Рубинштейн, сергей леонидович

Основные публикации

  • Принцип творческой самодеятельности (1922)
  • Проблемы психологии в трудах (1934) // Советская психотехника. – 1934. — Т.VII. -. №1. – С. 3-21 (статья была получена для опубликования 31 мая 1933 г.); (перепубликация в Вопросах психологии, 2, 1983, с. 8-24: Из истории советской психологии. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. С. Л. Рубинштейн)
  • Основы общей психологии (1940; 1946; 1989; 2009)
  • Основы общей психологии HTML (СПб: Издательство «Питер», 2000)
  • Пути и достижения советской психологии. Вестник АН СССР, 4, 1945.
  • Бытие и сознание (1957)
  • О мышлении и путях его познания (1958)
  • Принципы и пути развития психологии (1959)
  • Проблемы общей психологии (1973)
  • Человек и мир (1973)

Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности — составил основу деятельного подхода в психологии. В своей работе » Принцип творческой самодеятельности» С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн приступил к обобщению достижений психологии.

Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для отечественной психологии в целом стала статья » Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934г) Это выступление вместе с его книгой «Основы психологии» (1935г) и » Основами общей психологии» (1946г) явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности.

Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики.

Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это » не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология изучает психическую сторону деятельности».

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности — действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: » мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты.»

Вчитываясь сегодня в работы замечательного психолога С.Л. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними».

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.Л. Рубинштейна как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические процессы и состояния личности.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Системы лечебного питания

Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой
психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на
кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии
он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных
методов воздействия, и отстранен от должностей.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и
единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата
психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии».
В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической
науки.

Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии,
сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них —
принцип единства сознания и деятельности — составил основу деятельного подхода
в психологии. В своей работе » Принцип творческой самодеятельности» С.Л.
Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется,
созидается и определяется. Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн приступил к
обобщению достижений психологии.

Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для
отечественной психологии в целом стала статья » Проблемы психологии в
трудах Карла Маркса» (1934г) Это выступление вместе с его книгой «Основы
психологии» (1935г) и » Основами общей психологии» (1946г) явились
практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно
эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки
в рецензиях ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис,
переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская
концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип
единства сознания и деятельности.

Таким образом, в сферу психологического изучения была
включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления
постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики.

Включив деятельность в сферу психологического изучения,
Рубинштейн в то же время указывал, что это » не значит, что поведение,
деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека —
сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология
изучает психическую сторону деятельности».

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую
детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера
мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности
отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения
является поступок, а единицей деятельности — действие. Рубинштейн выделял в
качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их
психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с
развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и
раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с
исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как
процессе: » мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на
отдельные звенья или акты.»

Вчитываясь сегодня в работы замечательного психолога С.Л. Рубинштейна,
мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он
продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую
характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»:
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается
способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для
этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от
них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в
состоянии произвести выбор между ними».

В психологической науке категория личности относится к числу
базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования
личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.Л. Рубинштейна
как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические
процессы и состояния личности.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение
психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой
человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием
«Человек и мир» в 1973 году.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд
отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь
продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна

Положения диалектико-материалистического принципа
детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских
проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит
двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе
диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале
конкретной науки — психологии.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения
диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических
явлений вообще и явлений мышления в частности.

Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип
детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию
отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения,
без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в
особенности.

Теория отражения дает понимание мышления как активного
процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её
конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический
анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип
экспериментального психологического исследования мышления.

Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности
многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его
существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ
этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и
сознание».

На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического
предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу
которого посвящена книга С.Л. Рубинштейна » О мышлении и путях его
исследования».

Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был
использован не только теоретического анализа, но и для построения
экспериментальных исследований.

Биография[править | править код]

Досоветский периодправить | править код

Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна (1894—1963). В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.

«Допсихологический» период: Одесса, 1920-е годыправить | править код

Благодаря отзыву Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным[источник не указан 2438 дней] для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годыправить | править код

В 1930 г. переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М. Я.[источник не указан 3131 день], возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета. До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, ).

Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годыправить | править код

Могила Рубинштейна на Новодевичьем кладбище Москвы.

Директор Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г.), профессор кафедры психологии МГУ (с 13 октября 1942 г.). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29 сентября 1943 г.). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г.) и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций. С конца 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала Вопросы психологии. В 1956 г. он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. В 1957 С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 С. Л. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. К. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. С. Симонова и многих других. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. В мае 1959 Учёный совет Института философии АН СССР представил труды С. Л. Рубинштейна на соискание Ленинской премии.

Детство и юность

Ученый родился в июне 1889 года в Одессе в семье адвоката Леонида (Лазаря) Рубинштейна и его жены Полины. У Сергея было три брата, наибольшую известность из которых получил Николай, написавший учебник «Русская историография».

В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты. Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно.

Психолог Сергей Рубинштейн

В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский (Одесский) университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей.

Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война.

Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования.

2.2 Принцип развития по С.Л. Рубинштейну

Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии.

Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С.Л

Рубинштейн об этом: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания»

Вот что писал С.Л. Рубинштейн об этом: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.

Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978). В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются «исключительно высокой динамичностью».

Видео чат — скачать Видео чат на андроид — 2 (99 Приложение)

Предисловие к 1-му изданию.

Настоящая книга выросла из работы над
предполагавшимся 2-м изданием моих
«Основ психологии», вышедших в 1935 г. Но
по существу — как по тематике, так и по
ряду основных своих тенденций — это
новая книга. Между ней и её предшественницей
лежит большой путь, пройденный за эти
годы советской психологией вообще и
мною в частности.

Мои «Основы психологии» 1935 г. были — япервый это подчёркиваю — пронизаны
созерцательным интеллектуализмом и
находились в плену традиционного
абстрактного функционализма. В настоящей
книге я начал решительную ломку ряда
устаревших норм традиционной психологии
и прежде всего тех, которые довлели над
моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно
актуальными для психологии на данном
этапе, и правильная постановка, если не
решение их, особенно существенна для
передовой психологической мысли:

1) проблема развития психики и, в частности,
преодоление фаталистического взгляда
на развитие личности и сознания, проблема
развития и обучения;

2) проблема действенности и сознательности;
преодоление господствующей в традиционной
психологии сознания пассивной
созерцательности и в связи с этим

3) преодоление абстрактного функционализма
и переход к изучению психики, сознания
в конкретной деятельности, в которой
они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг от изучения одних
лишь абстрактно взятых функций к изучению
психики и сознания в конкретной
деятельности органически приближает
психологию к конкретным вопросам
практики, в частности психологию ребёнка,
к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этих проблем прежде
всего идёт размежевание между всем, что
есть живого и передового в советской
психологии, и всем отжившим и отмирающим.
В конечном счёте вопрос сводится к
одному: превратить психологию в
конкретную, «реальную» науку, изучающую
сознание человека в условиях его
деятельности и таким образом в самых
исходных своих позициях связанную с
конкретными вопросами, которые ставит
практика, — такова задача. В настоящей
книге эта задача, пожалуй, больше
ставится, чем разрешается. Но для того
чтобы её когда-нибудь разрешить, её надо
поставить.

Эта книга — по существу (плохая или
хорошая — пусть судят другие)
исследовательскаяработа, которая
по-новому ставит целый ряд основных
проблем. Укажу для примера на новую
трактовку истории психологии, на
постановку проблемы развития и
психофизической проблемы, на трактовку
сознания, переживания и знания, на новое
понимание функций и — из более частных
вопросов, — например, на решение вопроса
о стадиях наблюдения, на трактовку
психологии памяти (в связи с проблемой
реконструкции и реминисценции), на
теорию развития связной («контекстной»)
речи в связи с общей теорией речи и т.
д. Во главу угла этой книги поставлены
не дидактические, а научные задачи.

При этом я особенно подчёркиваю одно:
на этой книге стоит моё имя и в ней
заключена работа моей мысли; но вместе
с тем это всё же коллективныйтруд
в подлинном смысле этого слова. Его не
составлял десяток или два десятка
авторов. Перо держалаоднарука и
ею руководилаединаямысль, но всё
жеколлективныйтруд: ряд основных
его идей выкристаллизовывался как общее
достояние передовой психологической
мысли, и весь фактический материал, на
который опирается эта книга, является
уже непосредственно продуктом
коллективного труда — труда более
узкого коллектива моих ближайших
сотрудников и коллектива целого ряда
старых и молодых психологов Советского
Союза. В этой книге почти каждая глава
опирается на материал советских
психологических исследований, в том
числе и неопубликованных. В ней впервые,
пожалуй, широко представлена работа
советских психологов.

В отличие от очень распространённых в
последнее время тенденций, я не пытался
обойти в этой книге ни одной из острых
проблем. Некоторые из них по современному
состоянию науки на данном этапе её
развития не могут ещё быть вполне
адекватно разрешены, и при самой
постановке их легко и даже почти неизбежно
могут вкрасться некоторые ошибки. Но
постановка их всё же необходима. Без
них невозможно движение вперёд научной
мысли. Если окажется, что при постановке
некоторых из этих проблем мною допущены
те или иные ошибки, критика вскоре
вскроет и выправит их. Сама же их
постановка и дискуссия, которую она
вызовет, пойдёт всё же на пользу науке,
а это для меня — основное.

Я высоко ценю значение деловой, позитивной
критики. Поэтому я охотно отдаю мой труд
на суд критики, хотя бы и самой острейшей,
лишь бы она была принципиальной, лишь
бы она продвинула вперёд науку.

С.Рубинштейн

2/VII1940 г., Москва

2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна

Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки — психологии.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности.

Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности.

Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления.

Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежных ученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейну возможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые, которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии к решению проблем мышления.

Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание».

На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С.Л. Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования».

Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований.

Оформление работы

Глава 1: Школа С.Л. Рубинштейна

Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 — начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно — исторической теории развития психики человека.

Третья школа, которая была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателей деятельного подхода в психологии.

В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается в цикле экспериментальных исследований, проводившихся С.Л.

Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретические установки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.Л. Рубинштейна «О мышлении и путях его исследования», а также в осуществлении под его руководством коллективном труде «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения».

Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект мышления — способность идти к новым обобщениям, — и те закономерности, которые регулируют творческий процесс.

Мы уже упоминали, что деятельный подход разрабатывался и основателем психологической школы С.Л. Рубинштейном и был им обозначен впервые уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности.

По словам Рубинштейна, субъект в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность.

Деятельность — один из уровней практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна, определяющим развитие, является деятельность.

Крупнейшие последователи и ученики С.Л. Рубинштейна — Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъективности — представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с позиций С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Школа С.Л. Рубинштейна — далеко не единственная крупная школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная.

Книги (7)

Бытие и сознаниеРаздел: Философия

Настоящая книга освещает одну из важнейших проблем философской мысли — вопрос о природе психического, сознания в их отношении к бытию, к материальному миру. В книге рассматривается ряд основных проблем теории познания — об идеальном и материальном, о субъективном и объективном и т. д. В решении ряда проблем, поднимаемых в этом труде, центральное место занимает диалектико-материалистическое понимание детерминизма.
Далее »

Избранные философско-психологические трудыРаздел: Общая психология

Основы онтологии, логики и психологии.

В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа С.Л.Рубинштейна. В них содержится оригинальная философско-психологическая концепция человека как субъекта, разработанная на основе новаторского принципа детерминизма.

Дан анализ многих зарубежных и отечественных, психологических и физиологических теорий. Эта концепция Рубинштейна является существенной частью современной психологической науки.

Далее »

Основы общей психологииРаздел: Общая психология

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы…» настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность

Далее »

Основы общей психологии. В двух томах. Том 1Раздел: Общая психология

В фундаментальном труде выдающегося советского ученого обобщаются достижения по основным областям исследований мировой психологической науки. Особенно современной представляется авторская трактовка мотивов поведения человека и задач его деятельности, единства этой деятельности, теоретического и морального сознания.

В томе I обсуждаются такие проблемы, как предмет, методы и история психологии, филогенез сознания, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь.

Далее »

Основы общей психологии. В двух томах. Том 2Раздел: Общая психология

Во втором томе фундаментального труда выдающегося советского психолога исследуются проблемы эмоций, воли, действия и деятельности, личности и ее направленности, влияния этой направленности на жизненный путь индивида.

Прослеживая творческую эволюцию С. Л. Рубинштейна, составители этой книги используют обширный архивный материал из его наследия. В этом томе содержится статья, раскрывающая современное значение труда С. Л. Рубинштейна, приводится список его публикаций.

Далее »

Проблемы общей психологииРаздел: Общая психология

Важнейший советский психолог С. Л

Рубинштейн выдвинул и разработал ряд ценных методологических и теоретических положений, имеющих важное значение для советской психологической науки

В книгу включены избранные труды автора. Она состоит из двух частей: в первой помещены статьи разных лет, во второй полностью публикуется монография «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни.

Далее »

Человек и мирРаздел: Общая психология

Работа «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни, посвящена «проблеме всех проблем» — месту человека в мире.

Далее »

Заключение

Сергей Леонидович Рубинштейн был одним из выдающихся теоретиков отечественной психологии. Его творчество, культура разработки им теоретических основ психологии, фундаментальность его трудов, обусловленная опорой на достижения всей мировой и отечественной философской и научной мысли, продолжают и сегодня служить важным источником развития отечественной психологии.

Философская направленность творчества С.Л. Рубинштейна, его пристальный интерес к зарубежной психологии объясняются, по — видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в Марбургском университете, защитил там докторскую диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. В дальнейшем его критический анализ немецкой классической философии был продолжен в статье «Принцип творческой самодеятельности».

В своей работе «Основах психологии» Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Здесь же Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется.

Общие принципы, сформулированные Рубинштейном, находят свою конкретизацию в исследованиях прежде всего его учеников. На них опираются и другие исследователи, формально не принадлежащие к школе С.Л. Рубинштейна.

Работы С.Л. Рубинштейна ориентируют нас на правильное понимание психики как свойства высокоорганизованной материи, сознания человека как изначально — исторического продукта и высшей формы субъективного отражения объективной действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector