Лекция 1. методы психологического исследования
Содержание:
- Ошибки и Неточности
- Методы
- Критерии классификации опросов
- Области использования
- Кейс для мыла
- Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.
- Использование past simple
- Метод анкетирования — психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов — анкета, специально оформленный для данного исследования.
- Сфера применения
- Ничего непонятно?
- Области использования
- Клссификация вопросов анкетирования
- Требования к методам опроса
- Регулярная медитация – отличительный признак умного человека
- Становление журналистики
- Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.
- Как должна выглядеть анкета опроса клиентов
- Ошибки и неточности во время опросов
- Вопросы
- 15.Методы тестирования в психологии.
- Что такое анкетирование
- Мужские штуки, которые мы нашли на AliExpress
Ошибки и Неточности
Неполучение ответов
Многие люди не отвечают на звонки незнакомцев или отказываются отвечать на вопросы, и из-за этого опросы населения могут быть не репрезентативными, появляется так называемая погрешность неполучения ответов (non-response bias). Из-за ошибки отбора характеристики тех, кто согласился пройти опрос и тех, кто отказался могут значительно отличатся. То есть, фактически выборка является предвзятой. В этих случаях, предвзятость вводит новые ошибки, в дополнение к ошибкам, вызванным размером выборки. Ошибка из-за смещения не становится меньше с большими размерами образца, так как принимая больший размер выборки, интервьюер просто повторяет ту же ошибку, только в более широком масштабе . Если люди, которые отказываются отвечать, имеют те же характеристики, что и люди, которые делают ответ, то окончательные результаты должны быть беспристрастными. Если люди, которые не отвечают, имеют разные мнения, то это есть смещение в результатах.
Ошибки в ответах (Response bias)
На результаты исследования путём опроса могут значительно повлиять ответы, которые не отражают истинных убеждений респондентов. Это может быть спровоцировано неправильной формулировкой вопросов, вопросами некорректного или личного характера, что не позволяет респондентам дать хороший репрезентативный ответ. К тому же респонденты могут специально делать какие-либо ошибки, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволяет ему дать непопулярный ответ, и он отвечает так, как этого требует социум, что так же ведет к неэффективным результатам.
Неправильные формулировки вопросов
Хорошо известно, что формулировки вопросов, порядок, в котором они задаются, число и формы альтернативных ответов могут оказать значительное влияние на результаты опроса. Распространенный метод для контроля этой погрешности заключается в том, чтобы использовать в опросном листе несколько вариантов одного и того же вопроса или создавать столько вопросов, сколько необходимо, чтобы охватить все аспекты проблемы и покрыть неточности.
Неправильный охват зоны наблюдения
Повлиять на результат опроса также может неправильная выборка. Здесь идет речь о том, что выбирая людей для своего опроса, нужно пытаться охватить как можно больше разных людей по качественным признакам, таких как пол, возраст, уровень дохода и так далее. В ином случае говорят, что выборка нерепрезентативна.
Методы
Методы:
- анкетирование;
- интервью;
- тесты.
Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:
- аудиторное;
- групповое;
- индивидуальное;
- массовое.
Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.
Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:
- Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
- Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
- Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.
Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:
- Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
- Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
- Личностные. Необходимы для определения личности человека.
- Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.
Критерии классификации опросов
Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:
По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
- Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
- Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
- Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
По степени охвата генеральной совокупности:
- Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
- Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
По процедуре проведения выделяются:
- Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
- Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
По форме проведения опросы бывают:
- Устные;
- Письменные.
По способу коммуникации респондента и социолога:
- Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
- Бесконтактные опросы.
По частоте проведения опросов:
- Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
- Повторные опросы.
Области использования
Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.
Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей
Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей
Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.
Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист
Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными
Кейс для мыла
Коробочка для кусков мыла выполнена из полупрозрачного пластика и доступна в нескольких вариантах цветового оформления. Изделие помогает перевозить бруски стандартного размера, которые извлекаются и помещаются внутрь через откидную крышку. Есть петелька для шнурка.
Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.
Использование past simple
Past simple – это простое прошедшее время. Оно является наиболее распространенным в английской речи. Данное время мы применяем, когда речь идет:
- о действиях в прошлом, происходящие друг за другом (они пошли гулять, зашли в кафе и заказали кофе);
- о действиях, происходящих в прошлом и которые закончились к сегодняшнему дню (на прошлой неделе они ездили отдыхать в Сочи);
- о действиях, которые регулярно происходили в прошлом, но на сегодняшний день они окончены (в прошлом году она ежедневно ходила в спортзал).
Метод анкетирования — психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов — анкета, специально оформленный для данного исследования.
Сфера применения
Исследования с помощью анкетирования актуальны для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто этот метод применяется при социологических исследованиях, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.
Анкетирование применяется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.
Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.
Ничего непонятно?
Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.
Размещено на Allbest.ru
…
Методы психологического исследования
Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.
презентация , добавлен 01.12.2016
Экспериментальная психология
Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.
шпаргалка , добавлен 15.01.2006
Метод анкетирования в практике психологических исследований
Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.
курсовая работа , добавлен 22.02.2011
Методы психологического исследования
Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.
реферат , добавлен 20.11.2014
Эксперимент как основной метод психологического исследования
Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.
реферат , добавлен 12.05.2014
Разновидность метода опроса
Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.
реферат , добавлен 17.03.2010
Разработка новых методов социально-психологического исследования
Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.
курсовая работа , добавлен 06.01.2015
Психологический эксперимент
Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.
курсовая работа , добавлен 30.11.2009
Основы разработки психологического исследования
Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.
реферат , добавлен 29.09.2008
Методы эмпирического исследования
Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.
реферат , добавлен 22.11.2012
Поиск Лекций
Области использования
Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.
Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей
Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей
Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.
Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист
Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными
Клссификация вопросов анкетирования
Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:
- По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
- По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
- По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
- По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.
Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.
Примерная модель анкеты
Требования к методам опроса
Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.
Надежность анкеты или интервью проявляется при анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.
Требования к процедуре опроса
Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:
- Создание одинаковых условий для всех респондентов;
- Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
- Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).
Требования к вопросам анкеты и интервью
Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане
Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ
Требования к анализу и интерпретации результатов опроса
При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.
Требования к анкетированию
Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.
Требования к интервьюированию
Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.
Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.
В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.
Регулярная медитация – отличительный признак умного человека
Становление журналистики
Новая должность и жизнь в роскоши подтолкнули Регину Константиновну получить второе образование в области журналистики. Она поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и окончила его в 1993 году. Амбициозную и стильную Регину Мянник сразу же заметили, и в ее биографии и личной жизни начался новый, неожиданный поворот. Женщину пригласили в телепередачу “Акулы пера” в качестве ведущей. На этой должности она проработала с 1993 по 1997 год, а затем продолжила строить карьеру в области журналистики. Главным кредом для Регины Константиновны стало умение двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.
Регина Мянник на съемках
Именно тогда она познакомилась с врачом-урологом, ставшим первым супругом журналистки. А через два года, в 1994 году родила первенца Степана. Затем в 1995 году на свет появился еще один сын Никита.
В настоящее время взрослые мальчики устраивают свою жизнь в Англии, проходя там обучение и часто путешествуя в другие страны мира.
В 1997 году получив приглашение для работы в интересной передаче “Сублимация личности”, женщина не заставила работодателя долго ждать. С радостью приняв предложение, она окунулась в новый потрясающий мир, где нужно было проявлять все свое очарование, чтобы привлечь новую аудиторию слушателей и не потерять старых.
Желая продолжить карьеру в области СМИ, Регина Мянник, за событиями из жизни которой, новыми обстоятельствами в биографии и личной жизни активно следили поклонники, получает третье высшее. В 1996 году она подает документы в МГУ на факультет экономической журналистики в качестве аспирантки. Но затем принимает решение, которое поразило не только родителей и мужа, но и коллег по работе. Регина поступает в ГИТИС на актерские курсы в 1997 году и уже в 2001 защищает дипломную работу. В дальнейшем деятельность популярной телеведущей кардинально меняется.
Актриса на премьере фильма
Теперь зрители знают ее как артистку и актрису кино. И только в 2015 году Регина Мянник, биография и личная жизнь которой стала самой обсуждаемой в прессе, возвращается на ТВ. Теперь практически каждый житель РФ знает ее как помощницу Андрея Малахова в передаче “Барахолка”. Амбициозная женщина длительное время выступает вместе со скандальным мужчиной, приобретая большую популярность среди зрителей и набирая новые рейтинги популярности.
Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.
Как должна выглядеть анкета опроса клиентов
- Вступление представляет собой обращение к респонденту с просьбой принять участие в опросе клиентов.
- Скринер. В этом разделе прописан блок вопросов, ответы на которые позволяют отсеять тех респондентов, которые не входят в данную целевую аудиторию.
При наличии нескольких групп клиентов, различающихся по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, сфера деятельности и пр.), скринер должен содержать уточняющие вопросы, которые помогут впоследствии разделить данные и изучить их по отдельности.
Основная содержательная часть. В ней находятся блоки вопросов, которые представляют собой разделенные по смыслу группы. Лист опроса клиентов должен быть логичным и не вводить респондента в заблуждение, заставляя вновь перечитывать уже пройденные в других блоках темы.
Ключевые вопросы необходимо формулировать в начале анкеты, менее значимые — в конце. Будьте готовы к тому, что в процессе заполнения опросника клиент может потерять терпение или устать, поэтому последние вопросы останутся без ответа.
Паспортичка представляет собой блок персональных данных о респонденте (Ф. И. О., контакты, место работы и должность, семейное положение, уровень дохода). Клиент должен дать согласие на заполнение этого блока. При отсутствии разрешения настаивать не стоит.
Благодарность. На заполнение листа опроса клиент тратит свое свободное время. Обязательно поблагодарите респондента и за это, и за приложенные усилия. Если заполнение анкеты требует значительного времени, помимо обычной благодарности предложите небольшой бонус, например скидку на следующую покупку или подарок.
Ошибки и неточности во время опросов
Получить ответы на вопросы, на самом деле не так и просто, многие люди не отвечают на звонки с незнакомых номеров или отказываются отвечать на какие-либо вопросы, предвзятость к выборке исследования может привести к ошибкам в получении адекватных ответов.
На результаты исследования могут повлиять ответы, которые не отражают настоящих убеждений респондентов. К тому же респонденты могут намерено давать неверные ответы, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволит ему дать непопулярный ответ, тогда он будет отвечать шаблонными ответами, что может привести к неэффективным результатам или к результатам, которые являются желаемыми для самого исследователя.
Неправильная выборка также может влиять на результаты исследования, во время исследования необходимо охватить как можно больше людей разного возраста и пола, в таком случае выборка является нерепрезентативной.
Вопросы
Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
· Вопросы должны быть краткими.
· Вопросы должны быть конкретными.
· Вопросы не должны содержать подсказку.
· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
· Закрытые — открытые
o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.
o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
· Субъективные — проективные
o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента .
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
15.Методы тестирования в психологии.
ТЕСТИРОВАНИЕ
— метод психодиагностики, использующий
стандартизованные вопросы и задачи —
тесты, имеющие определенную шкалу
значений. Тестирование
предполагает, что обследуемый выполняет
определенную деятельность: это может
быть решение задач, рисование, рассказ
по картинке и прочее — в зависимости от
используемой методики; происходит
определенное испытание, на основании
результатов коего психолог делает
выводы о наличии, особенностях и уровне
развития тех или иных свойств. Отдельные
тесты — это стандартные наборы заданий
и материала, с коим работает испытуемый;
стандартна и процедура предъявления
заданий, хотя в некоих случаях
предусматриваются определенные степени
свободы для психолога — право задать
дополнительный вопрос, построить беседу
в связи с материалом и пр.
Что такое анкетирование
Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.
Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.
Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.
Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).
Что дает такой способ исследования
Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.
У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:
- возможность проведения действительно массовых исследований;
- оперативность в получении результатов;
- минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
- беспристрастность к личности опрашиваемого;
- отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
- отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.
Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.