Поведенческие факторы и с чем их едят

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

КПТ помогает тысячам людей на психотерапии избавиться от различных страхов, фобий, комплексов, бессонницы и депрессивных состояний.

Работа метода направлена на реализацию следующих целей:

  • купировать приступ нервно-психического расстройства, затем навсегда избавиться от его симптоматики;
  • максимально снизить вероятность повторного появления заболевания;
  • устранить ошибочные и негативные стереотипы и установки, которые мешают человеку жить;
  • улучшить действие лекарственных препаратов;
  • побороть зависимые пристрастия к играм, наркотикам, алкоголю;
  • устранить причины и последствия межличностных конфликтов.

Когнитивная психотерапия в совокупности с поведенческим подходом прочно укрепилась в психологии в качестве «метода № 1» в мире.

Дополнительная информация. 9 из 10 экспертов для решения внутриличностных конфликтов порекомендуют обратиться к когнитивно-бихевиоральному терапевту.

КПТ № 1 в мире

Популярность методики можно объяснить большим списком очевидных достоинств:

  1. Высоких результатов и полного решения существующих проблем добились многие клиенты, выбравшие КБТ в качестве психологического «помощника».
  2. Использование КПТ обеспечивает стойкий, часто пожизненный эффект.
  3. Курс терапии не занимает много времени. К психотерапевту не потребуется ходить годами.
  4. Чтобы выполнять упражнения в КБТ, не обязательно знать психологию. Все техники понятны для рядового гражданина.
  5. Выполнять упражнения можно в домашних условиях.
  6. Не стоит бояться побочных эффектов – они полностью отсутствуют.
  7. Для решения проблем терапия учит использовать скрытые ресурсы организма.

Чтобы добиться положительных результатов, от пациента требуются полное доверие к специалисту, тяга к обучению, а также желание изменить свою жизнь к лучшему.

Юлия Михаиловна Эрц

супервизор

Предмет и метод бихевиоризма

Бихевиористы в 20-е годы прошлого столетия смело и резко «отмели» весь внутренний мир человека, его сознание, волю, смыслы, мотивы и остальные процессы, не поддающиеся объективному изучению, и приравняли психику к поведению.

Именно поведение индивида (человека и животного) от рождения и до смерти стало определяться как предмет психологии в бихевиоризме. Сам этот факт стал революционным для науки и до сих пор рождает множество споров.

Почему только поведение может быть проявлением психики, а как же мышление, эмоции, воля? Бихевиористы считают, что поведение – единственное проявление внутреннего мира человека, которое можно не только наблюдать и фиксировать, но объективно оценивать.

Изучая поведение, можно проводить научные опыты и эксперименты, то есть вмешиваться в личность испытуемого с целью проследить изменения в психике, вызванные этим вмешательством и быть уверенным, что полученные данные достоверны.

Изучая человека, бихевиористы стремятся снизить вероятность ошибки в результатах из-за «человеческого фактора» до минимума.

Бихевиоризм с его предметом (поведение) и методом (объективное наблюдение и эксперимент) возник как протестная реакция на существовавшую в то время психологию с очень субъективным методом интроспекции (самонаблюдение, наблюдением человеком своих же психических процессов) и сознанием как предметом изучения.

В то время, когда З. Фрейд говорил о глубине бессознательного, либидо и мортидо, Эдиповом комплексе и прочем, толковал сновидения и применял метод свободных ассоциаций для того, что бы понять, чем обусловлено сложное и противоречивое поведение человека, основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провозгласили, что поведение может быть обусловлено только одним фактором – стимулом (внешним, физическим либо же внутренним, физиологическим воздействием на организм) и, по сути, оно – всего лишь реакция на этот стимул. А сознание и психические явления Уотсон объявил в принципе непознаваемыми естественнонаучными методами.

Поведение в бихевиоризме понимается как совокупность внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо же специальным прибором.

Формула поведения, предложенная Дж. Уотсоном:

Поведение = Стимул (S)  —> Реакция (R) (за стимулом следует реакция).

Исследуя связи S —> R можно предсказать поступки любого человека, а также научиться управлять, то есть контролировать и формировать определенным образом поведением людей! Ведь если реакция человека определяется только стимулом, то, чтобы получить нужное поведение, потребуется лишь подобрать правильный стимул.

Нетрудно догадаться, почему многочисленные оппоненты бихевиоризма обрушили на это направление шквал критики, ведь от управления во благо до манипуляций и причинения вреда один шаг. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Но у него также появилось и немало последователей и продолжателей, которые развивали эту науку не во вред, а во благо людям.

Безусловно, начавшаяся объективизация науки психологии была положительным  явлением. Психология как наука о поведение была намного «солиднее», чем наука о душе, оторванная от реальных жизненных проблем и потребностей общества.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка. Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию. Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает ваше поведение. Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки. Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт. Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически

Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат. Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог. Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации. Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего характера, поведения или мышления. И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

Основные положения

Поведенческий подход или поведенческое направление в психотерапии основывается на определенных положениях. Именно они характеризуют поведенческую психотерапию:

Первое положение. Ряд случаев патологического поведения, ранее рассматриваемого как заболевания или симптомы заболевания, с позиции поведенческой терапии (ПТ) являются непатологическими проблемами жизни. Это тревожные ситуации, реакции, расстройства в поведении и отклонения сексуального характера.

Второе положение. Патологическое поведение преимущественно приобретаемое.

Третье положение. Поведенческий подход в основном ориентируется на текущее человеческое поведение, а не на прошлую жизнь пациента. Данный психологический метод лечения позволяет лучше понять исследуемого человека, описать и оценить ситуацию, исходя из конкретной ситуации, а не проблем прошлого.

Четвертое положение. Техники поведенческой терапии требуют обязательного предварительного анализа проблематики с целью выделить ключевые моменты. После этого выявленные отдельные компоненты подвергаются определенному воздействию с помощью соответствующих психотерапевтических процедур.

Пятое положение. При поведенческой психотерапии техники воздействия разрабатываются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем отдельно взятого пациента.

Шестое положение. Поведенческий подход позволяет достичь успеха в лечении проблемы пациента без необходимости данных об этиологии.

Седьмое положение. Все методы поведенческой психотерапии основываются исключительно на научном подходе к рассмотрению и изучению проблем. Это означает, что терапия отталкивается от основ концепции, которую можно проверить путем экспериментов. Также применяемые техники описываются достаточно точно с целью их объективного измерения и повторения по мере необходимости

Важной особенностью методов ПТ является возможность экспериментальной оценки их концепций.

Ссылки

  1. ^ Klemke, ED, Hollinger, R., and Kline, AD, (1980), Введение в книгу в ‘Вводные чтения по философии науки’: Buffalo, New York, Prometheus Books, стр. 11-12

Третье поколение

Движение поведенческой терапии третьего поколения получило название клинического поведенческого анализа, поскольку оно представляет собой движение от когнитивизма к радикальному бихевиоризму и другим формам бихевиоризма , в частности функциональному анализу и поведенческим моделям вербального поведения . Эта область включает терапию принятия и приверженности (ACT), систему когнитивно-поведенческого анализа психотерапии (CBASP) (McCullough, 2000), поведенческую активацию (BA), функционально-аналитическую психотерапию (FAP), интегративную поведенческую терапию для пар и диалектическую поведенческую терапию . Эти подходы полностью соответствуют традициям прикладного анализа поведения в поведенческой терапии.

АКТ может быть наиболее хорошо изученной из всех моделей поведенческой терапии третьего поколения. Он основан на теории реляционных фреймов . Другие авторы возражают против термина «третье поколение» или «третья волна» и объединяют многие терапевтические техники «третьей волны» под общим общим термином современной когнитивно-поведенческой терапии.

Функциональная аналитическая психотерапия основана на функциональном анализе терапевтических отношений. Это делает больший акцент на терапевтическом контексте и возвращается к использованию подкрепления во время сеанса. В целом 40 лет исследований подтверждают идею о том, что подкрепление поведения во время сеанса может привести к изменению поведения.

Поведенческая активация возникла из компонентного анализа когнитивно-поведенческой терапии. Это исследование не обнаружило аддитивного эффекта для когнитивного компонента. Поведенческая активация основана на соответствующей модели подкрепления

Недавний обзор исследования подтверждает мнение о том, что использование поведенческой активации клинически важно для лечения депрессии.

Интегративная поведенческая терапия для пар возникла на основе неудовлетворенности традиционной поведенческой терапией для пар

Интегративная поведенческая терапия для пар обращает внимание на Скиннера (1966) в поисках разницы между поведением, обусловленным обстоятельствами, и поведением, управляемым правилами. Он сочетает этот анализ с тщательной функциональной оценкой отношений пары

В недавних усилиях использовались радикальные поведенческие концепции для интерпретации ряда клинических явлений, включая прощение.

Применение поведенческой терапии

Различные методы поведенческой терапии ориентированы на помощь пациентам, столкнувшимся с разными сложными ситуациями, требующими вмешательства со стороны специалистов. К примеру, ПТ проводится при аутизме, социофобии и даже ожирении.

Система поведенческой терапии применяется в следующих ситуациях:

  • при тревожных состояниях;
  • в случае хронических психических расстройств;
  • при сексуальных нарушениях;
  • для решения возникающих супружеских и межличностных проблем;
  • при психопатологиях у детей.

Исследования наглядно доказали, что ПТ способна эффективно помочь в случае возникновения фобий у человека. В этом случае применяется основная техника — систематическая экспозиция. Под понятием экспозиция понимают целый ряд техник, которые основаны на предъявлении имеющихся страхов пациентов. Также в качестве дополнения при тревожных состояниях применяют технику когнитивно-поведенческой терапии.

Множество пациентов отдают предпочтение именно этому виду психотерапии, поскольку она позволяет решить проблему преждевременной эякуляции, вагинизма, импотенции и пр.

Супружеская терапия является методом обучения участников супружеской пары позитивно, а также продуктивно достигать желаемых поведенческих положительных изменений. В некоторых ситуациях требуется полноценная семейная поведенческая психотерапия. Дело в том, что ряд трудностей и проблем, испытываемых человеком, могут быть напрямую связаны с членами его семьи. Потому в терапии должны принимать участие все. Это позволяет проанализировать ситуацию, определить роль каждого из членов семьи и решить сложившуюся проблему.

Если говорить про психические расстройства, то ПТ способна решать проблемы исключительно хронических, но не острых расстройств. Поведенческие методы воздействия применяются при работе с пациентами, у которых наблюдается выраженное изменение личности или же низкий показатель самообслуживания.

ПТ позволяет решить психологические проблемы пациентов в раннем детском возрасте — это плохое поведение, чрезмерная агрессия и другие нарушения норм. При лечении гиперактивности широко применяется так называемая жетонная методика. Наглядно доказана эффективность ПТ при необходимости повысить успеваемость ребенка решить проблему аутизма. Аутизм — актуальная проблема множества детей. Но именно ПТ демонстрирует одни из лучших результатов по нормализации поведенческого и интеллектуального развития. Конечно, процент составляет всего около 2% детей с аутизмом, которых удалось вылечить. Но среди всех существующих сегодня методов только ПТ удалось добиться столь внушительных результатов.

6 Этап: Психология как наука о бессознательном.

Параллельно
науке о поведении, развивалась наука о
бессознательном — том, что находится
за пределами сознания человека.
Основателем этого направления в
психологии считается Зигмунд Фрейд,
выдвинувший концепцию трехуровнего
строения психики человека.

Согласно
З. Фрейду, психика состоит из трех
компонентов: огромного темного
бессознательного, которое никогда не
будет до конца познано человеком («Оно»),
из осознаваемого, рационального
компонента («Я» или «Эго») и социального
цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

Бессознательное
(«Оно») является наиболее древней основой
психики, в котором
господствуют первичные потребности.
Здесь локализованы инстинкты (в первую
очередь, по мнению Фрейда, сексуальный
и агрессивный). Контакт с этой частью
своей психики человек может осуществлять
во время сна, медитации, гипноза и
некоторых других формах измененного
сознания.

Вторая
часть сознания человека – «Эго» в
большей степени соответствует
представлению человека о себе, и выполняет
две важные функции: во-первых, руководит
контактом с реальностью, а, во-вторых,
осуществляет связь с бессознательным.

Наконец,
третий компонент нашего сознания –
«Супер Эго» — совесть человека, его
внутренний сторож, который осуществляет
надзор как бы изнутри сознания. Фрейд
считал, что «Супер Эго» является
видоизмененным родительским авторитетом,
сублимацией строгого, но справедливого
Отца, который в детстве следил за
ребенком, контролировал его поступки
и наказывал за нарушение правил.

Для
выявления этих трех компонентов психики
З. Фрейд разработал новый метод –
психоанализ,
позволяющий вступать в контакт с
бессознательным за счет ослабления
контроля сознания, используя метод
«свободных ассоциаций».

Вторая группа: оспорить «разрушающие изнутри» мысли

Когнитивно-поведенческая терапия второй группы ставит перед собой задачу оспорить существующие нерациональные мысли. Специалист предлагает пациенту взять на вооружение такие техники:

  1. Привести аргументы за и против относительно стереотипной мысли. Человек должен написать неадаптивную мысль на листке бумаги, после разделить бумагу на две колонки. Соответственно, определить аргументы за и против. Проанализировать свою мысль и сделать записи в обе колонки. Затем пациент должен каждый день перечитывать свои записи. Если регулярно делать это упражнение, то в сознании человека закрепятся аргументы за. А вот «неправильные» ликвидируются из головы.
  2. Взвесить «+» и «-». Суть этого упражнения не в том, чтобы проанализировать свои неконструктивные мысли, а в том, чтобы рассмотреть возможные варианты решения. Например, женщина делает выбор между тем, сохранить ли ей собственную безопасность, не вступая в контакт с противоположным полом, или допустить вероятный риск, чтобы создать крепкую счастливую семью.
  3. Эксперимент. Техника предусматривает выполнение на личном опыте определенной эмоции. Например, если человек не знает, как социум отреагирует на его вспышку гнева, то специалист предлагает сиюминутно сделать это, проявить гнев на терапевта.
  4. Возврат в прошлое. Смысл упражнения состоит в том, чтобы откровенно поговорить с вымышленным беспристрастным свидетелем произошедших событий. Чаще всего такие события оставляют «видимый» след в психике человека. Это упражнение поможет понять мотивы другого человека.
  5. Применение авторитетных источников информации. Специалист заранее подбирает информацию из научной литературы, фактов, статистических данных и личного опыта. Например, если человек боится летать на самолете, то специалист рассказывает об объективных сводках. Так, катастрофы случаются гораздо чаще на дорогах, чем в небе.
  6. Метод Сократа. Если пациент убежден в том, что он умрет от укуса паука, но при этом говорит, что раньше был укус этим насекомым, то специалист указывает на противоречие в его словах.
  7. Смена ролей. Обмен ролями между специалистом и пациентом. Человек должен убедить терапевта том, что его мысли нерациональные.

Постепенно сам пациент убеждается в том, что его суждения дезадаптивного характера.

Кто стоял у истоков психологии?

Обычно, когда говорят о зарождении психологии в начале 20 века, то чаще всего упоминают такие имена как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер.

Фрейд Зигмунд

И это вполне справедливо: ведь эти люди стояли у истоков психологии, создали свои собственные оригинальные школы и терапевтические методы построенные на базе психоанализа.

Также вы можете спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это ни что иное как психоанализ Фрейда.

А дело все в том, что именно с психоанализа началась практическая психология, то есть набор тех специфических методов призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а именно оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему, а говоря иначе испытывали страдания или психологический дискомфорт.

На сегодняшний день практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов и работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.

И это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на первое место, когда говорим о психологии.

Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке и родившееся фактически одновременно с психоанализом, которое в немалой степени базировалось на идеях противостоящих идеям Фрейда.

Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.

Куда обращаться при нарушении прав

Претензия в отношении действий охранника – это официальный документ, защищающий права клиента и повествующий суть возникшей жалобы.

Прежде чем подавать претензию, нужно понять, кому ее адресовать. Нужно внимательно отнестись к выбору адресата жалобы. Им может стать и начальник отдела, и руководитель компании, и контролирующий орган.

Верность выбора адресата – гарант быстроты рассмотрения претензии и положительного результата.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на охранника руководителю фирмы:

Стоит помнить и о принципе «лестницы» – обжаловать действия нужно в вышестоящей инстанции. Не стоит перепрыгивать через «ступени» и сразу обращаться к губернатору.

Учтите! Более эффективно отправлять претензии в следующей последовательности:

  • руководителю фирмы;
  • органам полиции. За работой частных охранных предприятий следит лицензионно-разрешительный отдел внутренних дел;
  • органы прокуратуры;
  • судебная инстанция.

Кстати, фабула статьи 203 Уголовного кодекса содержит положение, по которому серьезное нарушение прав охранниками повлечет для них уголовную ответственность. Если сотрудникохраны неправомерно применил физическую силу или специальные средства, то за такие действия санкция статьи предусматривает даже лишение свободы.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на охранника в полицию:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector