Селективный мутизм. почему ребенок молчит и что с этим делать

Мутизм у детей

С 1927 года начинает углубленно изучаться мутизм у детей. Для детского заболевания характерен пассивный протест личности. Лечение заключается в психотерапевтических сеансах успокоения, снисхождения и развития равнодушия.

Добровольный мутизм у детей характеризуется повышенной чувствительностью, отсутствием инициативы, активности, колебаниями настроения, упрямством, капризностью, инфантилизмом. Такие дети страшатся новой ситуации, противятся новой нагрузке, пугаются перемены обстановки.

Детский психиатр Мориц Трамер впервые проанализировал избирательный мутизм у семилетнего ребенка, развившийся в ответ, как реакция на определение его в школу. Трамер назвал этот мутизм тотальным или элективным, а позднее предложил заменить на добровольный.

Причиной развития данного детского заболевания он считал ранимость, пугливость, отсутствие самостоятельности, инфантилизм, астенические черты характера. Детский элективный мутизм проходит по достижению десятилетнего возраста.

Другие авторы рассматривают детский мутизм как проявление невроза, возникающего вследствие психической травмы. В первую очередь после психических переживаний у детей страдает интеллектуальная и речевая деятельность. Хорошими примерами могут выступить стрессы, перенесенные детьми в военные годы.

Вебер в своей работе об элективном мутизме утверждал, что патология возникает вследствие неспособности личности устанавливать нужный контакт. На примере матери и ребенка, он трактует болезнь как симбиотическую привязанность и как следствие — склонность к торможению речи. Вебер выделяет простой реактивный, а также психоневротический мутизм.

Простой реактивный М. выступает ступорозной реакцией на испуг или тревогу, а в основе психоневротического мутизма заложена аномальная переработка пережитого.

Но эти два случая показывают регрессивную невротическую динамику.

Заболевание у детей  сопровождается депрессивным настроением, впечатлительностью, робостью, тормозимостью.

Признаки мутизма у детей следующие: нерешительность, пугливость, тревожность, заторможенность, частые реакции протеста, нарушение аппетита и сна.

Исследователи пытались дать классификацию мутизму по различным признакам.

Они подразделяют его по интенсивности появления: ситуационный (кратковременный), элективный (постоянный) или тотальный.

По длительности характера выделяют континуальный и транзиторный.

Психиатры рассматривают мутизм как острую психогенную реакцию шокового, а также субшокового характера. Главным провоцирующим фактором патологии у детей выступает психогенное воздействие, затрагивающее функции речи. Существует большая разница между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста. У подростков клиническая картина является гораздо сложнее, а также разнообразнее.

Общие сведения психогенного мутизма у детей:

— у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков;

— возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами;

— заболевшие психогенным мутизмом, имеют как задержки речевого развития, так и другие дефекты речевой функции;

— в семьях дети растут среди отрицательного психологического климата;

— большинство детей имеют церебральную патологию (резидуальную).

Для детского невротического мутизма характерны:

— нарушения речи после определенного периода общения с окружающими;

— отсутствие нарушений моторики, поведения, мимики (взглядом, жестом ребенок выражает свои желания);

— избирательный характер заболевания, зависящий от определенной ситуации или лица;

— задержка интеллектуального развития и возникновение дефектов речи.

Дети с проявлениями психотического мутизма молчаливы с раннего детства, а их поведение выделяется оторванностью и изолированностью от всего окружающего мира. Малыш производит впечатление равнодушного, однако может проявить агрессию в адрес матери или на себя. При обращении к нему, ребенок может сильно тревожиться.

Элективный мутизм у детей возникает по причине социо-культурных факторов. Дети иммигрантов при переезде в новую страну испытывают большой психический стресс,  возможна депрессия, тревога, враждебность к окружающим.

О мутизме всерьез и своими словами

Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

  1. Первый: мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
  2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, стресс ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

Ссылки

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой. Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке. Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Дополнительная симптоматика мутизма

Сразу необходимо отметить тот факт, что, как правило, человек с мутизмом сохраняет ясный рассудок, действительно осознает все и понимает обращенную к нему речь. Отказываясь подавать голос, такая личность может очень активно использовать методы невербального общения: кивание, жесты, подмигивание, мимику и так далее.

Не находя в себе никаких сил, чтобы ответить на вопросы или начать разговор, больные с мутизмом нередко носят с собой блокнот и ручку. Общение в таком случае происходит через написанные на бумаге слова. При этом, если есть хотя бы минимальная возможность избежать необходимости вербального взаимодействия, человек с мутизмом постарается ею воспользоваться.

Для патологической немоты также характерны следующие состояния:

  1. повышенная тревожность, постоянное беспокойство, нервозность; человек со стороны может казаться каким-то дерганным и суетливым;
  2. негативизм, который особенно характерен в сочетании с мутизмом в детском возрасте;
  3. заторможенная реакция, которая способна проявиться как в действиях и жестах, так и в обращении внимания на источники звука; больные с мутизмом могут отличаться замедленным мышлением, казаться задумчивыми, неторопливыми, погруженными в некий свой мир;
  4. неадекватная стеснительность, чрезмерная застенчивость обычно сопровождают специфическую немоту;
  5. агрессивное поведение и импульсивные – аффективные – реакции на какие-либо раздражители со стороны; как правило, гнев, злость, агрессия у человека с мутизмом особенно ярко проявляются, когда другие люди пытаются заставить больного начать разговаривать; впрочем, в ряде случаев «онемевший» человек может неадекватно реагировать на вторжение в его личное пространство, на какие-либо изменения в привычной жизни или обстановке, такое особенно характерно для мутизма, развивающегося ввиду аутизма;
  6. проблемы с социализацией, которые обусловлены как раз психологической невозможностью поддерживать разговор.

Диагностика заболевания мутизм

Сложнее всего сделать заключение относительно ребенка, потому что грань между его простым капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна.

Некоторые родители-оптимисты уверены, что «добровольная» немота пройдет сама по себе по мере созревания их отпрыска. В итоге заболевание принимает хроническую форму, и на его лечение понадобится уже большое количество времени. Во избежание озвученных последствий при первых же тревожных симптомах проводится следующая диагностика мутизма:

  1. Общий сбор сведений . Терапевт прежде всего проанализирует, как протекала беременность будущей мамы и какие травмы/инфекции она перенесла во время вынашивания плода. Затем он выявит реакцию маленького пациента на прививки, а также проследит за динамикой его развития. Далее психолог, опираясь на диагностику терапевта, поговорит с ребенком, чтобы выявить все его тайные и явные фобии, чтобы правильно в дальнейшем организовать курс лечения.
  2. Осмотр у невролога . Озвученный специалист проведет ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания малыша или подростка. Затем он измерит ребенку давление и проанализирует наличие/отсутствие у пациента каких-либо патологий неврологического характера (косоглазие, асимметрия лица и т.д.).
  3. Краниограмма . Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента (объемы, строение), делается рентгеновский снимок черепа.
  4. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) . Озвученные методы диагностики выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но с более точным и развернутым результатом.
  5. ЭЭГ (электроэнцефалография) . Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге ребенка, невозможно создать полную клиническую картину такого психомоторного заболевания, как мутизм.
  6. Анализ мочи и крови . Кроме основных показателей, специалисту необходимо будет ознакомиться с уровнем гормонов в озвученных жидкостях биологического характера.

По мере необходимости родителям придется пройти ряд дополнительных исследований. Возможно, необходима будет консультация у дефектолога, логопеда и психиатра.

Диагностика

Элективный мутизм определяет врач-невролог или психиатр на основе комплексного обследования и заключений других специалистов.

Для начала врач опрашивает родителей для сбора первичной информации: как прошли роды, какие были проблемы во время беременности и после ее окончания, были ли в течение жизни ребенка выявлены какие-либо неврологические, психологические или речевые нарушения. Также доктора интересует, случались ли травмы головы или опухоли.

Во время приема врач наблюдает за поведением маленького пациента: оценивает его потребности в общении, уровень взаимодействия с другими людьми, способность к установлению контактов. Также выявляет, готов ли он участвовать в совместной деятельности с кем-либо, пытается ли общаться с помощью мимики и жестов и есть ли у него видимая психологическая подавленность.

Для более полной картины к обследованию подключается психиатр. Он проводит стандартизированные и проективные диагностические методики, чтобы исключить серьезные психиатрические заболевания, например, шизофрению.

По номенклатуре психических расстройств имеется несколько специальных критериев, указывающих на наличие элективного мутизма в комплексе с другими диагностическими исследованиями. Эти признаки должны наблюдаться не менее, чем в течение одного месяца.

Критерии наличия элективного мутизма:

  • умеет говорить и общаться, но в определенных ситуациях или в присутствии каких-то определенных людей замолкает;
  • взаимосвязь между неспособностью ребенка говорить и его слабым знанием языка или темы разговора отсутствует;
  • временная немота оказывает негативное воздействие на обучение или отношения ребенка с другими людьми;
  • немота в определенных ситуациях не связана с нарушениями речи или обострением психических заболеваний.

Обращаясь к врачу, стоит иметь в виду, что на сегодняшний день не все медики могут быть осведомлены о признаках и методах лечения элективного мутизма. Если есть сомнения в правильной постановке диагноза, то родителям стоит попробовать обратиться к другому доктору за дополнительной информацией.

Какая вероятность что у ребенка элективный мутизм, тест:

  1. Если есть время привыкнуть к новым людям или ситуации, то его состояние немоты сохраняется?
  2. Верно ли, что малыш молчит только в некомфортной обстановке или в образовательном учреждении, а в привычных условиях успешно общается?
  3. Взаимодействует ли он с помощью жестов и мимики, избегая ответов на вопросы в словесной форме?
  4. Случается ли, что при ответе на простые вопросы (как тебя зовут? где ты учишься?) как будто замирает, даже если они исходят от знакомых людей и в неопасных ситуациях?
  5. Старается ли избегать вербальных обращений к знакомым людям даже в том случае, если в ситуациях, не требующих словесного общения, он чувствует себя с ними комфортно?
  6. Относятся ли окружающие люди к нему как к не говорящему?
  7. Является ли отсутствие речи причиной трудностей с участием в групповых занятиях, с озвучиванием своих просьб и с заявлением о своих неудобствах?
  8. Проявляются ли признаки избирательного мутизма дольше, чем 1 месяц или чем полгода, если ребенок только пошел в первый класс?

Если родители отвечают на 3 и более вопросов утвердительно, то есть вероятность, что дошкольник или первоклассник действительно страдает элективным мутизмом. Но это тестирование не является критерием точной постановки диагноза, его может определить только врач – психиатр или невролог.

Симптомы селективного мутизма у ребенка

Ниже приведены признаки избирательного мутизма у ребенка:

  • Ваш ребенок может выглядеть парализованным или замороженным, когда посторонние задают ему случайные вопросы.
  • Ваш ребенок может говорить в определенных ситуациях, но он может отказаться говорить или даже произнести слово в других ситуациях или местах.
  • Ваш ребенок может использовать жесты рук или лица, чтобы спрашивать или говорить, даже когда он знает, как говорить.
  • У вашего ребенка избирательное расстройство мутизма, если он демонстрирует вышеупомянутое поведение более месяца.
  • Ваш ребенок может показать чрезмерную стеснительность.
  • Ваш ребенок может чувствовать или бояться смущения перед группой людей.
  • Ваш ребенок может проявлять негативное поведение.
  • Поведение вашего ребенка может начать мешать его образовательным достижениям и социальному общению.
  • Ваш ребенок может казаться изолированным и в стороне.
  • Ваш ребенок может вести себя очень нуждающимся и большую часть времени цепляться за вас.
  • Вы можете заметить компульсивные черты у вашего ребенка.
  • Ваш ребенок может показать признаки гнева.

Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Стоит увидеть: Сатириаз

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства — это жизнь на всём готовом.


Элективный мутизм — это социально-тревожное расстройство, связанное с построением системы самоидентификации

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях — наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Причины развития мутизма

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

  • имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма у детей, депрессии, задержки развития и др.;
  • индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости и т. д.;
  • стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений;
  • наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»;
  • неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга.

Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

  • черепно-мозговые травмы;
  • стрессы и сильные потрясения;
  • выход из комы;
  • нарушенное кровообращение головного мозга;
  • некоторые психические расстройства;
  • соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Что представляет собой заболевание?

Элективный мутизм — это своеобразное заболевание, для которого характерно владение устной и письменной речью, нормальное психическое развитие. Ребенок не зацикливается на себе. Кроме того, центры речи, находящиеся в головном мозге, функционально не повреждены.

Больной ребенок просто не хочет ни с кем общаться, игнорирует любые вопросы, обращенные к нему. Однако если не обращать на патологию должного внимания, то она может перейти в хроническую форму. В этом случае процесс социализации детей в обществе в дальнейшем нарушается.

Чаще всего такое психологическое отклонение диагностируется в возрасте от 3 до 9 лет. При этом такая своеобразная немота проявляется не всегда, все зависит от ситуации. Элективный мутизм поражает очень чувствительных и ранимых детей.

Диагностика этой патологии должна быть дифференциальной. В противном случае ребенку могут приписать тяжелое психическое заболевание и назначить совершенно неверное лечение.

В чем суть проблемы?

Элективный мутизм: симптомы, диагностика, лечение

› Психология и самоанализ › Детская психология

Элективный мутизм у детей развивается в связи с совокупностью различных причин: наследственность, особенности беременности и родов, стиль семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности. Он проявляется тем, что ребенок умеет говорить и понимает речь, но молчит в определенных ситуациях или при незнакомых людях.

Немота возникает на физическом уровне, человек не может сам сознательно это изменить. Элективный мутизм требует обязательного лечения и наблюдения специалистов:невролога, психиатра и логопеда.

Что такое элективный мутизм

Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.

Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.

Виды заболевания

  • Пассивно-агрессивный — малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Симптомы

Главный симптом элективного мутизма у детей — исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.

Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.

Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.

Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.

Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.

Сопутствующие заболевания

В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.

  • Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
  • Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
  • Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
  • Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.

Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение
Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.

Семейное консультирование

Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком
Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Основные причины мутизма

Различают «тотальный мутизм», когда больной человек не говорит вообще, и «селективный мутизм», когда заболевший молчит в определенной обстановке либо в присутствии других людей.

Диагноз поставить достаточно трудно, потому что такой симптом как «молчание» может быть незамеченным или неправильно оцененным. Тем не менее, если диагноз вовремя и верно поставлен, заболевание достаточно хорошо поддается коррекции.

Селективный мутизм не является заболеванием в привычном смысле, а является скорее «социальным расстройством». Вот наиболее частые причины селективного мутизма:

  • Врожденная (генетически обусловленная) стеснительность;
  • Проблемы внутри семьи, частые ссоры, споры и крики родных;
  • Нарушения развития речи или особенности развития речи (ребенок стесняется того, как он говорит);
  • Социофобия (желание остаться незамеченным, страх перед незнакомыми людьми или в незнакомой обстановке).

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Селективный мутизм считается достаточно редким расстройством, хотя, согласно исследованиям, наблюдается у 1% детей школьного возраста. Незначительные проявления, когда ребенок не говорит в какой-либо ситуации, часто списываются на скромность или смущение. Однако помимо смущения причиной молчания может быть выборочная неспособность разговаривать.

В результате селективный мутизм не привлекает внимания родителей и специалистов, впоследствии проявляясь и во взрослом состоянии.

В 90% случаев явлению селективного мутизма сопутствуют социофобия и повышенная социальная тревожность. Часто в анамнезе у такого ребенка есть родственники, отличающиеся повышенной скромностью, а также симптоматикой социальной фобии.

Если ребенок активно разговаривает в узком кругу, но молчит в саду или школе, необходимо обратиться к специалисту. Для обследования детей с трудностями оптимально подготовить видеозаписи, на которых ребенок разговаривает с различными людьми, для оценки социально комфортных ситуаций, уровня артикуляции, эмоциональной вовлеченности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector