Психология личности: основные направления и теории
Содержание:
- Научные подходы в психологии личности человека
- Личность в психологии
- Главные темы
- Нравственные качества
- Практическая психология — что это?
- Справочная информация
- Суть понятия личности
- Определение личности
- Социально-когнитивное и когнитивное направление
- Основные теории исследований личности
- Психологическая система Зигмунда Фрейда
- Аналитическая система Юнга
- Теория личностной психологии Уильяма Джемса
- Психосинтез Ассаджоли
- Индивидуальная психология Адлера
- Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона
- Диспозициональное исследование Олпорта
- Концепция Эдуарда Шпрангера
- Интрапсихология Курта Левина
- Феноменологический (гуманистический) подход
- Ключевые свойства
- Понятие психологии как науки
- Различные определения понятия личность
- Черты и свойства личности
- Определение понятий
Научные подходы в психологии личности человека
В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.
Поиск личностных отличий
Глубинная или психодинамическая теория личности
Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.
Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.
Феноменологическая теория личности
В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.
Диспозициональная теория личности – теория черт
Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.
Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно
Поведенческие теории личности
Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.
Разное поведение
Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:
- Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
- Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.
Когнитивные теории личности
Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.
Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.
Хорошие отношения с окружающими
Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.
Личность в психологии
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Главные темы
Самые популярные темы данной рубрики представлены ниже.
Психология общения и дети
Многие взрослые испытывают трудности общения с детьми и подростками, особенно если последние отличаются девиантным или деликвентным поведением. Порой при этом требуется помощь квалифицированного специалиста, но чаще всего достаточно своевременно изучить соответствующую литературу и на основе полученных знаний строить отношения с ребенком.
Изучая материалы раздела, вы узнаете, например:
- Как читать детские рисунки?
- Почему дети врут своим родителям и как с этим бороться?
- Как правильно наказывать ребенка?
- Почему он слишком стеснительный?
…и многое другое.
Самоанализ и самосовершенствование
Для чего нужны два этих аспекта? Для того, чтобы выяснить истинные причины наших жизненных ощущений, для определения выбора правильного пути к созданию гармонии внутреннего мира.
Данный раздел поможет разобраться во многих вещах:
- Как воспитать характер?
- Как изменить свою жизнь?
- Почему ни в чем не везет?
- Зачем нужна сила воли?
- Зачем человеку необходимо познать себя?
…и так далее.
Психологические проблемы и психологическая помощь
Иногда весьма непросто найти выход из какой-либо ситуации, что провоцирует возникновение проблем на уровне самосознания. И вот тут может потребоваться помощь грамотного психолога. К сожалению, подобные консультации доступны далеко не каждому. Вот как раз в таких случаях вам могут пригодиться статьи, представленные авторами сайта в этом разделе:
- Как найти выход из безвыходной ситуации?
- Как пережить развод?
- Как решиться сделать важный шаг?
- Можно ли избавить себя от навязчивых мыслей?
- Каковы признаки психоза?
…и множество другой полезной информации.
Поведение и психологическое здоровье
Психологическое здоровье — это важное и необходимое условие полноценного функционирования, причем, во-первых, для адекватного выполнения человеком социальной, возрастной и культурной роли, а во-вторых, для обеспечения возможности непрерывного развития на протяжении жизни
- Как избавиться от депрессии?
- Кому угрожает алекситимия?
- Что такое психогимнастика?
- В чем достоинства позитивной психотерапии?
- Чем опасна невротическая потребность в любви?
Эти и другие материалы читайте в данном разделе.
Эмоции и общение
Как правило, общение, которое невозможно без задействования эмоционального фона, строится на определенных поведенческих и психологических факторах, влияющих на особенности восприятия и понимания другого человека. Для полноты картины рассмотрим чуть подробнее:
Основные поведенческие факторы:
- поведение, а также возможные действия партнера по общению;
- используемая форма обращения, а также то, что и как говорит партнер;
- результат действий и поведения.
Основные психологические факторы:
- внешний облик и его атрибуты;
- мимика, взгляд, выражение лица и т. п.;
- темперамент, стиль общения и др.
Для наиболее комфортной установки вербального и невербального общения, для более глубокого понимания причин возникновения той или иной эмоции рекомендуем почитать предложенные статьи раздела:
- Как воспользоваться эмоциональной школой Хаббарда?
- Как общаться с интровертом?
- Как сдержать свой гнев?
- Каким образом реагировать на критику?
- Как не стать энергетическим вампиром?
…и прочее.
Нравственные качества
Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.
Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.
Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.
Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.
Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).
Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.
Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме. Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:
Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:
– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);
– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);
– уважение;
– бескорыстие (поступки без личной выгоды);
– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).
Практическая психология — что это?
Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д
Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми
Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Суть понятия личности
Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.
Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.
Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.
- Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
- Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
- В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.
Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:
- овладеть речью;
- с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.
Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:
- Индивид – человек как представитель своего вида.
- Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.
Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.
Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.
Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
- Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
- Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
- Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Социально-когнитивное и когнитивное направление
Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры
Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:
- Поведенческих
- Когнитивных
- Средовых
Теория социального научения Джулиана Роттера
Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.
Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы
Когнитивная теория личности Джорджа Келли
Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.
Основные теории исследований личности
Ранее я описала общие концепции и подходы к рассмотрению понятия личностной структуры. Теперь расскажу о конкретных работах известных ученых, что поможет вам найти наиболее близкий вам вектор для самопознания.
Психологическая система Зигмунда Фрейда
Помимо выделения трех компонентов внутреннего «я», психоаналитик рассматривал человека в психосексуальном плане. Он утверждал, что мотивы, определяющие поведение, чаще бессознательны и во многом зависят от влияния сексуального влечения на психику. Еще одна популярная идея связана с сублимацией – процедурой перенаправления энергии. Изучая основы психоанализа, можно проанализировать воздействие бессознательного на наши мысли и поведение.
Аналитическая система Юнга
Охарактеризовал развитие личности как стремление к целостности. Ее потенциал связан одновременно с устремлением в будущее и индивидуальными врожденными особенностями. Данная концепция гласит, что изначально у каждого есть набор характеристик и предрасположенностей, которые в процессе социализации лишь развиваются и раскрываются в той или иной мере. Зная об этих установках, существующих у нас по факту рождения, мы можем найти инструменты, позволяющие сделать жизнь более эффективной.
Теория личностной психологии Уильяма Джемса
Ученый анализирует понятие индивидуальности по трем категориям:
- Структура (составные элементы психического).
- Самооценка (основана на чувствах и эмоциях по отношению к первому пункту).
- Поступки, вызванные составляющими и оценкой.
Психосинтез Ассаджоли
Исследователь выявил восемь основных областей, характеризующих психику: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, сознание, личное и наивысшее «я», субличность. Целостность он видел в единении и гармоничном сосуществовании всех этих компонентов.
Индивидуальная психология Адлера
В работах этого ученого можно встретить такое понятие, как «стиль жизни». Он отражается в определенных установках, сформированных под влиянием на личность социума. Существует четыре вида таких парадигм, в соответствии с которыми человек взаимодействует с действительностью: управляющий, социально полезный, избегающий и получающий.
Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона
Эта концепция уделяет внимание не столько психическим процессам, сколько состоянию тела на физическом уровне. Например, в рамках учения выделяли 4 типа конституции телосложения, которые непосредственно связывались с состояниями и направленностью психики (атлетик, диспластик, лептосоматик, пикник)
Диспозициональное исследование Олпорта
Согласно этой теории, каждый человек индивидуален и обладает уникальным набором личностных черт. Здесь возникает такое понятие, как «проприум», что означает отличительную особенность, определяющую человеческую идентичность.
Концепция Эдуарда Шпрангера
Ученый выделил шесть психологических типов, связанных с различными категориями мировосприятия:
- экономический;
- эстетический;
- политический;
- религиозный;
- социальный;
- теоретический.
Таким образом, индивидуальность понимается им через набор присущих индивидууму ценностей.
Интрапсихология Курта Левина
Исследователь полагал, что движущие факторы в становлении «я» находятся внутри самого индивида и в его взаимосвязях с окружающим миром. Эти идеи получили название динамической (типологической) теории.
Феноменологический (гуманистический) подход
Самыми известными исследователями в этих областях стали А. Маслоу и Р. Роджерс. Становление индивидуума в обществе понималось ими как стремление к самоактуализации, реализации внутреннего потенциала при наличии субъективных переживаний.
Ключевые свойства
Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.
Способности
Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.
Элементарные и сложные
Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.
Общие и специальные
Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Теоретические и практические
Первые определяют направленность индивидуума к постижению задач, связанных с абстрактно-логическим типом мышления, то есть с выстраиванием и анализом теории. Вторые предполагают умение находить решение в конкретных жизненных ситуациях, применять знания на практике.
Учебные и творческие
Как ясно из названия, одни способности характеризуют индивида как обучаемого (способного усваивать новую информацию, обретать навыки), другие направлены на возможность создавать новейшие идеи, совершать открытия, производить элементы культуры.
Коммуникативные и предметно-деятельностные
Первые включают в себя социальные взаимодействия: общение, налаживание контактов, восприятие окружающих и способы реагирования на внешний мир. Вторые относятся к контактированию личности с неодушевленными объектами.
Темперамент
Это совокупность черт, определяющих особенности поведения человека и его психических процессов. Существует четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Темпераментность влияет на скорость и интенсивность восприятия, запоминания, обработки информации, жизненный темп, ритм и направленность деятельности.
Характер
Это понятие объединяет все полученные при определенных обстоятельствах и социальных условиях методы контактирования индивидуума с действительностью и людьми (его поведение в социуме и реакции на поступки окружающих), а также образ его жизнедеятельности. Характерные черты делятся на три группы: коммуникативные (связанные с межличностной коммуникацией), деловые (направленные на организацию трудовой деятельности), волевые (целеустремленность и настойчивость).
Воля
Это способность личности сознательно контролировать свои психические состояния и действия. Она непосредственно связана с потенциалом индивида к принятию рациональных, взвешенных решений, его склонности к самоограничению и способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Само волевое усилие не сопровождается чувством удовлетворения. Оно возникает после получения желаемого результата, который без сверхусилия был бы невозможен.
Эмоции
Это переживания с позитивной или негативной окраской, которые сопровождают удовлетворение жизненно важных потребностей. Существует несколько наиболее значимых эмоциональных групп:
- простейшие (связаны с органикой и физиологией);
- аффекты (кратковременные, бурные всплески);
- настроение (общее состояние индивида в конкретный момент времени);
- чувства (направлены на определенный объект);
- стресс (совокупность процесса внутреннего возбуждения и физического самочувствия);
- страсть (неуправляемые проявления эмоциональности).
Мотивация
Так называют причины, побуждающие человека на совершение того или иного поступка. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но это всегда внутренний порыв, который зависит от:
- потребностей (нужды индивида);
- стимула (фактора, обозначающего необходимость действий);
- намерения (обдуманного решения);
- побуждений (неосознанных стремлений).
Понятие психологии как науки
Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.
Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.
Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.
Различные определения понятия личность
- Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
- Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
- Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
- Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
- Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
- Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
- Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
- Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
- Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
- Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
- Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)
Черты и свойства личности
Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).
Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.
Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности
В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.
Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.
Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.
Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:
к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)
Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.
Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).
Эмоции
Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе
Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.
Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.
Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.
Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.
Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.
Определение понятий
Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.
Что это такое – личность: краткое определение в психологии
Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:
- способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
- характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
- мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
- эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
- направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
- общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
- темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
- мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
- опыта (приобретенных умений и знаний).
Женский курс
Консультации