Психологические понятия в педагогике

Тестовые вопросы:

1. Кем
был предложен термин «педагогическая
психология»? Введете ответ (ответ:

Каптеревым
)

2. Выделите ряд
проблем педагогической психологии?
(ответ е)

Е. Все ответы верны

3. Какая из
предложенных не является задачей
педагогической психологии? (ответ и)

И. нет верного
ответа

4. Какой из узлов,
не является связывающим педагогику и
психологию? (ответ г)

Г. узел связи –
объект этих наук

5. С какой из наук
педагогическая психология имеет
двустороннюю связь? (ответ в)

В. возрастной
психологией

6. Какой из
предложенных, не является принципом
педагогической психологии? (ответ г)

Г. Нет верных
ответов

7. Какую идею К.Д.
Ушинский назвал «великим открытием
Песталоцци»? (ответ б)

Б. Идею о развивающем
обучении

8. Кто из ученых
считал основными принципами воспитания
природосообразность, культуросообразность,
самодеятельность? Введите ответ (ответ:
Дистервег)

9. Какой этап
связан с периодом, когда педагогическая
психология начала оформляться в
самостоятельную отрасль, аккумулировав
достижения педагогической мысли
предшествующих столетий? (ответ в)

В. с конца XIX в. до
начала 50-х годов XX в

10. ………… течение
в психологии и педагогике, возникшее
на рубеже XIX-XX вв., обусловленное
проникновением эволюционных идей в
педагогику и психологию и развитием
прикладных отраслей психологии и
экспериментальной педагогики. Введите
ответ (ответ: педология)

11. В каком году
были сформулированы принципиальные
положения, определяющие становление
педагогической психологии как
самостоятельной научной дисциплины.?
(ответ б)

Б. в 60-е гг. XIX в.

12. Развитие
педагогической психологии в России
прочно стало на научные основы …….
(ответ б)

Б. с начала XX в.

13. Какие исследования
процессуальных аспектов обучения и
развития не были развернуты в отечественной
педагогической психологии с 30-х гг?
(ответ е)

Е. нет верных
ответов

14. Кто выдвинул
идею программированного обучения?
Введите ответ (Ответ: Скиннер)

15. Основателем
педологии признан американский психолог
………. Введите ответ (ответ: Холл)

16. Кем сформулирован
ряд принципов возрастной психологии?
Введите ответ (ответ: Давыдовым)

17. Что не является
предметом психологии обучения? (ответ
б)

Б. развитие
познавательной деятельности в условиях
обучения

18.
Что не является
предметом психологии воспитания? (ответ
б)

Б. развитие
познавательной деятельности в условиях
систематического обучения

19.
Что
не

является предметом психологии учителя?
(ответ )

А. развитие личности
в условиях целенаправленной организации
деятельности ребенка, детского коллектива

Б. психологические
аспекты формирования профессиональной
педагогической деятельности, а также
те особенности личности, которые
способствуют или препятствуют успешности
этой деятельности

20.
Что не изучает
психология воспитания? (ответ а)

А. разработки
средств диагностики и коррекции
психического развития

Тема. Методы
педагогической психологии

Проверочные
вопросы

1. Что такое
методология? (ответ в)

В. система принципов
и способов организации, построения
теоретической и практической деятельности,
а также учение об этой системе.

2. Чем занимается
методология? (ответ е)

Е. все ответы верны

3. Что является
основной функцией метода? (ответ б)

Б. внутренняя
организация и регулирование процесса
познания и практического преобразования
того или иного объекта

4. Какие из
предложенных входят в систему уровней
методологии? (ответ д)

Д. все ответы верны

5. На какие группы
Ананьев разделил методы? (ответ а, б, г,
д)

А. организационные;

Б. эмпирические;

Г. по способу
обработки данных;

Д. интерпретационные.

6. Выделите три
класса методов (ответ а, в, г)

А. Эмпирические

В. Теоретические

Г.
Интерпретационно-описательные

7. Что такое тест?
(ответ а)

А. в психологии —
«фиксированное во времени испытание,
предназначенное для установления
количественных (и качественных)
индивидуально-психологических различий»

8. Что такое
наблюдение? (ответ б)

Б. основной, наиболее
распространенный в педагогической
психологии (и в педагогической практике
в целом) эмпирический метод изучения
человека

9. Что такое
экспериментальное обучение? (ответ в)

В. один из современных
методов исследования психолого-дидактических
проблем

10. Чему отвечает
методика? (ответ в)

В. конкретным целям
и задачам психолого-педагогического
исследования, содержит в себе описание
объекта и процедур изучения, способов
фиксации и обработки полученных данных

Uni – Знаешь, Мэри, в моей…

Социальное, нравственное и когнитивное развитие

Абак позволяет получить реальные представления при изучении абстрактных понятий.

Для понимания особенностей обучающихся разного возраста — детей, подростков, взрослых и пожилых людей — педагогическая психология создаёт и применяет теории человеческого развития. Теории развития, зачастую представляемые последовательностью стадий, которые проходят люди по мере взросления, описывают изменения умственных способностей (когнитивности), социальных ролей, нравственных суждений, а также убеждений относительно природы знаний.

Так, специалисты по педагогической психологии провели исследования по применению в образовательном процессе теории когнитивного развития Жана Пиаже, согласно которой дети по мере взросления проходят 4 стадии когнитивных способностей. Пиаже предложил гипотезу, что дети младше приблизительно 11 лет не способны к абстрактному логическому мышлению, и следовательно, до этого возраста они должны обучаться на конкретных вещах и примерах. Исследователи выяснили, что переходы (такие как от конкретного мышления к абстрактному) не происходят одновременно во всех сферах знаний. Например, ребёнок может мыслить абстрактно в математике, но оставаться ограниченным конкретным мышлением, рассуждая об отношениях между людьми. Возможно, наиболее долгоживущим вкладом Пиаже является его идея о том, что люди активно создают своё понимание посредством саморегулирующего процесса.

Пиаже предложил теорию развития нравственных суждений, согласно которой дети развиваются, заменяя изначально наивное, основанное на поведении, понимание нравственности более совершенным, основанным на стремлениях. Взгляды Пиаже на нравственное развитие были конкретизированы Лоренцом Кольбергом в его теории поэтапного нравственного развития. Имеются свидетельства, что процессы принятия нравственных решений, описанные в поэтапных теориях, недостаточны для объяснения нравственного поведения. В частности, для объяснения буллинга («задирания») требуются другие факторы, например, модели (в социально-когнитивной теории нравственности).

Модель детского развития Рудольфа Штейнера устанавливает взаимосвязи между физическим, эмоциональным, когнитивным и нравственным развитием, формируя понятия стадий развития, схожие с теми, которые позднее были описаны Пиаже.

Теории развития иногда представлены не как перемещения между качественно различными состояниями, а как постепенные улучшения различных характеристик. Развитие эпистемологических убеждений (убеждений относительно знаний) было описано в терминах последовательных изменений во взглядах людей насчёт: точности и постоянства знаний, неизменности способностей и надёжности авторитетов (учителей и экспертов). Люди развивают более утончённые взгляды на знания по мере накопления опыта и взросления.

Чувства серьёзности и воображения

Дети должны учиться развивать чувство серьёзности — способность различать степени серьёзности — так как оно влияет на количество проступков и потраченного времени; например, для ребёнка важно различить такие степени в предостережениях типа: «не ёрзай» и «не забудь посмотреть по сторонам, когда переходишь дорогу», которые имеют схожую лингвистическую и нормативную структуру, но разные уровни серьёзности

VAN blake. (Yuki Haku) – знаешь, Мэри (Джио Россо)

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:

  • во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;
  • во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы. Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие? Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них. Другой проблемой является проблема  связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка. Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:

  • в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
  • в смысле личного уровня развития;
  • в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. Последняя из нашего списка — это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация — это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.

Структура педагогической психологии

Педагогическая психология – это наука о закономерностях развития социума в рамках постоянного наблюдения, анализа, изменений в психике, которые возникают в ходе образовательного процесса. Как объемный сегмент теоретико-практической деятельности, данный вид психологии имеет определенные составляющие в своей структуре:

  • Образовательная деятельность – охватывает сектор педагогической психологии, предусматривающий единство учебной и педагогической деятельности.
  • Учебная деятельность с объектом педагогической психологии в лице обучающегося. Сложно представить себе образовательный процесс без стороны, для которой подается информация (студент, ученик).
  • Психология педагогической деятельности. Не менее сложно представить процесс обучения без подающего знания оратора в лице учителя, педагога.
  • Психология учебно-педагогического взаимодействия – слаженная работа ученика и учителя, студента и преподавателя приводит к объективному обмену информацией между ними.

Общая информация

Рекомендуем: Послушание — это

За годы её существования сформулированы основные проблемы педагогической психологии. Все они связаны тем или иным образом с изучением образовательного процесса или обучающегося в нем:

  • Влияние обучения на развитие и воспитание.
  • Влияние генетических и социальных факторов на развитие.
  • Сенситивные периоды.
  • Одаренность.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Индивидуальное обучение.
  • Диагностика детей в психолого-педагогическом аспекте.
  • Оптимальный уровень подготовки учителя.

Все они рассматриваются в совокупности, каждая проблема базируется на том, что мы еще не до конца понимаем, как происходит обучение, какое влияние оказывает то или иное действие на развитие обучающегося. В связи с перечисленными проблемами выделяют следующие задачи педагогической психологии:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Раскрыть влияние обучения на развитие.
  • Определить механизмы для оптимального усвоения социальных норм, культурных ценностей и пр.
  • Осветить закономерности процесса обучения детей, находящихся на разных уровнях развития (интеллектуального и личностного).
  • Проанализировать нюансы влияния организации процесса обучения на развитие обучающихся.
  • Изучить педагогическую деятельность с психологической точки зрения.
  • Выявить ключевые точки развивающего обучения (механизмы, факты, закономерности).
  • Разработать способы оценки качества усвоения знаний.

Структура педагогической психологии складывается из трех основных направлений её изучения – воспитания, обучения, психологии учителя. Задачи, соответственно, делятся по этим направлениям.

Рекомендуем: Особенности и причины леворукости

Основные методы педагогической психологии совпадают с методами, которые использует в своей деятельности и психология. Методы исследования в педагогической психологии: тесты, психометрия, парные сравнения, эксперименты. И если раньше в методологии использовались больше теоретические представления, то сейчас основой выдвигаемых теорий являются достижения в когнитивной психологии.

Становление психологии в России и СССР: вклад Выготского

Работа Льва Выготского в области психологии началась в 1922 году, с момента устройства на работу в Гомельский техникум. За год ему удалось создать на базе техникума лабораторию и провести первые эксперименты, собрать результаты и подготовить их для презентации на съезде психоневрологов. Участие в съезде позволило Выготскому поступить в аспирантуру в Московский институт экспериментальной психологии и стать заведующим подотделом в отделе Социально-правовой охраны несовершеннолетних. Ученый исследовал особенности воспитания детей с умственной отсталостью, нарушениями слуха и зрения.

После защиты диссертации Выготский углубился в изучение педагогики. На первом педологическом съезде он представил два доклада, посвященных развитию трудновоспитуемых детей и инструментальному методу в педологии. На основе докладов разработал первый вариант теории развития ребенка, издал четыре книги, посвященные проблемам развития и воспитания.

Совместно с коллегой и последователем Лурией основал «Круг Выготского» — проект по изучению высших форм психической деятельности. С 1930 по 1934 выступал на конференциях, принимал участие в международных экспедициях, представил доклад и проект книги о мышлении и речи. Книга вышла в свет после смерти автора.

Ученые, входившие в круг исследователей, продолжали работу и после смерти профессора, сохраняя и популяризуя результаты его исследований.

Рост и развитие ребенка.

Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776–1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Такой подход неожиданно получил поддержку в теории «перехода от простого к сложному», которая вполне хорошо работала, когда касалась того, что вигвамы нужно изучать раньше, чем строительство домов, однако при обучении ребенка родному языку ее правота была уже не так очевидна, поскольку вряд ли стоит обучать умеющих разговаривать детей буквам и слогам, а не целым словам. Представление о том, что ребенок – это маленький взрослый, а не развивающийся организм, привело к революционным переменам, которые провозгласил Жан Жак Руссо в своем Эмиле (1762). За этим последовали проницательные наблюдения великих педагогов Иоганна Песталоцци (1746–1827) и Фридриха Фрёбеля (1782–1852).

Описание поведения ребенка в разных возрастных периодах на основе физиологических исследований, применение опросников и наблюдений, постепенно становилось все более точным. Искусно организованные опросы детей, осуществленные швейцарским психологом Жаном Пиаже, выявили данные, существенные для понимания процесса развития мышления ребенка. Все это имело не только теоретическое значение, но и приносило практическую пользу для учителей и родителей. Из наиболее известных работ по детскому развитию можно выделить труды Арнольда Гезелла из Йельского университета, Хэролда Джонса и Мэри Джонс из Калифорнийского университета, Уилларда Олсона и его сотрудников из Мичиганского университета.

Из этих исследований следовало, что ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, – самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т.е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Педагогическая психология на практике

Если говорить о месте педагогической психологии при практическом применении в жизни, здесь также нельзя не отметить колоссальный вклад в современную педагогику образовательных учреждений. Как это работает? К примеру, преподаватель зашел в аудиторию для прочтения очередного курса лекций. Монотонно написал на доске тему, обозначил аннотацию и приступил к диктовке. Студенты безучастно записали полученную информацию, даже не вникая в написанное. Такая педагогика лишена какого-либо стимулирующего воздействия на то, чтобы учащимся в действительности стал интересен читаемый предмет.

В это время в соседней аудитории проходит намного более занятная лекция. Педагог применяет психологическое воздействие на студентов, задает им вопросы, при этом они сами выдают информацию, которая должна на сегодняшний день быть им донесена. Игра с ассоциативным мышлением, приведение примеров с психологическим подтекстом и необходимостью развивать логику – все это на примере педагогической психологии приводит к тому, что учащимся становится интересен зачитываемый предмет, они и легко и быстро усваивают полученную методологическую базу в очень удобной для них форме подачи.

Так, связь психологии с педагогической наукой на практике позволяет совершенствовать образовательный процесс и выводить его на принципиально новый уровень.

Значение педагогической психологии

Результативность работы педагогической психологии обоснована значением ее сущности. Значимость данной отрасли науки проявляется в ряде аспектов, непосредственно влияющих на нынешнее общество:

  • изучение методики обучения и воспитания, которые кардинальным образом меняют форму подачи теории и максимально повышают эффективность выполнения образовательных задач;
  • положительное влияние на качество предоставления учащимся информации в виде повышения уровня квалификации и улучшения эффективности педагогических мер;
  • улучшение психологических аспектов преподавания, находящее свое отражение в более быстрой адаптации и усвоению предмета учащимися.

Так, нетрудно оценить значимость в современном образовательном процессе педагогической психологи. Эта наука о закономерностях восприятия человеком развивающей его разум информации в условиях обучения и воспитания помогает сегодня смоделировать принципиально новое, интеллектуально высокоразвитое общество.

Выбор учреждения: центр курсов по психологии или ВУЗ

В зависимости от того, куда выпускник пойдет работать, определяют место обучения.

Диплом государственного образца потребуется, если практический психолог идет устраиваться в детский сад, школу, полицию, психоневрологический диспансер или другое бюджетное заведение

При устройстве на работу в частные фирмы обращают внимание на навыки, отзывы клиентов и пройденные курсы повышения квалификации

Стоимость обучения

Чтобы выбрать программу курса по оптимальной цене, рационально сопоставить и сравнить предложения выбранных учреждений. Если стоимость не указана на сайте, можно позвонить в организацию для уточнения информации,т.к. цены постоянно меняются, либо курс совместно с повышением квалификации может быть по более выгодной цене.

При выборе курса важно понимать, ради чего стоит идти на него. Неосознанные желания не приведут к нужному результату

Также нужно рассчитать свои финансовые возможности. А если кому-то тяжело потянуть и рассрочку, то альтернативным вариантом для приобретения новых знаний станут бесплатные курсы.

Длительность и формат обучения

При выборе курса важно соотношение теоретической программы и практических занятий. Оптимальным будет приблизительно 30/70 +/- 10%

Стоит быть внимательным к курсам без теоретической базы.

Преподаватели

Априори это мастера с багажом опыта в психологическом консультировании, медицинского профиля для клинических психологов. Также они должны иметь квалификацию в педагогике, чтобы правильно обучать студентов. Информация о преподавателях выбранного курса узнается на сайте или через будущего наставника по телефону.

Если преподавательский состав имеет научную базу и кандидатов, докторов наук — это соответственно повышает рейтинг и учебного заведения, и стоимость обучения.

Современные технологии сделали доступным получить высшее образование в режиме онлайн. Теперь нет необходимости ездить в вуз и защищать диплом. Для читателей, интересующихся спецификой профессии психолога, сделана подборка лучших программ дистанционного обучения. Они предоставляются учреждениями, которые заработали отличную репутацию за качественное образование как дистанционного, так и очного формата.

Профилактика гемангиомы позвоночника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector