Характер человека — его черты и качества

Содержание

  • Психические процессы
  • Психические свойства
  • Психические состояния

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Классификация качеств

Выбрать, какие именно положительные качества стоит указывать в резюме, бывает не так легко. Ведь желательно ограничится 5-7 характеристиками, которые будут наиболее явно показывать ваш характер. Учтите, при собеседовании рекрутер может попросить остановиться на этом пункте поподробнее и привести примеры.

В резюме вы можете указать свои позитивные качества, которые влияют на взаимоотношения:

  • общительность, неконфликтность, умение в коллективе находить общий язык;
  • коллективизм, любовь к работе в команде;
  • готовность всегда прийти на помощь и в трудный момент подставить плечо;
  • толерантность, уважение к мнению других людей;
  • отзывчивость, чуткость;
  • индивидуализм, умение самостоятельно работать и нести ответственность за полученные результаты.

По отношению к труду можно выделить такие положительные черты характера:

  • трудолюбие, ответственный подход ко всем поручениям;
  • инициативность, интерес к разработкам новых проектов;
  • настойчивость, упорство, нацеленность на достижение результата;
  • творческий подход к работе, креативность, находчивость;
  • добросовестность, исполнительность, надежность.

Охарактеризовать свое отношение к вещам и организации работы можно следующим образом:

  • аккуратность, педантичность, скрупулезность;
  • организаторские способности;
  • бережное обращение с вещами.

Отношение к самому себе можно показать, используя конструкции:

  • самокритичность, скромность;
  • уверенность в себе, стрессоустойчивость;
  • умение адаптироваться;
  • порядочность, честность, добросовестность;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • вежливость, гибкость, дружелюбие.

Для составления наиболее полной картины рекомендуется подобрать пункты из всех списков.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.

Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Типы и структура сознания в философии и психологии

Существуют различные концепции сознания, разработанные психологами и философами. Наиболее известные:

  • «Я-концепция» У. Джеймса;
  • нейробиологическая модель К. Коха и Ф. Крика;
  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • структурная психология В. Вундта;
  • теория архетипов К.Г. Юнга;
  • феноменологическая концепция Э. Гуссерля;
  • представление о сознании, выработанное в рамках диалектического материализма;
  • субъективный идеализм и др.

В философии и психологии выделяют 4 основных компонента сознания:

  1. Перцептивный (сенсорный) — отвечает за непосредственное отражение действительности органами чувств.
  2. Интеллектуальный — за понятия, умозаключения, логические выводы.
  3. Эмоциональный компонент — связан со сложными психическими процессами, отражающими в форме переживаний оценочное отношение к миру.
  4. Мотивационно-волевой компонент — определяет мотивы и направленность деятельности индивида.

Терминология Зигмунда Фрейда

Австрийский психиатр З. Фрейд создал трехмерную концепцию психики человека и ввел ряд новых терминов для обозначения процессов, протекающих в ней.

Компоненты психики по Фрейду:

  1. «Я» (или «Эго») — психологическая сущность, отвечающая за восприятие. Это посредник между внешним и внутренним миром индивида и связующий компонент между «Оно» и «Сверх-Я».
  2. «Ид» («Оно») — бессознательная часть психики, управляемая инстинктами.
  3. «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компонент психики, отвечающий за этику, мораль, художественное и научное начало в человеке. Формируется под влиянием воспитания.

В соответствии с этой концепцией все процессы, происходящие в человеческой психике, делятся на осознаваемые и бессознательные. Фрейд считал, что поведение человека определяется его либидо — бессознательными сексуальными влечениями. Задача индивида — перевести свои неосознаваемые импульсы в осмысленные.

Ученик Фрейда К.Г. Юнг дополнил его учение понятием «коллективное бессознательное». Он полагал, что поведение людей в значительной мере определяется архетипами — первоначальными универсальными образами.

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.

Школа, подход Что именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. Фрейда Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. Уотсон Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
Гештальтпсихология Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Проблемы психологических состояний

К проблемам нарушений состояний психики можно отнести:

  1. Психосоматические отклонения — это группа болезней, причины которых связаны как с расстройствами психики, которые проявляются на физиологическом уровне, так и отклонениями физиологии, возникающие на уровне психики индивида. Лечение психосоматических заболеваний основывается на изучении взаимодействия подсистем человеческого организма и выявлении первичного заболевания, которое привело к расстройствам.
  2. Маниакально-депрессивное расстройство — это группа психических заболеваний, которые протекают циклично с периодически возникающими депрессивными или маниакальными приступами. В периоды между приступами происходит полное восстановление психической деятельности человека. Во время периода мании больной перестает замечать негативные стороны своей жизни; у человека появляется уверенность в своих силах и мотив совершать общественно-полезную деятельность. Во время периода депрессии больной теряет интерес к жизни и не испытывает желания проявлять какую-либо активность.
  3. Деперсонализация — расстройство личности. Отличается нарушением ее самовосприятия и отчуждением от собственных психических особенностей. В психологии отклонение характеризуется потерей чувства собственного «Я» и невозможностью управлять своей жизнью из-за ощущения «наблюдения со стороны».
  4. Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере и мышлении. Выраженность симптомов и признаков шизофрении зависит от течения и формы заболевания. Диапазон их широк: от эмоционального спада, апатии до ярких галлюцинаторных и бредовых вспышек и моторного возбуждения.
  5. Склонность к паническим атакам. Панические атаки являются эпизодически проявляющейся тревожностью, характеризующейся внезапно возникающими приступами тревоги и страха на фоне стресса. Интенсивное чувство длится около 10 мин, но симптомы заболевания причиняют огромный дискомфорт человеку, влияя на его психическое состояние. Приступы паники возникают непредсказуемо; во время них больной чувствует нарастающую тревогу вместе со страхом умереть или сойти с ума.
  6. Нарушения памяти — это вид когнитивных нарушений, характеризующийся снижением или полной утратой функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Память тесно связана с речью, мышлением, восприятием и эмоциями и может негативно отразиться на психических состояниях личности.
  7. Обсессивно-компульсивное расстройство — проявляется в виде повышенной тревожности и появления непроизвольных и навязчивых мыслей, которые способствуют развитию фобий. Заболевание возникает, когда человек попадает в цикл одержимости и навязчивых состояний. Обсессии представляют собой мысли, непроизвольно возникающие в человеческом сознании, а компульсии — особые ритуалы, повторяющиеся действия, которые позволяют избавиться от навязчивых мыслей.
  8. Отклонения психических состояний в результате травмирующих событий (ПТСР) — возникает после проживания сильного стресса, события, которое оказало сильнейшее воздействие на психику человека. Такие ситуации могут быть как объективно травмирующими, так и субъективно негативными, в зависимости от индивидуального опыта человека. 

Примечание

Недостаток любви и внимания в детстве может послужить началом развития ментальных отклонений, которые во взрослой жизни значительно влияют на все сферы жизни человека.

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Черты характера и их классификация

Любой человек обладает множеством качеств и свойств, особенностей нервной системы, физиологии, эмоциональной и двигательной сферы. Мы все очень разные, но не все проявления нашей натуры имеют отношение к характеру.

Что такое черта характера

Черта характера – это не просто одно из множества качеств человека, для нее характерен ряд особенностей:

  • устойчивость, постоянство;
  • проявление в различных видах деятельности и сферах жизни;
  • связь с мотивами, потребностями и ценностями личности;
  • влияние на формирование стереотипов поведения и привычек;
  • социальная обусловленность, то есть связь с нормами поведения в обществе.

Наличие таких устойчивых черт позволяет прогнозировать поведение человека. Узнав характер своего партнера, вы можете с уверенностью сказать, как он поступит в том или ином случае. Это существенно облегчает общение людей.

Классификация черт

Качеств личности, составляющих склад ее характера, огромное количество, и простое перечисление их заняло бы слишком много времени и места. Поэтому со времен древнегреческого философа Платона эти качества пытаются классифицировать, выделяя главные.

Например, австрийский врач и естествоиспытатель начала XIX века Ф. Галль, разрабатывая френологию (науку, позволяющую описать характер человека по строению его черепа), выделил 27 базовых свойств, составляющих склад личности. В их число входили инстинкт размножения, потребность в самозащите, любовь к потомству и т. д. В настоящее время ни врожденные инстинкты, ни физиологические особенности человека к характеру отношения не имеют, хоть и в определенной степени могут влиять на его склад.

После Галля попытки составить классификацию черт характера предпринимались неоднократно, но все время получалось так, что какие-то черты не вписывались в данную классификацию.

В настоящее время принято разделять на типы не черты характера, а сферы их проявления. Традиционно выделяют 4 группы таких особенностей личности:

  • Проявляющиеся в отношении к другим людям: индивидуализм и коллективизм, безразличие и чуткость, вежливость и грубость, доброжелательность и агрессивность, лживость и правдивость и т. д.
  • Проявляющиеся в отношении к себе: требовательность, самокритичность, самоуважение, самооценка и др.
  • Проявляющиеся в отношении к делу: инициативность и пассивность, лень и трудолюбие, организованность и неорганизованность, перфекционизм и т. д.
  • Волевые качества: упорство, настойчивость, решимость, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия и собственную слабость.

Но эта классификация тоже не полная, так как в нее не вошли такие индивидуальные особенности человека, которые характеризуют его отношение к вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость, скаредность и т. д.

Чрезмерное акцентуирование отдельных черт характера

Разнообразные особенности характера, смешиваясь, образуют тот уникальный сплав, который называют неповторимой личностью. Если какие-то черты или группа близких качеств чрезмерно доминируют, словно выпячиваются на первый план, нарушая гармоничность образа, то говорят об акцентуации характера. Например, ярко выраженная потребность быть всегда на виду, любовь к «показухе», навязчивая общительность и стремление открыто нарушать общепринятые нормы поведения говорят о демонстративном типе акцентуации. А чрезмерная агрессивность, невыдержанность, склонность к скандалам и истерикам – признаки возбудимого типа акцентуации.

Психологи оценивают акцентуацию как некоторое «уродство» характера. Даже если выделяются положительные черты, поведение человека часто становится неприемлемым, неудобным для окружающих. Так, с чрезмерно, до фанатизма аккуратным человеком сложно сосуществовать, а преувеличенная жизнерадостность и общительность бывают очень утомительны.

Всего насчитывается 12 типов акцентуации характера. Но они свойственны далеко не всем и проявляются в основном у подростков. Во взрослом возрасте акцентуации сглаживаются, но могут быть заметны у каждого третьего.

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы
— динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс
— это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные
— к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные
— активные и пассивные переживания; волевые
— решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием

следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами

человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector