Человек, индивид, личность

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой

Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов

Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Онлайн-тесты на определение типов личности

Тестов на определение типов личности так же много, как и классификаций. Поэтому рассмотрим самые основные и популярные из них:

  1. Соционика. Тест на определение типа личности. Это очень информативный тест, который опишет вас с разных сторон: как вы ведете себя в семье, на работе, в коллективе, как выглядите, к чему стремитесь и как взаимодействуете.
  2. Тест Айзенка поможет узнать, какой тип темперамента преобладает у вас. Это информативный метод, которым пользуются психологи. Ответьте на 60 вопросов, которые касаются вашего поведения в жизни, и увидите свой тип. Пройти этот тест легко, нужно отмечать подходящие утверждения. Время прохождения – примерно 5 минут.
  3. К какому типу личности вы относитесь? – тут вам нужно ответить на 9 простых вопросов. Нужно либо выбрать картинку, которая определяет для вас заданную эмоцию, либо эмоцию, которую у вас вызывает заданная картинка. Время прохождения – примерно 3 минуты. В конце вам будет присвоен 1 из 4 типов личности и дана его расшифровка.
  4. Ваш психологический архетип. Ответьте на 20 вопросов и узнайте, кто вы: Творец, Любовник, Бунтарь, Мудрец, Искатель или Правитель.
  5. . Здесь представлены 16 персоналий, одним из которых являетесь вы. Вы узнаете, к чему вы склонны, поймете, на что ориентируетесь в разных ситуациях, как принимаете решения и чем руководствуетесь.
  6. Тест Дж. Голланда “Определение профессионального типа”. Этот тест часто применяется на профориентационных занятиях. Вам потребуется просмотреть пары профессий и выбрать ту, которая вам наиболее подходит по внутреннему состоянию. Вы увидите свой тип, который повлияет на выбор вашего направления в профессиональном плане.
  7. Опросник по Юнгу. Определяет экстраверсию и интроверсию. Вам нужно ответить на 20 вопросов, которые покажут, на какой способ восполнения энергии вы направлены.
  8. Тест “Акцентуации характера Личко”. Акцентуации – крайне заостренная черта характера человека. У подростков они ярко выражены, затем либо “стираются”, что говорит о личностном росте, либо остаются в течение жизни. Кроме этого теста, нужно пройти еще и “Опросник Леонгарда Шмишека”, чтобы иметь полную картину развития и проявления своей личности.
  9. Опросник Леонгарда Шмишека. Определяет расширенный круг акцентуаций, типы личности.

Это основные тесты, которые открывают характеристики личности с разных сторон. Также на нашем блоге есть статья с лучшими тестами на психику.

Проявление индивидуальности человека

Индивидуальность человека проявляется в самых разнообразных формах и видах, имеет различные приемы и методы выражения. Индивидуальность является явлением многогранным. Все ее многообразие проявляется в таких направлениях:

  • многочисленные действия и поступки человека;
  • построение коммуникативных связей;
  • психофизиологические параметры человека, его личностные свойства;
  • мыслительная деятельность и чувственная сторона;
  • эмоциональный настрой;
  • переживания и оценки человека, его установки и ценностные ориентиры;
  • мировоззрение человека, его взгляды, воззрения, идеология;
  • культурное богатство личности.

Примером проявления человеческой индивидуальности являются его психологические критерии. К ним относятся: темперамент человека, его характер, уровень развития интеллекта, потребности, стремления, возможности, интересы.

К примеру, вы всегда отличите в коллективе человека с темпераментом флегматика. Он будет спокойным и уравновешенным в любых ситуациях, поскольку эти люди избегают стресса, он тяжело идет на контакт, его движения отличаются плавностью и размеренностью.

Еще одним примером проявления индивидуальности человека является свой специфический стиль в одежде человека, необычная прическа.

Формирование своей точки зрения по какому-либо вопросу является также примером проявления индивидуальности.

Понятное дело, что индивидуальность присуще каждому человеку. Она отражает его отличия от других представителей человеческого рода. Явление индивидуальности является сложным и многосторонним. Она подвержена воздействию большого количества факторов, которые могут оказать влияние и сформировать положительные свойства, а могут и привести к развитию отрицательных качеств человека.

Индивидуальность проявляется во всех областях жизни человека. Он не может жить и взаимодействовать с социумом, не обладая уникальностью своего мышления, взглядов, внешнего облика и психологического развития.

Сонник Дома Солнца

Структура личности

Как само понятие, так и структура личности в течение многих лет развития психологической науки вызывает вопросы и споры исследователей и учёных. Одни психологи убеждены, что термин не поддаётся структуризации и рационализации вообще. В то же время другие специалисты не устают искать и открывать новые теории личностной структуры. Однако на сегодняшний день существуют некоторые чётко обозначенные параметры, дающие возможность понимать структуру личности. Таких систем несколько. В зависимости от объективных и субъективных социальных свойств, личностная структура основана на таких подходах, как:

деятельность, культура, памятьценностные ориентации, культура, роли и статусы

Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:

1. Низший — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.

2. Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и совершенствование.

3. Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.

4. Высший уровень представляет собой направленность личности. Она состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов, убеждений и мировоззрения.

Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.

В чем проявляется индивидуальность

Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:

  • Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
  • Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
  • Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.

Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

В чем проявляется индивидуальность

Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:

  • Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
  • Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные  вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
  • Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.

Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:

Личность:

  • становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
  • зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
  • обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.

Индивидуальность:

  • человек получает с рождением и у каждого она своя;
  • помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
  • часто меняется под воздействием общества.

Какими признаками обладает индивид

Любой индивид обладает определёнными признаками, по которым его можно выделить из массы себе подобных:

  • Первый такой признак – наличие двух составляющих: социальной и биологической. Человек рождается как биологическая особь, и только в процессе дальнейшего развития он усваивает социальные нормы и ценности, знания и навыки, формирует своё мировоззрение. Так он становится социальным организмом.
  • Второй признак – психологическая сущность его мировоззрения. Само по себе мировоззрение представляет собой систему убеждений, взглядов на окружающую действительность.
  • Третий признак – целостность мировоззрения и убеждений человека. Она существует, если взгляды человека на мир и его поведение не противоречат друг другу. Целостность нарушается, если человек вынужден руководствоваться идеями, которые не соответствуют его мировоззрению.
  • Следующий признак – осознание своего места в общественной системе. Поиск индивидом своего места в жизни – важная тема многих произведений мировой культуры. Нередко возникает ситуация, когда человек не может определить, какое место в жизни он занимает и куда он стремится. Это серьёзная психологическая проблема, и такому человеку стоит обратиться к специалисту, который направит его силы в нужном направлении.
  • Ещё один важный признак – интересы и потребности индивида. Это довольно изменчивая материя; при изменении общественных условий и при своей слабой оформленности интересы и потребности человека, будучи узконаправленными, ограничивают мировоззрение индивида. А это не позволяет ему в полной мере раскрыть свой потенциал, попробовать новые виды деятельности и реализоваться в разных сферах: человек боится, что у него ничего не получится и он потерпит неудачу.
  • Другой важный признак человеческого индивида – это ответственность. Это чувство отличает человека от животных. Ответственность – это осознание того, что нужно не только пользоваться предоставляемыми благами, но и самому выполнять какие-то обязательства, что-то делать для окружающих. Ответственность позволяет продолжать успешную деятельность и в дальнейшем. Кроме того, часто ответственность поощряется обществом, причём не только морально, но и материально.
  • Самообладание, самоконтроль, самодисциплина – ещё одно качество индивида. Оно позволяет добиться подлинного успеха в какой-либо сфере и быть по-настоящему свободным. Будучи способным к самоорганизации, человек не попадёт в чью-либо зависимость.

Перечисленные признаки индивида могут свидетельствовать об успехе какого-либо человека в жизни. Набор признаков и степень их выраженности у каждого свои, и это определяет сильные и слабые стороны людей. И коль скоро в обществе существует конкуренция, борьба, то побеждает в ней тот, кто имеет больше личностных признаков, причём как можно более развитых. Борьба может быть незаметной, если сталкиваются люди с разной «силой личности»

А может быть явной и привлекающей всеобщее внимание, если друг с другом сталкиваются примерно одинаково сильные личности. Каждому из них хочется занять главенствующее положение, никто не хочет уступать дорогу

И бывает, что такая личностная конкуренция перерастает в настоящий конфликт, в том числе вооружённый.

Как питаться после диеты

Любой худеющий после диетического образа жизни хочет возврата продуктов, исключенных из рациона, но этого нельзя делать резко. За время ограничения кишечник отвыкает от переработки пищи и по выходу забивается шлаками и токсинами. Возникает проблема нарушения обмена, вызывающего лишний вес. Для закрепления результата возьмите за правило заполнять тарелку пополам – на одной половине расположите фрукты и овощи, на остальной – углеводы и белки.

Выходя из диеты, не набрасывайтесь на еду. По плану до 14.00 разрешены любые продукты, до 16.00 – овощи с фруктами, до 18.00 – чай и нежирный сыр. После шести разрешено пить только обезжиренный кефир, не более стакана. Для сокращения чувства голода принимайте пищу, богатую клетчаткой, или натуральные препараты, снижающие тягу к сладкому. Полезно пить зеленый чай с сухофруктами.

1.5. Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи
– общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

— бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас , здравствуйте )
;

— разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

— использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

— преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

— экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

— частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

— наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

— преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

— редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

— несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

— употребление частиц, междометий;

— частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

— употребление односоставных и неполных предложений;

— отсутствие сложных синтаксических конструкций;

— бессоюзие сложного предложения;

— частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

— употребление обращений.

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля, черт возьми,

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота,
союз да
в значении ‘но’, частицы уж
и вовсе не
, вводное слово видно,

– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

– лексический повтор слова скверный,

– обращение,

– наличие вопросительного предложения,

– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

– употребление глаголов в настоящем времени,

– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать)
для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.

Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.

Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.

Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.

Белошапкова В.А Современный русский язык. М., 1977.

Головин Б.Н. Основы культуры речию М., 1988.

Горбачевич И.Н. Нормы современного русского языка. М., 1981.

Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М., 1948.

Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1995.

Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М., 1982.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1989.

Сиротина Л.П. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: практическое руководство. М., 1996.

Оценка эффективности управленческих решений

Замечание 1

Эффективность управленческих решений в организации является одним из направлений исследований современного менеджмента. Наиболее очевидным и логичным критерием оценки эффективности управленческого решения можно назвать уровень достижения поставленной цели, однако его измерение возможно с помощью различных показателей.

Все критерии оценки эффективности управленческих решений делятся на несколько групп:

  • Внутренние;
  • Внешние;
  • Общие.

Внутренние критерии соответствуют организационным целям и задачам, а внешние – измеряемым показателям внешней среды. К общим критериям принято относить время и качество решения, степень участия в процессе принятия решения заинтересованных лиц и исполнителей, ценность решения.

Полноценная оценка эффективности управленческих решений невозможна без изучения каждого показателя отдельно и в совокупности, так как различные показатели отражают различные характеристики эффективности управленческого решения. Анализ различных показателей в совокупности позволяет получить наиболее комплексную картину эффективности управленческого решения.

Процесс оценки эффективности управленческих решений начинается с выбора основополагающего критерия эффективности, его обоснования и разработки методики расчета по данному критерию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector