Личность
Содержание:
- Различные определения понятия личность
- Различные определения понятия личность
- Воздействие личности на общества
- Послесловие
- Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
- Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
- В словаре Д.Н. Ушакова
- Типы
- Основные характеристики личности
- Понятие личности в религии
- Социально-когнитивное и когнитивное направление
- Что такое рамс
- Понятие личности в психологии
- Педагогическая психология развития личности ребенка
- Литература
- Полезнее, чем астрономия: 8 уроков, которых нет в школе, а зря
- Понимание личности в социальных науках
- Диспозиционные теории личности
- Понимание личности в социальных науках
- Бихевиоральное направление в теории личности
Различные определения понятия личность
- Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
- Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
- Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
- Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
- Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
- Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
- Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
- Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
- Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
- Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
- Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)
Различные определения понятия личность
- Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
- Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
- Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
- Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
- Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
- Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
- Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
- Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
- Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
- Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
- Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)
Воздействие личности на общества
Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:
- А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
- Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
- Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.
Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.
Послесловие
Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.
- Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
- Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
- Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?
В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.
Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.
Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями
Мотивационный посыл
Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.
Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:
- естественный внутренний источник или «мотор»;
- собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
- посыл других людей или организаций, деятельность.
Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:
1) переход мотива на цель;
2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;
3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.
От рождения до смерти — Психология человека
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
В словаре Д.Н. Ушакова
ЛИ́ЧНОСТЬ, личности, ·жен.1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам ·СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция ·СССР. «…Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории…» Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности.| Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (·книж. ). Литературная личность Гоголя.2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.3. преим. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо (·устар. ). «Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях.» Пушкин. Прошу без личностей.4. Физиономия, лицо (·прост. ·неправ. ). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. «- Рука… так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков.» Гоголь.
Типы
Можно выделить несколько основных типов личности:
- Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
- Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
- Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.
Основные характеристики личности
Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:
- ценности;
- опыт;
- навыки;
- потребности;
- интересы.
Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному. Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности. Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.
Определение 1
Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.
Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:
- взгляды;
- способности;
- убеждения;
- ценности;
- и т.д.
Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.
Личностью не рождаются, ею становятся.
Определение 2
Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.
По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.
К мотивам относят:
- потребности;
- интересы;
- направленность.
К внутренним регулятивным мотивам относят:
- самосознание;
- самооценку;
- самоуважение;
- и т.д.
С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- направленность личности.
От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.
Понятие личности в религии
Христианство
В христианстве (православии) личностями считаются:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу Бога)
Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие.
Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.
Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала». Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я» и личности. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм). В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна). Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности, являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной.
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством.
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
Социально-когнитивное и когнитивное направление
Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры
Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:
- Поведенческих
- Когнитивных
- Средовых
Теория социального научения Джулиана Роттера
Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.
Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы
Когнитивная теория личности Джорджа Келли
Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.
Что такое рамс
В Википедии нет толкования выражения «попутать рамсы», потому этимологию приходится изучать самостоятельно. На данный момент известно 2 значения слова «рамс».
Название карточной игры
Фото: https://.com/photos/playing-cards-cards-player-2205554/
По одной из теорий, знаменитый рамс – это просто карточная игра. Причем азартная. Исходное значение выражения «попутать рамсы» было прямым. Во время игры, когда игрок немного не рассчитал свои собственные силы и предпочел прибегнуть к мухлежу (смешать карты).
В этом случае глагол «рамсить» – значит, играть в соответствующую карточную игру. Когда говорят «пошли рамсить», это, как правило, означает приглашение поиграть в рамс.
Эволюция выражения привела к тому, что «попутать рамсы» стало эквивалентно глаголу «ошибаться», влезть не в свое дело, сделать что-то неподобающее.
Пальцы
По другим источникам, рамсами называют пальцы.
Жестикуляция пальцами и руками в определенных кругах имеет важное значение. Порой важнее, чем даже слова
В зависимости от тех знаков, которые говорящий передает пальцами, может меняться суть его высказывания.
«Я их разведу на пальцах». При оттопыренном мизинце в знак пренебрежения – дает понять, что это действие не потребует особых усилий.
Добрые пожелания быть здоровым, объединенное с жестами, указывающими на пренебрежение, будет расценено как презрение к собеседнику. Эту необычную «азбуку» распальцовки понимают немногие. Да и не должны.
Рамсить в этом понимании слова – давить жестикуляцией. И делать это излишне (аналогично использованию зажатой клавиши «СapsLock» при переписке). Такое действие часто воспринимается как оскорбление («наезд» – жарг.).
«Рамсить» – также может означать делать что-то очень быстро пальцами. Например, виртуозно играть на гитаре, показывать фокусы и пр.
В такой этимологии фраза «Ты что, рамсы попутал?» может означать другой подтекст. Адресат применил ошибочный жест при разговоре, что обидело собеседника. Желательно в этом случае сослаться на невнимательность, если вы не знаете, как ответить на этот жаргон.
Пример диалога:
– Ты чё, рамсы попутал? (Ты что, захотел проблем?)
– Извини, братан, синий был. (Извини, друг, я был пьян).
>Что означает выражение рамсы попутал
Понятие личности в психологии
В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.
Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.
Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.
В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.
Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.
Педагогическая психология развития личности ребенка
Психология детского развития помогает раскрыть тонкости маленькой души, дает возможность реально оценить окружающий мир, увидеть себя в нем глазами ребенка, раскрыть внутренний мир малыша, чтобы разобраться с неурядицами, помочь справиться с неудачами и правильно воспринимать радость.
Связь обучения и развития маленькой личности
Одна из главных проблем современности в педагогической психологии. Воспитание при этом является центральным фактором формирования личности ребенка, благодаря которому развиваются природные задатки и способности.
В общении ребенка со взрослыми происходит осознание своего «Я», а благоприятные условия воспитания, доброжелательное отношение, признание и положительное отношение необходимы для удовлетворения естественной потребности в одобрении.
Существующая педагогическая технология личностного развития детей имеет поэтапный характер. Происходит:
- сбор данных по индивидуальным характеристикам самых маленьких;
- планирование и работа с детьми по личностному развитию;
- корректировка имеющихся проблем на социально-эмоциональном уровне.
Литература
- Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
- Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Бандуровский К. В., Асмолов А. Г., Леонтьев Д. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
- Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
- Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.
- Личность в традиционном Китае. М., 1992.
- Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения. Печатается по втупительной статье в сб. Язык и личность. М. ,1989. — С.3-8.
Полезнее, чем астрономия: 8 уроков, которых нет в школе, а зря
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Диспозиционные теории личности
Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта
Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.
Рэймонд Кеттел: структурная теория личности
Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.
В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:
Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.
Ганс Айзенк: теория типов личности
Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:
- общий уровень – это типы;
- чуть выше – черты;
- ниже расположены привычные реакции;
- в самом низу находятся специфические реакции.
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Бихевиоральное направление в теории личности
Бихевиоризм Уотсона
Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.
Основные положения теории Скиннера
Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.