Что такое одаренность
Содержание:
- Кто такой одаренный ребенок
- Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком
- Признаки одаренности
- 15 признаков одаренности ребенка
- Особенности одаренных детей
- Амбидекстры и амбицеребральная одаренность
- У меня нет талантов: что делать?
- Признаки одаренности
- Обязанности
- Виды одаренности
- Одаренность в школе
- Если Вы – родитель одаренного ребенка
- Признаки одаренности
- Лайфхакер в Telegram
- О развитии таланта
- Гениальность, талант и одаренность
- ПОДГОТОВКА К ЛОВЛЕ
Кто такой одаренный ребенок
Одаренность – это результат симбиоза удачных генов и благополучной социальной среды, в которой ребенок растет.
Это значит, что окружающим важно поощрять талантливого человека, помогать ему, формировать внутреннюю мотивацию. Известно, что некоторые одаренные дети кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой
Известно, что некоторые одаренные дети кажутся «странными» в окружении сверстников, поэтому не признаются группой.
Как правило, одаренность можно выявить в малыше в достаточно раннем возрасте по особенностям поведения. Если так оно и происходит, то не менее легко установить, к какой сфере у него больше склонности.
Существуют признаки одаренности, которые работают для всех малышей:
- Инициативность, живость
- Любознательность, интерес к новому
- Способности к концентрации внимания выше среднего
- Потребность в поддержке старших
- Чувствительность, ранимость
Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком
Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.
На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:
Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать
Это стремление заметно уже с детства
Важно обратить на это внимание и поддерживать. Потребность в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А
Маслоу
Дети активно творят и радуются этому.
Перфекционизм. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность воли.
Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (кризис трех лет). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
Эгоцентризм. Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.
Признаки одаренности
В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.
Признаки одаренности ребенка:
- высокий уровень выполнения деятельности;
- специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
- склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
- выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
- высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
- склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
- системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
- способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
- легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
- способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
- выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.
Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.
Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:
- повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
- повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
- выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
- склонность к перфекционизму, совершенству;
- склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
- высокая самотребовательность.
Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью
Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание
Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:
Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.
15 признаков одаренности ребенка
Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка
Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:
- Они говорят, как профессора:
Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.
- Они определяют паттерны:
Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.
- Они много читают:
Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.
- Они невероятно талантливы в чем-либо:
Одаренность – еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант – это явный признак одаренности ребенка.
- Им нравится общество взрослых и детей постарше:
Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.
- Они невероятно сфокусированы:
Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.
- Они зрелые:
Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.
- Они оригинальны:
Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.
- Они лидеры:
Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.
- Им не нужно указывать правильное направление:
В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.
- Они наполнены энергией:
Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает
Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями
- Им нужно проводить время наедине с самими собой:
Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.
- Им нравится природа:
Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.
- Им иногда не удается реализовать свой потенциал:
Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.
- Они считают, что учиться это весело:
Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.
Особенности одаренных детей
Кристофер Таибби, эксперт в области «одаренного» образования, объясняет четыре критических различия между одаренными и умными детьми. Это первый шаг в понимании того, как помочь им добиться успеха.
1. Умные дети усердно работают над достижением своих целей. Одаренным детям этот процесс может наскучить.
Умный ребенок — мечта учителя. Он ведет себя хорошо и усердно работает. В результате он преуспевает в классе. На самом деле, умные ученики преуспеют в традиционной академической обстановке, поскольку они мотивированы в основном оценками и признанием.
В этом заключается большая проблема для одаренных детей: их не радуют ни оценки, ни признание. Одаренные дети часто уже знают ответы без особых усилий, что может вызвать проблемы в учебном классе. В поисках вдохновения и мотивации они часто уходят в свои внутренние миры.
2. Умный ребенок всегда знает ответ, одаренный — всегда задаст вопрос.
Умные дети отлично умеют обрабатывать и хранить информацию. Этот факт в сочетании с их трудовой этикой приводит к выдающимся академическим достижениям. Одаренным ученикам часто не нужно много времени, чтобы ознакомиться с материалом.
В результате, одаренные дети вынуждены просиживать в течение нескольких часов, когда они могут просто «пройти тест» и браться за следующее задание или предмет.
Так как ненасытное любопытство одаренного ребенка не угасает, он углубляется в тему и хочет узнать все в подробностях. Он будет задавать себе вопросы и с помощью интернета и книг находить на них ответы. А на следующем уроке, одаренный ребенок зачастую знает намного больше подготовленного учителем материала.
3. Умные дети любят классные занятия, одаренные – обычно нет.
Как уже упоминалось, обстановка в классе – идеальная атмосфера для успешного ребенка. Зачастую это не относится к одаренным детям, они часто чувствуют себя некомфортно.
Из-за противоположных крайностей — чрезвычайного любопытства и крайней скуки — одаренные дети обычно становятся самостоятельными учениками. Они принимают на себя ответственность за свое образование, или просят об этом родителей. Самообучение позволяет одаренному ребенку следовать за своим любознательным характером. Для них эффективно учиться — это необходимость.
4. Умные дети находчивы, одаренные — оригинальны
Подумайте о великих новаторах на протяжении всей истории — да Винчи, Тесла, Грэм Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Изначально, в детстве, эти люди были теми, кого мы позже признаем «одаренными». Наиболее примечательно, что большинство из этих ребят не были лучшими в классе. И да, все они оригинальны.
Многие одаренные люди живут тем, что воплощают свои идеи в жизнь, с самого детства. Склонность к оригинальному мышлению и инновациям является еще одной причиной, по которой альтернативная образовательная среда часто является оптимальной для одаренных детей.
Амбидекстры и амбицеребральная одаренность
В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.
С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.
Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).
У меня нет талантов: что делать?
Талант присущ не всем людям, именно это определяет его уникальность, однако задатки или способности к чему-либо в той или иной степени можно обнаружить у достаточно большого числа людей.
Поэтому стоит проанализировать, есть ли у человека тяга к чему-либо или ему легко дается какой-то вид деятельности. Почти каждый человек может проявить себя хотя бы в одной сфере.
Как его найти?
Стоит обратить внимание на те виды деятельности, к которым проявляется особая склонность. И даже если не получилось найти таковые, расширяя кругозор, зачастую удается выявить области для развития
И даже если не получилось найти таковые, расширяя кругозор, зачастую удается выявить области для развития.
Находя новые занятия можно обнаружить, что какие-то виды творчества или науки вам удается выполнять легче и продуктивнее. Главными признаками будут воодушевление и желание заниматься этим наибольшую часть свободного времени.
Как его развить?
Как стать талантливым человеком? Развитие таланта — упорный, постоянный труд.
Поэтому обнаружив в себе способности к пению, лучше всего начать заниматься с преподавателем по вокалу.
Приобретение навыков способствует наилучшему проявлению таланта, когда, в достаточной степени овладев искусством, человек может получать результат высокого качества. Даже талантливый певец вынужден постоянно тренировать голос и слух, чтобы не потерять форму.
Если человеку нравится готовить, он может культивировать в себе кулинарный талант: находить новые рецепты, обучающие видеоролики, самостоятельно или с помощью более опытных кулинаров изучать техники приготовления пищи.
Имея технические способности, можно пройти онлайн-курсы программирования; тем, кто любит заниматься фотографией — с помощью интернета научиться делать и обрабатывать снимки.
Можно даже стать талантливым визажистом или стилистом, изучая журналы и обзоры видеоблогеров. Необходимо позволить себе заниматься тем, что нравится, не бояться потраченного времени и возможной неудачи, так как творчество — это всегда приятный процесс.
Может он скрытый?
Иногда человек не сразу находит то, в чем хорош. Так, не пользуясь фотоаппаратом, он может не знать о таланте к фотографированию. И наоборот, сделав несколько снимков, чувствует, что именно к этому занятию у него есть особая склонность, и именно оно получается лучше всего.
Так, лишь пройдя службу в армии, некоторые люди становятся талантливыми стрелками. Во всех этих случаях идет речь о скрытых талантах.
Поэтому единственный способ их обнаружить — постоянно пробовать что-то новое: легкость освоения, воодушевление и быстрое получение достойных результатов помогут понять, что движение идет в правильном направлении.
Признаки одаренности
Признаки
одаренности проявляются в реальной
деятельности ребенка и могут быть
выявлены на уровне наблюдения за
характером его действий. Признаки
одаренности охватывают два аспекта
поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы
его деятельности, а мотивационный —
отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей
деятельности.
Инструментальный
аспект поведения одаренного ребенка
может быть описан следующими признаками.
При этом выделяются три основных уровня
успешности деятельности, с каждым из
которых связана своя специфическая
стратегия ее осуществления: 1.быстрое
освоение деятельности и высокая
успешность ее выполнения; 2.использование
и изобретение новых способов деятельности
в условиях поиска решения в заданной
ситуации; 3.выдвижение новых целей
деятельности за счет более глубокого
овладения предметом, ведущее к новому
видению ситуации и объясняющее появление
неожиданных на первый взгляд идей и
решений.
Для
поведения одаренного ребенка характерен
главным образом третий уровень успешности
— новаторство
как выход за пределы требований
выполняемой деятельности, что позволяет
ему открывать новые приемы и закономерности.
Мотивационный
аспект поведения
одаренного ребенка может быть описан
следующими признаками:
-
Повышенная
избирательная чувствительность к
определенным сторонам предметной
действительности (знакам, звукам, цвету,
техническим устройствам, растениям и
т.д.) либо определенным формам собственной
активности (физической, познавательной,
художественно-выразительной и т.д.),
сопровождающаяся, как правило,
переживанием чувства удовольствия. -
Повышенная
познавательная потребность, которая
проявляется в ненасытной любознательности,
а также готовности по собственной
инициативе выходить за пределы исходных
требований деятельности. -
Ярко
выраженный интерес к тем или иным
занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность
каким-либо предметом, погруженность в
то или иное дело. Наличие столь интенсивной
склонности к определенному виду
деятельности имеет своим следствием
поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной,
противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных,
типичных заданий и готовых ответов. -
Высокая
требовательность к результатам
собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в
их достижении, стремление к совершенству.
Соответственно
могут быть выделены следующие виды
одаренности:
-
В
практической деятельности, в частности,
можно выделить одаренность в ремеслах,
спортивную и организационную. -
В
познавательной деятельности —
интеллектуальную одаренность различных
видов в зависимости от предметного
содержания деятельности (одаренность
в области естественных и гуманитарных
наук, интеллектуальных игр и др.). -
В
художественно-эстетической деятельности
— хореографическую, сценическую,
литературно-поэтическую, изобразительную
и музыкальную одаренность. -
В
коммуникативной деятельности —
лидерскую и аттрактивную одаренность. -
И,
наконец, в духовно-ценностной деятельности
— одаренность, которая проявляется в
создании новых духовных ценностей и
служении людям.
Обязанности
Поговорим об обязанностях человека данной профессии. На самом деле, если Вы выбрали этот путь, Вам придется попотеть! Ведь целью Вашей работы станет разработка самого уникального сайта или другого информационного продукта, потому что сейчас в условиях жесткой конкуренции выживает сильнейший. Чтобы этого достичь, необходимо не только обладать большим объемом информации, но и уметь применять ее на практике. Также быть подкованным технически, то есть общаться с компьютером на «ты», пользоваться популярными программами, например фотошоп, exel, может даже пригодиться и С1
Важно постоянно развиваться и расширять свой кругозор. Так Вы будете на шаг впереди от своих конкурентов, и у Вас будет складываться свой взгляд на многие вещи
Стандартные требования к профессии:
Уверенное пользование ПК и офисной техникой. Базовые знания HTML и CSS. Грамотное изложение собственных мыслей. Наличие художественного вкуса и дизайнерского восприятия ресурса
Внимание и хорошая память, так как работа связана с большим количеством информации.
Виды одаренности
Потенциальные возможности могут быть сгруппированы по различным признакам. Их классификация производится по интенсивности, куда входит выраженная и невыраженная одаренность, по времени возникновения (ранняя и поздняя) и т.д. Однако когда рассматривают понятие и виды одаренности, самая популярная группировка таких способностей основывается на области их проявления. Согласно этому они бывают:
- В практической деятельности. К этой категории относится природная одаренность к ремеслам, к спорту или организаторские способности.
- В интеллектуальных и теоретических занятиях (сфера науки).
- В художественно-эстетическом направлении. Здесь рассматриваются способности к рисованию, музыке и скульптуре.
- В коммуникационной области. Примером тому может служить ораторское искусство.
- В духовно-ценностном направлении. В эту группу входит деятельность, касающаяся служения обществу и создания новых ценностей.
Стоит иметь в виду, что одаренность проявляется не только в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым людям не стоит отказываться от тех спортивных, духовных, интеллектуальных и творческих занятий, к которым они стремятся для овладения соответствующими навыками. Другими словами, понятия задатка, одаренности и таланта не чужды и им. Вполне возможно, что, занимаясь любимым делом, взрослые люди смогут найти в себе новые способности и развить их.
Классифицировать одаренность можно и по степени ее выраженности. Для этого необходимо мысленно представить себе некую шкалу, вдоль которой и будут находиться человеческие способности.
И здесь понятие и виды одаренности можно распределить соответствующим образом, начиная с нуля (при отсутствии потенциальных возможностей) до самых высоких ее значений, что соответствует гениальности.
Существует также классификация по форме. В этом случае выделяют одаренность явную, которая заметна всем, а также скрытую, пока еще не проявившуюся. В последнем случае нередко делается ошибочное умозаключение об отсутствии у человека потенциальных возможностей. Однако они всегда могут проявиться весьма неожиданно. Случается это при изменении внешних условий или из-за каких-либо событий, касающихся внутреннего психологического мира.
По широте своего проявления одаренность бывает общей и специальной. Первый из этих двух видов находит свое проявление в большинстве направлений деятельности человека. Специальная одаренность касается лишь конкретных сфер.
Одаренность в школе
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Если Вы – родитель одаренного ребенка
Проблемы разных семей отличны друг от друга.
При попытках этого избежать – наоборот, обделить чадо вниманием, заставить его считать себя ненужным и чувствовать себя неуверенно, а это зарывает любые таланты в землю. Когда же в семье больше одного ребенка, высока вероятность того, что ненужными будут чувствовать себя остальные
Найти баланс при воспитании гения очень сложно, но главное – помнить, что любой ребенок особенный для Вас, в любого ребенка нужно верить. Его нужно любить искренне и всей душой, помогать во всем и прививать им уважение к себе и окружающим.
Томас Алва Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, имя которого у каждого на слуху. Но не каждый знает историю из его детства. Мать Эдисона – по истине герой. Однажды она сообщила сыну, что он гений, и его школа через письмо попросила обучить его самостоятельно, потому что учителя не способны выполнить эту сложную задачу. Спустя много лет, будучи уже известным и успешным человеком, Томас нашел это письмо в семейном архиве и узнал, что на самом деле его матери сообщили не об одаренности, а об умственной отсталости сына.
Знакомо ли Вам имя австрийского психолога и врача Зигмунда Фрейда? Уверена, что да. Его мать была юной и наивной, когда родила первого сына.
сообщили роженице, имея ввиду родовую патологию. Неверно истолковав сообщение и решив, что ее сын – счастливчик, она твердо решила, что вырастит гения
Ее ошибкой стало обделение вниманием и поддержкой последующих семерых детей, но «золотой Зига» в итоге все-таки стал успешным и знаменитым на весь мир человеком, перевернувшим психологическую науку
Признаки одаренности
В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.
Признаки одаренности ребенка:
- высокий уровень выполнения деятельности;
- специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
- склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
- выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
- высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
- склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
- системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
- способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
- легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
- способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
- выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.
Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.
Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:
- повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
- повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
- выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
- склонность к перфекционизму, совершенству;
- склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
- высокая самотребовательность.
Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью
Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание
Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:
Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.
Лайфхакер в Telegram
О развитии таланта
А теперь поговорим о том, как развить свой талант.
- Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
- Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на поэтические вечера, конкурсы и другие творческие мероприятия.
- Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
- Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант – это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.
Гениальность, талант и одаренность
Под талантом понимается высокий уровень развития способностей. Благодаря ему люди получают результаты, отличающиеся новизной. Примерами являются Лермонтов, Пушкин, Бородин и другие.
В отличие от гениальности, талант проявляется в конкретной деятельности, возникает у одаренных детей, прошедших активное обучению. Если в нем задатки соединяются со склонностями, у ребенка появляется желание заниматься деятельностью, в которой он наиболее успешен.
В основе таланта лежат природные качества или предрасположенности. Проявляются они в музыкальном слухе, активности центра математических способностей или в скорости психических реакций. В отличие от гениальности, для развития таланта нужно приложить достаточное количество усилий. Если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия, то успеха ему достичь будет очень сложно. По мнению некоторых ученых, все дети рождаются потенциально талантливыми. Только от их упорства зависит, превратиться ли их потенциальный природный дар в реальный.
Одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением. Она предполагает сочетание нескольких способностей, благодаря которым человек может успешно заниматься определенной работой
Такие люди часто преуспевают в выбранном деле, получают положительные оценки от окружающих.
Одаренность, как и талант, требует работы над собой. Человеку приходится постоянно совершенствовать свои знания, прилагать усилия для получения результата. Если этого не делать, то можно остаться ни с чем.
Одаренность бывает и специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и определенной сферы. Соотношение проявляется не только абстрактно, но и в различных событиях. В результате последних формируются способности человека.
Таким образом, талант, одаренность проявляются, если человек занимается саморазвитием, имеет высокую работоспособность и мотивацию. Гениальность проявляется в раннем детстве, есть лишь у небольшого количества людей, дает возможность получать хорошие результаты во многих отраслях, а не в узких направлениях.