Позитивизм и нормативизм в теории права

Распространение термина – позитивизм

После Огюста Конта термин «позитивизм» широко распространился, одновременно утратив некоторые оригинальные черты. Сегодня он обозначает всякое направление мысли, претендующее на строгое следование фактам и научному знанию, исключая любую метафизическую или религиозную их интерпретацию и даже любые собственно философские умозаключения. Именно в этом смысле принято говорить о «юридическом позитивизме» (концепции права, признающей или изучающей исключительно действующее, т.е. позитивное право), а также «логическом позитивизме» (доктрине Карнапа и его школы). Сторонники этого направления отнюдь не разделяют взглядов Конта. Просто они так же, как он, отвергают всякую метафизику и стремятся придерживаться только того, что может быть положительно установлено (например, юридических текстов или научных сообщений).

Помимо точных исторических значений слово «позитивизм», понимаемое в более расхожем смысле, может приобретать, особенно в наши дни, и уничижительный оттенок. В этом случае оно указывает на своего рода недомыслие и отрицание философии как таковой. Подобное употребление в основном закрепилось за полемическими выступлениями

Тем не менее, даже с учетом этого, к использованию термина следует относиться с известной долей осторожности, не смешивая позитивизм как неприятие метафизики со сциентизмом, убежденным, что наука сама в состоянии играть роль метафизики

История позитивизма

Истоки позитивизма заложили стоики. Задолго до появления научной методологии и эмпирического подхода они подняли вопрос критерия истины, понимая непригодность для этой роли очевидности.

Стоики первыми указали, что познание означает отказ от принятия чего-либо на веру — следует постоянно искать истину и сомневаться в «очевидном». Задолго до Канта стоики предвосхитили его идею эмпирического характера научной истины. Стоики, как и Иммануил Кант впоследствии, указывали на эмпиризм как на естественное и непреодолимое ограничение теоретического мышления, но не исключали его полностью. Позитивисты же довели эмпиризм Канта до предела, не просто обозначив границы применения, но исключив из науки теоретическое мышление как таковое.

Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, ) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей: Милля и Спенсера. Этот позитивизм получил название Первого, или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали отличать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом, или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:

Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма

Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм, или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха. Помимо Шлика, центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Райхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.

«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивали «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом, и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма. Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем.

После Второй мировой войны в англоязычных странах появился постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

                                              Позитивизм Огюста Конта
                                                          |
                                    Второй позитивизм: Эмпириокритицизм + Махизм
                                                          |
                              Неопозитивизм: Венский кружок + Львовско-варшавская школа
                                            ______________|_____________
                                           |                            |
                                    Постпозитивизм           Аналитическая философия

Позитивизм XIX в.

Родоначальником направления считается О. Конт, впервые изложивший его положения в труде «Курс позитивной философии». В его понимании философия – средство раскрытия связей между естественными науками и законами природы, их обобщение. Все явления, согласно этой концепции, подчиняются естественным законам, которые неизменны. И именно их открытие, систематизация и сведение их числа к минимуму определяется, как основная цель философских построений. При этом они сводятся к описанию существующих явлений без их объяснения.

Этот взгляд слабо согласуется с традиционным пониманием сути и целей философии. Но концепция Конта интересна описанием истории зволюции общества, в соответствии с тремя стадиями интеллектуального совершенствования – теологической, метафизической и позитивной.

Идеи Конта продолжает Г. Спенсер, отводя при этом в своих построениях значительную роль эволюционным воззрениям. По его собственным словам – если Конт предлагал рассматривать формирование знаний о природе, то он сам – развитие явлений самой природы. Рассуждения Спенсера об эволюции материи весьма механистичны – он предлагает принцип перехода «от однородного к разнородному». Оригинальна попытка Г. Спенсера примирить религию и науку с позиций агностицизма – по его рассуждениям, постичь силы, лежащие в основе мира, невозможно, и на признании этой невозможности базируется и то, и другое.

Важный вклад в эволюцию этого этапа внес Дж. Ст. Милль, автор «Системы логики». Он предложил вместо обобщения наук применить методологию формальной логики. В развитие логики его вклад значителен, но отождествление с логикой окончательно лишает философию специфики мировоззренческой науки, складывавшейся на протяжении ее истории.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в начале ХХ в., когда первый позитивизм уступил место новой исторической форме – эмпириокритицизму (наиболее известные теоретики – Э. Мах и Р. Авенариус). Для эмпириокритицизма, или махизма характерно стремление окончательно «очистить» естественнонаучное знание от умозрительных построений. Лишь то, что можно наблюдать и подтвердить опытным путем признается «единственно существующим». Наблюдаемое именуется «бесспорным первичным» материалом знания, а соответствующие факты и явления – «элементами мира», независимыми от материи и сознания.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Критика и влияние[править | править код]

Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Ещё одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны чёрные») позволяют определить чёткие методы верификации (найти человека или нечёрного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.

Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны чёрные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего. Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией и фальсификацией.

Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны чёрные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.

Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьёзная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У. В. О. Куайном.

Критика Карла Поппера («Постпозитивизм»)править | править код

Карл Поппер был известным критиком логического позитивизма, который опубликовал книгу «Logik der Forschung» в 1934 году («Логика научного открытия», опубликована в 1959 году). В этой книге он утверждал, что позитивистский критерий верификации является слишком строгим критерием для науки, и он должен быть заменен критерием фальсифицируемости. Поппер считал, что фальсифицируемость является лучшим критерием для науки, поскольку в данном случае не приходится прибегать к философским проблемам, связанным с проверкой индукцией, и это оправдывает научность теорий, которые не вписываются в рамки верификации.

Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поппер считает, что учёные делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

Влияние логического позитивизмаправить | править код

Логический позитивизм распространён почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка» после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединённых Штатах во время и после Второй мировой войны.

Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.

Логический позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным для философии языка и стал доминирующей философией науки в период между Первой мировой и холодной войной.

Салат из макарон с говядиной и хреном

говядина (вареная), макароны (отварные), яйцо (вареное), сметанный соус, соус-хрен, помидоры

раздел: Салаты из макарон, Салаты из говядины и телятины

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания».

Позитивизм в философии в целом шире, чем позитивистский подход в философии науки. Общий принцип — избавление от «излишеств», которые не могут быть обоснованы эмпирически и поэтому заявляются бесполезными. Этот подход наглядно демонстрируют эпикурейцы как в области познания, так и в этике: мы не можем выйти за рамки эмпирики, и поэтому должны отбросить «расширение самих себя» за рамки фактов. При этом эпикурейцы использовали наработки скептиков как минимум в плане изостении.

Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарлз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно — метода логического анализа».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм

Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт

Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Основные идеи концепции

Постпозитивизм не является какой-то конкретной философской школой или учением — часто под этим понятием понимают этап развития философии науки во второй половине XX века. Это течение не имеет четко выраженной и сформированной идейной концепции, так как объединяет под своим названием разнообразные методологические направления и идеи, которые могут критиковать и оспаривать друг друга.

При этом можно выделить ряд принципов, которые являются общими для всех направлений, попадающих под определение постпозитивизма.

Основными идеями течения являются:

  1. «Позитивная» ориентация на фактическое, устойчивое и несомненное.
  2. Допущение и признание плюрализма методологических концепций при условии, что они не противоречат реальному научному знанию.
  3. Антикумулятивизм в понимании развития науки, основанный на необходимости опровержения и разрушения предшествующих открытий и установок — усилия представителей постпозитивизма были направлены не на развитие текущих концепций, а на изменение научного знания.
  4. Новый подход к методу научной рациональности в познании, заключающийся в том, что, в отличие от неопозитивизма, она начала восприниматься в форме динамического процесса, который может менять свое направление в процессе исторического развития.
  5. Главной проблемой философии науки становится понимание развития научного знания.
  6. В качестве идеала научности постпозитивисты ставили теории математической физики, считая, что все научное знание в итоге должно принять форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий.

Соответствие

Адекватность – это, в первую очередь, соответствие. Стул может соответствовать столу, чашка – блюдцу, внешний вид – мероприятию, поступок – ситуации. Адекватность – это еще и чувство меры. Каждый человек без исключения совершал поступки, которые не соответствовали общепринятым нормам. Если личность может признать свои ошибки, то она считается адекватной.

Многие дети еще не умеют соответствовать неписанным правилам общества, как раз для этого им нужны родители, учителя и наставники. Усваивая нормы и принимая свои ошибки, мы становимся адекватными.

Совершенно другое дело, когда человек живет в иллюзорном мире, где действует его личная конституция. Он не признает всех тех, кто не соответствует его представлениям о добре и зле.

Определения

Иногда стереотипно, что логический позитивизм запрещает разговоры о ненаблюдаемом , например о микроскопических объектах, или о таких понятиях, как причинность и общие принципы, но это преувеличение. Скорее, большинство неопозитивистов рассматривали разговоры о ненаблюдаемом как метафорические или эллиптические: прямые наблюдения, сформулированные абстрактно или косвенно. Таким образом, теоретические термины будут получать значение из терминов наблюдений через правила соответствия , и тем самым теоретические законы будут сведены к эмпирическим законам . Via Bertrand Russell ‘s логицизм , уменьшая математику логики, физики математические формулы будут преобразованы в символической логике . Via Рассела логический атомизм , обычный язык сломается на дискретные единицы значения. Таким образом , рациональная реконструкция преобразует обычные утверждения в стандартизированные эквиваленты, объединенные в сеть и объединенные логическим синтаксисом . Научная теория должна быть сформулирована с ее методом проверки, посредством которого логическое исчисление или эмпирическая операция могли бы проверить ее ложность или истинность .

Философия науки

После глобального поражения нацизма и устранения из философии конкурентов радикальных реформ — марбургского неокантианства, гуссерлианской феноменологии, «экзистенциальной герменевтики» Хайдеггера — и в атмосфере американского прагматизма и эмпиризма здравого смысла неопозитивисты отказались от многое из их прежнего революционного рвения. Больше не борясь за пересмотр традиционной философии в новую научную философию , они стали уважаемыми членами новой философской субдисциплины, философии науки . Получив поддержку от Эрнеста Нагеля , логические эмпирики были особенно влиятельны в социальных науках.

Объяснение

Контовский позитивизм рассматривал науку как описание , тогда как логические позитивисты выдвигали науку как объяснение , возможно, чтобы лучше понять предполагаемое единство науки , охватывая не только фундаментальную науку, то есть фундаментальную физику, но также и специальные науки , например биологию , антропология , психология , социология и экономика . Самой широко принятой концепцией научного объяснения, которой придерживался даже критик-неопозитивист Карл Поппер , была дедуктивно-номологическая модель (модель DN). Тем не менее, модель ДН получила наибольшее объяснение у Карла Хемпеля , сначала в его статье 1942 года «Функция общих законов в истории», а более подробно с Полом Оппенгеймом в их статье 1948 года «Исследования логики объяснения».

В модели DN заявленное явление, которое нужно объяснить, является экспланандумом, который может быть событием, законом или теорией, тогда как предпосылки, заявленные для его объяснения, являются экспланансом . Объяснения должны быть верными или полностью подтвержденными, содержать по крайней мере один закон и влекать за собой объяснение. Таким образом, при начальных условиях C 1 , C 2 . . . C n плюс общие законы L 1 , L 2 . . . L n , событие E является дедуктивным следствием и имеет научное объяснение. В модели DN закон представляет собой неограниченное обобщение условным утверждением — если А, то В — и имеет поддающееся проверке эмпирическое содержание. (Отличающийся от только истинных закономерностей, например, Джордж всегда несет только $ 1 счетов в его бумажнике -a закона предполагает , что должно быть правдой, и как следствие из научной теории русской аксиомая структуры.)

По юмистского зрения эмпиризма , что люди наблюдения последовательности событий (не причины и следствия, так как причинность и причинные механизмы ненаблюдаемы), модель DN пренебрегает причинность за рамки простого постоянного вместе , первое событие А , а затем всегда событие B . Экспликация Гемпелем модели ДН считала законы природы — эмпирически подтвержденные закономерности — удовлетворительными и, если они были сформулированы реалистично, приближенными к причинному объяснению. В более поздних статьях Хемпель защитил модель DN и предложил вероятностное объяснение, индуктивно-статистическую модель (модель IS). модели DN и IS вместе образуют модель охватывающего закона , как назвал критик Уильям Дрей . Вывод статистических законов из других статистических законов переходит в дедуктивно-статистическую модель (модель DS). Георг Хенрик фон Райт , другой критик, назвал это теорией подчинения , что соответствует амбициям теории редукции.

Единство науки

Логические позитивисты, как правило, были привержены « единой науке » и искали общий язык или, по выражению Нейрата, «универсальный сленг», посредством которого можно было бы выразить все научные положения. Адекватность предложений или фрагментов предложений для такого языка часто утверждается на основе различных «редукций» или «экспликаций» терминов одной специальной науки терминами другой, предположительно более фундаментальной. Иногда эти редукции состояли из теоретико-множественных манипуляций с несколькими логически примитивными концепциями (как в « Логической структуре мира» Карнапа , 1928). Иногда эти редукции состояли из предположительно аналитических или априорных дедуктивных отношений (как в «Проверяемости и значении» Карнапа). Ряд публикаций за тридцать лет попытаются разъяснить эту концепцию.

Теория редукции

Как и в Comtean позитивизма «ы предполагал единство науки , неопозитивисты , направленных в сеть всех специальные наук через покрывающий закон модель научного объяснения . И в конечном итоге, задав граничные условия и вводя промежуточные законы в рамках модели покрывающих законов, все законы специальных наук сведутся к фундаментальной физике , фундаментальной науке .

Корнеплоды

Язык

Tractatus Logico-Philosophicus молодого Людвига Витгенштейна представил взгляд на философию как на «критику языка», предлагая возможность теоретически принципиального различия между понятным и бессмысленным дискурсом. Tractatus придерживался теории соответствия истины (в отличие от теории истины согласованности ). Влияние Витгенштейна проявляется и в некоторых версиях принципа проверяемости . В трактатской доктрине истины логики — это тавтологии , точка зрения, широко принятая логическими позитивистами, на которые также повлияла интерпретация вероятности Витгенштейна,хотя, согласно Нейрату, некоторые логические позитивисты обнаружили, что Tractatus содержит слишком много метафизики.

Логика

Готлоб Фреге начал программу сведения математики к логике, продолжил ее с Бертраном Расселом , но потерял интерес к логицизму , и Рассел продолжил ее с Альфредом Норт Уайтхедом в их Principia Mathematica , вдохновив некоторых из наиболее математических логических позитивистов, таких как Ганс Хан. и Рудольф Карнап . В ранних антиметафизических работах Карнапа использовалась теория типов Рассела . Карнап представил универсальный язык, который мог бы реконструировать математику и тем самым закодировать физику. Тем не менее, теорема Курта Гёделя о неполноте показала, что это невозможно, за исключением тривиальных случаев, а теорема Альфреда Тарского о неопределенности разрушила все надежды на сведение математики к логике. Таким образом, универсальный язык не смог возникнуть из работы Карнапа 1934 года Logische Syntax der Sprache ( Логический синтаксис языка ). Тем не менее некоторые логические позитивисты, в том числе Карл Хемпель , продолжали поддерживать логицизм.

Эмпиризм

В Германии гегелевская метафизика была доминирующим движением, и гегелевские последователи, такие как Ф. Х. Брэдли, объясняли реальность постулированием метафизических сущностей, лишенных эмпирической основы, вызывая реакцию в форме позитивизма. С конца 19 века началось движение «назад к Канту». Позитивизм и феноменализм Эрнста Маха оказали большое влияние.

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector