Как стать личностью, достойной уважения и любви

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями

Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано

Как стать хорошим психологом

Для начала необходимо получить профильное образование

Дальше важно развивать соответствующие качества личности. Специалисту нужно быть терпеливым, умеющим выслушать и проявить эмпатию

Сложнее всего избавиться от стремления оценивать клиента. Задача психолога – не говорить о том, плохой это человек или нет, а помочь ему разобраться с чувствами.

С чего начать

Сложно однозначно сказать, что нужно знать психологу

Помимо представлений о работе центральной нервной системы, ему важно обладать определенными личностными качествами. У человека должно преобладать понимание ответственности – неумелое стремление помочь может навредить, привести к ухудшению состояния

Задачи специалиста могут быть разными: исправление самооценки, коррекция высших психических функций, улучшение волевой и эмоциональной сферы, разбор семейных отношений и т.п.

Прежде, чем решать, как быть психологом, полезно спросить себя: почему привлекает профессия? Обычно в нее идут люди, которые хотят помогать другим справляться с проблемами. У таких индивидов развито умение сопереживать чужой боли.

Плохая идея – делать карьеру психолога только с целью решения собственных проблем. Целесообразнее потратиться на личную терапию. С таким подходом есть опасность навредить клиенту, так как специалист будет невольно проецировать свои проблемы на него.

Для того чтобы стать хорошим психологом нужно не только учиться, но и читать специальную литературу, посещать курсы повышения квалификации. Также кандидату предстоит пройти супервизию и личную терапию.

Без получения образования

Есть один важный момент в решении проблемы, что нужно, чтобы стать хорошим психологом. Прежде всего, человек обязан получить профильное образование – это требование закреплено в едином квалификационном справочнике и профстандарте.

Работать без соответствующего образования запрещено законом

В этом пути есть два варианта. Первый – это получение классического высшего образования. Оно может быть гуманитарным или медицинским. Второй путь – курсы переподготовки на базе первого высшего.

Нельзя однозначно сказать, какой вариант лучше. Многое зависит от отношения человека к обучению, его ответственности, стремления к получению знаний.

После школы можно поступить в университет по профилю «психология». Как правило, для этого нужно сдавать следующие предметы: русский язык, обществознание, биологию, иногда математику.

Если образование второе высшее, то может проходить собеседование или тестирование. В медицинском университете нужно сдать биологию, химию, русский язык, математику (для факультета «Лечебное дело»). В некоторых учебных заведениях есть факультет «Клиническая психология» (это неврачебная специальность).

После 11 класса бывает сложно выбрать профессию. В случае ошибки можно переучиться на курсах. Они занимают меньше времени и сконцентрированы на профильных предметах. Современные технологии позволяют обучаться дистанционно.

Нельзя стать самостоятельным специалистом без образования. В процессе разбора теории человек знакомится с множеством новой информации, без советов практиков сложно разобраться с ней

Помимо теоретической базы, человек получает практическую, это важно для дальнейшей работы

Правило зеркала

Первое правило, которое стоит учесть, звучит следующим образом: относиться к людям стоит так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам. Всем уже давным-давно известно правило отзеркаливания: если индивид ведет себя с окружающими грубо и нагло, то подобное отношение будет проявляться и к нему. Однако это правило далеко не всегда работает в обратную сторону.


Так, доброжелательные и вежливые люди получают в свою сторону бесконечные упреки. С чем это связано? Все дело в том, что люди, с которыми обращаются плохо и несправедливо, как правило, сами позволяют такое отношение к себе. Окружающие видят слабохарактерных индивидов и начинают управлять ими как марионетками.

Какой здесь может быть выход? Как обычно, все решает золотая середина. Человек должен быть доброжелательным и вежливым со всеми, но не ведомым. В определенных случаях особенно наглым людям все-таки стоит давать отпор. Однако происходить это должно деликатно и культурно. Не стоит обижаться, а тем более хамить. Окружающие не должны замечать неустойчивости в поведении человека: наоборот, должен быть виден крепкий внутренний стержень, который не так уж и просто сломить.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Терминология

К этому термину не относятся аспекты физиологии или генетики. Все намного глубже. К понятию личности относят психологические качества человека, социальные особенности, отражающие человеческую природу и помогающие человеку выражать себя, как автора жизни.


Индивид, индивидуальность и личность: кто все эти люди?

Понятие личности можно описать тремя определениями:

  1. Под личностью понимается индивидуальность человека. Она выражается в ценностях, жизненном опыте, стремлениях, темпераменте и духовном развитии. Можно сказать, что животные также отличаются индивидуальностью, так как у них имеется характер и свои индивидуальные особенности, но животное никогда не назовут личностью, так как оно ориентируется исключительно на свои инстинкты.
  2. Личность, как субъект общества/социума, имеющий определенную социальную роль. Другими словами — индивид. Данное определение впервые ввел Адлер. Оно начинается с социального чувства, так как в обществе человек взаимодействует с другими, опираясь на чувство общности. То есть поведение человека определяет его способность взаимодействовать с социумом.
  3. Понятие личности, как субъекта культуры. Человек не может быть рожден личностью, он становится таковой в течение всей жизни, формируя себя в плане развития культурного, духовного и т.д..

Мама и папа: такая разная любовь

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь

Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Можно ли стать полноправной личностью.

Личное «Я» есть в каждом из нас. Одни люди скрывают самих себя от себя же, а так же от друзей и близких людей. Другие же – не стесняются показать себя, свою уникальность, личность всем вокруг, даже если этого не требуется, даже наоборот, стоит попридержать. Как уравновесить эти две стороны, как стать личностью полноценной и интересной? На самом деле, этот вопрос крайне сложен, многое зависит не только от вас, но и от того, в какой среде вы живете, кто вас поддерживает и поддерживает ли вообще, где вы работаете, и что вам приходится делать. Рассматривать себя нужно со стороны вашего окружения, что уже противоречит правилу каждой личности «Будь собой при любых обстоятельствах».

Однако суть в том, что если вы будете думать только о себе, вы так же сильно потеряете свою личность, как и в том случае, если будете потакать другим. Не всегда баловать самого себя и угождать только себе является вашим внутренним желанием. Порой хочется помочь, уступить, попросить прощения у других людей. Это ваше личное мнение и желание. Не позволяйте себе путать понятие личности с самовлюбленностью или высокомерием. Однако и уступать всем только потому, что вы добрый, так же не стоит. Углубитесь в себя, нравится ли вам тот выбор, который стоит перед вами? Конечно, получается, что полноправной личностью стать невозможно, но если подумать – это и есть ваша личность, которая умеет любить себя и думать о других.

Сколько наркотик держится в крови

Продукты метаболизма крэк-кокаина остаются в крови в течение 6-12 часов, если наркотик употреблялся однократно и несколько дней – у хронических кокаиновых наркоманов.

Эффективные методики

Самоанализ помогает человеку выявить собственные предпочтения и желания. Существуют различные личностные тесты, которые позволяют личности разобраться в себе. С их помощью человек может получить много новой информации о собственной персоне, обнаружить скрытый творческий потенциал, узнать о своих реальных способностях и наклонностях. После прохождения тестов надо воспользоваться существующими приёмами для перехода из слабой натуры в сильную личность. Прежде всего требуется укрепить внутреннюю силу. Она представляет собой эмоциональные, когнитивные и физические ресурсы индивида. Сначала надо прислушаться к своему телу и воображению. Внутренняя неуверенность возникает из-за опасения не справиться с какой-то ситуацией, потерпеть неудачу. Выявление собственных страхов, искоренение их, решение различных проблем, жизненные перспективы придают дополнительные силы человеку, а также уверенность в завтрашнем дне.

Для избавления от страхов нужно записывать в тетрадку свои переживания в противоположном смысле. Техника данного метода такова: сначала надо признать и пережить собственные негативные эмоции, затем трансформировать их в позитивные утверждения и только после этого зафиксировать в тетради. Читайте биографии знаменитых людей, достигших вершины благодаря твёрдому характеру. Именно харизма и сильные стороны характера позволили им обрести известность

Внимательно изучите их жизненный путь, обратите внимание на все мелкие детали восхождения на высокую ступень. К хорошему результату приводит следующее упражнение: установите зрительный контакт с любым прохожим, смотрите ему в глаза настолько долго, насколько возможно

Можно попытаться заговорить на улице с незнакомцем. Оказавшись случайно в очереди, заведите разговор с рядом стоящими людьми.

Наблюдайте за своими жестами. С этой целью можно использовать зеркало. Улыбайтесь своему отражению. Ваше лицо и тело дарованы вам природой, поэтому представляют особую ценность. Только очень сильные люди способны осознать данный факт. Они не будут создавать искусственную красоту, изнуряя себя диетами и истязая пластическими операциями. Метод «Символ победы» способствует прибавлению уверенности в собственных силах. Сначала надо выбрать какой-нибудь рисунок или геометрическую фигурку. Превратите его в свой символ победы над личными слабыми чертами характера. Держите этот талисман всегда при себе. Даже беглый взгляд на него будет напоминать о победе. Талисманом уверенности в собственных силах может стать определённый запах духов или одеколона, конкретный аксессуар, элемент одежды, платье либо костюм.

Существует ещё одна методика, помогающая человеку стать сильной личностью. Она рассчитана на 3 недели.

  • На протяжении первой недели рекомендуют записывать в блокнот положительные утверждения, которые вызывают у вас приятные чувства. Через 7 дней надо прочесть весь список.
  • Всю следующую неделю нужно отражать в записях все возникающие сомнения в собственных силах. К концу недели проанализируйте их, поищите причины, которые спровоцировали вашу нерешительность, определите основные страхи и способы их искоренения.
  • Третья неделя даётся для преодоления неуверенности. На протяжении 7 дней надо фиксировать в блокноте только позитивные моменты и выбранные пути избавления от негативных чувств и эмоций.

Специалисты рекомендуют для развития в себе уверенности и внутренней силы составить таблицу, состоящую из 3-х столбцов:

  • вырабатываемое качество;
  • что необходимо делать;
  • результат.

Эту таблицу нужно постоянно пополнять соответствующими записями. Например, в первый столбик вносите словосочетание «умение держать удар». Второй столбец будет содержать информацию, как после очередного падения суметь подняться. Эти сведения касаются конкретного человека и определённых событий, произошедших с ним.

Примером может служить неудачное выступление с докладом по экономической теории перед однокурсниками. Нужно поставить цель, например, направить усилия на освоение этой науки. Дальше нужно в этом же столбике расписать поэтапную работу.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Интеграция

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Качества, характеризующие личность

Есть несколько основных качеств и индивидуальных особенностей, которые наиболее точно и полно могут охарактеризовать личность. Хотелось бы разобрать каждое качество личности отдельно. Каждая личность имеет характер, волю, эмоции и мотивацию. Эти качества способны хорошо и точно охарактеризовать личность.

Характер

Характером принято называть способ, с помощью которого личность взаимодействует с окружающим миром. Характер не является врождённым, он приобретается в процессе социализации и включает в себя реакции человека на разные ситуации, его манера говорить, общаться, поступки и действия.

Если речь идёт о сильной личности, значит, этот человек обладает сильным характером. Он заметно отличается от остальных своим упорством, целеустремлённостью, сильной волей, выдержкой. Личность всегда ставит перед собой цели и делает всё возможное, чтобы их достичь.

Воля

Воля – это способность личности управлять своим поступками, действиями, манерами поведения. Волевая личность будет делать то, что необходимо ради реализации задуманных планов. Если нужно похудеть, то такой человек полностью исключит еду после 6 вечера. Чтобы быть в отличной форме и хорошо выглядеть, личность будет заставлять себя вставать рано утром для пробежки. Личность будет экономить на всём для того, чтобы приобрести автомобиль своей мечты.

Воля неразрывно связана с ограничениями, соблюдением дисциплины и чётким планом действий. Именно воля помогает оправиться после жизненных кризисов, заставляет человека идти вперёд и не останавливаться.

Эмоции

Эмоциями называют субъективные положительные или негативные переживания личности. Базовыми эмоциями человека являются настроение, аффект, простые эмоции, чувства, страсть, стресс.

Эмоции присущи всем людям, однако, существует разница в силе их проявления

Независимо от силы реакций, важно уметь контролировать свои эмоции и управлять ими. В противном случае не избежать ситуаций, о которых потом придётся горько сожалеть

Мотивация

Мотивация – это причина, которая заставляет личность действовать и объясняет её поведение. Мотив может быть как осознанным, так и неосознанным. Основные составляющие мотивации – это потребность, стимул и намерение. Именно мотивация является секретом успеха, так как она стимулирует личность ставить перед собой цели и достигать высот. Сильная мотивация помогает двигаться вперёд, не замечая никаких преград.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector