Социальный институт, его признаки и виды

Типы социальных институтов

Социальные институты имеют достаточно разнообразную типологию. Авторы также предлагают различные подходы к определению видовой и типологической особенности институтов.

В зависимости от функциональных качеств социальные институты могут быть следующих видов:

  1. Социально-экономические институты. К ним относятся собственность, обмен, процесс производства и потребления, деньги, банки и различные хозяйственные объединения. Социальные институты этого типа обеспечивают всю совокупность производства, распределения, обмена и потребления общественных и экономических ресурсов;
  2. Политические институты. Их деятельность направлена на установление и дальнейшую поддержку определенных форм политической власти. Сюда входят государство, политические партии и профсоюзы, которые обеспечивают политическую деятельность, а также ряд общественных организаций, преследующих политические цели. По сути, совокупность данных элементов и составляет всю политическую систему, существующую в конкретных обществах. Политические институты обеспечивают воспроизводство, а также сохранение идеологических ценностей, стабилизируют социальные и классовые структуры общества, их взаимодействие друг с другом;
  3. Социально-культурные и воспитательные институты. Их деятельность конструирует принципы усвоения и дальнейшее воспроизводство культурных и социальных ценностей. Также они необходимы для того, чтобы индивиды приобщались и включались в определенную субкультуру. Социокультурные и воспитательные институты влияют на социализацию индивида, причем это касается как первичной, так и вторичной социализации. Социализация происходит через усвоение основных социальных и культурных норм и стандартов, а также на защиту конкретных норм и ценностей, их дальнейшую трансляцию от старшего поколения младшему;
  4. Нормативно-ориентирующие институты. Их целью является мотивация нравственной и этической основы личности человека. Вся совокупность этих институтов утверждает в сообществе императивные общечеловеческие ценности, а также специальные кодексы, которые регулируют поведение и его этику.

Замечание 2

Помимо вышеперечисленных типов социальных институтов существуют также и такие, как нормативно-санкционирующие (право) и церемониально-символические институты (иначе они называются ситуационно-конвенциональными). Они определяют и регулируют ежедневные контакты, а также акты группового и межгруппового поведения.

Типология социальных институтов определяется и сферой действия. Среди них выделяются следующие:

  • Регуляционные социальные институты;
  • Регулятивные социальные институты;
  • Культурные социальные институты;
  • Интегративные социальные институты.

Подходы к классификации социальных институтов

В современной научной социологической литературе представлены различные подходы к классификации социальных институтов. В наиболее общем виде социальные институты могут быть представлены в виде двух групп:

  • основные, главные;
  • неосновные.

В свою очередь, в группе главных, базовых социальных институтов выделяют следующие:

  • экономические – рынок, производство – связанные с необходимостью добывать средства существования, обеспечивающие материальную жизнеспособность социума;
  • политические институты, обеспечивающие интеграцию, консолидацию общества, призваны обеспечить социальный порядок, включая государство;
  • институт семьи направлен на регуляцию брачных отношений, связан с фундаментальной потребностью в продолжение рода;
  • социо- культурные институты, поддерживающие и сохраняющие духовные ценности социума – культура, образование, наука;
  • институт религии, отвечающий духовным потребностям в поисках смысла жизни, нравственного совершенствования и пр.

Неосновные институты выполняют более частные задачи. К примеру, в состав базовых социальных институтов входит институт собственности, который регулирует отношения пользования, владения, распределения; в структуре института семьи выделяют институт брака, связанный с обязанностями и правами супругов и т. д.

Кроме того, могут быть выделены следующие типы социальных институтов:

  • инструментальные, наследственные, интегративные и регулятивные;
  • политические, экономические институты, институты культуры, институты родства, институты стратификации;
  • организационные институты, дистрибутивные институты, реализующие универсальные аксиологические модусы; интегративные институты, обеспечивающие солидарность социума.

Замечание 1

Таким образом, в современном обществе успешно функционируют различные типы социальных институтов, которые в наиболее общем виде могут быть разделены на основные и неосновные: если основные обеспечивают выживание общества, неосновные – выполняют более частные задачи.

Функции

Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.

Общие функции институтов:

  • объединение общества и социальных групп для реализации их коренных интересов;
  • разработка программы по формулировке и реализации запросов социальных общностей;
  • упорядочение и контроль процессов в обществе;
  • создание пространства общественных отношений, в которое интегрируются другие социальные слои и группы;
  • защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, которые отражают интересы представляемых общностей;
  • реализация приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.

Передаточная функция низко-

частотного фильтра
2-го порядка

(7.29)

Коэффициент
передаточной функции ФАПЧ

(7.30)

ФАПЧ
третьего порядка типа-1

(7.31)

Если
,
то получим ФАПЧ

третьего порядка
2 типа.

Рис.7.11 Диаграмма
Боде ФАПЧ

третьего порядка
1 типа.

На
рис. 7.12 приведена схема фильтра для
ФАПЧ третьего порядка 2 типа. Передаточная
функция такого фильтра и соответствующий
коэффициент передачи ФАПЧ определяются,
как

(7.32)

Рис.7.12 Низкочастотный
фильтр второго порядка.

↑ Виды социальных институтов

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения,  материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Семья

Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Функции

Наука выделяет основные общие и специфические черты, отражающие назначение социальных институтов.

Попробуем наглядно их представить, составив в виде таблицы социальные институты и их функции.

Функции, общие для всех институтов

Функции можно подразделить на явные и латентные (скрытые).
явные функции: удовлетворение какой-либо потребности;
скрытые: повышение собственного престижа, создание установок, влияние на сознание и другие.

Специфические функции

Семья

Материальное, экономическое обеспечение, удовлетворение естественных потребностей человека, а также потребности в заботе, поддержке, воспитание детей, организация совместного хозяйства.

Школа

Удовлетворение потребности в приобретении новых знаний, общении, познании законов окружающего мира, социализация человека, приобретение необходимых умений и навыков.

Церковь

Удовлетворение духовных потребностей, общение с единомышленниками, приобретение новых знаний, восприятие ценностей.

Армия

Социализация личности, приобретение новых знаний и навыков, осуществление важной для государства деятельности, осознание себя гражданином.

Не всегда социальные институты оказываются способными выполнять свои функции. В том случае, если скрытые функции начинают приобретать негативные черты, а явные функции перестают реализовываться, можно говорить о дисфункции социального института.

Примером дисфункции может служить следующая ситуация: государственный орган, призванный решать насущные проблемы, регулировать общественные отношения, перестает выполнять свои функции. Внешне его участники продолжают занимать свои должности, составлять документы, но их действия перестают отражаться на жизни людей, падает авторитет государственного органа в обществе.

Также стоит проиллюстрировать примером понятия явной и скрытой функции. Рассмотрим советскую школу. Явная цель обучения – приобретение учениками знаний об окружающем их мире, становление их личности, а скрытая – навязывание идеи социализма, создание негативных установок в отношении к капиталистическим странам.

Что мы узнали?

Изучив вопрос о функциях социальных институтов, мы выяснили, что они играют большую роль в жизни общества. Они наделяют человека набором определенных моделей поведения, которым необходимо соответствовать. В социальной системе значение институтов предопределяется тем, что они направлены на удовлетворение потребностей людей. Но помимо явных функций, институты имеют и скрытые: например, средства массовой информации предназначены для передачи информации, но при этом они же неявно влияют на сознание, навязывают какие-либо установки.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Дисфункции социальных институтов

Социальные
институты взаимодействуют с социальной
средой, в качестве которой выступает
общество. Этот процесс может быть
нормальным, однако возможны и нарушения.
Основой взаимодействия социального
института с социальной средой служит
реализация главной функции социального
института — удовлетворение основных
общественных потребностей в определенной
сфере. Протекающие в обществе процессы
постоянно меняют потребности индивидов,
групп, слоев и классов общества, меняют,
следовательно, и характер отношений
социальных институтов с социальной
средой.

Вследствие
этого может возникнуть ситуация, когда
изменившиеся социальные потребности
не находят адекватного отражения в
структуре и функциях соответствующих
социальных институтов (что часто связано
с интенсивным протеканием радикальных
социальных перемен). В результате такого
несоответствия в деятельности социального
института могут возникнуть дисфункции,
которые могут влиять как на сферу
внешней, материальной, организационной
структуры соответствующих учреждений,
так и на характер, содержание деятельности
социального института.

Внешне
дисфункции социального института могут
выражаться в недостатке подготовленных
кадров, материальных средств, в
организационных недостатках и т. д

С
содержательной точки зрения (что гораздо
более важно) недостатки выражаются в
неясности целей деятельности, их
противоречивой интерпретации, парализующей
деятельность института, неопределенности
функций, падении социального престижа
и авторитета данного института.
Несоответствие деятельности института
характеру социальных потребностей
ведет к снижению значения его служебной
роли, что, в свою очередь, ведет либо к
вырождению его служебных функций в
ритуальную деятельность, не направленную
на достижение какой-либо рациональной
цели (бюрократизм), либо к использованию
формального статуса социального
института для корыстного злоупотребления
(коррупция)

Дисфункции
в деятельности любого социального
института обнаруживаются в случае
потери егодеперсонализации,
которая составляет важное условие
нормального функционирования социального
института. Принцип деперсонализации
социального института означает, что
обеспечение всех функций института не
зависит главным образом и исключительно
от особенностей личностей тех, кто
должен выполнять существенные задачи,
обеспечиваемые данным институтом, от
их склонностей, предпочтений и иных
субъективных аспектов

То есть эффективный
социальный институт должен обладать
встроенной системой иммунитета от
капризов и произвола индивидов.

Эффективность
социального института зависит от четкого
распределения ролей и успешной работы
механизма, обеспечивающего их должное
исполнение, вознаграждая за исполнение
ролевых предписаний и подавляя отклонения
от них. Потеря деперсонализации означает,
что ясность, категоричность и обязательность
исполнения ролей, обеспечивающих
достижение социально значимых функций
института, утрачивается, институт
перестает действовать в соответствии
с объективными потребностями и объективно
установленными целями, меняя свои
функции в зависимости от интересов
отдельных лиц, их персональных качеств
и свойств. В силу этих обстоятельств
социальный институт все менее ориентируется
на достижение основной цели своего
существования —обеспечение
конкретной социальной потребности.
 Такая
потребность тем не менее будет обеспечена,
но за пределами структур данного
социального института, в том числе и за
пределами правового регулирования или
вопреки ему.

Следовательно,
наличие и постоянное сохранение в
обществе какого-либо социального факта,
явления невозможно без признания того,
что раз данные факты существуют в
обществе, они выполняют определенную
социальную функцию, служат формой для
адаптивной либо регулятивной реакции
соответствующих лиц (групп, институтов)
на протекающие в обществе процессы.

6)
Брак
 (греч. γάμος —
брак; производное от глагола брать),
или бра́чный
сою́з
супру́жество —
регулируемая обществом и, в большинстве
государств, регистрируемая в
соответствующих государственных органах семейная
связь между
двумя людьми,
достигшими брачного возраста,
порождающая их права и обязанности по
отношению друг к другу, а также, при
наличии у парыдетей, —
и к детям.

Семья —
согласно традиционным представлениям,
базовая ячейка общества, характеризующаяся,
в частности, следующими неотъемлемыми
стабильными признаками

  • союзом
    мужчины и женщины;

  • добровольностью
    вступления в брак;

  • члены
    семьи связаны общностью быта;

  • вступлением
    в брачные отношения;

  • стремлением
    к рождению, социализации и воспитанию
    детей

Структура

Институты были созданы, чтобы удовлетворять человеческие потребности, а они достаточно многообразны. Если привести примеры социальных институтов, то можно сказать, что потребность в защите обеспечивает институт обороны, духовными потребностями заведует институт религии (в частности, церковь), на потребность в познании отвечает институт образования. Подытоживая все вышесказанное, можно определить структуру института, то есть его основные составляющие:

  1. Группы и организации, которые удовлетворяют потребности индивида или социальной группы.
  2. Нормы, ценности, правила, законы, следуя которым, индивид или социальная группа могут удовлетворить свои нужды.
  3. Символы, что регулируют отношения в экономической сфере деятельности (бренды, флаги и т. д.) Можно даже привести пример социального института с очень запоминающимся зелёным символом змея, обернутого вокруг кубка. Его часто можно видеть в больницах, которые обеспечивают индивиду или группе лиц потребность в хорошем самочувствии.
  4. Идеологические основы.
  5. Социальные переменные, то есть общественное мнение.

Идеальные глубокие декольте

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

  • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
  • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
  • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

Функции социальных институтов

Замечание 1

С. Липсет предложил классификацию функций социальных институтов, которая на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью. Согласно этой классификации, социальные институты осуществляют четыре основные функции (распознаваемые, или явные):

  1. Воспроизводство членов общества. Основной социальный институт – это семья. Важная роль в реализации этой функции отводится государству.
  2. Процесс социализации – передача существующих в социуме способов деятельности и образцов поведения отдельным индивидам. Реализуется институтами семьи религии и образования.
  3. Управление и контроль. Осуществляется благодаря системе правовых и моральных норм, административных решений, обычаев и т.д.
  4. Производство и распределение. Реализуется политическими, социальными и экономическими институтами.

Социальные институты через реализацию функций стимулируют деятельность субъектов, согласующуюся со стандартами поведения и подавляющую действия девиантной природы.

Латентные функции социальных институтов осуществляются непреднамеренно и рассматриваются как побочный продукт основных функций.

Иногда в условиях напряженных социальных процессов наблюдаются ситуации, при которых изменившиеся социальные потребности не отображаются в структуре и функциях надлежащим институтам. Вследствие этого развиваются дисфункции социальных институтов, выражающиеся в

  • нехватке квалифицированных кадров или материальных ресурсов;
  • нарастании организационной неразберихи;
  • падении авторитета и престижа институтов, в расплывчатости целей их функционирования;
  • действиях, ориентированных исключительно на поддержание собственного существования.

Наиболее эффективная деятельность социального института возможна в результате конкретного распределения социальных ролей и результативности механизма их выполнения.

Радиоуправляемые катера для рыбалки и охоты

Функции социальных институтов

Различные институты имеют своё функциональное наполнение:

  1. Банки, экономические организации соединяют финансовую сферу с другими сферами, распределяют общественные блага.
  2. Политические институты поддерживают политическую власть, сложившийся общественный порядок. Кроме того происходит передача идеологических установок людям.
  3. Культурные и образовательные институты способствуют включению людей в культурный процесс, социализации, трансляцию и передачу норм, правил и ценностей.
  4. Институт семьи выполняет репродуктивную функцию в обществе, а также частично воспитательную.
  5. Мораль и другие нормативно-ориентирующие институты дают общественным отношениям этическое наполнение.
  6. Институты, которые осуществляют социальные санкции, регулируют общественные отношения в рамках закона, мер, принимаемых государством.
  7. Церемониальные институты формируют и обеспечивают порядок, суть, ход различных актов поведения людей внутри группы и между группами. Эти институты регулируют формы общения, передачи информации и пр.

Когда нарушается взаимодействие социального института со средой, он становится дисфункциональным. Наиболее ярко проявляет себя эта проблема в серьёзных общественных ситуациях, при революциях или экономических кризисах. В этих условиях некоторые институты прекращают свою работу или видоизменяются исходя из новой ситуации.

Замечание 2

На то, чтобы сформировался новый социальный институт нужно много времени. И результатом становятся различные проблемы у людей. Такие периоды известный социолог Э. Дюркгейм называл аномией.

Цели, задачи и функции религии как социального института

Выступая одним из базовых социальных институтов, религия обеспечивает социальную сплоченность, стабильность общества, обеспечивая его духовное развитие и удовлетворяя потребности в поисках духовного знания, духовных идеалов.

Определение 2

По своей сути религия представляет собой определенную концепцию личности и ее жизненного мира, конкретный способ взаимодействия личности и социально-природной окружающей среды; систему учреждений, в которой определенные люди имеют полномочия для реализации ряда определенных функций, направленных на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.

Становление религии как социального института обусловлено рядом предпосылок, включая следующие:

  • возникновение религиозных сообществ, потребностей в реализации особого вида социальной деятельности – религиозной, наличие политических, социально-экономических условий для реализации данных потребностей;
  • становление и развитие необходимых религиозных структур, а также религиозных норм, регуляторов индивидуального и коллективного социального поведения;
  • восприятие религиозных ценностей и норм как новых социально значимых и социально одобряемых.

Замечание 1

Таким образом, социальные институты обладают существенным функциональным потенциалом, реализуют как универсальные, так и конкретные задачи, цели и функции. Становление отдельных социальных институтов обусловлено формированием определенных общественных потребностей, предпосылок, социальных ожиданий, соответственно, формирование социального института становится ответом на формирование данных потребностей, что обуславливает функциональный ряд института, конкретизирует его цели и задачи

Понятие «социальный институт»

Социальные институты
(от лат.
institutum
установление, учреждение) —
это исторически
сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности
людей, выполняющие определённые функции
.
Термин «социальный институт» употребляется в самых
разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте
образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое,
чаще всего употребляемое значение термина «социальный
институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения,
формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам
процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется
институализацией.

Процесс ииституализации включает в себя ряд
моментов
.

1. Одним из необходимых условий
появления социальных институтов служит соответствующая
социальная
потребность
. Институты призваны организовывать
совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных
социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет
потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей,
реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования
обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку
развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей
деятельности и обеспечить свое существование и т. д. Возникновение
определенных общественных потребностей, а также условия для их
удовлетворения являются первыми необходимыми моментами
институализации.

2. Социальный институт образуется на
основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц,
индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие
социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты носят
надиндивидуальный
характер
, обладают своим собственным системным
качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой
самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику
развития.

С этой точки зрения социальные
институты могут быть рассмотрены как
организованные
социальные системы
, характеризующиеся
устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и
определенной изменчивостью их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы?
Прежде всего, это
система ценностей, норм,
идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей
.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и
направляет в определенное русло их стремления, устанавливает способы
удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в
процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и
стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в
целом.

Само по себе наличие этих
социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование
социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы
они стали достоянием внутреннего мира личности, были восприняты ею в
процессе социализации, воплотились в форму
социальных
ролей и статусов
. Восприятие индивидами всех
социокультурных элементов как своих, формирование на их основе
системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий
является вторым важнейшим элементом институциализации.

3. Третьим важнейшим элементом
институциализации является
организационное
оформление
социального института. Внешне
социальный институт представляет собой
совокупность
лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
выполняющих определенную социальную функцию
. Так,
институт высшего образования состоит из определенной совокупности
лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые
действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или
Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности
располагают определенными материальными ценностями (зданиями,
финансами и т. д.)
.

Итак, каждый социальный институт характеризуется
наличием
цели своей
деятельности, конкретными
функциями,
обеспечивающими достижение такой цели, набором
социальных
позиций и ролей
, типичных для данного института.
На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение
социального института.

Социальные институты в современном обществе

Изменение структуры социальных институтов зависит от появления или исчезновения каких-либо потребностей общества. Когда общественная потребность возрастает и становится общесоциальной, образовываются новые институты, устанавливаются новые нормы поведения, выделяются ресурсы и готовятся кадры для исполнения новой задачи. Такой процесс называется институционализацией. В период становления новых институтов социализации допускается возникновение противоречий между старыми и новыми нормами.

Невооруженным глазом заметны изменения во влиянии различных институтов, происходящие в последние десятилетия. Наступление нового периода — информационного — привело к перестроению системы ценностей и социальных норм. Такие институты, как СМИ и Интернет, теперь оказывают большее влияние на социализацию человека, чем, например, религиозные организации. Государство, семья  и образовательные учреждения все еще занимают наиболее влиятельные позиции в формировании современного человека, однако, анализируя протекающие в наши дни процессы, нельзя с уверенностью сказать, что так будет всегда, так как изменения происходят достаточно серьезные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector