Уроки 2 — 3информатика и информация. информационные процессы. измерение информации§1. информатика и информация. §2. что можно делать с информацией? §3. измерение информации

Сбор и хранение информации

Сбор информации означает фиксирование информации, с помощью специальных технических средств.

Можно привести примеры средств сбора информации: это могут быть как отдельные электронные приборы – измерительные приборы, регистраторы, счетчики, датчики, электронные весы, так и системы автоматического сбора и регистрации информации.

Сохранить информацию – означает запечатлеть ее на некотором материальном носителе.

В роли носителей информации могут быть различные материальные приспособления или электронные носители. Исторически носителями информации были камень, пергамент, папирус, и впоследствии бумага. Процесс сохранения заключался в нанесении (выбивании, начертании) закодированных с помощью символов письменности знаков с помощью различных приспособлений: резцов, перьев и чернил, карандашей и шариковых ручек. С появлением книгопечатания, а затем и различных электронных печатающих устройств, появилась возможность создавать различные бумажные документы в больших количествах.

Рис. 2. Древние рукописи.

Информацию можно также сохранять на электронных носителях, тогда хранимые документы будут называться электронными документами.

Существуют следующие электронные носители информации:

  • флэш-память;
  • оптические диски (CD, DVD, BD);
  • магнитные ленты;
  • гибкие магнитные диски;
  • жесткие диски;
  • облачные хранилища.

В настоящее время ведутся работы по созданию высокотехнологичных накопителей. Ученые-физики из швейцарского города Цюриха разработали новый квантовый материал из синтетического кристалла. С помощью такого кристалла они проводят исследования, которые позволят создать новейшие технологии хранения информации нового поколения.

Что делать если файлы не открываются

Очень часто случается такая ситуация после скачивания файлов присланных вам по почте или просто с интернета при попытке открыть их система нам выдает ошибку что «файл не удалось открыть» или «каким образом вы хотите открыть этот файл».

Это возникает в результате того что на компьютере не установлена соответствующая программа.

И в результате система не может определить с помощью какой программы следует открыть файл.

Поэтому и предлагает вам найти подходящую программу в интернете или на компьютере.

Но как определить какая именно программа нужна. Для этого и существуют расширения файлов, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Возьмем для примера файл с расширением pdf (пдф). С открытием документов с этим расширением у многих пользователей возникают проблемы, и они не знают, что делать.

Вот скачали вы его и при попытке открыть система предлагает осуществить поиск подходящей программы.

Но проблема решается очень просто:

  1. Назначаем для открытия этого документа программу браузер.
  2. Скачать с интернета и установить PDF-редактор.

Вы может удивились что первым я написал именно браузер. Но это самый простой способ открыть pdf-файл.

Для того чтобы это сделать наводим курсор на нужный файл, вызываем контекстное меню и жмем «Свойства»

В свойствах напротив параметра «Приложение» нажимаем «Изменить»

Из списка выбираем наиболее часто используемый браузер и жмем «ОК»

Все теперь все документы с этим расширением будут открываться в браузере.

Второй вариант заключается в том, чтобы скачать и установить специальную программу для открытия и редактирования файлов.

Я пользуюсь бесплатной версией Adobe Acrobat Reader. Скачать вы ее можете с официального сайта.

После установки программы система автоматически назначит ее для открытия таких файлов. Если этого не произойдет, то вам нужно будет сделать это самостоятельно так же как в случае при назначении браузера.

Что такое информация

В переводе с латинского informatio означает разъяснение, представление, понятие о чем-либо. Определение информации ранее обозначало собранные сведения о событии или объекте, объективные данные об окружающей реальности, передаваемые в форме устных или письменных данных (с помощью речи или знаков), а также иными способами — условными сигналами или с помощью специальных средств.

С середины прошлого века термин приобрел научное значение и стал обозначать разные виды обмена сведениями и сигналами:

  • между людьми без использования или с использованием технических средств (автоматов), имеющих запоминающее устройство;
  • между самими техническими устройствами;
  • в живой природе между представителями растений и животных;
  • между организмами как передача признаков (генетическая составляющая);
  • внутри живого организма (передача сведений между клетками). 

Этот термин стал основополагающим в зародившейся в то время новой науке — кибернетике, а впоследствии и в ее самостоятельном разделе — информатике. Термин распространился на различные виды математических наук, широко используется в физике, семиотике, медицине, юридической науке.

В настоящее время понятие информации и процессы, связанные с ней, исследуются и принимаются во внимание всеми дисциплинами, включая точные, естественные, гуманитарные науки, а также область маркетинга

Инструкция и памятка

Инструкция как форма подачи информации руководителю станет незаменимой для получения ясного, точного понимания прохождения какой-либо процедуры, например: по замене заграничного паспорта, регистрации юридического лица, бронированию билетов или отелей, получения визы, а также в других ситуациях. Она должна быть составлена на основании точных данных, с опорой на системность, логичность и понятность порядка действий.

Задача, поставленная руководителем своему ассистенту: составить инструкцию по замене заграничного паспорта.

Инструкцию по процедуре замены заграничного паспорта на новый помощнику руководителя рекомендуется составить на основании официальной информации УФМС. Дополнить инструкцию рекомендуется адресом УФМС по месту жительства руководителя, часами работы и другими значимыми данными.

Инструкция для получения заграничного паспорта нового образца

  1. Заполнить заявление о выдаче заграничного паспорта в двух экземплярах (бланк заявления прилагается).
  2. Заполнить бланк – сведения о трудовой деятельности (бланк и образец прилагаются).
  3. Оплатить госпошлину (квитанция прилагается).
  4. Сделать две фотографии 3,5×4,5 на матовой бумаге в анфас черно-белые или цветные.
  5. Предоставить документы, в т.ч. общегражданский паспорт и действующий заграничный паспорт, в отдел УФМС по месту жительства (адрес и график работы прилагаются) (Пример 3).

Памятка отличается от инструкции тем, что не предполагает разъяснения о правилах прохождения какой-либо процедуры, однако представляет собой «шпаргалку» с наставлениями или краткими сведениями о том, как действовать в той или иной ситуации.

Наглядными примерами для применения памятки могут быть памятка туриста, о подключении/отключении услуг мобильной связи, о действиях в случае получения травмы в поездке и способами связи со страховой компанией и др. (Пример 4).

Памятка может быть дополнена любыми полезными для руководителя данными, например: телефон такси, адрес химчистки, аренда автомобиля и мн.др. в зависимости от потребностей.

Двоичное кодирование информации

В разговорной речи часто встречаются такие выражения, как передача информации, сжатие информации, обработка информации. В таких случаях всегда идет об определенном сообщении, которое закодировано и передано тем или иным способом.

В вычислительной технике наиболее часто применяется двоичная форма представления информации, основанной на представленные данных последовательностью двух знаков: 0 и 1

Эти знаки называются двоичными цифрами, по — английски — binary digit , или, сокращенно bit (бит).

Также используется восьмеричная форма представления информации (основана на представленные последовательности цифр 0, 1, …, 7) и шестнадцатеричная форма представления информации (основана на представленные последовательностью 0, 1, …, 9, A, B, C, …, F).

Информационным объемом сообщение называется количество битов в этом сообщении. Подсчет информационного объема сообщение является чисто техническим заданием, так как при таком подсчете содержание сообщения не играет никакой роли.

В современной вычислительной технике биты принято объединять в восьмерки, которые называются байтами : 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используют и большие единицы измерения информации.

  • bit binary digit {0,1};
  • байт = 8 бит;
  • Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;
  • Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт = 2 20 байт;
  • Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт = 2 30 байт;
  • Тбайт = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт = 2 40 байт.
  • Пбайт = 2 10 Тбайт = 1024 Тбайт = 2 50 байт.
десятичное число двоичное число байт
1 1 0000 0001
2 10 0000 0010
255 1111 1111 1111 1111

С помощью двух бит кодируются четыре различных значения: 00, 01, 10, 11. Тремя битами можно закодировать 8 состояний:

000 001 010 011 100 101 110 111

Вообще с помощью n бит можно закодировать 2n состояний.

Скорость передачи информации измеряется количеством битов, передаваемых за одну секунду. Скорость передачи бит за одну секунду называется 1 Бодом. Производные единицы скорости передачи называются Кбод, Мбод и Гбод:

  • 1 Кбод (один килобод) = 2 10 бод = 1024 бит / с;
  • 1 Мбод (один мегабод) = 2 20 бод = 1024 Кбод;
  • 1 Гбод (один гигабод) = 2 30 бод = 1024 Мбод.

Пример. Пусть модем передает информацию со скоростью 2400 бод. Для передачи одного символа текста нужно передать около 10 битов. Таким образом, модем способен за 1 секунду передать около 2400/10 = 240 символов.

На ЭВМ можно обрабатывать не только числа, но и тексты. При этом нужно закодировать около 200 различных символов. В двоичном коде для этого нужно не менее 8 разрядов ( 28 = 256 ). Этого достаточно для кодирования всех символов английского и русского алфавитов (строчные и прописные), знаков препинания, символов арифметических действий некоторых общепринятых спецсимволов.

В настоящее время существует несколько систем кодирования.

Наиболее распространенными являются следующие системы кодирования: ASCII, Windows-1251, KOИ8, ISO.

ASCII (American Standard Code for Information Interchange — стандартный код информационного обмена)

В системе ASCII закреплены 2 таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, расширенная от 128 до 255.

В первых 32 кодах (0-31) размещаются так называемые управляющие коды, которым не соответствуют никакие символы языков, и, соответственно коды не выводятся ни на экран, ни на устройстве печати.

Начиная с кода 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита.

Символы национального алфавита размещены в кодах от 128 до 255.

Кодирования Windows-1251 стала стандартом в российском секторе Wold Wide Web .

KOИ8 (код обмена информацией) является стандартным кодированием в сообщениях электронной почты и телеконференций.

ISO ( International Standard Organization ) — международный стандарт. Это кодирования используется редко.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях. Основной инструмент информатики — компьютер.

Компьютер, получивший свое название от первоначального назначения — выполнения вычислений, имеет второе очень важное применение. Он стал незаменимым помощником человека в его интеллектуальной деятельности и основным техническим средством информационных технологий. А быстрое развитие в последние годы технических и программных возможностей персональных компьютеров, распространение новых видов информационных технологий создают реальные возможности их использования, открывая перед пользователем качественно новые пути дальнейшего развития и адаптации к потребностям общества

Дезинформация

Дезинформация — заведомо неверная, ложная информация, предоставляемая оппоненту или противнику для более эффективного ведения военных действий, получения каких либо конкурентных преимуществ, для проверки на утечку информации и выявления источника утечки, определения потенциально ненадежных клиентов или партнеров. Также дезинформацией называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не актуальной информации, искажения контекста, искажения какой либо части информации.

Дезинформация, как мы видим, — это результат деятельности человека, желание создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к требуемым действиям и/или бездействию.

Ход урока

Слайд 1. Тема урока «Действия с информацией».

Слайд 2. Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут люди, различные предметы и явления. Когда вы слушаете учителя (щелчок мышью), читаете книгу (щелчок мышью), смотрите кино (щелчок мышью), посещаете выставки и театры (щелчок мышью), вы получаете информацию. Когда вы запоминаете, записываете в тетрадь, вы сохраняете информацию. Информацией вы делитесь с окружающими людьми, то есть передаете информацию.

Слайд 3. Когда вы обдумываете полученную информацию (щелчок мышью), вставляете пропущенные буквы в упражнении по русскому языку (щелчок мышью), решаете задачу по математике (щелчок мышью) и так далее (щелчок мышью), вы обрабатываете информацию.

Слайд 4. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением (щелчок мышью), передачей (щелчок мышью), хранением (щелчок мышью) и обработкой информации (щелчок мышью).

Чтение книг, заучивание стихотворения, просмотр телепередачи, беседа с другом, решение математической задачи – это примеры действий человека с информацией.

Слайд 5. А как вы думаете, приготовление обеда – это действие с информацией (щелчок мышью)?

Нет, это действия с продуктами питания. Но, чтобы приготовить обед, необходимо владеть информацией о том, как это сделать.

Слайд 6. Является ли покраска стен примером действия с информацией (щелчок мышью)? Объясните.

Назовите еще примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.

Слайд 4. Сейчас мы с вами рассмотрим более подробно действия с информацией. Получение и передача информации (щелчок по гиперссылке).

Слайд 14. Процесс передачи информации мы с вами представим в виде схемы. В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию (щелчок мышью) и тот, кто ее получает (щелчок мышью).

Тот, кто передает информацию, называется источником информации (щелчок мышью); тот, кто ее принимает – приемником информации (щелчок мышью).

Для того чтобы информация была передана и доставлена адресату необходим канал, по которому осуществляется передача. У человека это органы чувств. Информация может быть передана с помощью телефона, радио, компьютера, телевидения, а также письма или записки. Этот канал называют информационным (щелчок мышью).

Слайд 15. Рассмотрите картинки и ответьте на вопрос: «В каких случаях информация передается в одну сторону, а в каких – происходит взаимный обмен информацией?» Приведите еще примеры.

Вернемся к слайду «Действия с информацией» (слайд 4). Хранение информации (щелчок по гиперссылке).

Слайд 7. Каждый человек умеет хранить определенную информацию в памяти. Собственную память человека можно назвать оперативной (щелчок мышью), потому что содержащаяся информация в ней воспроизводится очень быстро. Но большие объемы информации человек не может хранить в собственной памяти долго, и для этого мы используем различные записные книжки, справочники, энциклопедии, диктофоны и т.д. Такую память принято называть внешней (щелчок мышью) или долговременной.

Современный компьютер может хранить любую информацию с помощью оперативной памяти (щелчок мышью) во время работы компьютера и долговременной памяти (щелчок мышью).

Слайд 8. Мы с вами без труда можем назвать объекты, где хранится различная информация. Все перечисленное мы называем (щелчок мышью) носителями информации. Попробуем сформулировать определение. Что же такое носитель информации? (Щелчок мышью).

Рассмотрим некоторые примеры, в которых определимся с носителем информации и повторим виды информации.

Слайд 9. Откройте рабочие тетради (Приложение). Выполняете упражнение самостоятельно, затем все вместе проверим. Слайды 10-13.

Домашнее задание. § 1.2 – 1.5, вопрос 8 на с. 24 учебника.

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Информационные процессы

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. К ним относятся получение информации, ее хранение, передача, обработка, использование.

Получение информации. Биологические объекты (растения, животные, вирусы и др.) и технические автоматы получают информацию об окружающем мире для принятия решений, способствующих продолжению своего существования. При этом имеются в виду не только сигналы из внешнего мира. Получать информацию они могут, из собственной памяти, а также из искусственно созданных источников. Это связывает процессы получения, хранения и передачи информации.

Хранение информации. Информация может многократно использоваться, а также иметь «отложенную ценность», т.е. возможность быть потребленной не в момент получения, а с задержкой во времени (например, заранее заготовленное поздравление с праздником). Поэтому большое значение имеет способность информации храниться. Устройства, с помощью которых хранится информация, разрушаются со временем. Это касается как живой природы, так и созданных человеком систем. Например, мозг, хранящий воспоминания, подвержен заболеваниям, ДНК могут разрушаться под действием неблагоприятных излучений, бумажные книги — намокать или сгорать, жесткие диски компьютеров — размагнититься и т.п. Поэтому и природа, и люди заботятся о создании надежных носителей, а также дубликатов и механизмов восстановления хранящейся информации.

Передача информации. Для этого процесса используются различные физические среды: колебания воздуха при передаче звука; для передачи световых и радиосигналов – электромагнитные волны и т.п. При передаче информации между техническими устройствами необходимо кодирование и декодирование, позволяющие отправлять и принимать сообщения в соответствии с заранее оговоренными принципами (протоколами). Информация при этом может теряться или искажаться, поэтому предусматривают механизмы, позволяющие убедиться, что сообщение пришло в том виде, в котором было отправлено.

Обработка информации – процесс получения новой информации из уже имеющейся. В вычислительных устройствах производится по строгим формальным правилам — алгоритмам. Исполнитель алгоритма (устройство или биологический объект) получает информацию на своем входе, преобразует ее и выдает на выход.

Использование информации. Для целенаправленной деятельности объекты живой природы и созданные человеком автоматы, руководствуясь имеющейся в их распоряжении информацией, воздействуют на окружающую среду. Это, в свою очередь, порождает новую информацию, обусловленную реакцией среды. Отклик среды может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. В зависимости от этого объект, собирает и обрабатывает информацию об изменениях в окружающей среде, корректирует свою деятельность и принимает новые решения. Такая корректировка называется обратной связью и является одним из фундаментальных понятий информатики.

Рисунок 3. Пример информационного процесса с обратной связью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

§1. Информатика и информация

Информатика

Задачи, связанные с хранением, передачей и обработкой информации, человеку приходилось решать во все времена: требовалось передавать знания из поколения в поколения, искать нужные книги в хранилищах, шифровать секретную переписку. К концу XIX века количество документов в библиотеках стало настолько велико, что возникла необходимость применить научный подход к задачам хранения и поиска накопленной информации. В это время зародилось новое научное направление, в котором изучалась документальная информация, т. е. информация в виде документов (книг, журналов, статей и т. п.). В английском языке оно получило название information science (информационная наука, наука об информации).

Применение компьютерной техники значительно увеличило возможности людей в области работы с информацией, позволив автоматизировать рутинную работу. Считается, что слово «информатика» 1 в современном значении образовано в результате объединения двух слов: «информация» и «автоматика». Таким образом, получается «автоматическая работа с информацией». В английском языке существует близкое по значению выражение computer science (наука о компьютерах).

1 Впервые этот термин использовал немецкий ученый К. Штейнбух в 1957 г. (нем. informatik). В 1962 г. Ф. Дрейфус ввёл слово informa tique во французский язык, затем оно было переведено на английский (англ, informatics).

Современная информатика, которая стала самостоятельной наукой в 70-х годах XX века, изучает теорию и практику обработки информации с помощью компьютерных систем.

Обычно к информатике относят следующие научные направления:• теоретическую информатику (теорию информации, теорию кодирования, математическую логику, теорию автоматов и др.);
• вычислительную технику (устройство компьютеров и компьютерных сетей);
• алгоритмизацию и программирование (создание алгоритмов и программ);
• прикладную информатику (персональные компьютеры, прикладные программы, информационные системы и т. д.); искусственный интеллект (распознавание образов, понимание речи, машинный перевод, логические выводы, алгоритмы самообучения).

Раньше эти вопросы частично рассматривались в других науках — математике, лингвистике (науке о языке), электронике и др. С появлением компьютеров стало ясно, что все эти направления тесно связаны, и постепенно начала формироваться новая область научной деятельности. Информатика — это область науки в процессе становления, и круг её вопросов в будущем может измениться.

В нашем курсе мы также познакомимся с информационными технологиями, которые связаны с применением компьютеров во всех областях современной жизни:• при оформлении документов;
• при подготовке книг и журналов к печати;
• для расчёта зарплаты;
• для продажи билетов на поезда и самолёты;
• для автоматизации производства;
• при проектировании зданий, кораблей, станков и т. д.

Во всех этих сферах используется понятие «информация».

Следующая страница Что такое информация?

Cкачать материалы урока

Минусы инфографики

Как и у любого метода, у неё есть свои минусы.

Первый минус инфографики — это не очень дёшево. Написать текст или список обычно гораздо легче, дешевле и быстрее, чем подобрать подходящие изображения и грамотно их комбинировать. Кроме того, чтобы создать хорошую инфографику, нужны творческие способности, развитое дизайнерское мышление. Нужно понимать, как ваша аудитория воспримет эту графическую информацию, а ещё — оценить результат: насколько удачно то, что у вас получилось.

Второй минус в том, что иногда такая красочная форма подачи материала заставляет людей воспринимать эту информацию как не очень серьёзную

Решить эту проблему можно: заострите внимание вашей аудитории на важности того, о чём вы рассказываете

Третий минус в том, что инфографика — это практически всегда некоторая схематичность, обобщение и упрощение действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector