Учимся четко мыслить в критических ситуациях

Учимся реагировать на критику правильно

Первый компонент в вашей реакции, когда вы слышите критику, — эмоциональный. Вы можете ощущать неловкость, недоумение, неуверенность, спокойствие, гнев. В любом случае, сначала идет эмоция, а лишь затем включается разум. Учитывая это, применяйте следующие правила:

  • Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Если вы внутренне не уравновеситесь, то не сможете реагировать правильно. Хорошим помощником является метод «диссоциации»: постарайтесь посмотреть на ситуацию как бы со стороны (и на себя, и на критикующего), как будто вы зритель в театре, а на сцене происходит действие. Это позволит снизить интенсивность эмоций и включить анализ ситуации.
  • Не показывайте эмоции. Даже если вам не удалось справиться с эмоциями (а так бывает, когда негатив слишком силен, да еще удар пришелся на больное место), не показывайте это. Если человек стремился к самоутверждению, хотел испортить настроение либо желал выплеснуть злобу, то ваш растерянный вид — это то, что ему нужно. Не доставляйте ему такого удовольствия.
  • Говорите уверенно. То, насколько вы владеете собой, показывает тон вашего голоса. «Правильные» фразы, произнесенные тихим, сомневающимся тоном, будут расценены как попытка оправдаться. Если же вы говорите твердо, уверенно и спокойно, то они будут восприняты как доказательства и разумные доводы.

Второй компонент реакции на критику — аналитический. Он наступает, только когда вы справитесь со своими эмоциями. Иногда этот момент приходит очень нескоро или не приходит вообще. Слыша критику, человек не справляется с эмоциями и начинает либо оправдываться, либо кричать. Затем он продолжает внутренне переживать, оправдывая себя и находя поводы ненавидеть обидчика. Затем он что-то решает (например, больше не общаться с этим человеком, либо уколоть его в ответ при случае, либо признает его завистником) и успокаивается. Момент рационального анализа так и не наступает. А нам необходимо научиться, чтобы наша голова «включалась» практически сразу.

Первым делом, вы должны определить, насколько конструктивной является критика, как по форме, так и по содержанию. Т.к. на форму (оскорбительную или деловую) реагируют прежде всего наши эмоции, а вы с ними справились, то вы готовы понять, есть ли в критике доля истины.

После оценки критики на конструктивность вы приступаете к обдумыванию целей оппонента, стоящих «за» критикой. Чтобы прояснить мотивы, вы можете задать прямой вопрос: «А чего ты хочешь достичь, говоря мне об этом?». Смотрите на реакцию — она вам подскажет. А дальше поступайте по обстоятельствам, Иногда можно и нужно сообщить человеку, что, по вашему мнению, он, критикуя вас, стремится к собственным целям, а иногда этого делать не стоит

Прежде всего, важно, что вы внутренне поняли, откуда у критики «ноги растут»

Оценив конструктивность критики и цели оппонента, вы должны сформулировать, что для вас важнее в этой ситуации: почувствовать себя победителем во что бы то ни стало или же сохранить отношения. Порой отношения с человеком для нас настолько важны, что мы обязательно должны обговорить ситуацию и прийти к согласию, как бы ни были возмущены.

Итак, теперь вы готовы к тому, чтобы правильно оценить критику, направленную на вас, и достойно отреагировать. Возможно, в первое время это будет занимать значительное время, и вы будете брать «молчаливую паузу», переводить разговор на другую тему или откладывать разговор. Однако постепенно вы сможете так «натренироваться», что будете преодолевать эмоциональный дискомфорт, определять конструктивность критики и цели оппонента за полминуты.

Юлия Василькина
Психолог, г. Москва
Статья предоставлена журналом «Беременность. От зачатия до родов» N 05 2007 год

Критика: хорошая и разная

Начнем с того, что критика бывает разная — конструктивная и неконструктивная. Очень важным навыком в жизни любого человека является умение различать эти два вида критики. Дело осложняется тем, что критика, на самом деле, может быть не двух, а четырех видов:

  • конструктивная как по форме, так и по содержанию;
  • конструктивная по содержанию, но неконструктивная по форме;
  • конструктивная по форме, но неконструктивная по содержанию;
  • неконструктивная и по форме, и по содержанию.

Пример: жена-домохозяйка не успела приготовить к приходу мужа ужин и попросила его подождать полчаса. Муж очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?

«Я расстроен, что ты не приготовила ужин, хотя заранее знала, когда я приду. Я очень голоден. Я прошу тебя лучше рассчитывать время в следующий раз». Это критика конструктивная и по форме, и по содержанию. Жена, скорее всего, будет реагировать спокойно и учтет критику на будущее. Вечер закончится в теплой обстановке.

«Полагаю, что тебе необходимо подумать над своей способностью планировать день. Пока ты не справляешься с этим». Эта критика вежлива и конструктивна, но только по форме; содержание же ее неверно, т.к. имеет место неправомерное обобщение. Возможно, весь день жены был спланирован хорошо: она успела отвести ребенка в школу, сходить на рынок за продуктами, навести дома порядок, забрать ребенка из школы и отвести его на дополнительные занятия, привести домой, накормить. У нее был объективно насыщенный день, и ее опоздание с ужином вовсе не явилось результатом неумелого планирования. Скорее всего, женщина среагирует именно на форму (агрессией, неуверенными оправданиями или обиженным молчанием). Она будет считать себя незаслуженно задетой. Однако если муж привык критиковать в конструктивной форме, то, возможно, жена также привыкла конструктивно отвечать. Вполне возможно, что конфликт будет разрешен, если муж признает, что был не прав и переформулирует фразу.

«Почему ужин не готов?! Как всегда, поесть нечего! Почему я должен ждать, приходя голодный домой после трудового дня?!» Это критика в целом верна по содержанию, но неправильна по форме. Скорее всего, жена будет оправдываться, а если поток критики не остановится, то либо «включится» защитная агрессия, либо она будет обиженно молчать, через полчаса поставив перед ним тарелку с едой. Возможно, она сделает для себя выводы на будущее, т.к. рациональное зерно в критике присутствует, но ее настроение будет испорчено. Несмотря на то что муж был прав по сути сообщения, она будет чувствовать обиду. Вечер (возможно, и не один) будет испорчен. При частом повторении такой ситуации взаимопонимание в семье ставится под вопрос.

«Неумеха! Плохая хозяйка мне досталась!» Эта фраза неконструктивна как по содержанию, так и по форме. Во-первых, муж осуждает не поступок жены, а дает негативную оценку ее личности, да к тому же в грубой форме. Во-вторых, такая «критика» не приносит пользы, она не помогает преодолеть недостатки в действиях человека, а лишь вызывает ответный всплеск негатива. В общем, это самый худший вид критики, буквально «разъедающий», подобно ржавчине, любые отношения.

Таким образом, лучше всего «срабатывает» полностью конструктивная критика, т.е. верная по содержанию и высказанная корректно и уважительно. Такая критика необходима каждому из нас, так как отражает, как в зеркале, наши недостатки, недоработки, ошибки. И именно потому, что она правильно высказывается, мы получаем шанс эти ошибки исправить. Конечно, и такая критика может быть неприятной, но именно у нее больше всего шансов быть услышанной и воспринятой.

Остальные разновидности критики вызывают в основном негативные эмоции, ведут к защитным реакциям либо самооправдания, либо отражения «нападения», либо к молчаливому самоедству. Это путь может привести к разрушению отношений либо к вынужденному сохранению «хорошей мины при плохой игре», когда критикуемый настолько сильно зависим от критикана, что не может разорвать отношения и принимает решение терпеть («Живу с ним и мучаюсь, но куда я уйду с двумя детьми?», «Начальник плохой, но зарплата хорошая»). Это путь неудовлетворенности, приводящий к депрессии и эмоциональным взрывам.

Литература

  • Грамматика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М., 1947;
  • Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. — М., 1961;
  • Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. — М., 1968, с. 165—310;
  • Булыгина Т. В. Грамматика // БСЭ. Изд. 3. Т. 7. — М., 1972;
  • . Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. — М., 1978, с. 146—423;
  • . Язык и лингвистика. Пер. с англ. — М., 2004, с. 96-127;
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Изд. 2-е. — М., 1987, с. 125—185, 210—213;
  • Современные зарубежные грамматические теории. — М., 1985;
  • Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. — М., 1988;
  • Шведова Н. Ю. Грамматика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990, с. 113—115;
  • Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Пер. с франц. — Л., 1991;
  • Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. — М., 2001;
  • Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. — СПб., 2002;

Стадии коронавируса: какие существуют, изменения по дням

Стадии коронавируса (правильнее – коронавирусной инфекции COVID-19) выделяют условно, они помогают врачу определиться с тактикой ведения больного:

  • 1 стадия: скрытая, или инкубационный период (от заражения до первой симптоматики);
  • 2 стадия: начальных проявлений, похожа на обычные острые респираторные вирусные инфекции (например, на грипп);
  • 3 стадия: выздоровление или присоединение пневмонии;
  • 4 стадия: осложнения пневмонии в виде дыхательной недостаточности, респираторного дистресс-синдрома, сепсиса (заражения крови), септического шока.

Некоторые врачи-инфекционисты выделяют 6 стадий развития симптоматики коронавируса, отмечая прогрессирование болезни по дням.  

Первые 3-4 дня

После скрытого (бессимптомного) инкубационного периода (от 1 до 14 дней) в первые дни больные жалуются на:

  • повышение температуры тела;
  • общую слабость;
  • мышечные, суставные боли;
  • болезненность при глотании и першение в горле;
  • сухой кашель.

Реже заболевание COVID-19 начинается с тошноты, поноса и рвоты.

5-6 день

Температура при легком течении коронавирусной инфекции нормализуется, а при состоянии средней тяжести сохраняется высокой, присоединяется одышка, нарастает сильная общая слабость.

6-7 день

Этот период называют поворотным моментом, так как может начинаться либо выздоровление, либо ухудшение состояния. Во втором случае нарастает одышка, больной испытывает ощущение нехватки воздуха даже в состоянии покоя. Температура остается высокой или повышается повторно после кратковременной нормализации.

8-10 день

При присоединении воспаления легких учащается ритм дыхания и пульс, снижается или растет давление крови (возможны перепады), в легких развивается пневмония.

Больной задыхается, а для облегчения дыхания принимает положение сидя, опирается на руки. На этой стадии беспокоит упорный сухой кашель, жжение и боль в груди, ощущение сдавления грудной клетки. 

12-16 день

К концу второй недели продолжается активная фаза пневмонии, она характеризуется сохранением всей основной симптоматики (температура, сухой кашель, одышка, слабость). К признакам ухудшения дыхания может присоединиться посинение кожи, боли в животе, оглушенное состояние. Часть пациентов чувствуют себя лучше с 12-14 дня болезни.

17-22 день

При благоприятном исходе наступает выздоровление. Температура снижается, дышать становится легче, кашель стихает или беспокоит реже, одышка и тахикардия уменьшаются в покое, но есть при движении. Приведенный классический вариант течения коронавирусной инфекции может видоизменяться у пациентов с сопутствующими болезнями сердца и легких, у них прогрессирование болезни проходит быстрее.

Критика подчиненных — создайте ощущение безопасности

Как ни странно, люди воспринимают критику сотрудников лишь на 30%. Такие данные привел Кевин Окснер, нейробиолог Колумбийского университета, на конгрессе по нейроуправлению в Бостоне. Если человек, которому адресовано замечание, ощущает дискомфорт, оно бесполезно.

Если ваши отношения с коллегой или подчиненным не настолько дружеские, что вы могли бы сказать ему все прямо, рекомендую формулировать замечания корректно и осторожно. Любая критика подчиненных бесполезна, если обижает человека или унижает его в глазах других

Постарайтесь вызвать доверие к себе и продемонстрировать свое желание помочь

Это особенно важно в ситуациях, когда критикуемый осознает, что, освоившись в своей должности, может рассчитывать на повышение

Стратегия пятая: обозначение и соблюдения границ критики

Эта линия поведения нужна людям творческих профессий или занимающихся чем-то, что не может быть оценено объективно. Например, дизайнеры в рекламных агентствах, домохозяйки, модельеры, парикмахеры или же архитекторы делают то, что почти невозможно подвергнуть конструктивной критике. Конечно же, если не говорить о технических нюансах рабочих процессов, а рассматривать лишь те замечания, которые касаются результатов труда.

Очень часто люди сталкиваются с «советчиками», навязывающими свое мнение, причем преподносится оно под видом критики. Например, домохозяйка вешает на кухне зеленые шторы. Пришедшая в гости подруга говорит: «Фи, давно не в моде зеленый цвет, нужно вешать красные занавески в белый горошек». Дизайнер в рекламном агентстве при оформлении макета баннера выбирает оранжевый фон и черные буквы, а его коллега говорит: «Это отвратительно смотрится, ты хоть шрифтами поиграй, что ли».

Перечень примеров можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что люди не обозначили зоны своей личной ответственности, в рамках которых только они принимают решения. Конечно же, запретить другим высказывать свое мнение нельзя, но не нужно и реагировать на него. В такой ситуации нужно следовать фразеологизму: «Я – художник. Я так вижу». А «советчикам» вполне можно сказать: «А мне это нравится».

Иными словами, умение реагировать на критику подразумевает под собой и четкое понимание границ зоны своего самовыражения или ответственности. За их пределы любителей покритиковать пускать нельзя, не нужно переживать и волноваться, а также сомневаться в себе только потому, что кто-то что-то сказал. Разумеется, если речь идет не об объективной критике.

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека. 

Основные причины таких необоснованных упреков. 

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям. 
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда. 
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть. 

Последствия

А к чему может привести поведение в критических ситуациях, когда человек не пытается решить возникшие проблемы? В этом случае дно, на которое индивид может упасть, с каждым днем становится все ближе. Когда возникает кризис и человек не может с ним справиться, наваливается депрессия. Родные и близкие могут стараться помочь, но помощь будет отвергнута. Человек может на фоне стресса лишиться работы, потерять семью. От него отвернутся друзья и родственники. С каждым днем ситуация будет становиться все хуже. Что будет дальше? Человек, который не справится с психологическими проблемами, может отправиться в психбольницу, стать бомжом или алкоголиком. В какой критической ситуации стоит опасаться таких последствий? В той, из которой выход невозможно найти месяцами. Именно от таких нерешенных проблем можно сойти с ума.

Как быстро успокоиться, если вас критикуют?

Чтобы научиться спокойно реагировать на критику, нужно в первую очередь уметь быстро брать себя в руки. Прежде чем что-то сказать или сделать:

  1. Про себя сосчитайте от 1 до 10 и обратно – с 10 до 1.
  2. Сделайте несколько глубоких вдохов. Как на приеме у врача: «Дышите. Не дышите. Дышите».
  3. Возьмите лист бумаги и напишите все, что думаете об этой ситуации и этом человеке. «Вылейте» эмоции на бумагу.
  4. Нарисуйте злую картинку. Просто возьмите карандаш и почиркайте от души. То, что получится, можно потом порвать и выбросить – негативная энергия уйдет.
  5. Если чувствуете, что закипаете – по возможности прекратите разговор и вернитесь к нему позже. Лучше на время отступить, чем наломать дров. Выйдите из разговора под любым благовидным предлогом.
  6. Отвлекитесь любым способом, если есть такой шанс. Даже в офисе можно ненадолго покинуть кабинет.

Пусть даже самый суровый критикан, сам того не зная, станет вашим помощником. И даст вам возможность еще больше прокачаться в профессиональном и личностном плане.

Полезные статьи:

  • Как снять стресс и успокоить нервы за 5 минут?
  • Как заставить себя работать, если нет сил и настроения?
  • Что делать, если заказчик не знает, чего он хочет?

Рекомендуем

Кошка или собака, кого лучше выбрать фрилансеру?

Вы решили пойти на такой ответственный шаг, как завести домашнее животное? В разные времена люди пытались одомашнить различных животных. Так в …

Почему все ищут достойную оплату и не могут ее найти?

Что появилось раньше: курица или яйцо? Эту дилемму, похоже, стремятся решить и фрилансеры. Многие ищут достойную оплату, но не могут ее найти. …

Генерализованное тревожное расстройство

Этому заболеванию подвержена Epidemiology of anxiety disorders in the 21st century треть населения планеты. Человек постоянно испытывает беспокойство и тревогу, страдает от неприятных ощущений в теле: дрожи, потливости, головокружения, дискомфорта в районе солнечного сплетения. Беспокойство обычно вызывают разнообразные страхи, связанные с будущим.

Среди особенностей общения:

  • Рассказы о собственных страхах. Человек боится то летать на самолёте, то садиться в лифт, то общаться, то заходить в незнакомые места.
  • Постоянное возмущение и жалобы, в том числе на состояние здоровья.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить — описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть «спрятаны» действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей

А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях — наоборот, заостряйте внимание

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно — если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа — взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи — воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше — тем более правильное решение вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же — это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди — следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна — то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на Финансовом гении!

Основные виды критики от близких людей

Как говорится: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Любая ошибка деятельного человека может подвергнуться критике

Может ли она быть полезной? Здесь многое зависит от того, как мы воспринимаем критику: принимаем во внимание и пытаемся исправить ошибки, или же просто обижаемся и стараемся избежать общения с теми, кому не понравились наши действия. Конечно, не всегда нужно слепо следовать «советам», иногда лучше сделать по-своему

Решение остается за вами.

Критика бывает конструктивной и деструктивной. Конструктивная критика имеет свои положительные моменты, так как в этом случае человек получает некоторые рекомендации, способные положительно сказаться на его дальнейших действиях.

Конструктивная критика имеет следующие признаки:

  • Высказывается личное мнение или позиция.
  • Конкретизируются непонравившиеся детали (моменты).
  • Позиция обосновывается аргументами.
  • Приводятся конкретные примеры.
  • Критик компетентен в данном вопросе.
  • Критика направлена не на личность, а на его действия или мнение.
  • Указываются положительные моменты.

Как реагировать на критику от близкого человека, если она конструктивна? Лучше принять к сведению, так как она может оказаться весьма полезной. Кроме этого, конструктивная критика дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В отличие от конструктивной, деструктивная критика носит «разрушительный» характер. Не исключено, что это делается для того, чтобы достичь каких-то своих целей. Вреда от такой критики намного больше, чем пользы.

Причины возникновения деструктивной критики:

  • Зависть.
  • Возможность манипулировать. Нередко главная цель такой критики – это направить оппонента по тому пути, который выгоден критикующему.
  • Повышение самооценки. Есть люди, которые испытывают настоящее удовольствие от самого процесса критики и наслаждаются собственной значимостью.
  • Неординарность критикуемого. Люди, которые действуют и мыслят не так как все, периодически подвергаются критическим нападкам просто потому, что они «какие-то не такие».

Деструктивную критику можно распознать по следующим признакам:

  • Мнение критикующего неопровержимо. Его можно сравнить с вынесением приговора: должно быть только «так»!
  • Отсутствие конкретики. Иначе говоря, плохо абсолютно всё.
  • Отсутствие аргументов и примеров.
  • Критика сосредоточена на мелочах, не имеющих никакого значения.
  • Повод не имеет значения. Критика может начаться в момент, когда в ней нет никакой необходимости.
  • Высказывается неуважительное мнение о личности человека, а не о его действиях или позиции.

Желательно уметь распознавать данные виды, чтобы понимать, как реагировать на критику от близкого человека: принимать к сведению или защищать «свои позиции».

Синонимы: краткий справочник

найдено словарных статей: 3критическийпереломныйповоротныйаналитическийвдумчивыйвзыскующийвъедливыйвъедчивыйгосударственныйдогадливыйдотошныйдошлыйжадныйздравомыслящийздравыйзоркийизобретательныйкритическийкритичныйлюбознательныйлюбопытныймногогранныймногосторонниймудрыймыслящийнаблюдательныйнаходчивыйограниченныйоднобокийодностороннийокостенелыйосмысленныйостроумныйострыйпамятливыйпереимчивыйпонятливыйпремудрыйприметливыйпроницательныйпытливыйрассудительныйсветлыйсмекалистыйсметливыйсмышленыйсообразительныйспособныйтеоретическийтолковыйтонкийушлыйхваткийхитростныйхитроумныйхитрыйаналитическийвдумчивыйвзыскующийвъедливыйвъедчивыйгосударственныйдогадливыйдотошныйдошлыйжадныйздравомыслящийздравыйзоркийизобретательныйкритическийкритичныйлюбознательныйлюбопытныймногогранныймногосторонниймудрыймыслящийнаблюдательныйнаходчивыйограниченныйоднобокийодностороннийокостенелыйосмысленныйостроумныйострыйпамятливыйпереимчивыйпонятливыйпремудрыйприметливыйпроницательныйпытливыйрассудительныйсветлыйсмекалистыйсметливыйсмышленыйсообразительныйспособныйтеоретическийтолковыйтонкийушлыйхваткийхитростныйхитроумныйхитрый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector