Методы исследования в психологии

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Организационные методы

Организационные методы – это средства для организации процесса научного познания. Можно сказать, что эти методы задают форму. Ананьев выделил сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный

Сравнительный метод является наиболее распространенным, он применяется:

  • в общей психологии (пример: сравнение мужской и женской части выборки);
  • в социальной психологии (сравнение групп);
  • в возрастной психологии (сравнение различных возрастов).

Здесь, как правило, используются так называемые поперечные срезы, то есть, разовые обследования испытуемых при помощи различных эмпирических методов (о них пойдет речь далее).

Лонгитюдный

Лонгитюдный метод можно противопоставить методу поперечных срезов. Его главное отличие – продолжительное исследование одних и тех же испытуемых, обнаружение динамики изменений.

Этот метод используется в возрастной психологии, поскольку позволяет увидеть индивидуальные особенности развития каждого из испытуемых на протяжении многих лет.

Минусами лонгитюдного метода являются технические сложности в организации, большие временные затраты и вероятность влияния на результат побочных факторов в жизни испытуемых.

Комплексный

Исследования с применением комплексного метода, как правило, имеют своей целью решение практических междисциплинарных задач. Комплексный метод делит задачи исследования между представителями различных наук (или подходов в рамках одной науки), позволяя взглянуть на предмет исследования с различных позиций – изучить его комплексно.

12 урок. Резонаторы голоса

Сегодня поговорим о таком важном понятии в пении, как резонаторы голоса. Можно даже сказать, что это основа, потому как благодаря резонаторам, можно в принципе понять, как вообще образуется голос, почему он звучит

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Школа вокала Voice Technica (ВАО)

Индивидуальные курсы вокала для любого уровня. Все ученики занимаются по индивидуальному графику.

На занятиях вы:

  • Научитесь контролировать свой голос
  • Улучшите свой слух
  • Увеличите диапазон голоса
  • Обогатите тембр голоса
  • Обретете стабильность в звуке и уверенность в себе
  • Познакомитесь с кучей единомышленников
  • Получите опыт пения в студии и на концертах

Методы и исследования прикладной психологии

1. Внушение

Существуют следующие виды внушений:

  • прямое (влияние на человека при помощи слов — распоряжение, приказания, инструкция),
  • косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
  • умышленное,
  • неумышленное,
  • позитивное,
  • негативное.

Приемы внушения также различны:

  • Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
  • Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
  • Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.

2. Подкрепление

Виды подкрепления в психологии:

  • позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
  • отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
  • сознательное,
  • бессознательное,
  • стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
  • сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
  • одноразовое,
  • регулярное,
  • прямое,
  • косвенное,
  • базовое,
  • целое (полное),
  • частичное.

3. Психологическая консультация

  • Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
  • Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
  • Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.

Консультация психолога включает в себя следующие этапы:

  • договор,
  • запрос,
  • план действий,
  • настрой на работу,
  • исполнение заказа,
  • задание на дом,
  • окончание работы.

Классификация методов

Все многообразие методов исследования, входящих в цело­стную систему, можно разделить на четыре основные группы методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные, эмпирические, методы качественно-количественного анализа научных факто­ров и интерпретационные методы.Организационные методы

— группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К этой группе относятся срав­нительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод — это изучение одного и того же пси­хического явления у разных групп испытуемых в зависимости от пола, возраста и т.д.

Лонгитюдный метод — это многократ­ное обследование одного и того же человека на протяжении долгого времени, позволяет в течение многих лет прослежи­вать ход психического развития испытуемых.

Комплексный метод широко применяется для многостороннего исследова­ния одного и того же явления с использованием множества частных методик и является переходом к междисциплинарно­му изучению деятельности (в исследовании принимают учас­тие представители разных наук).

Эмпирические методы

группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся: на­блюдение, самонаблюдение, эксперимент, методы психодиаг­ностики (тесты, опросные методы), анализ продуктов деятель­ности, биографические методы.

Методы обработки полученных данных

, которые подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных. Качественные методы позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, какклассификация, типологизация, систематизация, периодизация.Интерпретационные методы —

различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. включают генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением осо­бых фаз, стадий, критичных моментов и т.д.) и структурный метод (установление структурных связей между всеми харак­терными особами). 5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

Методы менеджмента Методы менеджмента Экономические; Административные; Социально-психологические; Воспитательные I. Экономические методы: Хозяйственный расчет; Стимулирование; Финансирование; Ценообразование Экономические методы: 1. Хозрасчет Признаки полного хозрасчета: Хозяйственная самостоятельность; Самоокупаемость; Материальная заинтересованность; Материальная ответственность; Экономический …

Ввиду того, что психологам часто приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование её познавательной сферы, помимо методов, указанных Б.Г.Ананьевым, целесообразно выделить ещё одну группу.

методы психологического воздействия

– специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Классификация, какой главный — общая характеристика

В классификации способы изучения психики делятся на следующие группы.

1 группа. Организационные включают:

  • сравнительно-генетический — сравнение разнообразных групп по конкретным признакам (возрастным, видам деятельности и т. д.). Самое большое применение имеет в зоопсихологии и детской психологии. В качестве примера можно указать эволюционный метод — сравнивается психологическое развитие особи с особенностями анагенеза животных, располагающихся на предшествующих или следующих ступенях эволюции;

  • метод поперечных срезов — сопоставление определенных свойств каждой из групп, например, анализ психологических особенностей детей разных возрастов с их личностными качествами, степенью развития, клиническими реакциями. У этого приема есть как плюсы, так и минусы. Главное достоинство — быстрый результат. Недостаток приема в том, что с его помощью нельзя отразить динамику развития;

  • лонгитюдный — многократные эксперименты над испытуемыми в течение длинного отрезка времени. С помощью этого приема можно получить представление о развитии индивида в динамике. Этот способ позволяет решить проблему возрастных кризисов. Существенный минус в том, что на проведение экспериментов тратится слишком много времени, но лонгитюдный более точен в сопоставлении с методом поперечных срезов;

  • комплексный — эксперименты проводятся представителями разных наук, исследующими объект профессиональными способами. Результатом исследований будет обнаружение корреляции между явлениями. Например, между социальным, психологическим, физиологическим формированием личности.

2 группа. Эмпирические состоят из:

  • наблюдения и самонаблюдения;

  • экспериментального (естественного, формирующего, лабораторного) приема;

  • психодиагностического (беседы, тестов, анкет);

  • изучения результатов деятельности;

  • биографического приема.

Эмпирические методы — главные в психологии.

4 группа. Интерпретационные включают:

  • генетический — изучение материала в динамике с разделением фаз, стадий и т. д.;

  • структурный — фиксирует структурные связи между всеми свойствами человека.

Как пережить расставание?

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

1.5.2. Вспомогательные методы психологии.

К
вспомогательным
методам

относятся:
беседа, анкета и различного вида тесты.

.
Беседа.

Беседа
как психологический метод предусматривает
прямое или косвенное, устное или
письменное получение от изучаемого
сведений о его деятельности, в которых
объективируются свойственные ему
психологические явления.

Существует
ряд требований к беседе как к методу.
Первое — непринужденность. Наибольший
результат приносит беседа в случае
установления личного контакта
исследователя с обследуемым человеком.
Метод беседы предполагает наряду с
ответами и постановку вопросов
обследуемыми.

Предпочтительно
получать в ходе беседы и интервью
необходимые сведения косвенными
приемами. Важен не только ответ, но и
поведение испытуемого: особенности его
речи, жестов, мимики, эмоциональное
отношение к конкретным явлениям.

Существенным
в ходе проведения беседы является умение
исследователя уточнить интересующие
его факты во время непосредственной
беседы, не прибегая к ее протоколированию.

Беседы
целесообразно проводить не только с
одним или несколькими учащимися, а со
всей учебной группой. Такая форма
исследования позволяет ответы одного
человека сопоставить с совокупностью
мнений группы. В ходе беседы возможно
воздействие, внушение со стороны
исследователя на испытуемых.

Анкета.

В
том случае, когда вопросы и ответы
представляются в письменном виде, имеет
место анкетирование.
Положительным качеством анкетного
метода является то, что здесь имеется
возможность (предъявить) большой по
объему материал, достоверность которого
определяется «законом больших чисел».
Отрицательным же в этом методе является
то, что обычно бывает затруднен
качественный анализ данных анкет и
исключена возможность соотнесения
ответов с реальной деятельностью и
поведением испытуемых.

Обычно
анкета представляет собой некоторую
совокупность вопросов, которые
рекомендуется располагать в определенном
порядке: сначала, вопросы нейтральные,
нацеленные на получение какой-то
фактической, событийной информации;
затем, наиболее трудные вопросы,
направленные на выяснение установок,
мнений, оценок индивида; после этого
идут вопросы, цель которых углубить и
уточнить информацию, полученную в
предыдущих вопросах; заключительную
часть образуют вопросы, касающиеся
объективного положения и статуса
личности опрашиваемого. Такой порядок
вопросов обусловлен необходимостью
преодолеть психологический барьер,
возникающий у опрашиваемого в процессе
опроса.

Все
вопросы анкеты в зависимости от их
исследования можно условно разделить
на две большие группы:

1)
вопросы о фактах, действиях в прошлом
и настоящем, а также продуктах деятельности;

2)
вопросы о мотивах, оценках и мнениях
индивидов.

По
форме различают следующие типы
вопросов: прямые, косвенные, открытые,
закрытые.

Вопрос называется открытым,
если ответ
на него может быть дан в любой форме.
Если же в формулировке вопроса содержатся
варианты возможных ответов (перечень
определенных альтернатив) и опрашиваемый
должен остановить свой выбор на каком-то
одном или нескольких из них, то вопрос
называется закрытым.
Разновидностью закрытого вопроса
является дихотомический вопрос, в
котором перечень возможных ответов
исчерпывается альтернативой «да — нет».

Тесты.

Тест
— это краткий экспериментально-психологический
метод, используемый для исследования
того или иного психического процесса
(восприятия, памяти, мышления, внимания
и т.д. — функциональный тест) или личности
в целом (проективный тест) с целью их
оценки.

Различают
следующие виды тестов:

  1. Интеллектуальные
    — оценивают общее умственное развитие,
    степень развития памяти, внимания,
    мышления.

  2. Личностные
    — мотивы поведения, интересы, черты
    характера, темперамента и др.

  3. Проективные
    — испытуемым предъявляется неопределенный
    стимульный материал, неоднозначный
    вопрос и они выполняют задание исходя
    из опыта, особенностей воображения,
    мышления, эмоционального состояния.

Метод наблюдения

Одним из эмпирических методов является метод наблюдения. Данный метод требует тщательной подготовки и профессионализма исследователя, потому что наблюдение ведется за психическими проявлениями человека.

Этот древнейший метод познания в психологии выступает в двух формах – во-первых, как самонаблюдение или интроспекция, во-вторых – как внешнее или объективное наблюдение.

Процедура наблюдения, в общем, складывается из определенных процессов:

  • постановки целей и задач наблюдения;
  • выбора объекта, предмета и ситуации;
  • выбора способа для наблюдения, обеспечивающего сбор нужной информации;
  • выбора способа регистрации наблюдаемых явлений;
  • обработка полученной информации и её интерпретация.

Методом научного познания наблюдение становится постольку, поскольку не ограничивается только регистрацией фактов, а формулирует гипотезы, чтобы проверить их на новых наблюдениях.

Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое по времени может продолжаться несколько лет (лонгитюдное наблюдение).

Оно может быть лабораторным, проходящим в искусственных условиях и естественным, проходящим в условиях, привычных для человека.

Есть включенные и не включенные наблюдения. При включенном наблюдении и наблюдатель, и наблюдаемые включены в деятельность, но, наблюдаемые ничего не знают о производящемся наблюдении.

Не включенное наблюдение предполагает распределение ролей – одни становятся наблюдаемыми и знают об этом, другие – наблюдателями.

Метод наблюдения может быть структурированным, когда структура наблюдаемых фактов строго подразделяется и неструктурированным – в этом случае наблюдение происходит за всей совокупностью фактов.

Сплошное и выборочное наблюдение. Все поведенческие реакции фиксируются при сплошном наблюдении, в то время как при выборочном область наблюдения ограничена.

Наблюдение также бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение проводится самим человеком, который по его результатам делает выводы.

Опосредованное наблюдение проводится другим человеком.

Любой метод имеет свои достоинства и свои недостатки. Не лишен недостатков и метод наблюдения, которые заключаются в следующем:

  • на результаты наблюдения довольно сильно влияют установки, интересы, личностные особенности, психологическое состояние наблюдателя;
  • ориентирование наблюдателя на подтверждение своей гипотезы приводит к большим искажениям восприятия событий;
  • трудность в интерпретации полученных данных;
  • наблюдение требует больших временных затрат.

Что касается самонаблюдения (интроспекция), то это первый метод психологии, позволяющий изучать душу и психику человека.

Интроспекция – это внутреннее наблюдение индивида за собственными психическими проявлениями. В психологии профессиональная интроспекция не только полезна, но, даже необходима, а чтобы личность могла отображать саму себя – этому необходимо учиться.

Развитие психики и сознания.

Главная отличительная
особенность психики человека – наличие
сознания, а сознательное отражение –
это такое отражение предметной
действительности, в котором выделяются
ее объективные устойчивые свойства вне
зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления
зачатков психики у живых организмов
является наличие чувствительности, то
есть, способности реагировать на жизненно
значимые раздражители среды (звук, запах
и тому подобное), которые являются
сигналами жизненно важных раздражителей
(пища, опасность) благодаря их объективно
устойчивой связи. Критерием чувствительности
является способность образовывать
условные рефлексы. Рефлекс – закономерная
связь внешнего или внутреннего
раздражителя посредством нервной
системы с той или иной деятельностью.
Психика возникает и развивается у
животных именно потому, что иначе они
не могли бы ориентироваться в среде и
существовать.

Психика человека
– качественно более высокий уровень,
чем психика животных. Сознание, разум
человека развивались в процессе трудовой
деятельности, которая возникает в силу
необходимости осуществления совместных
действий для добывания пищи при резком
изменении условий жизни первобытного
человека. И хотя видовые морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Трудовая деятельность
имеет продуктивный характер: труд,
осуществляя процесс производства,
запечатлевается в своем продукте (то
есть, происходит процесс воплощения,
опредмечивания в продуктах деятельности
людей их духовных сил и способностей).
Таким образом, материальная, духовная
культура человечества – это объективная
форма воплощения достижений психического
развития человечества.

В процессе
исторического развития общества человек
изменяет способы и приемы своего
поведения, трансформирует природные
задатки и функции в «высшие психические
функции» – специфические и человеческие,
общественно исторически обусловленные
формы памяти, мышления, восприятия
(логическая память, абстрактно-логическое
мышление), опосредованные применением
вспомогательных средств, речевых знаков,
созданных в процессе исторического
развития. Единство высших психических
функций образует сознание человека.

Сознание – высшая,
свойственная человеку форма обобщенного
отражения объективных устойчивых
свойств и закономерностей окружающего
мира, формирования у человека внутренней
модели внешнего мира, в результате чего
достигается познание и преобразование
окружающей действительности.

Функции сознания
заключаются в формировании целей
деятельности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их
результатов, что обеспечивает разумное
регулирование поведения и деятельности
человека.

Сознание развивается
у человека только в социальных контактах.
В филогенезе сознание человека развивается
и становится возможным лишь в условиях
активного воздействия на природу,
трудовой деятельности. Сознание возможно
лишь в условиях существования языка,
речи, возникающей одновременно с
сознанием в процессе труда.

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Заключение

Психология, как и каждая наука,
пользуется целой системой различных частных методов, или методик.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других
наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов
научного исследования выступает в психологии в различных и более или
менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и
эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или
внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым
объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в
свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же
существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью
эксперимента является так называемый естественный эксперимент,
являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым
наблюдением.

Генетический метод в психологии, т. е.
использование изучения развития психики как средства для раскрытия
общих психологических закономерностей, — не сопоставляется с
наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им,
а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку
установление генетических данных в свою очередь основывается на
наблюдении или эксперименте.

При использовании различных методов
психологического исследования необходимо считаться с особенностями
изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли
какой — либо другой метод может быть так эффективен, как
экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой
личности серьезно встает вопрос о возможности «экспериментировать»
над человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector