Основные формы мышления и их описание

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений

Понятие
истинности (ложности) относится лишь к
конкрет­ному содержанию того или
иного суждения. Если в суждении верно
отражено то, что имеет место в
действительности, то оно истинно, в
противном случае оно ложно. Например,
суждение “Все волки — хищные животные”
истинно, а суждение “Все гри­бы —
ядовиты” ложно.

Понятие
формальной правильности рассуждения
относится лишь к логическим действиям
и операциям мышления. Если в числе
посылок умозаключения встречается
ложная посылка, то при соблюдении правил
логики мы в заключении можем полу­чить
и истину, и ложь. Чтобы это показать,
возьмем два умоза­ключения:

  1. Все
    металлы — твердые тела.

Ртуть
не является твердым телом.

Ртуть
не является металлом.

  1. Все
    небесные тела – планеты

Юпитер-небесное
тело.

Юпитер
— планета.

В
первом умозаключении заключение
получилось ложным именно потому, что в
качестве первой посылки взято ложное
суждение. Во втором же умозаключении,
несмотря на первую ложную посылку,
заключение является истинным суждением.

16

Чтобы
заключение было истинным, обе посылки
должны быть истинными суждениями и
соблюдаться правила логики. При
не­соблюдении правил логики (если
посылки при этом истинны) мы также можем
получить как истинное, так и ложное
заключение. Чтобы это показать, возьмем
такие умозаключения:

  1. Все
    тигры полосатые.

Это
животное полосатое.

Это
животное — тигр

Законы логики

Наиболее общие связи между мыслями выражаются в формально-логических законах. При решении логических задач эти законы позволяют нам упрощать формулы, проводить умозаключения, выполнять доказательства.

Высказывание может быть либо ложным, либо истинным. Третьего не дано.

A ∨ ¬A = 1

Высказывание не может противоречить самому себе.

A ∧ ¬A = 0

Если дважды отрицать высказывание, то получится исходное.

¬¬A = A

Сколько ни повторяй, значение не изменится.

A ∨ A = A                   A ∧ A = A

От перестановки высказываний значение не изменится.

A ∨ B = B ∨ A             A ∧ B = B ∧ A

От порядка выполнения операций конъюнкции (дизъюнкции) значение не изменится.

(A ∨ B) ∨ C = A ∨ (B ∨ C)                               (A ∧ B) ∧ C = A ∧ (B ∧ C)

A ∨ (B ∧ C) = (A ∨ B)∧(A ∨ C)


A ∧ (B ∨ C) = (A ∧ B)∨(A ∧ C)

Свойства констант

A ∧ 0 = 0         A ∨ 0 = A


A ∧ 1 = A    A ∨ 1 = 1

Доказательства законов логики производятся:

l  с помощью тождественных преобразований выражений;

l  с помощью построения таблиц истинности;

l  с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Логика и логическое мышление

Логика это

Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.

Что такое логическое мышление и его виды

Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.

Словесно-логическое мышление

Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.

Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.

Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.

Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.

Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.

Классификация – объекты группируются по существенным признакам

Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.

Вербально-логическое мышление

Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали

Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.

Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.

Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.

Математическое мышление

Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.

Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия.

Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.

Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.

Ассоциативно-образное мышление

Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.

Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.

К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.

Суждение

Суждение (или высказывание) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например:

  • Если человек читает, значит, он знает буквы.
  • Любой ребенок нуждается в матери.
  • Все собаки – это не кошки.
  • Многие цветы приятно пахнут.

Давайте рассмотрим основные свойства суждения, чтобы понять, чем оно отличается от понятия.

  1. Любое суждение состоит из связанных между собой понятий. Для примера возьмем два понятия – мужчина и женщина. Из них можно составить несколько суждений:
  • мужчины и женщины – это люди;
  • мужчины не являются женщинами;
  • некоторые женщины сильнее мужчин.
  1. Любое суждение выражается в форме предложения (в то время как понятие выражается словом). При этом не каждое предложение обязательно должно быть суждением.
  2. Любое суждение является либо истинным, либо ложным. Если оно соответствует действительности, оно истинное, а если не соответствует – ложное.
  3. Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения состоят из простых, соединенных каким-либо союзом.

Из всего вышесказанного вытекает, что суждение представляет собой гораздо более сложную форму логического мышления, чем понятие. Именно поэтому в суждении выделяют четыре части: субъект, предикат, связку и квантор.

Не пугайтесь этих слов, они вовсе не так сложны, как кажется на первый взгляд. Кратко рассмотрим их.

Субъект (S) – это то, о чем идет речь в суждении. В суждении «Все растения не животные» речь идет о растениях, поэтому в данном случае субъектом являются растения.

Предикат (Р) – это то, что говорится о субъекте. В том же суждении «Все растения не животные» о субъекте «растения» говорится, что они – «не животные», поэтому предикатом данного суждения выступает понятие «животные».

Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. Роль связки могут выполнять самые разные слова: есть, является, находится, это и т. п.

Квантор – это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова все, некоторые, каждый пятый, половина, ни один и т. п.

Для закрепления давайте проанализируем простое суждение «Многие школьники любят физкультуру».

  1. Субъект – «школьники»
  2. Предикат – «физкультура»
  3. Связка – «любят»
  4. Квантор – «многие»

Надеемся, что это понятно. Стоит также отметить, что в некоторых суждениях квантор может отсутствовать. Однако он обязательно подразумевается. В суждении «Бабочки – это насекомые» квантор видимым образом отсутствует, но он подразумевается – это слово «все».

Вопросы в логике

Теперь давайте разберемся с тем, что такое вопрос, и почему его правильность так важна для логики.

Дело в том, что сам по себе вопрос очень близок к суждению. По сути, вопрос – это логическая форма, направленная на получение ответа в виде суждения.

Любой вопрос состоит из двух частей:

  1. Основной (базисной), выраженной неким суждением (предпосылка вопроса);
  2. Искомой, указывающей на необходимость дополнения этого суждения каким-то ответом.

С точки зрения логики одним из основных требований к постановке вопроса является истинность суждения базисной части. В противном случае вопрос считается логически некорректным.

Например, вопрос: «В каком году Достоевский написал «Войну и мир»?» следует признать логически некорректным, так как его базисная часть выражена ложным суждением «Достоевский написал «Войну и мир»».

Логическая форма в современной логике

Фундаментальное различие между современной формальной логикой и традиционной, или аристотелевской логикой, заключается в различном анализе логической формы рассматриваемых предложений:

  • С традиционной точки зрения, форма предложения состоит из (1) подлежащего (например, «человек») плюс знак количества («все», «некоторые» или «нет»); (2) связка , имеющая форму «есть» или «не является»; (3) сказуемое (например, «смертный»). Таким образом: «все люди смертны». Логические константы, такие как «все», «нет» и т. Д., А также сентенциальные связки, такие как «и» и «или», назывались синкатегорематическими терминами (от греческого kategorei — предикат, а син — вместе с). Это фиксированная схема, где каждое суждение имеет определенное количество и связку, определяющую логическую форму предложения.
  • Современный взгляд более сложен, поскольку одно суждение о системе Аристотеля включает две или более логических связки. Например, предложение «Все люди смертны» в терминологической логике включает два нелогических термина «является человеком» (здесь M ) и «смертный» (здесь D ): предложение дается суждением A ( М, Д) . В логике предикатов предложение включает в себя те же два нелогических понятия, которые здесь анализируются как и , а предложение дано , включая логические связки для универсальной количественной оценки и импликации .м(Икс){\ Displaystyle м (х)}d(Икс){\ displaystyle d (x)}∀Икс(м(Икс)→d(Икс)){\ Displaystyle \ forall х (м (х) \ rightarrow d (х))}

Более сложный современный вид дает больше силы. С современной точки зрения, основная форма простого предложения задается рекурсивной схемой, подобно естественному языку и включающей логические связки , которые соединяются путем сопоставления с другими предложениями, которые, в свою очередь, могут иметь логическую структуру. Средневековые логики признали проблему множественной общности , при которой аристотелевская логика неспособна удовлетворительно передать такие предложения, как «некоторым парням повезло», потому что обе величины «все» и «некоторые» могут иметь отношение к заключению, но фиксированная схема то, что использовал Аристотель, позволяет управлять выводом только одному. Подобно тому, как лингвисты признают рекурсивную структуру в естественных языках, похоже, что логике нужна рекурсивная структура.

Логические мыслительные процессы

Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.

Вот основные операции, происходящие в нашей голове:

  1. Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
  2. Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
  3. Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
  4. Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
  5. Конкретизация.  Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
  6. Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
  7. Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.

Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.

Деление простых суждений по характеру предиката

Если понятие
предиката отражает отношение между предметами,
то такие суждения называются
релятивными

(суждениями отношения). Это могут быть
отношения равенства, неравенства,
родства, пространственные, временные,
причинно-следственные и др. отношения.
Например: «Псков старше, нежели
Санкт-Петербург», «А равно В», «Ольга
учится лучше Сергея». Релятивные суждения
имеют форму «S1PS,
т. е. в нем два субъекта, связь между
которыми выражает предикат.

Экзистенциальными
(суждениями существования) называются
суждения, в которых предикат является
понятием существования. Например:
«Существуют динамические законы», «Не
существует беспричинных явлений». Форма
экзистенциального суждения: «S
есть», «S
не есть», здесь понятие «есть» (или его
синонимы) выполняет не роль логической
связки, как это имеет место в атрибутивном
суждении, а является самостоятельным
предикатом.

Атрибутивные
суждения, в которых точно определены
качество
и количество,
называются категорическими
суждениями. Качество и количество
являются основными логическими
характеристиками суждения.

Понятие логической формы

Логической формой конкретной мысли является ее строение, т.е. способ связи ее составных частей.

В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.

Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры). Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях:

    1. все алмазы — углероды;
    2. все четные числа делятся на два без остатка;
    3. все граждане Российской Федерации имеют право на охрану государством достоинства личности.

Содержание у них разное, а форма одна и та же:

«Все S есть Р»;

она включает

    • S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения;
    • Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета;
    • связку («есть»);
    • кванторное слово («все»).

Иногда связка может отсутствовать или заменяться тире или простым согласованием слов (например, Море шумит).

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:

    1. если студент изучает логику, то он повышает четкость своего мышления;
    2. если военнослужащему назначен арест, то он отбывает арест на гауптвахте.

Форма этих суждений такая:

«Если S есть Р, то S есть Р1».

В предложении:

Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны (ст. 381 ГК РФ)

форма выражена так:

«Если а, то в».

Буква «а» обозначает суждение «Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток»;

буква «в» — суждение: «задаток остается у другой стороны».

Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление

Познание
– это
деятельность человека, направленная
на приобретение знаний. Познавательная
деятельность включает
чувственное (ощущение,
восприятие и представление) и рациональное
познание.
Познавая окружающий мир, человек
стремится установить причины явлений,
проникнуть в сущность вещей, раскрыть
законы природы и общества, а это невозможно
без мышления, отражающего действительность
в логических формах. Основные особенности
мышления заключаются в обобщенном и
опосредственном характере отражения
действительности, неразрывной связи с
языком, активном характере отражения.

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

  • Наглядно-действенное, практическое. Основывается на наблюдении, внимательности, учете мелочей и деталей, умении пользоваться пространственными образами. Для практического мышления характерно оперативно переключать между мыслями и действиями, и наоборот. В равной степени применяется теория и практика.
  • Наглядно-образное. Суть заключается в образах и представлениях, возникающих в процессе обработки полученных данных извне. Распространено у детей, воображение и образы помогают им решать задачи, понимать мир.
  • Абстрактно-логическое. В основе этого вида лежит сам процесс мышления, нахождение общих закономерностей, оперирование фактами и категориями.

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Принципы и инструменты

Человек с понятийным мышлением всегда основывается на принципе взаимосвязи. Он не рассматривает отдельно взятые моменты поодиночке

Для него важно докопаться до сути. Поэтому для него неразрывны такие понятия:

  • причина произошедшего и то, к чему оно приведет;
  • цель и средства, которые помогут в ее достижении;
  • условие, доказательство (обоснование), вывод.

Чтобы сложить в голове все эти понятия, мыслящий понятийно использует следующий набор умственных инструментов.

  • Создание системы. Несколько вопросов и ответов существуют не отдельно друг от друга, а объединяются в единое целое.
  • Умение абстрагироваться. Некие отдельные характеристики явления, предмета или существа он может «отбросить» при определенных обстоятельствах и рассматривать происходящее без учета некоторых его признаков.
  • Синтез. Несколько отдельных признаков одного и того же явления умело объединяются в единое целое и таким образом дают полную картину.
  • Умение анализировать ситуацию. Несмотря на то, что человеку с понятийным мышлением свойственно использовать синтез, он в то же время способен отделять зерна от плевел, вычленять необходимые в определенный момент признаки.
  • Сравнительный анализ. С его помощью составляются различия явлений или событий. Таким образом, формируется нечто общее, что могло привести к происходящему.
  • Переход от частного общему. Сбор нескольких различных явлений в общую категорию. При использовании всех этих инструментов мы получаем наиболее полную картину происходящего. При таком подходе к решению проблемы шанс на ошибку минимален.

Словесно-логическое мышление

Сегодня все больше исследований направлено на индивидов, имеющих нарушения во взаимосвязи речи и мышления. Мыслительная деятельность индивидов связана неразрывно с человеческой речью. Так как мысль не может зародиться, протекать и существовать вне речи. Люди мыслят посредством слов, произносимых про себя либо вслух. Другими словами, мыслительные процессы проистекают в речевой форме. Чем основательнее осмысленна и глубже продумана каждая мысль, тем четче и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также, наоборот, при совершенствовании и оттачивании словесных формулировок определенной мысли, будет становиться более отчетливой и понятнее сама мысль.

Мыслительная функция является социально обусловленным, нераздельно связанным с речевыми конструкциями психическим явлением, характеризуемым отыскиванием и произведением открытий существенно нового. Это явление непрямого и обобщенного отображения реальности через ее анализ и синтез. Мыслительное оперирование зарождается на фундаменте практической деятельности посредством чувственного постижения.

Словесно-логическая мыслительная функция является одной из вариаций мышления, которая характеризуется употреблением понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на фундаменте языковых средств и являет собой более позднюю фазу исторического развития и онтогенетического формирования мыслительной деятельности. В структуре словесно-логического мышления вырабатываются и действуют разные виды обобщений.

Словесно-логическая мыслительная деятельность являет собой вид мышления, который реализуется с помощью логического оперирования понятиями. Для этого вида деятельности характерно применение понятий, конструкций логики, которые временами не обладают прямым образным выражением (например, стоимость, гордость, честность). Именно вследствие словесно-логического оперирования субъект умеет находить общие закономерности, предугадывать формирование процессов в социуме и природе, обобщать разную наглядную информацию. Однако даже максимально отвлеченная мыслительная деятельность нередко от визуально-чувственного опыта полностью не отрывается. Всякое абстрактное понятие обладает собственным конкретно-чувственным фундаментом, который не в состоянии отобразить всего совершенства понятия, однако позволяет от действительности не отрываться.

Фундаментом словесно-логического функционирования являются языковые нормы построения, которые объединяют словесные формы в сложные структуры, предоставляющие возможность преобразовывать суждения, в непростые логические системы, изучение которых позволяет субъектам выполнять логические операции вывода.

Основным элементом языковых систем считается слово, предоставляющее возможность подвергать анализу события или явления, выделять существенные признаки в них, классифицировать объекты соответственно определенного класса. Словесные формы, представляя собой средство абстракции и инструмент обобщения, отображают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, находящиеся за объектами внешнего мира.

Формирование логического мышления происходит постепенно. Посредством воспитательного процесса, а в дальнейшем и обучения совершается овладение способами мыслительного оперирования, приобретается умение производить действия «в уме» и разбирать процесс хода собственных рассуждений.

Металогика

Бесплатные деньги (1993) (Money for Nothing)

Драма, Зарубежный фильм, Комедия, Криминал

tagHD 1080, tagHD 720

Режиссер: Рамон Менендез

В ролях: Джон Кьюсак, Деби Мейзар, Майкл Мэдсен

Миллион долларов на дороге не валяются. Но иногда достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы сказочно разбогатеть. Безработному Джоуи выпадает один шанс из тысячи: он был рядом, когда из инкассаторской машины выпал мешок с миллионом долларов. Счастливчик сделал единственный разумный выбор — хватать и убегать. Казалось, теперь все проблемы лишены, но легкие деньги обычно связаны с большими трудностями. На Джоуи объявлена настоящая охота: искатели вознаграждения и полиция гонятся за ним по пятам. И новоиспеченный Рокфеллер очень скоро начинает понимать, как тяжело быть миллионером.

Основные формы мышления

Как правило, выделяется три формы мышления. Рассмотрим их. Наглядно они представлены на рисунке 2.

  1. Понятие. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Как известно, абсолютно каждый предмет или явление имеет разнообразие признаков. Все они делятся на две категории:
  • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
  • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).

Само понятие существует в виде слова. В понятиях знания людей могут обобщаться в настолько абстрактном виде, насколько это только возможно. И именно этим понятие отличается от восприятия и представления памяти, так как они обязательно опираются на опыт, что делает их более конкретными. Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

Суждение. Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой содержится утверждение или отрицание положения, которое может быть присуще как предметам, так и явлениям окружающей действительности.

Различают такие виды суждений как:

  • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
  • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
  • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).

Умозаключение. Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.

Виды умозаключений:

  • индукция (определенный прием рассуждения, который начинается от частных суждений и приходит к более общим; здесь также происходит установление различных правил на основе изучения предметов или явлений окружающей действительности. Индукция обычно начинается с некого накопления знаний для того, чтобы впоследствии можно было выявить общее и различное в предметах или явлениях.
  • дедукция (способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил).

Рисунок 1. «Умозаключения»

Для лучшего понимания материала обратимся также к теории В.В. Давыдова и рассмотрим ее основные положения.

  1. Психика человека вообще и мышление в частности являются социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в деятельности и через деятельность.
  2. При построении теории психики исходным первым и главным должно стать понятие деятельности.
  3. Понять индивидуальное мышление с позиций «гносеологической робинзонады» невозможно. Индивидуальное мышление — это единичная реализация родовой способности кооперированного человечества.
  4. Мышление — не отдельная частная способность, а способ ориентировки субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств.
  5. Единицей, «клеточкой» мышления является мыслительный акт.
  6. Развитие мышления может идти по двум качественно различным линиям, каждой из которых соответствует особый тип мышления — эмпирический или теоретический.
  7. Развитие мышления осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов мышления, т. е. путем интериоризации.

Рисунок 2 «Формы мышления»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector