Интересная психология, или всё о человеке для начинающих
Содержание:
- Видео: в чем польза йогуртов для детей
- Сообщить об опечатке
- Что исследует психология: характеристики науки
- Критика
- Понятие психологии как науки
- Наука
- Что исследует психология: характеристики науки
- Сравнить.
- Психология человека по поведению
- Применение психологических знаний
- Сообщить об опечатке
- Трансактный анализ, 1956
- Что мы знаем о позитивной психологии?
- Бихевиоризм, 1912
- Секреты идеальных отношений
- Сознание и психика
- Классический психоанализ, 1900
Видео: в чем польза йогуртов для детей
Сообщить об опечатке
Что исследует психология: характеристики науки
Что изучает психология как наука? Это научная дисциплина, исследующая человеческое сознание, волю, поведение, внимание, свойства памяти. Память можно охарактеризовать, как аналог запоминающего устройства
Она бывает кратковременной и постоянной. Современная психология изучает память, применяя следующие ее виды:
- Эмоциональная память. Для людей характерно продолжительно хранить в памяти воспоминания о былых чувствах.
- Образная память. Запечатленный ранее образ способен восстановиться в памяти даже через несколько десятилетий.
- Осязаемая память. Она хранит информацию о физическом контакте.
- Моторическая память. Посредством восстановления в памяти двигательных навыков водитель автоматически управляет транспортным средством, танцор превосходно выполняет предварительно выученные последовательные движения.
- Слуховая, визуальная память. Эти виды применяются для восстановления услышанного, увиденного ранее.
Память представляет собой сложный, комплексный процесс, незаменимо применяющийся при передаче опыта, накопленных знаний между отдельными поколениями. Но есть исключения, содержащие, в частности, разрушительные воспоминания. Человеческое подсознание человека способно «утилизировать» их в целях минимизирования воздействия на психику вызванного ними стресса.
Столь же затруднительное понимание концепции внимания. Это качество обеспечивает личности способность к сосредоточению на наблюдении, решении текущих задач, требующих особой точности.
Благодаря продолжительной аналитической деятельности, практическим исследованиям, специалистам удалось выделить определенные виды внимания:
Переключаемое внимание (непоследовательное).
Распределенное внимание (применяемое при многозадачности, обеспечиваемое способность одновременно контролировать несколько процессов).
Выборочное внимание (используется при наличии возможности выбрать для наблюдения один объект).
Психология изучает причины, следственные факторы, которыми обусловлены определенные представления, бихевиоральные модели людей и животных. Это научное направление характеризуется широким кругом охваченных тем. К ним относятся:
- формирование человеческих психических процессов (умственные способности, звуковое, ароматическое, цветовое восприятие);
- развитие психических качеств (характер, активность, темперамент);
- создание бессознательных и сознательных процессов, принципов деятельности нервной системы.
Критика
Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что психологи зачастую игнорируют эмоций и не принимают во внимание способность разума обращаться с различными категориями последних по-разному. Так, по мнению Пинкера, теории памяти и мышления не отличают соображения о людях от соображений о камнях или зданиях; теории эмоций не видят разницы между страхом и гневом, ревностью и любовью; теории социальных отношений не проводят различий между семьей, друзьями, врагами и незнакомцами
Пинкер указывает, что такие темы, как любовь, ненависть, еда, секс, статус, власть, зависть, дружба, религия и др., практически не затрагиваются в учебниках психологии.
Одним из самых ярких и авторитетных критиков психологии был русский физиолог, нобелевский лауреат Иван Павлов[источник не указан 110 дней]. Изучая работу нервной системы, Иван Павлов всегда стремился изучать её строгими методами естествознания, как он сам неоднократно выражался, именно «строго объективно». Академик критиковал психологию как науку из-за отсутствия методов, чётких категорий и понятий[источник не указан 110 дней]. Например, в одной из своих лекций И. П. Павлов так писал о препятствиях, связанных с психологической наукой:
Понятие психологии как науки
Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.
Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.
Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.
Наука
Психология это разнообразная область. Психологи проводят фундаментальные и прикладные исследования, служат консультантами для сообществ и организаций, диагностируют и лечат людей, обучают будущих психологов и тех, кто будет заниматься другими дисциплинами. Они проверяют интеллект и личность.
Многие психологи работают в качестве медицинских работников. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди связаны друг с другом и с техникой, и работают над улучшением этого взаимодействия.
Применение психологических исследований может уменьшить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди учатся делать выбор, который улучшает их здоровье и благополучие. Успехи, достигнутые в оценках образования, помогают учащимся с трудностями в обучении. Психологическая наука помогает педагогам понять, как дети думают, воспринимают и запоминают, помогая разрабатывать эффективные методы обучения. Психологическая наука способствует справедливости, помогая судам понять замыслы преступников, истинность доказательств и достоверность определенных видов доказательств или свидетельских показаний.
Психология — это исследование мышления и поведения. Это изучение мышления, как оно работает и как оно влияет на поведение. Наука охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до общения, от развития детей до ухода за престарелыми».
Психологи и психотерапевты работают вместе, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, но они не совсем похожи. Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психотерапевта, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательствах для лечения психических расстройств.
Что исследует психология: характеристики науки
Что изучает психология как наука? Это научная дисциплина, исследующая человеческое сознание, волю, поведение, внимание, свойства памяти. Память можно охарактеризовать, как аналог запоминающего устройства
Она бывает кратковременной и постоянной. Современная психология изучает память, применяя следующие ее виды:
- Эмоциональная память. Для людей характерно продолжительно хранить в памяти воспоминания о былых чувствах.
- Образная память. Запечатленный ранее образ способен восстановиться в памяти даже через несколько десятилетий.
- Осязаемая память. Она хранит информацию о физическом контакте.
- Моторическая память. Посредством восстановления в памяти двигательных навыков водитель автоматически управляет транспортным средством, танцор превосходно выполняет предварительно выученные последовательные движения.
- Слуховая, визуальная память. Эти виды применяются для восстановления услышанного, увиденного ранее.
Память представляет собой сложный, комплексный процесс, незаменимо применяющийся при передаче опыта, накопленных знаний между отдельными поколениями. Но есть исключения, содержащие, в частности, разрушительные воспоминания. Человеческое подсознание человека способно «утилизировать» их в целях минимизирования воздействия на психику вызванного ними стресса.
Столь же затруднительное понимание концепции внимания. Это качество обеспечивает личности способность к сосредоточению на наблюдении, решении текущих задач, требующих особой точности.
Благодаря продолжительной аналитической деятельности, практическим исследованиям, специалистам удалось выделить определенные виды внимания:
Переключаемое внимание (непоследовательное).
Распределенное внимание (применяемое при многозадачности, обеспечиваемое способность одновременно контролировать несколько процессов).
Выборочное внимание (используется при наличии возможности выбрать для наблюдения один объект).
Психология изучает причины, следственные факторы, которыми обусловлены определенные представления, бихевиоральные модели людей и животных. Это научное направление характеризуется широким кругом охваченных тем. К ним относятся:
- формирование человеческих психических процессов (умственные способности, звуковое, ароматическое, цветовое восприятие);
- развитие психических качеств (характер, активность, темперамент);
- создание бессознательных и сознательных процессов, принципов деятельности нервной системы.
Сравнить.
Сравнивать между собой людей полезно не всегда, но сравнивать человека с самим собой в прошлом и настоящем – неплохой метод. Чтобы понять другого, нужно отследить изменения в нем. Наблюдая за новыми привычками, узнав о настоящем круге общения, прослушав музыку в его плеере, можно хотя бы предположить, что сейчас чувствует другой, каковы его мысли.
Мы рассказали, как понять человека, узнать скрытые мотивы его поведения и проверить на прочность. Помните, что близким нужно давать время, а новых знакомых лучше проэкзаменовать. По крайней мере, перед тем, как открыться. Следуйте нашим советам, чтобы понимание стало привычным явлением в ваших взаимоотношениях с людьми.
Пройти тест на самооценку
Психология человека по поведению
Многие люди даже и не подозревают о том, что можно с легкостью узнать их истинные намерения и даже мысли, для чего нужно просто уметь анализировать поведение. Контролировать это практически невозможно, поскольку все происходит на подсознательном уровне. Поведение и деятельность человека уже долго изучается в психологии, что позволило сделать правильные выводы. Сегодня каждый может изучить основы невербального поведения, что позволит лучше понимать окружающих.
Как понять психологию человека по его поведению?
Ученые установили, что положение тела, мимика и жесты одинаковы для людей в большинстве случаев, что позволяет разобраться в психологии человека
Важно просто научиться расшифровывать все эти сигналы
Психология поведения человека по мимике и жестам:
- Если собеседник расположен хорошо, то у него тело будет немного наклонено вперед, голова слегка приподнята и взгляд направлен прямо.
- О негативном настрое будут свидетельствовать перекрещенные руки, сжатые губы, напряженное тело и жесткий зрительный контакт.
- Когда человек хочет защититься и отгородиться от других, то он подсознательно скрещивает перед собой руки.
- Психология человека по поведению говорит о том, что стиснутые руки могут быть сигналом агрессии.
- Если во время приветствия человек берет за одну руку, а другую кладет на плечо, значит, он, либо оценивает, либо пытается манипулировать.
- Когда человек идет рядом, опустив при этом голову – это сигнал о том, что он что-то скрывает. Порой такое поведение указывает на его слабости.
- В большинстве случаев приподнятые брови указывают на то, что человек на данный момент испытывает дискомфорт. Если же он резко их свел – это символ напряженности или задумчивости.
- Если собеседник перекрестил ноги, значит, он не воспринимает что говорят или же сопротивляется сказанному.
- Пошатывание ноги может говорить о нечеткой позиции на данный момент.
- Когда собеседник повторяет жесты, значит, он доверяет, и беседа будет иметь положительное направление. Подобную уловку следует использовать, если хочется расположить к себе собеседника.
- Асимметричное выражение лица, например, улыбка на одну сторону, часто выражает насмешку.
- Если человек избегает зрительного контакта, значит, ему неловко, и он ощущает дискомфорт. Еще отводят глаза люди, которые обманывают.
- Собеседник сложил руки в замок и запрокинул одну ногу на другую – это может указывать на критичное настроение человека.
Применение психологических знаний
Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр
Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком
То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.
Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.
Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.
Сообщить об опечатке
Трансактный анализ, 1956
История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.
Что мы знаем о позитивной психологии?
Методика под названием позитивная психология — это направление, разработанное Мартином Селигманом, американским психологом. Опираясь на труды предшественников (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), он смог сформировать новый взгляд с точки зрения личного счастья. Делал это с помощью экспериментов, наблюдений, а также анализируя многочисленные реальные случаи, встречавшиеся в практике.
Выученная беспомощность
Эксперимент Селигмана наглядно показывает суть направления. Он работал с собаками. Разделив их на три группы, создал для каждой определённые условия. Первая группа через некоторые промежутки времени получала раздражитель в виде слабого электрического разряда. Собаки второй группы тоже получали разряд тока, но могли контролировать ситуацию: нажав специальную кнопку, они отменяли импульс. Третья группа собак не получала токовые импульсы.
После того как у всех собак выработался рефлекс, Селигман посадил их в одну коробку и снова стал давать электрические импульсы. Собаки из второй и третьей группы сразу выпрыгивали, а первая группа продолжала терпеть. Психолог сделал вывод, что постоянное воздействие негативных факторов без возможности контролировать ситуацию приводит к прекращению попыток влиять на неприятные условия окружающей среды. Этот вывод он назвал «выученной беспомощностью».
Сознательный оптимизм
Наблюдения над людьми, имеющими разный опыт контроля одной и той же ситуации подтвердили правильность выводов Селигмана. Люди переставали верить в себя, пытаться что-то изменить, если ранее неблагоприятные условия не поддавались их контролю. Они привыкали терпеть.
Некоторые люди с детства воспитаны в позитивном ключе: не зацикливаются на проблемах, обращают больше внимания на счастливые моменты, с готовностью встречают трудности. Тем, кто не получил адекватное воспитание, всё это даётся намного сложнее или не даётся вовсе. Однако, те люди, кому удавалось изменить своё мышление, направить его в оптимистичное русло и научиться видеть положительное даже в самых сложных ситуациях, могли менять своё поведение и находить для себя новые решения трудных вопросов.
Парадигма современной психологии
Каким образом опыты и наблюдения Мартина Селигмана связаны с позитивной психологией? Классическая наука работает в основном с проблемами и их последствиями: болезни, патологии поведения, мировосприятия. Позитивная же психология направлена на изучение факторов, делающих человека счастливым. Эксперимент с собаками наглядно показал, что без изменения отношения к миру вокруг, взгляда на ситуации и события, проблемы будут появляться снова. Это приводит к бесконечным обращениям к специалистам, постоянной проработке каждой конкретной ситуации без обобщения.
Те, кто готов изменить свою концепцию восприятия мира, становятся в конечном итоге счастливее, спокойнее, богаче других. Позитивное мышление неизбежно приводит к улучшению здоровья, налаживанию связей с обществом, поиску нетривиальных решений.
Современная наука всё чаще обращает пристальное внимание не на проблемы, а на положительные стороны. Используются адаптивные и творческие методы познания, клиент из «жертвы» перевоплощается в «героя», сильную адекватную личность, живущую осознанно
За основу берутся его сильные стороны, положительные качества без рассмотрения слабостей и проработки только лишь проблем.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.
Секреты идеальных отношений
Если мужчину и женщину объединяет общая цель, у них есть все шансы создать крепкую семью
Люди могут усовершенствоваться в одном общем деле или каждый в своём занятии, но главное, не сосредотачивать всё своё внимание на недостатках партнёра, не изводить его своими упрёками или чрезмерной заботой
Психология женщин и мужчин в межличностных отношениях предполагает развитие личности. Люди счастливы, если заняты любимым делом и могут в нём добиваться поставленных целей и намеченных высот.
Нельзя жертвовать любимым человеком, его мечтами в угоду личным интересам. Партнёр заслуживает на уважение. Он должен реализовать себя как личность и добиться желаемого в любой сфере человеческой деятельности.
Гармоничный союз нельзя построить, если переносить старые обиды в новые отношения. Прежде чем окунуться в мир другого человека, нужно полностью разрешить все проблемы с бывшими любовниками.
Если индивида одолевают негативные чувства по отношению к своему партнёру, нельзя поддаваться слабостям. Эмоции нужно уметь подавлять и контролировать
Лучше всего переключить своё внимание на работу, любимое занятие. Не следует слишком критично относиться к недостаткам партнёра
Их нужно научиться принимать как должное.
Доверительные отношения нельзя выстроить без искренности и любви. На фальшивых чувствах невозможно построить крепкий союз. Избранника нельзя переделать силой, он сам должен захотеть измениться, полюбив по-настоящему.
Если ваши отношения зашли в тупик, и даже прочитав все советы из интернета, вы не знаете, как дальше жить, обратитесь за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. Опытный специалист, практикующий психотерапевт сможет разрешить любую проблему и найти выход из сложной ситуации.
Возможно, найти пути решения проблемы вы сможете благодаря видео на этом канале.
Сознание и психика
Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, связана с психическими явлениями:
- познавательными, эмоциональными, мотивационными, волевыми процессами;
- творческим подъемом, радостью, усталостью, сном, стрессом;
- темпераментом, направленностью личности, характером
От того, насколько глубоко они рассматриваются, зависит правильность подбора приемом и методик развития.
Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, зависит от специфики человеческого организма, от функционирования коры головного мозга. В ней выделяют:
- сенсорные зоны, которые обрабатывают и принимают от рецепторов и органов чувств информацию;
- моторные зоны, управляющие движениями человека;
- ассоциативные зоны, используемые для обработки информации.
Классический психоанализ, 1900
История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:
- аналитическая психология;
- индивидуальная психология;
- трансактный анализ.
Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.