаются вместе с медикаментозной терапией, после облегчения болей.
Комплекс упражнений составляет специалист. В первый раз заниматься лучше с ним, затем – в домашних условиях. Можно совмещать лечебную физкультуру с йогой.
Если во время занятий боль в спине усиливается, ухудшается общее самочувствие, рекомендуется прекратить выполнение упражнений и обратиться к врачу.
Ирина Боли в пояснице терпеть невозможно. Работа у меня такая, что весь день на ногах. Ходила на массаж, сеансы физиотерапии, применяла мази. Болевые ощущения на время стихали, затем – возвращались вновь: имели тупой, ноющий и изнуряющий характер. Начала заниматься лечебной физкультурой. Приступы боли стали намного реже.
Массаж и мануальная терапия
Помогают облегчить болевой синдром, улучшить питание межпозвоночных дисков, устранить скованность движений. Во время процедур:
- Расслабляются мышцы.
- Ускоряется приток крови, поступление кислорода к тканям позвоночника.
- Нормализуется работа нервной системы.
При люмбаго применяются только щадящие техники мануальной терапии и массажа. Интенсивное воздействие на спину, поясничный отдел противопоказано. Выполнять процедуры должен специалист.
Екатерина г. Екатеринбург После 30 лет проявился остеохондроз в виде постоянных болей в пояснице. Не могла долго стоять в транспорте, тяжело было даже мыть посуду. На мой взгляд, основная причина его развития – не регулярное занятие спортом. До 25 лет каждый день делала зарядку, вела активный образ жизни. После беременности – расслабилась.Лечение включало курс массажа. Во время сеанса массажист неоднократно говорил, что сильно спазмированы мышцы. Первые процедуры превращались для меня в пытку (имею низкий порог чувствительности). Но после прохождения курса массажа боли прошли.
Физиотерапия
Посещение сеансов физиотерапии способствует уменьшению воспаления корешков, отеков тканей, напряжения мышц, ускоряет восстановление. Пользу при люмбалгии оказывают:
- Иглоукалывание.
- Лазерная терапия.
- Электрофорез.
- Терапия ультразвуком.
- Грязелечение.
- Ударно-волновая терапия.
Физиотерапевтические процедуры подбираются индивидуально, при необходимости – комбинируются. Рекомендуются после облегчения болевого синдрома.
Применение народных средств
Может назначаться для лечения хронического люмбаго, с целью профилактики его обострения.
Растения, помогающие облегчить боли в пояснице при остеохондрозе | Рецепт | Применение |
Сабельник | Измельчают, заливают кипятком, настаивают 10 минут. Затем – заворачивают в ткань, отжимают. | Прикладывают к больному месту, держать, пока не остынет. |
Окопник | Измельчают корень растения, покрывают горячей водой, оставляют настаиваться. Спустя 30 минут делают из настоя кашицу, соединяют ее со сливочным маслом в соотношении 1:1, тщательно перемешивают. | Используют в форме аппликаций. |
Хрен | Моют свежие листья растения, просушивают салфеткой, окунают в кипяток на 3 секунды, немного остужают. | Теплый лист хрена прикладывают к пояснице, укутывают шарфом или шерстяным платком. Компресс делают на ночь. Держат по возможности. |
Живица | Смешивают 1 ст. л. смолы с растительным маслом. | Используют во время массажа поясницы, для растираний. |
Народные средства имеют противопоказания к применению, побочные действия. Использовать их для лечения люмбаго в домашних условиях без предварительной консультации врача запрещено.
Хирургическое вмешательство
Рекомендуется при:
- Неэффективности традиционного лечения.
- Грыжах в пояснично-крестцовом отделе позвоночника больших размеров.
- Ярко выраженном, сильно снижающем качество жизни болевом синдроме, устойчивом к терапии противовоспалительными, обезболивающими средствами.
- Усугублении симптомов неврологических нарушений.
Основная цель оперативного лечения люмбалгии – высвободить защемленный корешок. Если причина его сдавливания – межпозвоночная грыжа, разрушенный диск частично или полностью удаляют. При нестабильности позвоночно-двигательных сегментов проводят их стабилизацию: устанавливают между остистыми отростками проблемных позвонков имплантаты из силикона или титана.
После хирургического вмешательства на позвоночнике существует риск усиления болевого синдрома, пареза и паралича конечностей, повторного возникновения грыжи поясничного отдела. Кроме того, оно не всегда эффективно. Поэтому оперативное лечение люмбалгии при остеохондрозе и его осложнениях назначается в крайних случаях.
Какие вступительные экзамены необходимо сдавать, чтобы поступить на факультет философии?
Каждое учебное заведение выставляет свои требования к зачислению абитуриентов для их обучения философии, но существует определенный набор дисциплин, знание которых увеличит шансы на поступление.
К таким дисциплинам относятся:
- обществознание;
- история;
- русский и иностранный язык.
Также увеличить шансы на поступление абитуриента может предварительное посещение репетитора по философии.