Для чего нам нужно критическое мышление?
Содержание:
- Платон «Диалоги»
- Проба Эббингауза
- Как сформировать и тренировать
- Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?
- Методы и приемы развития
- Как развить критическое мышление у детей
- Все начинается в младенчестве
- Как читать тексты: базовая структура рассуждения
- Особенности критического мышления
- Топ-5 книг для осіннього читання
- Примеры аналитического мышления
- Зачем развивать эту способность
- Темная сторона: риски критического мышления
- Пример
- Заключение
Платон «Диалоги»
Книга для тех, кто хочет знать, с чего начинались философия, науки и рациональный подход.
Сократ, персонаж Платона, сформулировал, по сути, первую технику критического мышления — майевтику: вступить в диалог, задавать вопросы, сомневаться в истинности информации и искать точное знание через определение понятий и логику.
Например, однажды Сократ спросил у врача, что такое здоровье.
— Здоровье — это когда у тебя хороший аппетит, когда ничего не болит, когда ты весел и бодр, — ответил врач.
— Ты описываешь следствия — то, что возможно благодаря хорошему здоровью. А что такое само здоровье?
Сократ задал серию вопросов, и в результате врач сказал, что уже ни в чем не уверен.
«Диалоги» написаны философским языком, читать их сложно, но эта книга — отправная точка, самый великий и фундаментальный труд.
Проба Эббингауза
Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам. Оборудование: текст с пропущенными словами. 1) Стал дед очень стар. Ноги у него не______________________________. Глаза не _________________________, уши не _________________________. Зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо_________________________, Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и давали ему __________________за печкой. Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть, да уронил на ____________________________, чашка и__________________. Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит и ____________________бьет.
2) Над городом низко повисли снеговые_____________________. Вечером началась_____________________. Снег повалил большими_________________________. Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________. В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина. Она медленно и с __________________________________________________ Перебиралась по ______________________________. Она была худа и бедно______________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти. На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________. Вдруг женщина__________________________ и наклонившись, начала что-то________________________________ у себя под ногами. Наконец, она стала на _________________________ и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.
3) Если хотят ехать, идут на ___________________. Сначала в__________________, покупают себе__________________. Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов. Быстро входят и _______________________ места. Медленно начинают вертеться_____________________. Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.
Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно. Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку».Интерпретация. 1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами. 2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней. 3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.
Как сформировать и тренировать
Добиться максимальной объективности при суждениях, принятии решений и вообще в поведении можно при помощи расширения кругозора. Чем больше сценариев поведения знает ребенок, тем проще ему сориентироваться в конкретной ситуации. Помимо социального взаимодействия с другими людьми, полезно знакомиться с книгами разных жанров. Сказки, классическая литература, познавательные рассказы — чем разнообразнее чтиво, тем шире мировоззрение. После накопления определенной базы знаний, эти знания надо научиться применять. Ролевые игры с различными сценариями развивают не только навык принятия решений, но и творческое мышление.
Для более детального изучения этого типа мышления Викиум разработал онлайн-курс «Критическое мышление». Он подходит для школьников, которые уже знакомы с основами критического мышления, и направлен на глубокую работу с собственными мотивами, эмоциями, желаниями. Курс удобен тем, что все его уроки — это живые вебинары, на которых подробно рассматривается каждый аспект: как управлять своими эмоциями, анализировать свое поведение и прошлые решения, чтобы стать лучше. В конце каждого урока есть домашнее задание, которое поможет тренировать навык критического мышления, чтобы закрепить его на всю жизнь.
Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?
Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.
Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.
Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.
Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.
В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.
Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.
Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.
Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?
Методы и приемы развития
Навыки критического мышления — не тайная наука, овладеть ими может каждый, кто понимает, насколько оно может оказаться полезным в повседневной жизни, в работе. Научиться этому могут все, но придется постараться.
Мозговой штурм
Применять такой прием желательно с детства, в начальной школе, в детском саду. Предложение вместе решить проблему, найти варианты может быть поначалу занятной игрой, формирующей у учащихся желание и умение генерировать идеи, не похожие на ранее высказанные. Многие взрослые используют метод в работе.
При мозговом штурме важно записывать все поступающие варианты, чтобы потом анализировать их. При обучении метод штурма через письмо и чтение позволяет визуализировать варианты развития событий, составление перечня альтернатив
На бумаге это более наглядно, чем на словах или в голове
Обратите внимание на большие схемы со стрелками и портретами подозреваемых и свидетелей, которые нередко размещают на стене детективы и следователи из кинофильмов. Это — наглядное исполнение мозгового штурма, над которым работает весь отдел расследований
Сравнение
Постоянно тренируйте сравнение похожих ситуаций и событий, явлений, вещей. Сравнивая, обнаруживайте хотя бы несколько отличий, даже если на первый взгляд они не заметны
Это может развить следующие качества — наблюдательность, сосредоточенность, внимание к деталям
Сравнение своих результатов со своими же, но за другие периоды, поможет обнаруживать «слабые» места и оперативно исправлять ситуацию еще до того, как обнаружится проблема, вызванная ими. Но начать можно с самого простого и с каждым последующим этапом усложнять сравнительные задачи.
Метапознание
Упоминания о таком методе впервые использовал еще Аристотель в своих трудах. Метапознание подразумевает способность индивида думать о собственном мышлении, понимать ценность знаний. Среди всех стратегий метапознание считается навыком высшего уровня. Овладев им хотя бы на срединном уровне, человек начинает видеть собственные ошибки, четко осознавать их, включая и ошибки, допущенные непосредственно в мыслительном процессе. Он начинает учиться более эффективно.
Развитию критического мышления будут способствовать несколько стратегий метапознания, например, определение объема своей памяти и создание внешней поддержки памяти, например, ведение записей, планирование, создание напоминаний.
Дедукция
Критическому мышлению весьма способствует тренировка дедукции — метода логических умозаключений. Часто его называют «методом Шерлока». Это — медленное мышление, когда к решению или выводу приходят путем прохождения сложных логических цепочек. Развитию способствует решение задач, головоломок. Дедуктивный метод подразумевает вывод частного вывода из общего.
Для тренировки метода великого сыщика подойдет игра в покер и шахматы, наблюдение за предметами в условиях слабого света, боковым зрением и т. д
Все это улучшает произвольное и непроизвольное внимание, благодаря чему будет легче собирать большие объемы важных информационных деталей
Индукция
Этот метод противоположен дедукции. При нем из частных утверждений свершается выведение общего умозаключения. Правила доказательства, связь причины и следствия — вот как работает индукция, и при тренировке критического мышления без нее тоже не обойтись. Развивать способность к индукции помогают постоянные упражнения, при которых предлагается классифицировать или систематизировать разрозненные элементы.
Анализ
Аналитические способности у конкретного человека во многом имеют генетическое происхождение, но даже типичные «творцы» и «художники» могут развить в себе аналитические наклонности. Этому способствует решение математических заданий, задач по физике, геометрии.
Синтез
Развитие способностей к синтезу помогает научиться искать альтернативы и решения. Это — расширение границ воображения, смелые предположения и гипотезы, генерация принципиально новых идей. Для этого потребуется выполнять упражнение на осознанное отвержение определенных истин и поиск новых способов. Развитию способствуют головоломки-лабиринты, паззлы, любые творческие хобби и увлечения, в которых у человека есть возможность совершать творческий выбор.
Системность
Системное мышление — обязательное условие критического. Это способность объединять разные факты, делать вывод и находить ему место в сфере применения. Системный подход позволяет четко следовать своим решениям, не бросая их и не подвергая сомнениям уже после того, как они приняты и оглашены.
Как развить критическое мышление у детей
ss=»align-left»>Настоящий интеллигент способен мыслить, контролировать собственные эмоции и обладает исследовательскими навыками. Это те важные качества, которые следует развивать у детей.
Психологи уверены, что критическое мышление формируется задолго до того, как ребенок попадет в систему образования. Важным для формирования навыка является возраст почемучки (3–5 лет). Ребенок начинает задавать множество вопросов об устройстве окружающего мира.
Если родители не отмахиваются от ребенка и не дают шаблонные ответы, его желание мыслить самостоятельно увеличивается. Поэтому психологи рекомендуют родителям стимулировать любопытство ребенка, задавать встречные вопросы и предлагать вместе поискать ответ.
В домашних условиях ребенка можно научить:
Не принимать ни один факт без проверки. Предлагать каждый раз, когда ребенок что-либо узнал, поискать дополнительную информацию по теме.
Формулировать цели на день, неделю и месяц, а также расспрашивать о том, удалось ли ему сделать то, что собирался, как он себя чувствует, достигнув желаемого
Также важно научить его рассуждать о собственных неудачах и их причинах.
Сомневаться в собственной правоте. Важно, чтобы ребенок умел оценивать свои действия
Поэтому ему следует предлагать после какого-либо поступка стать на место того, кого этот поступок коснулся. Так ребенок научится принимать другие точки зрения.
Разделять любую проблему на несколько простых составляющих. Если ребенку какое-то действие кажется сложным и невыполнимым, стоит предложить ему подумать о проблеме и разделить ее на простые физические действия, несложные шаги, которые помогут решить возникшее затруднение.
Фото: kladvsebe.ru: UGC
Приемы критического мышления должны сопровождать ребенка и в школе
Независимо от предмета, который изучает ребенок, важно, чтобы педагог:
- Поощрял групповую работу. Среди сверстников у ребенка больше шансов научиться использовать аргументы и оценивать высказывания других.
- Стимулировал творческие способности. Поставив задачу, учитель не должен давать готовых инструкций по ее выполнению, но предлагать детям найти способ решения самостоятельно. Также полезным является подведение итогов работы на уроке в виде схем и рисунков, которые дети должны сделать самостоятельно.
- Привлекал детей к мозговому штурму для решения важных проблем на уроке. Метод позволяет не только научиться оценивать чужие аргументы, но и быть толерантным к различным точкам зрения.
- Учил сравнивать и сопоставлять различные явления.
- Задавал вопросы, учил самостоятельно ставить вопросы и искать ответ на них. Так, один из методов развития критического мышления — деление вопросов на «толстые», требующие развернутого ответа, и «тонкие», на которые достаточно ответить однозначно.
- Поощрял ставить собственные образовательные цели к теме. Один из методов развития критического мышления предполагает, что после оглашения темы школьники могут самостоятельно выбрать, что именно в ней интересно и изучить этот аспект.
- Привлекал к проведению дискуссий и дебатов. Они помогают не только четко сформулировать свое отношение к проблеме, но и аргументированно его высказать.
Фото: letidor.ru: UGC
Ребенок, овладевший навыками критического мышления, не будет никакую информацию воспринимать за чистую монету, способен описать и проанализировать свои чувства и переживания, берет на себя ответственность за последствия, не зависит от постороннего мнения и способен воспринимать абстрактные понятия.
Критическое мышление — это полезный навык, формирование которого зависит от совместных усилий педагогов и родителей.
2020-09-30
2020-09-30
Все начинается в младенчестве
В родительской заботе есть нечто более важное, чем простой уход за малышом — общение так же необходимо ребенку, как и пища! Если мать или другой постоянно заботящийся о малыше взрослый, с которым возможен эмоциональный контакт, доступен — с младенцем все будет в порядке. При этом контакт вовсе не должен быть «идеальным», то есть занимать сто процентов времени бодрствования малыша — он должен быть просто «достаточно хорошим»
Вынянчивание дитяти в первые годы его жизни до того момента, как оно начнет говорить о себе «Я», как раз и дает базовый, безусловный уровень связи с родителями. Оказывается, младенцы, постоянно поддерживающие связь со своими мамами в течение первого года жизни, легче переносят разлуку с ними, когда становятся старше.
Сначала ребенок ощущает себя неразрывно связанным с матерью, но постепенно отдаляясь от нее, он становится самостоятельнее, начинает изучать окружающий мир. Контакт с матерью придает уверенности и помогает малышу полагаться на свои силы: ребенок, поддерживающий связь с матерью, привыкает доверять, а чувство доверия благоприятствует развитию самостоятельности.
Вот почему в этом возрасте крайне нежелателен выход мамы на работу — он возможен лишь в крайних обстоятельствах. Если мама в первые два года жизни малыша видится с ним мало, связь будет либо ослабленной, либо, наоборот, чересчур тревожной, невротической, окрашенной чувством вины и лишенной истинной чуткости
Важно, чтобы у взрослого находились для ребенка и время, и внимание!
Как читать тексты: базовая структура рассуждения
Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.
Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них
Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов
Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.
- ЦельЛюбой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
- ПроблемаПроблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
- ДопущенияЭто те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
- Точка зренияМы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
- ДанныеЛюбое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
Концепции и идеиКонцепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
Выводы и интерпретацииЭто те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл
Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение
В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
СледствияЧто будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».
Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.
- если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
- если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
- когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.
Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?
Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.
Особенности критического мышления
Отметим некоторые особенности, присущие критическому мышлению:
- Прежде всего такая форма работы с информацией – это умение задавать вопросы в ответ на поступающие данные. Иными словами, если вы читаете некую новость или статью, вам нужно не просто следить за мыслью автора, а анализировать текст – зачем приведены эти данные? Точны ли они? Что из них следует?
-
Данный тип мышления тесно связан с логикой. Порой выводы и суждения, с которыми мы так или иначе сталкиваемся, выглядят логичными только на первый взгляд: если присмотреться к ним внимательнее, их нелогичность становится очевидной. Среди частых вариантов нарушения логики: подмена понятий; выдача частного за общее, общего за частное; игнорирование части данных, меняющих картину; ограничение выбора (например, попытка представить только две альтернативы, хотя их может быть гораздо больше); связывание в логическую цепочку не связанных вещей; уход от темы и возвращение к ней; ее сужение и расширение; сравнение несравнимых вещей/понятий и т.д.
Нарушения логики в рассуждениях происходят как сознательно, так и бессознательно. Иногда мы просто не замечаем, как сами делаем нелогичные выводы или сравниваем несравнимое. Поэтому, если вы увидите в чьих-то суждениях нелогичности, не спешите сразу обвинять его во вранье.
Если вы хотите проверить, насколько развито ваше мышление с точки зрения формальной логики, пройдите тест на логичность суждений. Также попробуйте опросник на рациональный и интуитивный тип мышления Эпштайна
- Критическое мышление не подразумевает позицию «Я всегда прав». Напротив, такой тип работы с информацией характеризуется открытостью к диалогу, к поиску новых фактов и сведений, к их анализу. А кроме того, это гибкость, позволяющая перестраивать свою точку зрения в зависимости от развития ситуации, при появлении ранее неизвестных фактов и т.д.
- В рамках критического мышления строить теории необходимо на основе фактов, логики и аргументации, а не личностных установок, эмоций, предубеждений и т.д. Большинство людей не доказывают теорию вообще, а доказывают ту теорию, которая им близка, поэтому они находят соответствующие аргументы и отбрасывают то, что им не нравится. Подобный подход прямо противоположен критическому мышлению.
Но, пожалуй, самая важная особенность такого способа работы с информацией в том, что ему можно научиться. Фактически критическое мышление развивается так же, как и любой навык: сначала нужно освоить саму технологию и ее теорию, а затем – как можно чаще тренироваться на практике.
Топ-5 книг для осіннього читання
Примеры аналитического мышления
1. Нам предстоит решить несложную задачку. На стол поставили свежий пирог, от которого отрезали кусок. Нужно ответить на вопрос, сколько углов стало у пирога? Для этого потребуется собрать дополнительные данные и ответить:
- Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
- Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
- Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.
2. У нас есть предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Имея эти сведения, что можно заключить? Те, кто имеет аналитическое мышление, подумают примерно так:
- действие происходит днем, поскольку ночью не бывает солнца – это очевидно;
- вокруг отличная погода, ведь сказано, что солнечные лучи довольно интенсивны;
- событие происходит скорее летом, чем осенью или весной (но 100 % не зимой), потому как лиственный покров имеет яркий изумрудный цвет;
- в предложении говорится о поляне, где растет несколько деревьев (т.к. «березы» – это множественное число);
- описанная картинка, вероятно, из умеренной либо холодной климатической зоны Евразии, Северной Америки, ибо в остальных широтах березы не растут;
- данный текст взят из художественной литературы, что подтверждает сумбурное соседство слов и образные обороты, которые не употребляют в публичном, деловом или профессиональном стиле написания.
Как видим, аналитический склад мышления позволяет сделать эти выводы всего лишь из коротенького предложения.
Настоящий аналитик не поведется на видимую простоту вопросов. Вначале он разберет полученную информацию на составные части и рассмотрит каждую из них. Затем он постарается добавить недостающие данные с помощью логических умозаключений.
Если задача требует решения, то опираясь на предыдущие суждения, аналитик предложит несколько способов, как лучше ее решить. Потом, обдумав все приемы поочередно, он взвесит преимущества и недостатки каждого. В итоге будет выбран самый лучший вариант.
Чтобы выйти на новый уровень — нужно изменить свое мышление! | Бизнес Молодость:
Зачем развивать эту способность
Умение рационально рассуждать – неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.
Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.
Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.
Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.
По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.
Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.
Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.
Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:
- находчивость и сообразительность;
- скорость реакции;
- аналитический склад ума;
- рациональность и последовательность;
- уравновешенность характера;
- стрессоустойчивость и тактичность;
- толерантность и терпимость;
- самосознание;
- креативность.
Темная сторона: риски критического мышления
У любой медали есть две стороны, и критическое мышление – не исключение. Так, по мнению Светланы Лариной, часто людей, у которых развито критическое мышление, обвиняют в излишнем скепсисе, а когда человек все ставит под сомнение – это мало кому приятно
«Мне кажется, важно придерживаться баланса и развивать мастерство критического мышления одновременно с мастерством общения, не застревать в роли бабы Яги, которая все время против, – рекомендует эксперт. – Для этого неплохо научиться хотя бы базовым навыкам медиации и фасилитации (сочувствие, сопереживание), уметь вести диалог, быть открытым к разным точкам зрений, быть внимательным и к информации, и к людям»
Илья Ягияев также отмечает: критическое мышление имеет ограничения и не всегда уместно. «Скажем, строгое мышление способно искоренить спонтанность. Также оно не всегда применимо в сфере эстетического переживания, когда наша задача – ощутить удовольствие от музыки, фильма, картины, а не оценивать ее логичность и обоснованность, – приводит примеры эксперт. – Попытки логичного анализа, например, кино, могут обоснованно восприниматься как занудство. То же можно сказать про общение между людьми – иногда нужно сопереживание, а не чистое мышление. Потому не стоит злоупотреблять – всему свое время и место».
Отдельный вопрос – взаимосвязь критического мышления и творчества. По мнению Ильи Ягияева, порой критическое мышление препятствует созданию чего-то нового. Например, когда приходит некое озарение, критическая оценка мешает мыслить свободно и смело. «При этом творчество само по себе, без критического мышления, может превращаться в бессмысленную продуктивность, как графомания – продукции много, а ценности нет», – уточняет эксперт
То есть критическое мышление важно «отключать» на этапе генерации идей, и «включать» снова на этапе реализации
Пример
-
Ставим под сомнение. Все американцы злые, хотят нас убить. Так ли это?
-
Анализируем.
Аргументы ПРОТИВ. Они потребляют 50% ресурсов планеты, у них первая экономика мира, простые люди так же водят своих детей в школы и садики, влюбляются, умирают – зачем мы им?
Точки зрения: Многие американские актеры любят Россию и СНГ, ученые, врачи, инженеры объединяют свои исследования в общемировых вопросах. Американские компании владеют огромным рынком в наших городах. Следовательно, эти люди будут выступать за хорошие отношения.
Аксиомы: Война страшит каждого человека, кто имеет мало-мальский рассудок.
Вопросы: Кому выгодно противоборство? Зачем создавать вражду?
Смотрим шире: создание внешнего врага выгодно правительству, чтобы отвлечь народ от внутренних дел. Противоборство выгодно оружейным магнатам, военно-промышленному комплексу.
Аргументы ЗА . Борьба за ресурсы, сферы влияния.
-
Делаем вывод.Большинству простых американцев (326 миллионов) все равно на нас. Вражды хочет только элита для пополнения своих карманов. Для этого они используют свое положение: СМИ, армия, политика.
Простите, что взял политическую тему, просто сразу как-то прилетело в голову. То же самое можно проделывать с самыми житейскими вопросами типа «доверять ли обещаниям Лехи или покупать ли ягоды годжи?»
Заключение
Решения, с которыми люди сталкиваются, каждый день связаны с работой, учебой, здоровьем и личной жизнью. Поэтому чтобы грамотно распоряжаться своей жизнью, необходимо думать критически. Поначалу вышеуказанные рекомендации покажутся сложными, но с первыми шагами исчезнет вся трудоемкость расширения сознания.