Логическое мышление
Содержание:
Содержание
Навигация
Как развить логическое мышление
Умение логично рассуждать – это не врожденная характеристика личности. Способность мыслить логически вырабатывается на протяжении жизни. Данный элемент познания действительности скорее чужд человечеству, нежели близок ему, поэтому индивиды на протяжении веков старательно уклоняются от произведения логических умозаключений, стараясь мыслить, таким образом, каким им выгоднее и проще. Однако при этом без логики человеческий род не выжил бы, так как фундаментом для сотворения большинства жизненных законов является логика, которая представляет способность размышлять, анализировать поступающие данные, проводить параллели и совершать верные умозаключения.
Именно логическое мышление позволяет людям принимать правильные решения. Поэтому специалисты всего мира постоянно разрабатывают игры на логическое мышление, способствующие развитию умения мыслить, используя, в первый черёд, логику, а не интуицию.
Логически мыслить означает отделять существенное от неважного, отыскивать взаимосвязи и выводить умозаключения, приводить аргументы и парировать, обладать убедительностью и не являться легковерным субъектом. Несмотря на то, что всякий индивид не раз за собственную жизнь использует способность логического мышления, все же большинство субъектов мыслит шаблонами, поскольку не стремится выработать логическое мышление
Такие субъекты не стимулируют логическую мыслительную деятельность, редко используя логику в рассуждениях.
Как развить логическое мышление? Начинать тренировать логику можно практически с «пеленок» и делать это оптимально при помощи различных игр.
Игры на развитие логического мышления
Лидирующую позицию среди игр, стимулирующих формирование логической мыслительной деятельности, занимают шахматы, которые по сей день считаются классическим средством тренировки собственного интеллекта. Шахматы учат не только мыслить логически, но и разработке стратегий, терпению, внимательности, усидчивости, предугадыванию шагов соперника и анализу сложившейся на доске ситуации.
Более простым вариантом являются шашки, однако недооценивать данную игру не стоит. Она формирует объективность мышления, тренирует память, воспитывает трудолюбие, точный расчет и смекалку, учит находить нестандартные пути решения.
Игра «эрудит» также знакома большинству ещё с детства. Она способствует стимулированию внимательности, развитию логики и памяти, расширение словарного запаса и кругозора.
Игра «реверси» способствует развитию масштабного логического мышления, формирует умение видеть перспективу ходов и просчитывать собственные действия их на несколько шагов вперед.
Кроме этого существует множество загадок, отгадывание которых способствует тренировки логики и развитию внимания.
Сегодня в век инновационных разработок тренировать логическое мышление стало намного проще, чем ранее. В нынешнее время для развития логики уже не нужно везде носить с собой громоздкую шахматную доску, достаточно иметь мобильный телефон, причем не обязательно дорогой смартфон. Скачав на телефон несколько игр, направленных на тренировку логики, можно с пользой проводить время, например, затрачиваемое на езду в транспорте на работу.
Также для формирования логического мышления разработано множество упражнений, таких как расшифровка анаграммы, нахождение лишнего слова в ряду, поиск аналогий и др.
К вышеперечисленному можно добавить несколько рекомендаций, выполнение которых стимулирует работу мозга и развивает логику.
С целью выработки привычки глубоко анализировать, следует при штудировании нового материала или произведении любых действий, объяснять самому себе для чего это необходимо, что это даст и т.п.
При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумывать минимум четыре способа выхода из нее или пять путей решения. При этом решения могут быть самыми невероятными.
Для активизации мозговой деятельности в неординарном направлении, необходимо научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей – левой и наоборот).
Также рекомендуется больше двигаться на свежем воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активизации работы мозга практически на 60%. Кроме этого во время прогулки можно складывать цифры номеров проезжающих машин. При выполнении каких-либо действий, следует делать непродолжительные передышки каждые 40 или 50 минут, направляя собственный разум на что-нибудь отличное от выполняемых действий.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Как мыслит ребенок
Как всем известно, мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, а правое – за творческие процессы. Люди, у которых более развито левое полушарие отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а в случае более развитого правого полушария – склонностью к фантазиям и мечтам. Среди людей с развитым правым полушарием достаточно много поэтов, художников, музыкантов, писателей и прочих творческих личностей.
Известны также случаи, когда у человека практически равномерно развиты оба полушария мозга, хотя такое встречается не часто. Чаще всего такие люди становятся либо гениями, либо весьма одаренными личностями.
Психологи настоятельно рекомендуют прикладывать силы именно к разноплановому развитию ребенка, поскольку предрасположенность нельзя выяснить сразу, она проявляется в ходе занятий спустя какое-то время. Родителям стоит внимательнее присматриваться к тому, что дается ребенку легче и вызывает в нем больший отклик, это поможет определиться с дальнейшими методиками его развития.
Важно
Не думайте, что достаточно будет выбрать пару развивающих кружков для вашего чада. Многие специалисты советуют по максимуму загрузить ребенка разнообразными занятиями, чтобы он в дальнейшем смог выбрать наиболее ему интересные.
6 главных аксиом логики
Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:
Необратимость времени
С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня». То есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.
Следственные связи, их последовательность
Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.
Дедукция
Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.
Индукция
Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.
Последовательность действий
Если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.
Человек – нелогичное существо
Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.
Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.
Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.
Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.
Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.
Что такое абстрактное мышление
Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей
Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.
Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.
О формах абстрактного мышления
Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:
Понятие
Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.
Суждение
Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.
Умозаключение
Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.
Упражнения и игры для развития
Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.
Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.
Дети дошкольного возраста:
- 3-4 года;
- 5-6 лет.
Дети младшего школьного возраста (начальная школа):
- 7-8 лет;
- 9 лет;
- 10 лет.
Дети среднего школьного возраста (подростковый период):
- 11 лет;
- 12-13 лет;
- 14-15 лет.
Дети старшего школьного возраста (юношеский период):
16-17 лет.
Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.
Для дошкольников
Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.
Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.
Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п
п
п.
Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего)
В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают)
В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.
Для младших школьников
Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.
В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.
Для подростков
Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.
Виды
Логика – это очень ценное интеллектуальное качество, которое помогает правильно мыслить. Логическое мышление выстраивает мыслительные процессы в такой последовательности, которая позволяет проследить взаимосвязь между событиями или рассматриваемыми объектами. Логика у человека формируется примерно с 7–8 лет и продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. Необходимо помнить, что законы логики основываются на практической информации. Здесь выводы опираются на ранее полученные знания. Задатки логического мышления появляются у ребенка с рождения. А также оно делится на определенные виды. Рассмотрим их.
Образно-логическое
Данный вид позволяет человеку решать так называемые образные задачи. Именно поэтому его еще называют наглядно-образное мышление (это когда человек воспринимает информацию еще и зрительно). При таком процессе происходит визуальное представление ситуации и оперирование образами. Образное мышление и воображение имеют одно и то же значение. Воображение позволяет четко нарисовать определенную картину или точно описать предмет или явление. Недаром уже с полутора лет у ребенка начинает формироваться именно такой вид мышления.
Абстрактно-логическое
Этот вид позволяет мыслить при помощи инструментов, которые не существуют в природе. Индивид может мыслить абстрактно, а именно: имитировать различные отношения между объектами и даже между представлениями, созданными самим мышлением. Таким образом, у человека в мыслительной деятельности появляется сообразительность. При ее подключении человек может домыслить ту или иную ситуацию. Например, когда индивид знает только начало истории, но не знает ее конца. Чтобы довести ситуацию до логического завершения, он применяет абстрактное мышление. Именно так действуют писатели-фантасты. Обладая очень хорошим абстрактным мышлением, они додумывают научную теорию, и так получается интересный сюжет.
Словесно-логическое
Его еще называют вербально-логическим мышлением. Оно использует языковые средства и речевые конструкции. Этот вид требует четкого владения речью, а также умения правильно мыслить. Любой оратор обладает хорошо развитым словесно-логическим мышлением. Благодаря ему человек может грамотно построить свой диалог с другими людьми. Без такого мышления не могут обойтись адвокаты, писатели, журналисты.
Развитие логического мышления
Если уйти от определения логического мышления в психологии, это будет просто навык, который тренирует разум и заставляет его оставаться светлым долгие годы. Для тренировки логики можно решать математические задачи, ведь они неотрывно связаны между собой. Также, постоянное повторение таблицы умножения и решение примеров на умножение и деление поможет достичь цели логическое мышление развить. Чтобы проверить, насколько развито у человека логическое мышление, можно предложить ему решить задачу Эйнштейна. Этот гениальный физик утверждал, что ее могут осилить лишь 2% людей.
Решать задачки и примеры нужно всего несколько минут в день. И тогда способность логически рассуждать будет находиться на высоком уровне и даже улучшится еще больше.
Чтобы не утруждаться с поиском задач, можно развивать при помощи бульварной литературы логическое мышление, приобретая сборники и журналы, в которых содержатся логические, математические задачи.
Гуманитариям можно начать с более доступных их восприятию заданий. Это может быть:
- разгадывание загадок;
- решение кроссвордов, сканвордов и т.д.;
- разгадывание ребусов и других головоломок;
- игра в шахматы.
Формы логического мышления
Понятие логического мышления начали изучать еще философы древнего мира. Благодаря этой особенности мозга, человек способен на сложнейшие умозаключения, решение высочайших задач. А в основе всего этого непостижимого мира логики лежит всего три формы мышления.
Первым, кто стал заниматься изучением логического мышления, был один из самых влиятельных древнегреческих философов – Аристотель. Именно он является основоположником изучения такого понятия как формальная логика. Итак, виды логического мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Смотрите видео о том, как тренировать логическое мышление.
Вот как можно определить, какая форма мышления, когда и при каких обстоятельствах задействована:
- Понятие несет в себе понимание отличительных признаков объектов, которые несут в себе информацию, благодаря которой человек может обобщить предметы и явления. При этом понятие бывает общим, иначе – существенным и единичным иначе – несущественным. Примером тут может стать треугольник. Когда один человек слышит это слово, он представляет равносторонний треугольник, когда его слышит другой, он может представить треугольник равнобедренный. Общим в данном случае будет наличие у обеих фигур трех углов, а единичным – вид треугольника. Таким образом, понятие отражает существенные признаки. Понятие не предоставляет детальной информации. Например, если сказать о том, что человек художник, очевидно станет лишь это. Но узнать, в каком стиле он пишет картины, и какие для этого использует краски, при помощи обращения к понятию не получится.
- Суждение участвует в процессе формирования мнения посредством понимания связей между полученным понятием и информации о связующих предметах и умозаключениях. Суждение может быть общим, частным и единичным. Например, общее суждение – это «весь шоколад сладкий», частное – «некоторая часть шоколадок содержит изюм» и единичное – «Шоколадка «Дав» молочная». Суждения подразделяются еще и на формальные и эмпирические. Формальные суждения не дают доказательств, как таковых. Например, «небо голубое» или «у балалайки три струны». А эмпирическое выдает доказательство. Например, «посмотри, какое небо голубое».
- Умозаключение – самый сложный процесс логического мышления, который происходит на основе синтеза сразу нескольких понятий и суждений. Суждение – это информация, полученная логически. Например, человек, играющий на пианино – это пианист; Илья Иванов играет на пианино; Значит, Илья Иванов пианист. В большинстве случаев люди используют индукцию и дедукцию – это разновидности умозаключения. Но существует еще две разновидности этой формы логического мышления – аналогия и предположение.
А умозаключение уже делится на дедукцию, индукцию, аналогию и предположение.
Человек и логическое мышление неотрывно связаны между собой. Именно у человека логика развита настолько, что он может двигать прогресс, поскольку именно человеческий мозг вмещает в себя недюжинный ум и сознание. Таким образом, логическое мышление лежит в основе познания.
Примитивные способы мышления имеются, также, и у некоторых видов животных. Но только человеческое логическое мышление лежит в основе тысяч изменений, которые человеческий разум прошел за время эволюции.
Делитесь своим мнением на тему того, за что отвечает логическое мышление в вашей жизни в . А также смотрите видео о том, что нужно знать для развития логики.
Логика и логическое мышление
Логика это
Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.
Что такое логическое мышление и его виды
Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.
Словесно-логическое мышление
Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.
Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.
Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.
Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.
Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.
Классификация – объекты группируются по существенным признакам
Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.
Вербально-логическое мышление
Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали
Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.
Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.
Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.
Математическое мышление
Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.
Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия.
Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.
Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.
Ассоциативно-образное мышление
Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.
Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.
К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.