Как научиться понимать людей без слов?

Английская мимика

Улыбка.

Американцы и вообще англоязычные люди часто улыбаются на публике. Многие русские называют такую улыбку лицемерием, но это неправильно. Для русских улыбка – это выражение радости и дружелюбия, а в англоязычном мире это демонстрация вежливости и добрых намерений. Улыбаясь, вы не показываете, что собеседник вам нравится, а просто обещаете соблюдать социальные нормы и не наносить вред. То есть эта публичная улыбка имеет другое значение, и соответственно относиться к ней надо по-другому. Человека, который не улыбается на людях, особенно во время общения, воспринимают как невежливого или даже агрессивного человека.

Поднятые вверх брови.

В разных странах это выражение лица имеет различное значение: например, в Германии это демонстрация восхищения. А англичане так выражают скепсис и сомнительное отношение к какой-либо идее.

Моргание.

Если англичанин часто моргает глазами, пока вы что-то говорите, это означает внимательное выслушивание. При этом человек может даже смотреть в сторону – долго смотреть прямо в глаза не принято. Такая мимика заменяет русскую привычку кивать головой, слушая и соглашаясь с собеседником.

Основы понимания мимики

Этимология

О происхождении термина «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впослѣдствiи установился и другой терминъ: «мимика», «мимическiй», отъ слова: μιμοζ = подражатель, актеръ <…> Такимъ образомъ, терминъ: «мимическiй» имеѣтъ иное значенiе, чѣмъ терминъ: «физiогномическiй»; но эта разница не принималась въ разсчетъ въ словоупотребленiи».

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Внешние изображения

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также силу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) — основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение — визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства — физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация — индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Мышцы и топографические области головы

Особенности мимических мышц:
1) прикрепляются к коже
2) располагаются поверхностно, под кожей
3) не покрыты подкожной фасцией
4) сосредоточены вокруг естественных отверстий черепа

Культурно обусловленные различия в мимике

Эмоциональная мимика персонажей манги

В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В этнографии это тесно взаимосвязано с «культурой» народа (племени), которая состоит из системы многих характерных особенностей, в частности, способа коммуникации (язык, жесты, мимика).

Использование мимики

Актерское искусство

Мимика в театре, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. Она разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объём и многогранность. В этом отношении, К. С. Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Однако писал: «Учить мимике нельзя», но «можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц». Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом».
Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет.

Мимические изменения лица больных

Учение о мимике в программе подготовки врача является прикладным аспектом общего учения о физиогномии. Наверное, не следует отвергать этот термин только потому, что в прошлом с ним связаны псевдо- и антинаучные направления. Современная физиогномия располагает полезной информацией, раскрывающей структуру и функции мимики, её типы и их связь с психической и эмоциональной сферой. Естественно, что молодые врачи критически, даже со значительной долей скептицизма отнесутся к диагностическому использованию мимики, если её интерпретация будет лишена научных основ. Следовательно, прежде чем рассматривать конкретные подходы к оценке лица больного, необходимо ознакомиться с типичными формами выразительности лица, с принципами её описания, с критериями душевных переживаний, фиксирующихся на лице. Основываясь на этих общих положениях, врач сможет приступить к тренировке своих способностей. Именно таким путём развивается врачебная интуиция как совокупность опыта и знаний, как высший уровень профессионализма. Взаимоотношения врача и пациента сложны и деликатны. Они относятся к области деонтологии. Однако, составляя по лицу больного представление о его эмоциональных и интеллектуальных качествах, врач обязан помнить, что его собственная мимика, как и его поведение, находятся под контролем пациентов. Врачебная физиогномия не конкурирует с другими современными методами определения психического и физического состояния больного. Она, как и всякое научное направление, имеет свои задачи, свои преимущества. Конечно, врач не полагается в своих заключениях только на субъективный анализ объективных физиогномических данных. Стремясь максимально избежать возможных ошибок в диагнозе, врач синтезирует показания, полученные при помощи различных методов. Вместе с тем врачебная физиогномия безусловно помогает постановке клинического диагноза, дает возможность установить фазы болезни

В этом заключается её непреходящая ценность, и отказ от неё не облегчил бы работу врача, а способствовал бы упущению возможности контактов с больным, имеющих важное значение для установления взаимного доверия.

Мужские и женские жесты

Во время разговора женщины склонны чаще жестикулировать, если предмет обсуждения им приятен. Обсуждая малоприятные вещи или разговаривая с неприятным собеседником, женщины инстинктивно стремятся отойти, сжаться, стать меньше. Они прижимают руки, склоняют голову, отворачиваются. Выражая заинтересованность, женщины стараются подойти ближе, их жесты открыты, ладони повернуты к собеседнику.

Мужчины реже выражают раздражение через жестикуляцию. Их настроение проще оценить через позу: расслабленная поза говорит о доверии, открытости, стремлении продолжить разговор. Сгорбленность, сведение плеч, выставление перед собой рук — формирование своеобразного заслона от неприятного собеседника.

Как научиться понимать жесты лица?

Выражение лица, как говорит психология, предопределено воздействием испытываемых чувств, которые провоцируют контролируемые сокращения и расслабления мускулатуры. Многие желают овладеть способностью управления своих эмоций, выполняя специальные мимические упражнения. Однако все предпринятые меры по обучению тонкостям мимики не будут иметь успеха, если не знать о других важных моментах.

Например, симметричность лица в отображении чувств помогает намного быстрее распознать ложь. Кроме того, выдать стремление человека в маскировании могут губы.

Например, усиленная мимика лица в районе рта позволяет сделать вывод о том, что говорящий чем-то обеспокоен. Губы, искривленные в одну сторону, свидетельствуют о скептическом или насмехательском отношении к происходящему.

Научные исследования

Изучением языка тела и стремлением дать характеристику жестам обладали еще представители Древнего Рима. Наука, образованная на основании наблюдений исследователей, назвали кенесикой. Наибольший вклад в ее развитие внесли:

  1. Дж. Балвер. Создал фундаментальный труд, посвященный жестикуляции, в частности, движениям рук.
  2. И. Ф. Лафатер. Изучал физиогномику, проводил сравнительный анализ эмоций и жестов.
  3. Г. К. Лихтенберг. Издал несколько трудов, в которых подробно разбирал идеи Лафатера, называя их поверхностными и далекими от реальности.
  4. Ч. Белл. Исследовал нервную систему, изучал соответствие черт лица испытываемым эмоциям. Вывел закономерность между эмоциональной реакцией и мускульной активностью.
  5. Ч. Дарвин. Изучал соответствие выражения лица эмоциональной реакции.
  6. Ф. Бэкон. Пришел к выводу, что существует особый язык тела, понимаемый всеми народами мира.
  7. Ф. Лоуэн. В своей книге о психологии тела изложил основы психосоматических проблем

Психологи и социологи верят, что язык тела может стать универсальным средством общения между людьми разных социальных групп.

Как узнать, что человек врет: способы

Для вас, как и для меня, конечно, важно вовремя остановить манипулятора нашим доверием! Итак, набирается опыта, как определить ложь

По жестикуляции человека

Жесты и поза человека могут вам сказать о многом. Начнем с “закрытой позы” – человек скрещивает руки и ноги, он закрывается. Это связано либо с дискомфортными ощущениями, либо со стремлением закрыться от вас.

Если собеседник постоянно ерзает, явно его что-то напрягает! И чаще всего это именно возможное разоблачение, особенно если при этом ладони закрыты.

Каждый человек разговаривает в определенном темпе. Так вот еще одна тайна психологии: если его речь и жестикуляция не совпадают по темпу, то перед вами вылитый врун!

Еще несколько знаков лжи:

  • человек часто касается носа;
  • руки постоянно в области горла, рта;
  • потирание рук;
  • перебирание пальцами разных предметов;
  • собеседник пытается закурить, когда вы начинаете докапываться, либо кусает губы;
  • положение в пространстве тоже меняется – человек как бы пытается увеличить дистанцию, поэтому он делает шаг назад, но это работает, когда вас воспринимают как реальную угрозу разоблачения;
  • ладони считают вторыми показателями правды после глаз, поэтому если их тщательно прячут в карманы, за спину и т. д., то это явный показатель лжи.

Распознаем ложь по жестикуляции человека

По мимике

Ложь не свойственна человеку, ему приходится врать в обстоятельствах, угрожающих ему. Поэтому недостоверная информация сопровождается напряжением. Когда собеседник вас обманывает, следите за его мимикой.

Основные признаки лжи по мимике:

  • цвет лица изменяется: либо темнеет, либо бледнеет;
  • наблюдается легкое подергивание век;
  • проследите за морганием – оно ускоряется.

Такие явления часто сопровождаются потиранием разных частей тела. Это реакция мозга – он хочет заблокировать неправду. А вот моргание выдает внутреннее желание закрыть на все глаза.

По глазам

Психологи уже не утверждают, что лжецы прячут глаза в разговоре. Нашлись искусные в своем деле манипуляторы и обманщики. Но все-таки по глазам можно заподозрить неправду.

Начнем с того, что вранье, особенно для новичка, – это стресс. А как наш организм реагирует на стрессы? В разговоре вы можете увидеть расширенные зрачки и неестественный блеск в глазах.

Статистика, вещь упрямая, говорит, что женщины при обмане смотрят часто вверх, а мужчины, наоборот, – вниз.

Еще обращайте внимание на частое моргание, отведение глаз, которое сменяется внимательным наблюдением за вами. Так собеседник следит, внимательно ли вы его слушаете и доверяете ли

Желаете научиться “читать” людей по глазам – смотрите видео ниже:

По переписке

По мимике лица, глазам и жестам значительно легче определить обманщика, чем по переписке. То, что уж есть на бумаге или носителе информации, сложно как-то изменить. Поэтому люди меньше врут по переписке своим знакомым. Но как узнать, лгут ли вам по переписке в интернете? Определяем, когда человек врет, хватайте лайфхаки:

  • долгий набор текста (если вам это видно) говорит о том, что человек подбирает слова, а это первый показатель неискренности;
  • при животрепещущем вопросе вы вообще не получаете ответа или получаете ответ на другую тему в тексте – признак сокрытия информации, то есть ложь;
  • вы задаете вопрос, а вас винят в том, что вы играете на чувствах, совести и во всех смертных грехах – человек врет или лицемерит;
  • в щекотливых темах вы задаете прямой вопрос, а оппонент “включает дурочка”, делает вид, что он забыл или обесценивает ваши чувства;
  • постоянные отговорки или жалобы – неискренность собеседника;
  • постоянно получаете фразы типа “возможно”, “я постараюсь”, “все может быть” – манипуляция или обман.

Учтите, что ложь может быть по разным причинам, да и люди бывают болтливыми или молчаливыми, поэтому лучше поговорить “на чистоту”, чтобы не теряться в догадках и не надумывать проблемы с человеком.

Но вот отличить правду от лжи в отношениях сложно, особенно если парень или девушка вас заинтересовала. Для этого подключайте все методы: смотрите на жесты, в глаза, задавайте прямые вопросы и наблюдайте за реакцией. Но переусердствовать тоже не нужно – есть опасность потерять реальные отношения.

Книги по психологии мимики и жестов

Чтобы понимать, о чем свидетельствуют мимика человека, его жесты при общении, можно почитать специальные книги, которые особенно будут полезны для начинающих. Авторы научат понимать эмоции и настроение собеседника.

  1. Аллан и Брбара Пиз «Язык телодвижений». Авторы расшифровывают все телодвижения: мимику, позы, манеры, походку, взгляд, – по которым можно разгадать истинные мысли человека.
  2. Роберт Чалдини «Психология влияния. Внушай, управляй, защищайся». В книге описано, как работают скрытые механизмы влияния, предлагаются примеры, повышающие вероятность согласия до максимума. При этом Чалдини учит, как замечать такие приемы и защитить от них свое сознание.
  3. Лиллиан Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам». Доктор психологии делится быстрым и легким подходом распознания неправды.
  4. Бор Стенвик «Все мы врем. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми». Автор описывает примеры «хорошего обмана», подсказывает, как понять, что собеседник врет, и как определить, что человек обманывает сам себя.
  5. Пол Экман, Уоллес В. Фризен «Узнай лжеца по выражению лица». Авторы на примерах рассказывают, как распознать ложь, читая по лицу.
  6. Томас Эриксон «Кругом одни идиоты». Эриксон делит всех людей на четыре цветотипа. Каждый цвет характеризуется своей логикой поведения, темпераментом и системой ценностей. Автор учит, как находить общий язык и заводить партнерские отношения с людьми другого цветотипа.
  7. Джек Шафер, Марвин Карлинс «Включаем обаяние по методике спецслужб». В книге рассматриваются методики, позволяющие приобретать друзей и производить хорошее впечатление.
  8. Аллан Пиз «Говорите точно… Как соединить радость общения и пользу». Автор научит отделять фразы формальной вежливости от зерен истины и расшифровать невербальные сигналы собеседника.
  9. Ауд Далсегг, Инге Вессе «На крючке: как разорвать круг нездоровых отношений». Авторы научат противостоять манипуляциям со стороны близких, знакомых и коллег.
  10. Александр Петров «Практическая физиогномика. Книга-тренажер». Советы Петрова уменьшат ошибки в ведении деловых переговоров, в контакте с начальством и подчиненными, в личном общении.
  11. Оксана Сергеева «Как научиться разбираться в людях?». Психолог учит понимать и предсказывать мысли, чувства и поступки собеседника.
  12. Саймон Джордж «Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора». Американский психолог предлагает классификацию манипулятивных личностей, образ их действия, методы борьбы с ними.

Также полезной будет литература об искусстве пантомимы.

Как работает наша мимика

На нашем лице сосредоточено порядка 57 мышц, имеющих особую анатомическую конструкцию. В отличии от мышц тела, которые имеют две зоны крепления к костям, мимические мышцы имеют только одну точку фиксации. При этом другой своей стороной они вплетаются в кожу или другую лицевую мышцу. При сокращении, они сразу же приводят их в движение.

В распознании выражений на нашем лице участвуют зеркальные нейроны мозга. Относящиеся к ним лицевые клетки мозга считывают выражения лица, а оптическая система обработки информации организует реакцию отражения в мимике и поведении.

puhhha/IStock

На работу мимических мышц влияют не только испытываемые нами чувства и взаимодействие с окружающими, но и генетика, а также воспитание. Более того, в течении времени мимика может трансформироваться и меняться. Исключение составляют только регулярно повторяющиеся мимические экспрессии, которые неизменно приводят к устойчивым изменениям черт лица.

С возрастом мышцы запоминают, как выражать положительные или негативные эмоции. Самую большую роль в формировании мимической маски играют именно негативные эмоции, перенятые от родителей или собственные переживания, подавленные в прошлом и осевшие в закрепощенных мышцах – мимических паттернах. От физиологического состояния мимических мышц напрямую зависит причина возникновения морщин и раннее старение кожи.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

  • Прикосновение к уху или почесывание его говорит о том, что человеку не нравится, о чем говорит собеседник.
  • Подпирание подбородка свидетельствует о скуке и желании поскорее закончить беседу.
  • Поглаживание или почесывание подбородка указывает на раздумья и размышления.
  • Постукивание пальцами или другими предметами по столу, бросание взгляда на часы, постукивание ногой по полу или покачивание ступней говорит о нетерпении.
  • Раскрытые ладони, расстегнутые пиджак или кофта указывают на готовность к общению и открытость.
  • Скрещивание рук и ног, закрытая поза свидетельствует о недоверии или нежелании общаться.
  • Потирание или почесывание шеи говорит о сомнении и неуверенности.
  • Руки, заложенные за спину или за голову, свидетельствуют о стремлении собеседника показать свое превосходство.
  • Снимание и протирание очков, покусывание дужки указывают на размышления.
  • Прикрывание рта ладонью означает скрытность или ложь, собеседник чего-то недоговаривает или говорит заведомо неправдивую информацию.
  • Руки в карманах говорят о скрытности или нежелании участвовать в беседе. Если же большие пальцы выступают из карманов наружу, собеседник стремится доминировать.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Искусство флирта, признаки флирта и язык тела

Применение

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
  3. Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
  4. Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
  5. Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
  6. Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
  7. Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Язык тела и характер

Книги про язык тела написаны специалистами, занимающимися исследованиями поведения человека, в основном это психологи, телесно-ориентированные психотерапевты, НЛП-еры – все они знатоки невербального проявления человека, утверждающие, что язык тела связан с состоянием, чувствами на данный момент, а некоторые позы и мимика это проявление характера.

Например, человек постоянно чем-то недоволен, часто раздражен, характерная мимика для него будет: сведение бровей, даже морщинка на лбу образуется, опущенные уголки губ, лицо как застывшая маска – так характер отпечатывается на лице. Демонстрируемая поза: плечи опущены, согбенная спина. Жизнерадостный человек – его мимика открыта: улыбка искренняя, не натянутая «от уха до уха», а стремиться к уголкам глаз. Плечи раскрыты, спина прямая, взгляд добрый и даже глаза улыбаются.

Язык тела женщины

Общая картина невербального языка есть как у мужчин, так и у женщин, проявляющая себя в стрессовых ситуациях, здесь все универсально. Специфическим язык женского тела становится, когда представительнице прекрасного пола в поле зрения попадается привлекательный для нее мужчина и тогда язык тела предполагает раскрытие женской сексуальности. Как это проявляется:

  • поведение становится жеманным или кокетливым (не всегда);
  • во время походки покачивает бедрами;
  • закидывает нога на ногу – характерная поза;
  • стреляет глазами;
  • томный взгляд, глаза блестят, зрачки расширены;
  • играет сережкой в ухе, туфелькой на ноге;
  • трогает волосы, накручивает прядь на палец;
  • прикасается невзначай;
  • слегка оголяет части тела (поднимает выше рукав, край юбки);
  • часто облизывает губы, смотрится в зеркальце.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector