Звуки и буквы ч-щ
Содержание:
- Твердые и мягкие согласные звуки
- Шипящие буквы русского алфавита — обучение чтению детей
- Парные согласные
- В славянских языках
- Парные и непарные согласные звуки
- Что это за звуки и как их произносить
- История заднеязычных согласных. Изменение [гы], [кы], [хы] в [г’и], [к’и], [х’и]
- Почему возникают проблемы с произношением шипящих
- Ход занятия.
- Тренируем правильное произношение шипящих
- Примерные задания по теме шипящих согласных
- Справочная информация
- Звук и шум
- Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук , например, в слове кот, так и мягкий звук , например, в слове — очки. Получаем, что звуки и образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым (, , ), либо только мягким (). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Твердые и мягкие согласные
Шипящие буквы русского алфавита — обучение чтению детей
Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том
как они правильно произносятся, о их происхождении.
В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим
и слышим. Гласных звуков — 10, согласных — 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот
согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной
школы хорошо помню правило о шипящих: «жи-ши» пиши с «и», «ча-ща» пиши с «а», «чу-щу»
пиши с «у», тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)
Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы:
Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими согласными, две другие буквы «Ш» и
«Щ» — глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково —
они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести
не удастся (сравните, например, с произношением буквы «М» — ее можно «проговорить»
и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу,
оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или
щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв.
Воздух при этом выдыхается. При произношении звука «жжжжж» включаются голосовые
связки, поэтому этот звук получается более громким.
Щипящие согласные — согласные , , а также ,
называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке
Ш. с. , , исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации
(см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: ‘chj, ‘sj>$’, *gj, ‘zj,
«dj>z\ ‘kj’, ‘tj>c» . Исконная мягкость \ш’], , [ч’\ обусловливала то, что в
памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими
гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть;
несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться
и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные
[и/’], , не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать
написание гласных.
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук , который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек
.
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – . Так, появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При поднимается средняя часть языка, а при к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
История заднеязычных согласных. Изменение [гы], [кы], [хы] в [г’и], [к’и], [х’и]
Заднеязычные
согласные в русском языке долго оставались
вне соотносительности по твердости-мягкости.
Они не могли выступать перед гласными
переднего ряда, так как еще в общеславянскую
эпоху в таких сочетаниях заднеязычные
согласные подверглись палатализациям.
Лишь в заимствованных словах встречались
срочетания , например, ангелъ,
кедръ, гигантъ, китъ, хитонъ,
в то время как в исконно русских словах
были сочетания — Кыевъ,
рукы,
ногы,
хытрыи,
сохы.
В
XII-XIII
вв. в сочетаниях начинают
изменяться и гласный и согласный: гласный
передвигается в зону переднего ряда, а
согласный смягчается. На юге этот процесс
происходил раньше, на севере — позже.
В
результате такого изменения в исконно
русских словах появляются сочетания
, в которых мягкие
заднеязычные выступают как позиционные
варианты твердых. В памятниках написания
типа Киевъ,
кисел,
гибель,
похитити
появляются лишь с XIV
в.
Смягчение
было одним из этапов
формирования соотносительности согласных
по твердости-мягкости и связано процессом
функционального сближения < и > и <
ы >, при этом выступали как
варианты твердых фонем < г, к, х >. Это
смягчение было подготовлено бытованием
в древнерусском языке заимствований
из греческого, содержавших мягкие
заднеязычные (Георгии,
Никифор,
Никита,
Яким),
и поддержано морфологической аналогией,
под воздействием которой происходило
выравнивание основ в склонении и
спряжении с устранением результатов
2-й палатализации: перед окончанием или
суффиксом с гласным переднего ряда
восстанавливался заднеязычный согласный
основы, например: нога,
муха,
ученикъ
— ноге,
мухе,
ученики
вместо нозÝ,
мусÝ,
ученици.
Или: пеку,
пеки,
пеките,
бегу,
беги,
бегите
вместо пеци,
пецÝте,
бези,
безÝте.
Как видим, обобщение основ также приводило
к появлению форм с мягкой разновидностью
заднеязычных согласных.
Однако
становление мягких заднеязычных
согласных как самостоятельных фонем
происходило уже в период развития
русского национального языка, так как
в древнерусском языке не было еще
одинаковых позиций для и , позиций, которые для остальных
твердых и вторично смягченных согласных
появились после падения редуцированных
и перехода в . Мягкие заднеязычные
встречались только перед
и (позднее ), в остальных позициях
(на конце слова, перед согласным, перед
гласными непереднего ряда) употреблялись
только твердые . Такое положение
в основном сохраняется и в современном
русском языке. Правда, в связи с притоком
заимствований (а они все же не могут
характеризовать систему языка в целом),
в русском языке мягкие стали
возможны и перед гласными непереднего
ряда , например, маникюр,
гюрза,
ликёр,
Гёте,
гяур,
Кяхта.
Ср. также единственное исключение в
спряжении русского глагола ткать:
ткёшь,
ткёт,
ткём,
ткёте
вместо тчёшь,
тчёт, тчём, тчёте,
а также просторечное жгём,
жгёшь,
жгёт,
жгёте).
Существование подобных примеров дает
повод говорить о соотносительности
твердых и мягких заднеязычных, хотя
вопрос о фонематической роли в русском языке не решается
однозначно. В связи тем, что в литературном
языке и во многих диалектах мягкие
заднеязычные не находятся в изолированной
от гласных позиции (на конце слов),
большинство лингвистов (МФШ) не склонны
считать их самостоятельными фонемами
(ср. противоположную точку зрения А.Н.
Гвоздева). Процесс их становления
продолжается. Так, например, в некоторых
говорах мягкие заднеязычные стали
употребляться шире, чем в литературном
языке — в результате прогрессивной
ассимиляции по мягкости, например,
Пе[т’к’а],
Ва[н’к’а],
ча[j
к’у],
пало[ч’к’о]й,
О[л’г’а],
коче[р’г’у],
наве[р’х’у],
о[л’х’а].
Это явление возникло в XV
в. и теперь наблюдается в южно-, средне-
и севернорусских говорах. А так как по
аналогии заднеязычные иногда смягчаются
и после твердых согласных, например,
пал[к’а],
во[фк’а],
то можно говорить, что начинает
тяготеть к фонеме, но процесс этот не
охватывает всех заднеязычных согласных
и задерживается влиянием литературного
языка.
Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Ход занятия.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Он принёс «Букварь» и хочет нас познакомить с новой буквой и новым звуком. А вот что это за буква и звук вы узнаете, если посмотрите на эти картинки. Что изображено на этих картинках? Правильно, щука, щенок, ящерица, щавель. Какой звук слышится во всех этих словах? Правильно, звук «Щ». Давайте произнесём этот звук все вместе. Звук «Щ» — глухой, согласный звук, всегда произносится мягко, не поётся. Кончик языка находится за верхними зубами. Произнесём этот звук ещё раз. Так шипит яичница на сковороде, такой звук издаёт щётка, когда ею чистят вещи.
— А теперь посмотрите, как пишется буква «Щ». Скажите, а почему эта буква изображена синим цветом. Правильно, потому что звук «Щ» — согласный. Чем же отличается звук от буквы. Да, звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим. На что же похожа буква «Щ».
Послушайте стихотворение.
На расчёску «Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
— А теперь посмотрите на доску. Я помещаю сюда ещё три буквы, они обозначают звуки «Ч», «Ш», «Ж». Эти звуки шипящие, так как при произношении мы издаём шипение.
2. А теперь возьмите, пожалуйста, счётные палочки и выложите букву «Щ». Не забудьте про «коготок» на конце.
3. А теперь повторите за мной чистоговорки.
Ща-ща-ща – мы несём леща.
Щу-щу-щу – я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи – складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ – купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.
4. А теперь попробуем произнести скороговорки.
Щетинки у чушки, чешуя у щуки.
Щиплем мы щавель на щи.
5. Физкультминутка.
Ща-ща-ща — (три хлопка)
Кто ходит без плаща. (шагаем с высоким подниманием ног)
Щи-щи-щи — (три хлопка)
Щиплем мы щавель на щи. (приседаем, имитируем сбор травы)
6. А теперь поиграем в игру. Я буду говорить слова, в которых звук «Щ» стоит в начале, в середине, в конце. Если он в начале слова, то вы хлопаете один раз, если в середине – два раза, а если в конце – три раза.
(Щенок, овощи, плащ, щука, ящик, лещ, щётка, ящерица, клещ, площадь, клещи, щит). Молодцы!
7. Буратино предложил поиграть ещё в одну игру. Она называется «Доскажи словечко».
Письмо опускают в почтовый (ящик).
На огороде выросли сочные (овощи).
У собаки сынок (щенок).
Емелины желания исполняла (щука).
Зубы чистят зубной (щёткой).
В древние времена люди жили в (пещере).
Молодцы!
8. А теперь следующее задание, очень сложное. Надо с помощью суффикса «ищ» образовать новое слово.
У большого чудища не глаза, а (глазищи, не усы, а (усищи, не нос, а (носище, не руки, а (ручищи, не ноги, а (ножищи).
9. А теперь – викторина. Разделимся на две команды. Эта команда «буква», а эта команда «звук». Команды выбирают капитанов.Задание: назвать слова, в которых имеется звук «щ». (За правильный ответ воспитатель даёт команде фишку).
10.Последнее задание: необходимо раскрасить букву «Щ».
— Буратино очень доволен тем, как вы изучили букву и звук «Щ». В следующий раз он придёт с новыми заданиями. На этом наше занятие закончено.
Тренируем правильное произношение шипящих
Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.
Разминаем язык
В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:
- Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
- Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
- Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
- Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
- Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
- Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.
Разминаем губы
Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:
- Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
- Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
- Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
- Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.
Массаж языка
Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.
Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы
Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут
Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.
Примерные задания по теме шипящих согласных
Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
- он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
- научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
- развивать у них письменную речь и связную устную;
- использовать при обучении новые информационные технологии.
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).
Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
- детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
- выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
- предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
- предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями
. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
- какие предметы изображены на рисунках;
- какие названия содержат шипящие звуки;
- какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Звук и шум
Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.
Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.
- Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
- А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.
В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»
Королева С.учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери
Тема: «Звук и буква Щ»
Группа: подготовительная к школе
Образовательная область : «Речевое развитие»
Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?
(Д): кислый
(Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»
Сообщение темы занятия
Выделение звука Щ из чистоговорки.
(Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)
(Д): Звук Щ
Фонетическая зарядка
(Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.
Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.
(Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?
(Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.
(Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?
(Д): Да. Мешает язык.
(Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?
(Д): нет
(Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )
Дайте характеристику звуку Щ
(Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.
Выделение звука Щ на слух среди других звуков.
(Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ
щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ
Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов
Ща-що-ща ощ-ущ-ащ
Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ
Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ
Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ
Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»
Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.
Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.
После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.
Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.
(Л): почему ты закрыл кружком эту картинку?
(Р): это щука. В этом слову есть звук щ.
(Л): где находится звук щ в слове щука?
(Р): В начале слова.
Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.
Проверка на экране.
Образование существительных с помощью суффикса «ищ».
(Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)
Не усы, а огромные …
Не нос, а….
Не лапы, а …
Не когти, а …
Не хвост, а …
На лапах не маленькие сапоги, а огромные…
У него не тихий голос , а громкий….
Кто же это?
(Д): кот. Котище
(Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?
(Д): да
(Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.
(Кот): щегол
(Л): Вы согласны с ним , ребята?
(Д): нет
(Л): сколько звуков в слове щи (2)
Какой звук появился в слове щит ( т)
Сколько всего звуков в слове щит (3)
В слове щука (4)
Щегол (5)
Значит какое слово самое короткое?
(Д): щи
(Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.
Проверка на доске через компьютер.
Звуковой анализ слова щука.
(Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).
Синтез слова роща
(Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.
Какой первый звук в слове ручка?
Д: (р).
Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.
Л: Какое получилось слово?
(Д): роща.
Л: Выложите слово роща кружками.
(Д): нет. Дети исправляют ошибки.
Физминутка.
(Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним.
Знакомство с буквой Щ
Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой.
(В. Ковшиков)
(Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?
(Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.
(Л): Найти букву Щ в кассе букв.
Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).
Итог занятия.