Размышления марка аврелия: 10 уроков из книги, написанной 2000 лет назад

Юность

Чести гордо зваться консулом, Арвелий удостоился будучи совсем юным – в 19 лет. Несмотря на молодость, на этой должности он сумел проявить свой нрав – будущий император был строг, требователен, и в то же время очень прост в общении. Аврелий с раннего возраста отличался любовью к древнеримским ритуальным традициям, а его ораторские способности производили на окружающих огромное впечатление. Среди всего прочего, Марк Аврелий имел глубокие познания в области гражданского права и юриспруденции.

В 145 году Марк Аврелий связал себя узами брака с одной из дочерей своего приемного отца – Фаустиной. В это же время он всецело отдался дальнейшему познанию философии.

a_BraggaTitul »

Семейство: a_BraggaTitul

Начертание: Regular

Цените только правильные вещи, и ваша жизнь тоже обретет ценность.

«Ценность человека измеряется важностью того, что он ценит». Наши ценности и то, что волнует нас превыше всего остального, определяют наш образ жизни

К примеру, если вы цените только деньги и материальные блага, то в вашей жизни определенно не хватает чего-то действительно важного

Наши ценности и то, что волнует нас превыше всего остального, определяют наш образ жизни

К примеру, если вы цените только деньги и материальные блага, то в вашей жизни определенно не хватает чего-то действительно важного

А если для вас важнее всего благополучие вашей семьи и друзей, свое собственное благополучие, отношения с другими людьми и реальные возможности развития карьеры, то у вас довольно неплохие шансы прожить счастливую жизнь.

Читайте еще: Цитаты братьев Стругацких, которые научат вас мыслить шире

Наиболее известные цитаты из дневников Марка Аврелия

  1. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

  2. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

  3. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

  4. С человеком никак не может произойти то, что не есть человеческое дело, как и с быком случается только бычье, с виноградом — виноградное и с камнем то, что свойственно камням. А если со всяким случается то, к чему оно и привыкло, и рождено, что тут негодовать? Общая природа не принесла тебе ничего, что непереносимо.

  5. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

  6. Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

  7. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  8. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

  9. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

  10. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

  11. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

  12. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

  13. Твои мысли становятся твоей жизнью.

  14. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

  15. В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге.

  16. И продвигает в деле самая помеха делу и ведёт по пути трудность пути.

  17. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!

  18. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

  19. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить.

  20. Поступать во всём, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.

  21. Природе, дающей всё и всё забирающей, человек образованный и скромный говорит: дай, что хочешь; бери, что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего лишь и преданно.

  22. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

  23. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  24. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.

  25. Создай себе досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.

  26. Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне. Такая характеристика, однако, нуждается в уточнении.

  • Во-первых, Марк не был мыслителем, разрабатывающим собственную философскую систему или достраивающим чужую теорию. Адепт стоицизма, он хорошо усвоил уже достаточно развитое и совершенное учение и стремился следовать ему в своем поведении.
  • Во-вторых, в стоицизме Марк ценил лишь ту часть, которая относилась к этике. Этика стоиков пользовалась наибольшим успехом у римлян его времени. Физика  же и логика стоиков были чужды римлянам, возможно поэтому и Марк равнодушен к ним.  
  • В-третьих, Марк не просто следовал указаниям стоических мыслителей. Он пропускал их через себя, соотносил с текущим моментом и своим высоким положением. В записках Марка четко прослеживается напряженная личная работа над освоением многовековой стоической традиции.

Таким образом, как римляне того времени, так и Марк Аврелий — их лучший представитель — ценили философию с чисто практической точки зрения, пытаясь найти в учении стоиков указания на нормы поведения. С этой точки зрения, можно с уверенностью сказать, что Марк был не просто философом, а философом-практиком. И успешность его жизни и деятельности, как правителя, гражданина и человека, характеризует тот факт, что он был последним великим императором, императором-гуманистом самой большой в истории человечества империи, до размеров которой пока еще не доросло ни одно из известных нам государств мира.  

Новое видео:

Примечания

  1. ↑ Д. Реале, Д. Антисери. Марк Аврелий. — В книге: Д. Антисери, Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-2 Античность и средневековье. СПб., 2003. — 688 с. — ISBN 5-901151-04-6. — С.148-150.

Детство

Марк Анний Вер, а именно такое имя при рождении было дано будущему императору, родился в 121 году в знатной и довольно обеспеченной семье. После кончины родного отца, мальчика усыновил Публий Катилий Север, а ему самому было дано новое имя — Марк Анний Катилий Север. После того, как не стало и приемного отца в 139 году, Марк вскоре был повторно усыновлен императором Антонином Пием, а его полное имя теперь звучало как Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Жена Антонина Пия приходилась Аврелию теткой, так как была родной сестрой кровного отца мальчика.

Обучался Марк на дому, а приемный отец всеми силами способствовал всестороннему развитию Аврелия, видя в нем достойную смену на посту императора. Особенно по душе мальчику была философия стоиков, приверженцем которой он оставался до конца своих дней. Среди преподавателей Марка был и Аполлоний – известнейший в мировой истории представитель стоицизма.

А.Махнач (гр.Бивни) – Сине-бело-голубые (Live…

Правление

Марк Аврелий

Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право»

В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте ().

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Стоит ли прочесть книгу

Мы считаем, что книгу однозначно стоит прочитать всем, кто интересуется философией и личной эффективностью. Идеи книги, написанной в начале второго века нашей эры, вполне применимы и сейчас. Редакция MakeRight не рекомендует читать книгу в русских изданиях, перевод не адаптирован для читателя. Встречаются такие выражения, которые практически невозможно понять и тем более применить в жизни. Если вы захотите прочитать эту книгу, то мы рекомендуем читать на английском языке в переводе Грегори Хейса (Gregory Hayes), который проделал просто фантастическую работу, чтобы адаптировать мысли великого императора применительно к нашему времени.

Все методы хранения свежего хрена

Особый вкус и запах — не единственные достоинства этого корня. У него масса полезных свойств, помогающих при лечении простудных заболеваний и авитаминоза. Но фитонциды и эфирные масла со временем улетучиваются. Этого можно не допустить, если знать, как хранить хрен на зиму.

Прежде чем перейти к описанию способов хранения хрена, хочу дать совет: отберите для этого только толстые, здоровые и не поврежденные корневища. Все остальное лучше переработать и законсервировать сразу.

Способ 1 — в погребе или подвале

Этот способ доступен только жителям своих домов и некоторым горожанам, живущим на первом этаже в квартирах с подвалом. Он позволяет сохранить не только все свойства хрена, но и его свежесть и сочность:

Сушка корней
. Выкопанные корневища переберите и оставьте на воздухе на два часа, чтобы подсохли срезы и осыпалась земля.

  • Подготовка тары
    . Лучше всего взять деревянный ящик со сплошным дном и стенками.
  • Подготовка песка
    . Корень хрена лучше всего лежит в сухом чистом песке. Его нужно просеять, чтобы удалить камушки, частицы глины и растений.
  • Закладка
    . Корневища укладывают на слой песка так, чтобы они не касались друг друга. Затем засыпают в ящик следующий слой и укладывают второй ряд и т. д.

Оптимальная температура хранения от 0 до +5 градусов при нормальной влажности воздуха. Если вы в состоянии своими руками обеспечить такие условия на застекленной лоджии, то и она может стать зимним убежищем для хрена. Например, можно утеплить ящик с крышкой пенопластом, а в сильные морозы дополнительно его укрывать.

Способ 2 — замораживание

Заморозка хрена — способ, доступный всем. Возни будет чуть больше. Зато в течение всей зимы вы сможете пользоваться уже готовым к переработке полуфабрикатом и быстро делать натертый хрен.

Инструкция в таблице подскажет план действий:

Изображение
Пошаговое описание
Шаг 1

Корни тщательно моем, вырезаем гнилые и поврежденные места.

Шаг 2

Счищаем кожицу любым удобным способом.

Шаг 3

Нарезаем на кусочки по 3–5 см и порционно раскладываем по пакетам для заморозки.

Подготовленный таким образом хрен будет храниться в морозилке до следующего урожая. Собираясь использовать его для приправы, нужно будет достать порцию и, не дожидаясь размораживания, измельчить в блендере или мясорубке.

Можно воспользоваться и ручной теркой, так как потереть замороженные корни проще, чем свежие — в таком виде они не будут раздражать слизистые.

Можно хранить их и просто в холодильнике. Но недолго, не более 2–3 недель.

Способ 3 — сушка

Выбирая способы хранения, на этом можно остановиться только в том случае, если вы используете хрен исключительно как добавку к соусам и супам или приправу для солений. Приготовить из него Огонек или сочную закуску со сметаной не получится. Зато, хранится сушеный хрен в домашних условиях без создания особых условий.

После мытья и чистки его нарезают тонкими кружочками или соломкой.

Сушить хрен можно любым способом:

  • В специальной сушилке для овощей
    ;
  • В духовке
    при температуре 60 градусов с приоткрытой дверкой;
  • На воздухе
    в полутени.

Хорошо просохшие кусочки легко измельчаются ступкой или блендером. Полученный порошок пересыпают в стеклянную банку и закрывают плотной крышкой, чтобы не улетучился аромат.

Самое сложное и неприятное в подготовительных работах — это чистка «кусачего» продукта и его измельчение. Приходится пролить немало слез, пока работа будет закончена. Поэтому на вопрос, как быстро почистить хрен и при этом уберечь глаза и не потерять сознание от запаха, можно встретить самые невероятные ответы.

В их числе и использование противогазов, и очков для подводного плавания. А счастливые обладатели аппаратов высокого давления типа Керхера предлагают чистить хрен мощным напором воды, поместив его в мелкоячеистую капроновую сетку.

Цена подобных агрегатов столь высока, что покупать их только для этой цели как-то глупо. Поэтому мы воспользуемся хитростями попроще:

Изображение
Рекомендации
Совет 1

Замочите корневища на сутки в холодной воде. Они легче отмоются, да и натереть их будет проще.

О том, как хранить хрен, хозяйки знали еще много лет назад. Примечательно, что и сегодня используются все те же подходы к обработке продукта. Его можно заморозить или засушить на зиму, и даже оставить в свежем виде. Наконец, многие используют методы консервации состава. Правда, при таком подходе в нем невозможно сохранить все те полезные вещества, за которые так ценится овощ. В любом случае, даже закрутки лучше делать в домашних условиях, а не приобретать в магазине. Учитывая то, сколько консервантов и красителей сегодня используют в пищевой промышленности, готовый продукт будет лишь ядреной приправой, лишенной терапевтических свойств.

Реализованные проекты

  • Разработка модели данных и основ Process Mining для автоматизации инвестиционного процесса в ПАО «МОЭК»

  • Создание информационной модели атомной станции, включая основные справочники, объекты данных, инженерные документы и связи

  • Разработка сервисного каталога для ПАО «Ростелеком» с использованием QPR Enterprise Architect

  • Модель бизнес-объектов или основных сущностей для любой телекоммуникационной компании

  • Для компании «Русские башни» выполнены работы по дизайну и автоматизации workflow основных процессов на базе ПО «Тарантула»

  • С использованием нотации Archimate выполнено архитектурное моделирование ИТ-ландшафта (отдельных его доменов) с целью каталогизации и структурирования таких строительных блоков архитектуры (ABB), как системы, процессы, бизнес-функции, интеграционные интерфейсы.

  • Выполнена задача по систематизации, разработке и описанию нескольких десятков услуг и продуктов, включая услуги Интернет и IPTV начиная от анализа прейскурантов до создания каталога продуктовых предложений в автоматизированной системе.

  • Тренинги и семинары

    Для ряда телекоммуникационных компаний РФ и Казахстана проведены тренинги по методологиям от Telemanagement Forum (еТОМ, NGOSS, SID).

    Для команий других отраслей проведены консультационные семинары в области организационного инжиниринга и дизайна бизнес-процессов.

все проекты

Правление

Марк Аврелий

Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право»

В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Судьба

Гейдельбергская рукопись с сочинением Марка Аврелия не сохранилась. Она была издана немецким эллинистом Ксиландром с параллельным переводом на латынь в 1559 году. Заодно была развенчана опубликованная за 30 лет до этого мистификация — «Золотая книга Марка Аврелия». Однако многие пассажи исходного текста были неправильно поняты и оттого представляют сложности для интерпретации.

Ксиландр указал на параллели между «Рассуждениями» и отдельными стихами Нового Завета, но не обратил внимание на их сходство с трудами других стоиков. По этой причине до публикаций Казобона начала XVII века главными источниками по стоицизму считались работы Эпиктета и Сенеки

В качестве стоического философа Марк Аврелий стал восприниматься только с конца XVII века. При этом упор продолжал делаться на близости его взглядов к христианству.

В викторианскую эпоху римский император продолжал считаться «неосознанным» христианином и «святейшим из язычников» (так его характеризует, в частности, Мэтью Арнольд). Впервые эту точку зрения подверг критике Дидро в статье «Энциклопедии» о стоицизме. Исследователь раннего христианства Эрнест Ренан назвал сочинение Аврелия «самой человечной из всех книг», а американский президент Билл Клинтон — своей самой любимой.

«Размышления» ещё до революции не раз издавались в русских переводах (в частности, Л. Д. Урусова и С. М. Роговина). В 1985 г. вышло академическое издание в серии «Литературные памятники». Сочинением Марка Аврелия вдохновлена картина Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Правление

Марк Аврелий

Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право»

В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте ().

В 178 году Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлён. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Литература

Тексты и переводы

  • В «Loeb classical library» сочинение издано под № 58.
  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинения: Marc Auréle. Écrits pour lui-même. Tome I: Introduction générale. Livre I. Texte établi et traduit par P. Hadot, avec la collaboration de C. Luna. 2e tirage 2002. CCXXV, 94 p.

Русские переводы

Житие и дела Марка Аврелия Антонина цесаря римского, а при том собственныя и премудрыя его рассуждения о себе самом. С немецкого перевел С. Волчков. СПб., 17405-е изд. СПб., 1798.

112, 256 стр.

Размышления императора Марка Аврелия О том, что важно для самого себя.переизд.: М., 1888, 1891, 1895, 108 с.; М., 1902, 95 с. М., 1911, 64 с

М., 1991. / Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882. X, 180 стр.

К самому себе. Размышления. / Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895. 173 стр.
Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина(неоднократно переиздавался с 1991 года), вступ. очерк С. Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.

Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 19852-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.. 245 стр. 25000 экз.

Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, . 224 стр.

  • Франсуа Фонтен. Марк Аврелий / Перевод Н. Зубкова. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 5-235-02787-6.
  • Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. СПб., 1906.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий как философ // Вера и разум.1887, № 20, кн. I, отд. фил., С. 385—400.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий и его отношение к христианству // Вера и разум, 1889, № 13, кн. I, отд. филос. С. 17-36.
  • Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985.- С.93-114.
  • Гаджикурбанова П. А. «Философские медитации» Марка Аврелия // MegaLing-2008. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий: Докл. междунар. научн. конф. 24-28 сент. 2008 г., Украина, Крым, Партенит. Симферополь, 2008. С. 42-43.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector