Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка
Содержание:
- Причины «трудного характера»
- Признаки кризиса одного года у ребенка
- Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать
- Популярные посты
- Как вести себя правильно? Советы психолога
- Совет
- Суть первого года жизни
- Изменения после кризиса 2 лет
- Пора действовать?
- Как со всем этим поможет справиться психология?
- Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- 1-2 года
Причины «трудного характера»
Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.
Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?
Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.
Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.
Признаки кризиса одного года у ребенка
- Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
- Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
- Болезненное стремление к самостоятельности.
- Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
- Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.
Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать
Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)
Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.
Период адаптации длится до двух месяцев.
Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.
Кризис младенчества (1-2 года)
К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.
Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.
Задача родителей проявлять терпение
Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое
В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много
Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.
Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.
Кризис раннего детства (3-4 года)
Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.
Признаки
- ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
- ребенок стремится все делать сам любыми способами;
- происходит изменение сложившегося ранее режима;
- под сомнение ставится авторитетность взрослых;
- частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.
В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.
Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.
Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет.
Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.
Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.
Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.
Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий
Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.
Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.
Популярные посты
Как вести себя правильно? Советы психолога
Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.
Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.
Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:
-
- Постарайтесь ограничить количество запретов
Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.
-
- Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
- Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность
При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.
-
- Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть
Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.
-
- Учитесь понимать своего малыша
Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.
-
- Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
-
- Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе
Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.
-
- Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время
Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится
- Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым
Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.
Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.
Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки
Совет
Ищите специализированную помощь, первый шаг к решению ситуации — принять, что у вас есть проблема, читайте о зависимостях, вы можете начать с чтения, проконсультироваться с группой, специализирующейся на зависимостях, есть также группы помощи в где поддержка предоставляется бесплатно, доверие, вы не одиноки и позволяете себе помогать.
Суть первого года жизни
Основная деятельность первого года жизни ребенка – эмоциональное общение с матерью. Только в процессе общения с близким взрослым у ребенка устанавливаются новые психические процессы и формируются новые свойства личности.
В течение первого года жизни ребенок:
- учится чувствовать себя и окружающий мир, улавливать сигналы извне и изнутри, реагировать на них;
- познает себя и свое тело (как целиком, так и отдельные части, например, руки и ноги), окружающее пространство (ползает и проявляет другую активность);
- знакомится с игрушками и предметами быта;
- учится понимать речь и говорить первые слова;
- делает первые шаги.
Если в первое полугодие жизни ребенку хватает материнской ласки и заботы, общения «просто так», то во втором полугодии у него возникает потребность сотрудничать с мамой, например, он просит принести конкретную игрушку, показать устройство предмета, помочь разобраться.
Изменения после кризиса 2 лет
После кризисного периода обычно наступает продолжительный стабильный период, меняется модель поведения и происходит значительный скачок в развитии. Многие специалисты считают, что такие времена в жизни необходимы каждому ребенку, ведь благодаря этому происходит полноценное развитие, поэтому родителям не стоит огорчаться по этому поводу, а наоборот, набраться терпения, и помочь своему карапузу пережить это время и перейти на новый этап развития.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним
На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи
Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Как со всем этим поможет справиться психология?
Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.
Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.
Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты
- Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
- то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
- вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
- просто дорогие сердцу предметы.
- Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
- Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
- Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
- Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.
- По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
- Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.
Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;
Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.
О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>
Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.
- Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;
Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.
Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями
Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью
Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание
Запрет не должен содержать в себе отрицание.
- Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
- Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.
Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».
- Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;
Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.
Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.
Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.
Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>
- Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;
Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.
Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;
Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.
Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.
Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>
1-2 года
Пик — 1 год (ситцевая свадьба).
Краткая характеристика
Первый год семейной жизни у большинства пар — это медовый месяц и продолжение букетно-конфетного периода. Они налаживают общий быт, им нравится быть самостоятельными и ни от кого не зависеть, поэтому обустройство гнезда сопровождается повышенным энтузиазмом.
Однако после 1 года начинают обнаруживаться первые, причём достаточно серьёзные проблемы. Дело в том, что к этому времени супруги привыкают друг к другу, исчезает элементарное стеснение, и тут оказывается, что принц на белом коне может ходить по дому в рваных носках, а мисс красоты — в бигуди и засаленном халате. Утрированно, но факт остаётся фактом: химия любви заканчивается, бытовая лодка раскачивается всё больше, а к этому добавляется ещё и рождение ребёнка (чаще всего).
Причины:
- несовпадение идеала возлюбленного с его бытовым образом;
- неравномерное распределение обязанностей по дому;
- синдром свекрови / тёщи, которые нередко вносят разлад в молодую семью;
- несовпадение биоритмов (муж — жаворонок, жена — сова или наоборот);
- финансовые проблемы (особенно если оба супруга слишком молодые, не работают, зависят от родителей);
- совместное проживание с родителями.
Чаще всего кризис первого года семейной жизни связан с рождением первенца, когда молодая и неопытная мама устаёт от того груза бытовых проблем, которые сваливаются на её плечи. Новорождённый может плохо спать, есть, с ним надо гулять, регулярно посещать врача. К этому добавляются проблемы с лактацией и послеродовая депрессия. А «добивает» её необходимость ещё и по дому всё успевать: убираться, стирать, гладить, готовить есть. Состояние стресса ей обеспечено. Она начинает злиться на мужа, который всё время пропадает на работе и ей не помогает.
Молодой отец в это время тоже пребывает в состоянии шока. Ребёнок не даёт высыпаться по ночам, а утром надо вставать на работу. Денег ни на что не хватает, так как резко увеличились расходы то на памперсы, то на смеси. Жена превратилась из ухоженной фито-няши в вечно недовольную тётку с расплывшимися после родов формами и тёмными кругами под глазами. Да ещё и секса никакого, потому что ей не до этого.
Советы психолога
Чтобы преодолеть кризис, необходимо выяснить его основную причину. Ведь не каждая пара сразу заводит ребёнка, однако и им приходится сталкиваться с трудностями быта и отношений с новыми родственниками. Отталкиваясь от назревшей проблемы, нужно искать выход. Что советуют психологи:
- Каждый из супругов в первую очередь для себя должен решить, возможно ли дальнейшее сохранение брака с минимальными потерями для всех.
- Открыть в супруге новые грани личности, искать положительные моменты, закрывать глаза на недостатки.
- Расписать обязанности по дому до мелочей, чтобы они были распределены равномерно.
- Наладить отношения с тёщей / свекровью, насколько это возможно.
- Совместными усилиями попытаться найти источники дополнительного дохода, чтобы выправить финансовое положение.
Если кризис 1 года назрел, супругам нужно сесть и открыто поговорить обо всех проблемах и способах их решения. Жена не должна забывать ухаживать за собой. Муж не должен пропадать всё время на работе.
Если причина кризиса — в появлении ребёнка, все проблемы тоже решаемы. Нужно обязательно привлекать бабушек и дедушек, чтобы они помогали с малышом. Маме в случае послеродовой депрессии необходимо пройти курс восстановления. Папа должен по мере сил взять на себя часть обязанностей по дому. А самое главное — они должны уделять достаточно внимания друг другу и ни в коем случае не отказываться от интима.