Всё будет плохо: что такое катастрофическое мышление и как взять его под контроль

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Развитие у ребенка аналитического мышления

В возрасте 3-х лет, память и внимание ребенка – это непроизвольные процессы. Чтобы вложить основные навыки и умения в голову ребенка, делайте это в игровой форме

Вводите игры постепенно (не более 2-3 в один период), начните обязательно с самых простых. Когда ребенок освоит игру, можно решать задания вместе с ним, но уже на скорость.

До 4-5 лет мышление ребенка основывается на сенсорном развитии. В этот период он должен получать много ощущений, тактильных и визуальных. Чем больше ощущений ребенок получит, тем шире будет его кругозор. Показывайте ему цветные картинки, спрашивайте, какие цвета он видит. Готовьте ему разнообразную еду, наблюдайте за его ощущениями.

В 5-7 лет ребенок начинает осознанно использовать аналитическое мышление. Нужно иногда предлагать ему ситуацию, в которой он должен применить свои навыки. Развить усидчивость поможет занятие рукоделием, творчеством, например, можно заняться рисованием или сборкой конструктора.

До 7 лет ребенок очень хорошо запоминает пример родителей. Делайте что-то полезное и ребенок будет повторять за вами. Научите ребенка планировать время грамотно. Это разовьет в нем самодисциплину. Если вы опаздываете в школу, устройте пробежку, чтобы успеть вовремя. Ребенок проанализирует ситуацию, поймет причину спешки и в дальнейшем будет вести себя пунктуально.

Читайте детям книги

Важно не только читать, но и обсуждать их, спрашивать, что дети узнали нового, какие выводы сделали

Играйте с ребенком в игры. Например, загадывайте загадки. Они отлично развивают мышление. Учите ребенка скороговоркам. Можете попросить его проговорить скороговорку за короткое время. Такой способ улучшает и развивает память, помогает концентрации внимания.

Более точное различение понятий «сознательный» и «подсознательный»

Вы должны постоянно помнить, что душа не просто разделена на две независимые друг от друга части. При сознательных и подсознательных процессах речь идет в конце концов о двух сферах деятельности одной и той же души. Мыслительный процесс происходит в сознании. Думая, вы делаете свой выбор. С помощью сознания вы выбираете, например, литературу для чтения, место жительства и спутников жизни. Все ваши решения принимаются вашим сознанием. Однако, с другой стороны, внутренние процессы вашего организма лишены какого-либо волевого влияния. Таким образом, подсознание руководит по собственным законам биением вашего сердца, пищеварения, кровообращения и дыханием. Ваше подсознание считает истинным всё, что вы .ему внушаете и во что вы сознательно верите. Однако в противоположность вашему сознанию оно не подвергает предложенные ему обстоятельства дела и взаимосвязи логической проверке и не выдвигает никаких возражений против предложенных ему фактов. Ваше подсознание подобно почве, которая принимает в себя каждое семя, независимо от того, хорошее оно или плохое. Также ваши мысли развивают активную деятельность и поэтому их можно сравнить с зернами. Негативные, разлагающие представления продолжают своё разрушительное действие в подсознании и приносят рано или поздно соответствующие плоды, которые войдут в вашу жизнь в форме неприятных переживаний и событий.

Итак, всегда помните: ваше подсознание не проверяет, хороши или плохи ваши мысли, верные они или нет, а реагирует только в соответствии с вашими мыслями и представлениями. Если вы убеждены в истинности определённых обстоятельств дела, то и подсознание примет их соответствующим образом и соответственно отреагирует, даже если ваше мнение объективно не верно.

5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления

Есть ряд способов, которые помогут развить логическое мышление.

  1. Проблему следует делить на части. Большая задача, как правило, кажется невыполнимой. Благодаря аналитике крупную задачу можно разделить на небольшие составные части, что позволит решать вопросы поочередно.
  2. Поиск и анализ данных. Фактически, это отбор и обработка данных, анализ информационных источников для формирования логичных выводов.
  3. Использовать информацию нужно эффективно. Этот навык полезен для целесообразной работы с информацией, умения обобщать сведения.
  4.  Навык находить альтернативные решения сложных задач. Развитие аналитического мышления поможет искать альтернативные способы достичь благополучия, эффективно решать проблемы.
  5. Чтение серьезной литературы. Необходимо периодически изучать документацию по применению различных приложений, просматривать технические материалы. Если в статьях описаны факты,с которыми вы не согласны, просто примите их к сведению. Классическая литература — это кладезь знаний. Из книг можно почерпнуть огромное количество полезной информации.

Стиль речи аналитика

Аналитики довольно сдержанные, осторожные в словах, но речь их довольно твердая. Такой человек не стремится со всеми поделиться новостями и знаниями. Но если попросить у аналитика совет, он может предоставить много полезных сведений и информации. Дискутирует аналитик спокойно, твердо отстаивает свою точку зрения, аргументирует ее. Не повышает голос и не стремится доказать всем и каждому, что он прав. С уважением относится к своему оппоненту.

Мышление

Особенностью аналитического склада ума является умение разбивать проблему на части и решать, учитывая все особенности и нюансы. В ходе исследования частей, аналитик находит несколько альтернативных путей решения проблемы, которые разбивает на две группы: полезные и вредоносные по отношению к конечному результату. Он изучает всевозможные исходы развития событий.

Примеры

Нам предстоит решить несложную задачку

  • Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
  • Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
  • Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.

Дано предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Какие можно сделать выводы, исходя из информации, содержащейся в предложении? Аналитик подумает следующее:

  • в предложении описано утро, так как ночью солнце не светит;
  • солнечные лучи описаны как довольно яркие, значит, погода хорошая;
  • скорее всего, описано лето, нежели осень или весна, поскольку цвет листвы, изумрудный, довольно яркий;
  • в предложении говорится о поляне, где выросли несколько деревьев («березы» — это множественное число);
  • в предложении речь идет об умеренной или холодной климатической зоне, вероятно, это Евразия или Северная Америка, поскольку в других широтах березы не растут;
  • это предложение – вырезка из художественного текста, так как в нем присутствует сумбурное соседство слов и обороты, которые не встретишь в деловом или профессиональном стиле написания. Как итог, можно отметить, что аналитик легко может сделать такие выводы, основываясь лишь на одном небольшом предложении.

Примеры аналитического мышления

1. Нам предстоит решить несложную задачку. На стол поставили свежий пирог, от которого отрезали кусок. Нужно ответить на вопрос, сколько углов стало у пирога? Для этого потребуется собрать дополнительные данные и ответить:

  • Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
  • Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
  • Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.

2. У нас есть предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Имея эти сведения, что можно заключить? Те, кто имеет аналитическое мышление, подумают примерно так:

  • действие происходит днем, поскольку ночью не бывает солнца – это очевидно;
  • вокруг отличная погода, ведь сказано, что солнечные лучи довольно интенсивны;
  • событие происходит скорее летом, чем осенью или весной (но 100 % не зимой), потому как лиственный покров имеет яркий изумрудный цвет;
  • в предложении говорится о поляне, где растет несколько деревьев (т.к. «березы» – это множественное число);
  • описанная картинка, вероятно, из умеренной либо холодной климатической зоны Евразии, Северной Америки, ибо в остальных широтах березы не растут;
  • данный текст взят из художественной литературы, что подтверждает сумбурное соседство слов и образные обороты, которые не употребляют в публичном, деловом или профессиональном стиле написания.

Как видим, аналитический склад мышления позволяет сделать эти выводы всего лишь из коротенького предложения.

Настоящий аналитик не поведется на видимую простоту вопросов. Вначале он разберет полученную информацию на составные части и рассмотрит каждую из них. Затем он постарается добавить недостающие данные с помощью логических умозаключений.

Если задача требует решения, то опираясь на предыдущие суждения, аналитик предложит несколько способов, как лучше ее решить. Потом, обдумав все приемы поочередно, он взвесит преимущества и недостатки каждого. В итоге будет выбран самый лучший вариант.

Чтобы выйти на новый уровень — нужно изменить свое мышление! | Бизнес Молодость: 

Актуальность объективного познания

Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.

С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.

Применение в разных сферах

Понятийное мышление больше свойственно тем, кто изучает точные или естественные науки. Однако не нужно думать, что оно может применяться только в определенных сферах жизни. Такой образ мышления может пригодиться как дома, так и на работе.

В бытовой

Отсутствие понятийного мышления может привести к путанице. Нехватка знаний в конкретной области не дает возможности человеку стать полноценным членом общества. Некоторые люди настолько упрямы, что не хотят развиваться. Поэтому разговор с ними чаще всего сводится к известному: «я всегда прав, если я не прав, смотри пункт первый». Их эмоции и выводы идут скорее от сердца, чем от головы. В результате, даже во время просмотра футбольного матча с друзьями у них возникает недопонимание. Лишенный понятийного мышления не владеет конкретными терминами в данной области. А из телевизора постоянно звучат такие слова, как победитель, призер, фаворит и соискатель. Человеку без понятийного мышления не хочется вдумываться. Он хочет все понимать на интуитивном уровне.

Его оппонент готов уйти с головой в решение любого вопроса. Справедливости ради, нужно отметить, что делает он это даже тогда, когда это не особо нужно. Поэтому общение с такими людьми нельзя назвать легким. Например, прежде, чем ответить на вопрос, как добраться до библиотеки, они проведут целое исследование. На такси – быстро, но дорого, на общественном транспорте дольше, но дешевле, причем анализ, каким именно автобусом или троллейбусом воспользоваться, тоже будет присутствовать, пешком еще дольше, но бесплатно.

В деловой

Здесь понятийное мышление является залогом успеха

Чем бы вы ни занимались – экономикой, программированием, юриспруденцией, сельским хозяйством или промышленным производством, везде важно точно определять понятия. Разночтения в условиях задачи, договора, контракта неминуемо приведут к краху

Поэтому действовать в бизнесе исключительно по зову сердца противопоказано. Необходимо включать понятийное мышление, в котором нет места ошибке.

В научной

Развитие этой отрасли также невозможно без применения понятийного мышления. Любая ошибка при изучении исходных данных может привести к провалу. Возьмем для примера экономическую отрасль и часто употребляемое в ней слово «рынок». Его значение можно трактовать самыми разными способами. Мировой рынок с его правилами и центральный в отдельно взятом городе, существующий по своим законам – это абсолютно разные вещи

Поэтому при решении вопросов на эту тему важно точно определиться со значением термина. Понятийное мышление здесь пригодится как никогда

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна». Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу. Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок

Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью»

Это субъективное мнение. Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час. Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Чем различаются критический и аналитический виды мышления

Что могут делать люди, которые мыслят критически:

  • удостовериться в реальности какого-то события;
  • проверить достоверность информации и решить, можно ли воспринимать ее всерьез;
  • оценить, полезны ли для общества конкретные объекты, ситуации, явления;
  • прийти к определенным выводам, дать заключение или оценку.

Иначе говоря, критическое мышление позволяет иметь собственное отношение к какой-то информации. Поэтому его вполне логично можно считать оценочным.

Что значит думать аналитически:

  • вникать в суть события;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • раскладывать на составляющие сложные вопросы;
  • оценивать возможные пути решения проблем и выбрать лучший способ.

У нас включается логика и аналитическое мышление, когда приходится дробить большой объем данных на более ориентированные части, чтобы поэтапно вникнуть в суть. Этот способ усвоения информации условно называют логически осмысленным.

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности мышления 400 руб.
  • Реферат Особенности мышления 240 руб.
  • Контрольная работа Особенности мышления 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Кукан Виноградова

Уметь сделать кукан для рыбы – полезный навык и для подводного охотника. Однако этот способ ловли требует от подобных устройств некоторых особенностей, облегчающих эксплуатацию в условиях подводной охоты.


Кукан системы Виноградова достаточно удобен для использования в подводной охоте, однако защелку для иглы изготовить самостоятельно может оказаться непросто.

При этом подобные устройства чаще всего делают с использованием нейлонового шнура, стальные тросики тут применяются достаточно редко. Это продиктовано в первую очередь требованиями безопасности: при необходимости нейлоновый шнур можно без проблем моментально перерезать ножом, а вот со стальным тросиком это уже не получится.

Мы еще не мыслим

Главная черта мышления — это . В представлении развертывается . Само представление — это . Почему же мышление основывается на восприятии? Потому ли, что восприятие развертывается в представлении? Почему представление — это репрезентация?

Философия ведет себя так, как будто бы здесь не о чем спрашивать. Но то, что мышление до сих пор основывается на представлении, а представление — на ре-презентации, все это имеет давнее происхождение. Оно скрывается в невзрачном событии: в начале истории Западной Европы бытие сущего явилось для всего ее течения как наличность, как присутствие. Это явление бытия как присутствие присутствующего само и есть начало западноевропейской истории, если, конечно, мы представляем историю не как одни только происшествия, а мыслим ее прежде всего в соответствии с тем, что с самого начала послано через историю и господствует во всем происходящем.

Бытие означает присутствие. Но эта легкопроизносимая главная черта бытия, присутствие, через мгновение снова становится таинственной, лишь только мы пробуждаемся и обращаемся к тому, к чему отсылается наше мышление тем, что мы называем, а присутствием.

Присутствующее — это длящееся, которое входит в несокрытость и сущностится внутри нее. Присутствие происходит лишь там, где уже царит несокрытость. Но присутствующее есть постольку, поскольку оно, в качестве настоящего, продлевается в несокрытость.

Но в бытии, явившемся как присутствие, по-прежнему не помыслены ни царящие в нем несокрытость, ни царящая в нем сущность настоящего и времени. Вероятно, несокрытость и настоящее как сущность времени взаимно принадлежны. Поскольку мы воспринимаем сущее в его бытии, поскольку мы, выражаясь языком Нового времени, представляем предметы в их предметности, мы уже мыслим. Таким образом мы мыслим уже давно. Но все-таки мы мыслим еще не по-настоящему, пока остается непомысленным то, на чем основывается бытие сущего, когда оно является как присутствие.

Виды нарушения мышления

Расстройство операционной функции мышления – здесь выделяют такие основные механизмы: обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Обобщением называется механизм выявления у различных явлений или предметов одинаковые свойства или функции и объединение их в одну категорию. Обобщение может быть:

  1. Категориальным, когда объекты объединяются по существенному признаку.
  2. Конкретным, когда объекты объединяются по конкретным признакам.
  3. Функциональным, когда объекты причисляются к одному виду по функциональному признаку.
  4. Нулевой – когда объекты не объединяются, такого намерения нет ни по каким признакам.

Если происходит нарушение мышления на уровне расстройства операционной функции, тогда возможны различные виды искажений, где основными являются:

  • Снижение уровня обобщения. В данном случае пациенты говорят об объектах прямо. Они их обобщают лишь ситуационно-конкретно, то есть при проявлении в определенной ситуации. Они не способны абстрагироваться, чтобы объединить их по другим признакам. Данный вид нарушения возможен, когда у пациента он и ранее наблюдался, но теперь понизился.
  • Деформация процесса обобщения. Здесь отмечается чрезмерность обобщения и их неадекватность. Пациенты объединяют явления в одну группу на основе ситуации, словесной связи, формальности. При этом нет глубинного понимания и познания. Именно данный вид нарушения проявляется у пациентов при шизофрении.

Если происходит расстройство динамики мышления, здесь выделяют следующие виды нарушения:

  1. Лабильность – когда пациент непостоянно производит определенные операции. Его функция обобщения может постоянно меняться в зависимости от ситуации, мимолетности возникающих обстоятельств, внезапности или даже не имеющих причастности к событиям явлений. Другими словами, связи постоянно меняются, что зависит от происходящего в конкретный момент с пациентом.
  2. Инертность – когда пациент не способен быстро реагировать, переключаться, менять вид деятельности. Умозаключения делаются очень медленно, порой не замечаются глубинные признаки. У пациентов возникают проблемы с выполнением упражнения на опосредование.

Если нарушение мышления затрагивает область мотивационно-личностной составляющей, тогда здесь возникают следующие патологии:

Резонерство – пустое и бессмысленное многословие, когда нарушается логическое мышление. Такие люди могут быть ораторами и философами. Они постоянно и много говорят, при этом у них нет цели в выражениях. Они просто говорят, переключаясь с темы на тему, порой не заканчивая своей мысли. У них нет цели что-то донести слушателям.
Разноплановость мышления

Пациент не способен сосредоточить свое внимание на чем-то одном, поскольку его мышление не целенаправленно. Он не может объединить объекты по группам, причем функции отличия, обобщения и сопоставления у него не нарушены, поскольку он постоянно переключает свое внимание, действует ситуационно, не задерживает своего внимания на чем-то одном

Его мышление становится непоследовательным, как и поведение.
Некритичность – суждения становятся поверхностными и незавершенными. Отсутствует целенаправленность.
Бред – когда пациент начинает делать умозаключения, обладать определенными представлениями и делать выводы, не основываясь на том, что происходит в окружающем мире. Другими словами, человек живет по тем идеям, которые рождаются в его голове и которые могут быть не подкреплены никакими доказательствами во внешнем мире. Однако если в окружающем мире возникают какие-то обстоятельства, которые можно интерпретировать на свой лад, как доказательства собственного бреда, то человек этим пользуется.

Сила логики

Ваш дух повинуется закону логики. Таким образом, если ваше сознание признает какую-либо предпосылку правильной, то и ваше подсознание неизбежно будет считать ее истинной, потому что решение вашего объективного разума передает вашему субъективному духу уверенность в правильности соответствующей мысли. Эта взаимосвязь причины и следствия полностью соответствует построению классического силлогизма, состоящего из трех суждений вывода от общего к частному:

Каждая добродетель достойна похвалы. Доброта — это добродетель. Поэтому доброта достойна похвалы. Или следующий пример:

Все созданное преходяще. Египетские пирамиды — это нечто созданное. Поэтому и пирамиды также преходящи. Во всех случаях первое суждение, первое предложение определяется как логическая предпосылка, а по закону логики из правильной предпосылки может быть сделано только правильное заключение.

После одной из моих лекций о законах умственной жизни, которые я читал в мае 1962 года в ратуше Нью-Йорка, один университетский профессор сказал мне: «В моей жизни все идет кувырком. Я лишился здоровья, состояния и друзей. За что бы я ни брался, все идет не так».

Я посоветовал ему неизменно придерживаться в своем сознательном мышлении предпосылки, что бесконечная мудрость его подсознания неуклонно направляет и ведет его по пути здоровья, благополучия и счастья. Основываясь на силе этого убеждения оно (подсознание) действительно станет направлять все его решения личного и делового характера, восстановит его здоровье и поможет ему снова обрести счастье и душевный покой.

Согласно моему совету, профессор сформулировал свое представлением об идеальной жизни и выразил его следующими словами:

«Бесконечная мудрость ведет и направляет меня во всем. Я совершенно здоров, и закон гармонии действует в моем теле и духе. Красота, любовь, мир и изобилие всегда будут мне сопутствовать. Принципы правовых действий и божественного порядка определяют всю мою жизнь, Я знаю, что эта предпосылка основана на вечных истинах жизни, и также знаю, что чувствую и верю, что мое подсознание верно и до мельчайших подробностей осуществит мои сознательные мысли».

Вскоре после этого он написал мне следующее письмо: «Я повторял это утверждение много раз в день медленно, спокойно и настойчиво и чувствовал, что эти мысли глубоко укореняются в моем подсознании и, наверняка, принесут плоды. Я благодарю вас от всего сердца за личную беседу и смею вас заверить, что с этого момента моя жизнь во всех отношениях повернулась к лучшему. Ваши законы — «Законы ума» — истинны и эффективны!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector