Классификация принципов обучения

Содержание:

Общедидактические принципы

К общедидактическим принципам могут быть отнесены принцип соответствия содержания образовательно-воспитательного процесса социальным потребностям на конкретном историческом этапе развития общества и государства; принцип синтеза, единства процессуальной и содержательной сторон обучения, предполагающий тесное единство содержания предметной дисциплины способам и формам усвоения содержания обучающимися; принцип структурирования содержания предметной дисциплины и т. д.

Одним из приоритетных общедидактических принципов выступает принцип научности, направленности образовательно-воспитательного процесса на формирование у обучающихся знаний об общенаучных методах познания в конкретных проявлениях; развития умений практической имплементации полученных знаний в процессе реализации собственной академической или профессиональной деятельности; понимания актуальности использования тех или иных научных методов на конкретном этапе исторического развития социума. В процессе реализации данного принципа в педагогической практике огромная роль отводится средствам повышения наглядности представленных дидактических материалов, современным информационно-коммуникативным технологиям.

С принципом научности обучения тесно связан принцип системности, направленный на формирование у обучающихся структурных и смысловых связей между знаниями. Соблюдение указанного принципа позволяет двигаться от простого к сложному, от усвоенного материала к новому, оптимизируя процессы усвоения знаний, умений и навыков, формируя базу для повышения мотивации, самостоятельности в процессе познания.

Принцип междпредметных связей предполагает репрезентацию в рамках отдельных учебных дисциплин диалектических взаимосвязей. Межпредметные связи в академической сфере выступают эквивалентами межнаучных связей, соответственно, реализация указанного принципа позволяет отразить всю совокупность феноменов и процессов окружающего мира в их противоположности и единстве, во всем многообразии и противоречивости.

Принцип доступности предполагает выявление реального уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся, что позволит подобрать содержание обучения, дидактических материалов, отвечающих индивидуальным, возрастным особенностям и потребностям обучающихся.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Основные виды, характеристики

Несмотря на то, что принципов воспитания довольно много, выработана система их видов, которые мы сейчас рассмотрим.

Принцип общественной направленности воспитания

Педагог готовит воспитанника к жизни в обществе как полезного его участника. Цели ученика как личности и требования государства должны быть при этом согласованы. Воспитатель формирует нужную личность в соответствии с принятой идеологией, вырабатывает социальные и гражданские качества, необходимые для поддержания действующей власти, её государственных и общественных институтов.

Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом

Учащийся занимается посильным трудом, ему рассказывают о современном производстве, преимуществе тех или иных профессий, знакомят с национальными промыслами его родного края, прививают культуру труда, чтобы в дальнейшем облегчить ему выбор будущей профессии, сделать его осознанным.

Принцип опоры на положительное воспитание

Воспитатель обращает свое основное внимание на положительные стороны ученика, старается их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности. На негативные моменты и недостатки акцент не делается

По возможности их нужно стараться не замечать, не реагировать на какие-то ошибки и недочеты.

Принцип гуманизации воспитания

От слова «human» — человеческий. Реализуется уважительное отношение к учащемуся как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права. Педагог культивирует веру ученика в свои силы, помогает ему найти интерес и мотивацию к саморазвитию.

Суть гуманизма — ценность личности и одновременно требовательность к ней. Ведь только так будут гарантированы и реализованы ее права, а также права всех остальных членов социума. Чем более развито общество и экономика, тем выше требования к отдельному человеку.

Это хорошо выразил великий педагог Макаренко:

«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.»

Когда индивидуум чувствует уважение к себе, искреннее расположение со стороны педагога, то начинает и сам себя уважать, становится более ответственным, дисциплинированным. Ему хочется развиваться, совершенствоваться, брать на себя повышенные обязательства, становиться примером для остальных. Необходимое условие соблюдения этого принципа — полное доверие со стороны воспитателя, контроль если ведется, то ненавязчиво. Нужно, чтобы воспитанник понимал, ради чего к нему предъявляются требования, какова их цель, а также что они не абстрактны, и служат на пользу как ему самому, так и окружающим людям.

Принцип личностного подхода в воспитании

Здесь главное к каждому относиться индивидуально, учитывая особенности личности каждого обучаемого, его сильные и слабые стороны. Обязательно также помнить о возрасте. Уровень развития, воспитанности и социальной зрелости детей напрямую зависит от того, сколько им лет. Если требования слишком завышены или занижены, то никакого эффекта педагогический процесс не даст.

Принцип единства воспитательного воздействия

Надо всегда помнить известную басню про то, как лебедь, рак и щука тянули воз. Если между педагогами и родителями ребенка, между всем его окружением не будет выработано единство педагогических методов, то «воз» останется на месте, то есть цель воспитания достигнута не будет. Когда взрослые требуют разные вещи, сами себе противоречат, то никакого уважения и доверия к их словам ребенок может не испытать вообще.

Известный пример, когда любящая бабушка, слишком много позволяющая внуку, потакающая его лени, грубости и т. д. («лишь бы хорошо кушал») может свести на нет все усилия родителей и учителей воспитать ответственного, вежливого и целеустремленного человека.

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения.  То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип наглядности

Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия

Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким. 

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой. 

Советуем также узнать о методах обучения:

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации управляет коммуникативной стороной обучения, определяет характер отношений в коллективе, предусматривает сотрудничество и сотворчество между педагогами и учащимися, создает атмосферу доверия и благожелательности, товарищеские отношения, поддерживает здоровую конкуренцию между учениками. Одновременно с этим принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения поддерживает организационную составляющую учебного процесса. Эти две формы обучения обладают своим потенциалом развития и достаточными ограничениями. Полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения исключают разнообразие общения и возможность учиться формам эффективного взаимодействия. Сочетание этих форм обучения способствует выработке групповой дифференцированной работы, основанной на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.

Второй уровень функционирования системы включает два парных принципа, которые характеризуют внутренние условия эффективного овладения знаниями:

  • принцип сознательности и активности обучаемых,
  • принцип наглядности, доступности и прочности.

Объединение трех принципов наглядности, доступности и прочности в один не случайно, в таком сочетании этот принцип регулирует:

  • сбалансированное сочетание популярности и понятности с познавательными трудностями, которые не выходят за пределы «зоны ближайшего развития» и определяют степень трудности в обучении;
  • организацию вариативного повторения в различных ситуациях;
  • переход познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому с параллельным изменением наглядности от чувственно-конкретной к абстрактной и символической.

Первоначальное познание естественной наглядности, выраженной в натуральных предметах и объектах реального мира, служит основой для последующего познания изобразительной наглядности, выраженной в рисунках, фотографиях и т.д., переходящей к освоению абстрактно-символической наглядности, то есть схем, таблиц, графиков и символов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении формируется неотрывно от принципа наглядности, служит его логическим продолжением. Данный принцип выражает смысл деятельностного подхода в обучении. Он заключается в овладение знаниями и развитием через собственную активную деятельность учащихся, порождающую сознательность и понимание целей деятельности. В процессе обучения должны стимулироваться все уровни активности учащихся, для того чтобы творческая активность ребенка не угасала к окончанию обучения под давлением увеличивающегося объема информации.

Третий уровень системы принципов обучения включает принципы, раскрывающие содержание учебной деятельности, предмет и характер деятельности. К этим принципам относятся:

  • принцип научности и взаимосвязи теории и практики,
  • принцип систематичности и системности.

Принцип научности структурирует содержание образования в его трансформации от описания к объяснению, от объяснения к прогнозу, от фиксации фактов к обобщению, от симбиоза логического анализа и конкретно-исторического подхода к переработке познанного и овладению методами научного исследования. Данная структура позволяет постигать теоретические закономерности познания мира от теории к практике и от практики к теории. Такое движение основывается на разнообразных формах работы: знакомства с фактами и событиями, выполнение практических работ, упражнений и экскурсий. Наука представляет собой систему знаний и требует систематической работы, которая включает в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности. В связи с этим план учебной деятельности должен опираться на принцип системности. Принцип системности состоит из логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому следующему этапу базироваться на предшествующем и продолжать его. Существуют определенные приемы, которые позволяют повысить уровень системности знаний, основываясь на:

  • выделения главного;
  • структуризации и синхронизации;
  • компактной целостной подачи учебного материала.

Четвертый, уровень системы представлен ведущими принципами, о которых говорилось выше, на их достижение направлена вся система принципов. Описанная последовательность принципов в их системности показывает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, вместе с тем регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его реализации.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности:

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически, от чего будет зависеть его сопротивление.

Методические принципы обучения литературе

Методика обучения литературе – это в первую очередь методика обучения литературе как искусству.

Замечание 3

Основная функция искусства — эстетическое воздействие на личность. Помимо этого, искусство обладает познавательной функцией, но даже познание в искусстве имеет эстетическую природу.

Литературная методика ориентирована на практику, но не подчинена ей

Важное место в методике отведено осмыслению опыта учителей-словесников. Но при обращении к личному опыту, важно не преуменьшить его значение: часто целые концепции появляются из чьего-то личного педагогического опыта

Ключевой задачей уроков литературы в школе является нравственно-эстетическое и эмоциональное воздействие на обучающихся. В связи с этим в особенности методики преподавания литературы входят соответствующие приёмы и действия учителя, направленные на улучшение понимания учащимися глубинного смысла произведений.

В процессе изучения литературы необходимо включить в программу чтение, анализ и интерпретацию произведений, а также сделать отдельный акцент на чтении – выразительном, домашнем и т.д

Не менее важно сочетать индивидуальную и коллективную работу на уроке, стимулировать воображение и самостоятельное мышление обучающихся

Действуешь спонтанно

Методические принципы обучения иностранным языкам

К основным методическим принципам обучения иностранным языкам относятся:

Принцип коммуникативности обязывает преподавателя обеспечить на своих занятиях естественные для общения условия. Поскольку главной целью изучения иностранного языка является познание языка как средства общения, которое легко можно применить на практике, данный принцип является ключевым. Согласном данному принципу на занятиях иностранного языка рекомендовано конструирование ситуаций реального общения, а также частое использование индивидуальной и коллективной творческой деятельности – всё это способствует развитию у обучающихся практических навыков.
Принцип учета родного языка предлагает при изучении нового языка опираться на опыт обучающегося в его родном языке. Например, изучая сходные в двух языках явления ученик может провести аналогии и лучше понять новую тему.
Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности означает, что учебный процесс должен гармонично формировать умения и навыки в основных видах речевой деятельности у всех обучающихся

Важно не забывать о том, что конечной целью данного образовательного процесса является получение учеником достаточных практических знаний.
Принцип комплексности и дифференцированности реализуется в изучении всех явлений языка в связи друг другом, но при этом чётком понимании особенностей и специфики каждого отдельного явления и факта

Также важно помнить про доминирующую роль упражнений во время изучения иностранного языка. Любой новый материал должен завершаться выполнением упражнения, которое закрепило бы свежеполученные знания

Специфические принципы обучения

Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.

Определение 2

Сурдопедагогика — наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.

Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:

  1. Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
  2. Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
  3. По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.

Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.

Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования — обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.

Существуют следующие специфические принципы обучения:

  • Принцип предметности;
  • Принцип единства наук;
  • Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
  • Принцип активного речевого общения;
  • Принцип индивидуального подхода.

Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить

А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения

Замечание 2

Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.

В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.

Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей — это формула успеха.

Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни

Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком

Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:

  1. Свободно понимать обращённую к нему речь;
  2. Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.

Замечание 3

Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике — разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.

Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.

И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Замечание 3

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

  • должен быть установлен точный порядок обучения во времени;
  • новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний;
  • все изучается последовательно, начиная с начала и до самого завершения;
  • полученные знания должны иметь причинную связь.

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

  1. планирование уроков на определенный период (год, месяц, неделя и т.д.), с установкой учебных задач;
  2. -решение учебных задач постепенно с учетом возможностей детей;
  3. преподавание предмета осуществляется на протяжении того времени, которое необходимо для его полного освоения детьми;
  4. новый материал должен опираться на ранее пройденный, и быть связан с ним;
  5. обучение происходит от «общего» к «частному».
  6. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Характеристика принципов профессионального обучения

Принципы профессионального обучения:

Соответствие требованиям современного производства. Профессиональное обучение должно осуществляться с помощью современного оборудования и новейших технологий. То есть учебное заведение должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и механизмами. По итогу обучения учащиеся должны не просто получить теоретические знания и подтверждающий это документ, а необходимые практические навыки трудовой деятельности. Учащийся, после завершения обучения должен смочь сразу же влиться в производственный процесс.
Связь теории и практики. Теоретическое обучение должно подкрепляться практической деятельностью. В процессе профессионального обучения учебная и трудовая деятельность студентов должны быть неразрывно связаны между собой. В профессиональных учебных заведениях, данный принцип реализуется через большое количество практики (учебная, производственная и т.д.), которая организуется как на базе учебного заведения, так и на реальном производстве.
Обучение в процессе производительного труда. Данный принцип является одним из ведущих в учебно-воспитательной работе профессионального учебного заведения. Трудовая деятельность студентов позволяет будущим специалистам научиться применять свои теоретические знания во время практической деятельности, значительно их расширить и углубить. Реализуется данный принцип так же через практическую деятельность, по итогам которой учащиеся готовят отчеты, дневники и т.п.
Профессионально-политехническая направленность. Данный принцип подразумевает выработку у студентов общетрудовых и общепроизводственных умений и навыков, необходимых для дальнейшей плодотворной работы по выбранной специальности. Процесс профессионального обучения имеет четкую профессиональную направленность, большая часть дисциплин, предусмотренных учебной программой, направлены на формирование у учащихся необходимых теоретических умений и практических навыков по выбранной специальности (профессии).
Самостоятельность. Данный принцип основан на том, чтобы в процессе профессионального обучения учащиеся должны приобретать умения самостоятельно планировать свой трудовой процесс, выбирать методы и средства выполнения работы, уметь работать с технической и иной профессиональной документацией и т.д.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий. Данный принцип является общим дидактическим принципом и обязателен при организации любого вида обучения. Непосредственно в профессиональном обучении, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, предполагает организацию учебного процесса с учетом возраста учащихся. Для освоения ряда профессий необходимо достижения определенного возраста, то есть, установлен возрастной ценз. Индивидуальность профессионального обучения означает, что учебный процесс осуществляется с учетом умственных и психических возможностей учащихся.
Принцип обучения в коллективе. Профессиональное обучение и получение по его итогу профессии предполагает работу в коллективе. Исходя из этого, важным является научить студента учиться, а в последующем и работать в коллективе.
Принцип единства требовательности и уважения к личности учащегося. В процессе обучения педагог должен уважительно относиться к личности каждого учащегося, предъявлять ко всем равные требования и справедливо оценивать результаты учебы всех учащихся. Педагог не должен явно разделять учащихся на «сильных» и «отстающих», и тем более выстраивать исходя из этого отношения с ними

В случае если ученик допускает ошибки или что-то не ему не дается в процессе обучения не нужно заострять на этом внимание перед всем учебным коллективом. В целом принцип единства требования и уважения к личности учащегося основан на педагогической культуре и этике педагога.
Принцип наглядности

Данный принцип предусматривает использование наглядных средств в процессе подачи учебного материала. Наглядности, исходя из специфики профессионального обучения, могут быть представлены схемами, таблицами, учебной техникой, механизмами и т.п.

Таким образом, часть принципов профессионального обучения, вытекают из специфики данного обучения, а часть являются традиционными, установленными исторически

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector