Чем отличаются нормы права от норм морали

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Убеждение

Считается наиболее действенным и вместе с тем безобидным методом воздействия. Основывается он на фактах, которые понятны через логическую цепочку размышлений

Важно при этом учитывать интеллектуальный уровень развития собеседника. Этот момент является определяющим, ведь невозможно доказать что-то человеку, который уступает вам по умственному развитию

Правило работает и в другую сторону. Глупо пытаться объяснить что-либо человеку, который гораздо умнее вас. Забавно, не правда ли?

Как работает? Когда человек получает первую информацию, он ищет ей объяснения. Именно в этот момент все зависит от того, насколько его сумеет убедить оперативник

Очень важно не обманывать собеседника. Какой бы ни был внушаемый человек, он все равно почувствует ложь

В такой ситуации рассчитывать на дальнейшее доверие не приходится.

Важно также соответствовать мироощущению оппонента и иметь такой же уровень жизни

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.

Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.

В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.

Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Ссылки

  1. ^ Klemke, ED, Hollinger, R., and Kline, AD, (1980), Введение в книгу в ‘Вводные чтения по философии науки’: Buffalo, New York, Prometheus Books, стр. 11-12

Болезнь, травма, медосмотр

С одной стороны, кажется, здесь все просто. Захворал – взял больничный – отчитался перед работодателем. Прогул руководитель не имеет право поставить.

Но бывают такие ситуации, когда сотрудник больничный лист не заводит с целью сохранения зарплаты. Как подтвердить уважительность причины невыхода на работу? В таком случае следует представить как минимум справку от врача, в которой будет указана дата приема.

Если заболел ребенок, то необходимо взять больничный по уходу за ним.

Для подтверждения факта нахождения на медосмотре нужно представить справку от врача.

В эту же группу можно отнести срочную госпитализацию родственника, если ему требуется неотложная помощь.

Время прохождения обязательных медосмотров также не может считаться прогулом или опозданием на работу. ТК РФ содержит четкое положение, что время прохождения таких обследований включается в рабочее.

Нормы морали.

Норм морали
было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост — одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение — это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость — основа дипломатии.

Природа ценностей

Аксиология — это философское учение, занимающееся изучением природы ценностей. Его название происходит от греческих слов axios (ценность) и logos (учение). Аксиология, как и сама философия, прошла долгий этап развития и становления в том виде, в каком она существует сейчас. В разные времена у людей представление о рассматриваемом понятии разнилось. Например, в период античной и средневековой философии ценности и бытие были отождествляемыми понятиями.

Эпохи сменялись, а вместе с ними менялась и сама философская система. Эти изменения накладывали отпечаток и на само понимание ценностей. Если в Средние века все, что происходило в жизни человека, связывали с религией, то в эпоху Возрождения во главу угла был поставлен гуманизм. Таким образом, у каждой эпохи имелась своя система ценностей.

Как видно из приведенного примера, ценности носят в себе социальный характер и формируются под воздействием конкретной исторической эпохи, деятельности людей в этот период и ранее. В различные века одно и то же понятие оценивалось по-разному. Ценности складываются зачастую под воздействием среды обитания и окружающих людей.

Подробная классификация

Первая классификация предполагает деление по признаку. В этом случае рассматривается то, что именно оценивается, а также на основании чего происходит такая оценка. Исходя из этой градации различают ценности:

Предметные. К ним относят то, что имеет значимость для индивидуума. В качестве предметных ценностей могут рассматриваться какие-то вещи, объекты, явления.
Субъективные. Опираясь на них, субъект оценивает то или иное явление. К субъективным ценностям относятся нормы права, установки, требования, закон.

Также ценности классифицируются по количеству субъектов, для которых то или иное явление имеет значение. По этому типу они делятся на общечеловеческие, присущие всем людям, групповые и просто ценности. Групповые ценности — это те, что относятся к определенному кругу лиц. Например, религиозные свойственны людям конкретной конфессии, национальные предполагают общность по национальному признаку. Сюда же относят возрастные ценности.

Дополнительные критерии

Следующий критерий делит ценности на внешние и внутренние. В основе этой градации лежит степень их признания людьми в качестве собственных целей. Одна из главных классификаций ценностей — это их значимость для самих людей. С учетом этого критерия их подразделяют на вечные и ситуативные. Последние, как видно из самого названия, меняются под воздействием внешних факторов — смены эпох, ценностных ориентаций.

Последняя классификация берет за основу функции, которые выполняют те или иные ценности. Можно выделить, к примеру, те из них, что используются в качестве способа контроля в социуме в целом или в отдельных группах, а также ценности как способ ориентации.

Предыдущая
ОбществознаниеСовременные подходы к пониманию права и их анализ
Следующая
ОбществознаниеПатриотизм и гражданственность в обществознании

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение норм права и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия «правильно» и «неправильно», их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Аналоги Аломид

Мораль и нравственность: различия

Если вы относите себя к числу цивилизованных людей, которые по жизни не руководствуются только животными инстинктами и биологическими потребностями, то вас можно назвать человеком нравственным, обладающим чувством высокой морали.

Однако нравственность и мораль в каком-то смысле одинаковые категории – у них единый смысл, но есть и различия, которые нужно четко понимать. Что имеется в виду:

  1. Мораль – это более широкое понятие, которое охватывает нравственные взгляды человека. Сюда относятся и чувства, и принципы человека, и его жизненная позиция, справедливость, милосердие и другие качества, определяющие – злой он или добрый.
  2. Кроме того, мораль считается в философии единицей объективной, потому что ее нельзя изменить, она полностью построена на законах природы. Если человек ее придерживается по жизни, то он духовно растет, развивается, получается море положительной энергии от Вселенной, в противном случае он просто деградирует.
  3. Мораль помогает человеку быть мирным, избегать конфликтных ситуаций, а не создавать их намеренно, что часто делают люди, для которых понятие морали чуждо.
  4. Мораль – это то, что должно прививаться человеку с ранних лет его жизни. Однако здесь стоит отметить, что в каждой семье понимание морали разное. Поэтому и люди не одинаковы. Многие могут быть добрыми, отзывчивыми, но у каждого все равно будут отличаться жизненные принципы и ориентации.

Что же такое нравственность? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения Гегеля, который утверждал, что мораль – это сфера идеального, должного, то нравственность в таком случае означает действительность. На практике соотношение морали и нравственности отражается так: люди часто многие вещи воспринимают как должное, однако руководствуются в своих действиях исключительно сущим – тем, что им привито с детства (нравственностью).

Исходя из этого следует, что нравственность – это:

  • внутренние убеждения каждого человека, которыми он по жизни руководствуется;
  • правила поведения, привитые человеку родителями с детства;
  • это оценочные суждения человека, с помощью которых он может выстраивать отношения с другими людьми в обществе;
  • это способность человека менять свои идеальные представления о жизни под влиянием неидеальной действительности окружающего мира;
  • категория, которая определяет, насколько человек способен справляться с жизненными трудностями и другими обстоятельствами, которые случаются с ним по жизни.

Получается, что нравственность присуща только всему человеческому, общественному. Ничто живое в этом мире больше не обладает нравственными качествами, а вот мораль у каждой группы обитателей нашей планеты есть однозначно.

Если проанализировать тщательно вышеперечисленные правила морали и нравственности, то будут напрашиваться такие простые и понятные выводы:

  1. Нравственность отображает, насколько человек развит духовно, а мораль – это категория, которой человек чаще всего руководствуется в решении социальных вопросов.
  2. Нравственность, привитая человеку с ранних лет, никогда не изменяется, а вот мораль под влиянием общества и жизненных обстоятельств измениться может.
  3. Нравственность – это единая для всех категория, имеющая только одно значение, а вот мораль может быть у каждого своя, и она зависит от нравственного воспитания личности.
  4. Нравственность – это абсолютная категория, а мораль – относительная, потому что она может меняться у человека по жизни.
  5. Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то образцу.

Учение о морали и нравственности  — это сложное направление в философии. Есть ряд ученых, которые убеждены, что мораль и нравственность – это синонимы, потому что у них один источник, их изучает одна наука – этика. Мораль и нравственность схожи в том, что их истоки идут из Библии. Это понятия, которые проповедуются нашей православной верой, это то, чему учил Иисус всех своих учеников. Мы, конечно, в силу своей занятости по жизни, загруженности личными проблемами, все время забываем о том, что вся наша жизнь построена на золотых правилах, разработанных не учеными, а религией.

Если бы мы чаще обращались к ее канонам, мы бы, возможно, меньше страдали духовно, у нас бы точно не возникали проблемы, которые доставляют нам дискомфорт и неудобства по жизни. Оказывается, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, достаточно просто соблюдать нормы морали и нравственности, только не от случая к случаю, а всегда.

«Первая человеческая общность возникла из семьи»

Сергей Колесник, художник, региональный представитель ВОО «Родительский комитет Украины» в Одесской области:

«А есть ли вообще общественная мораль? Ведь слово «общественная» предполагает нечто общее. Существует ли действительно такая общность, в основании которой лежат моральные ценности?Мы нередко слово «мораль» можем встречать в различных словосочетаниях. К примеру: «буржуазная мораль», «христианская мораль», «мораль сей басни такова» и т.д. Есть ли что-то общее между всеми этими словосочетаниями? Очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться по порядку.Итак: Мораль — лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила.Вот про «негласные правила» особенно интересно.К примеру, есть в народе такое суеверие — при решении какого либо вопроса, если дать взятку, то дело будет продвигаться быстрее. При этом все осуждают взяточничество, значит, оба факта мы можем считать негласным правилом.Будут ли эти факты иметь отношение к морали?Так же считается, что мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. В этом случае хочется остановиться на «принятых в обществе представлениях».Когда Моисей вернулся со скрижалями завета, то застал «общественность» за весьма интересным занятием. Мы не можем сказать, что люди, ожидавшие Моисея, действовали в разрез принятых в обществе представлений. Тем не менее, это действо вызвало гнев Моисея.Не очень склеиваются все эти определения в целостную картину. Выходит, что у каждого человека своя правда, своя мораль, и зачастую точки зрения противоречивы. Есть ли у человечества что-либо общее?! Да, конечно, и общего гораздо больше, чем противоречий.Первая человеческая общность возникла из семьи. И все принципы взаимоотношений между членами семьи строились на взаимном уважении и любви, а все трагедии человечества начинаются с нарушения этих принципов».

Ценности, их природа и классификация.

Понятие
и природа ценностей

Философское
учение о ценностях и их природе называется
аксиологией (от греч. axios — ценность и
logos — учение). Но прежде чем сложиться
в ее современном виде, эта теория прошла
исторический путь развития, равный
становлению самой философии, в рамках
которой она и формировалась.

В
античной, а затем и средневековой
философии ценности отождествлялись с
самим бытием, а ценностные характеристики
включались в его понятие. Ценности,
таким образом, не отделялись от бытия,
а рассматривались как находящиеся в
самом бытии.

Различные
исторические эпохи и разные философские
системы накладывают свой отпечаток на
понимание ценностей. В средние века они
связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный характер. Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время
развитие науки и новых общественных
отношений во многом определяют и основной
подход к рассмотрению предметов и
явлений как ценностей.

Ценности
всегда являются человеческими ценностями
и носят социальный характер. Они
формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных
конкретно-исторических общественных
отношений и форм общения людей. Ценности
не возникают неизвестно откуда и не
вкладываются в человека извне. Они
формируются в процессе его социализации
и носят динамический характер. В этой
связи следует сказать, что весь жизненный
опыт человека и система его знаний
непосредственно влияют на характер его
ценностей. Одно и то же вино будет
оцениваться по-разному и представлять
различную ценность для дегустатора вин
и для другого человека. Это же можно
сказать и об отношении к Богу верующего
и атеиста.

Классификация
ценностей и их виды
:

1.Ценности
могут различаться по признаку — что
оценивается и на основании чего нечто
оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные
ценности
– т.е. явления реальности,
обладающие определенной значимостью
для субъекта. К ним относят:


природные объекты, процессы и явления;


социальные объекты;

 б) субъектные
ценности
– способы и критерии, на
основании которых оцениваются те или
иные явления. К ним относятся:


установки, оценки, императивы, запреты
цели, проекты, выраженные в форме
нормативных представлений.

2.
Ценности отличаются друг от друга и по
тому, с какой сферой социума они связаны.
В связи с этим различают: моральные,
художественные, утилитарные, научные
и иные ценности.

3.
Ценности могут различаться по степени
общности, т.е. по тому, для какого
количества субъектов то или иное явление
обладает значимостью. В связи с этим
выделяют:


просто ценности;


групповые ценности (национальные,
религиозные, половые, возрастные);


общечеловеческие.

4.
Ценности могут различаться по тому,
насколько они признаются субъектом в
качестве собственных целей и принципов
или просто принимаются как нечто,
диктуемое внешним обстоятельством. В
связи с этим можно выделить:


внешние ценности;


внутренние ценности.

5.
Ценности различают и по тому, насколько
они значимы для самих основ жизнедеятельности
человека, для выражения сущности его
потребностей и ориентации. В связи с
этим выделяют:


абсолютные или вечные ценности
(константы);


ситуативные, переходящие ценности или
конкретно исторические формы ценностей
и ценностных ориентации (эмпирические
переменные).

6.
Ценности различают и по тем функциям,
которые они выполняют. В связи с этим
выделяют ценности, как способ ориентации,
ценности как средство контроля в
социальных группах, ценности как
функционально необходимые нормы при
создании и поддержании социального
продукта и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector