Взаимосвязь между психологией поведения и деятельностью человека
Содержание:
- Формирование личности
- Медленный человек — читать онлайн ознакомительный отрывок
- Приоритетные задачи развития социального предпринимательства в России
- Экстравертированный тип.
- Определение понятия характер
- Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
- Интровертированный тип.
- Забыть о проблемахi
- Примеры деятельности человека
- Предупреждения
- Способы решения возникающих проблем в природе
- Что такое черты личности
- Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.
Формирование личности
Факторы
На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.
Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.
Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.
Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.
Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять
Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту
Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.
Отрочество
Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии
В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.
Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.
Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.
Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования
За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью
Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков
Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно
Медленный человек — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Медленный человек», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Приоритетные задачи развития социального предпринимательства в России
Создание нормативной базы
На сегодняшний момент в России не существует соответствующих нормативных актов, которые определяют термин социального предпринимательства и регулируют работы подобных компаний. Также нет четких критериев, по которым государство может оказывать финансовую поддержку на начальном этапе, так как социальный бизнес, так или иначе, не направлен на получение одной лишь прибыли.
Информационная поддержка
Для привлечения внимания к социальным проектам и компаниям, которые реализуют инновационные решения в области обеспечения комфортной жизни и безопасности людей, необходимо привлекать федеральные СМИ и заниматься просвещением. По статистике люди активнее покупают товары и услуги в тех компаниях, где есть четкая идея и миссия. Из двух предложений человек наверняка выберет социально-направленное. К сожалению, многие просто не знают о существовании подобных кейсов.
Масштабирование социально-направленного бизнеса
Сегодня большинство таких компаний находится в крупных городах страны. Расширение в регионы дает большие возможности для распространения идеи социального предпринимательства. Опять же через бизнес-решения есть возможность не только реализовать товары и услуги, но и улучшить жизнь людей в небольших городах.
Реализация комплексного подхода к социально-направленному бизнесу позволит изменить и отношение коммерческих предприятий к социальной ответственности. Может случиться «цепная реакция», когда предприниматели начнут пересматривать стратегии развития и направлять основной вектор к людям, для решения их болей и проблем. Это выведет бизнес на совершенно новый уровень, когда во главе угла будет стоять не прибыль, а помощь людям и решение глобальных человеческих задач, таких как экология, здоровье, сохранение ресурсов.
Андрей Красовский, BBF.RU
Экстравертированный тип.
Пожалуй, самый общительный тип. У таких людей очень много друзей и знакомых, с которыми они имеют прекрасные отношения, так как умеют выслушать и не стремятся к доминированию. Очень неконфликтны. Однако, они несколько легкомысленны, любят посплетничать, совершают необдуманные поступки. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью.
Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность — импульсивность поступков.
Определение понятия характер
Ещё древнегреческий учёный Теофраст изучал характер и ввёл этот термин в науку. Он считал, что данное определение должно отражать черты, особенности, приметы и признаки личности. Аристотель понимал характер как определение деяний человека, он использовал такое понятие как этос (греч. ἦθος), обозначающее нрав, душевный склад. В переводе с древнегреческого характер (χαρακτήρ)- это отличительная черта. Высказываясь о натуре любой личности имеют в виду совокупность качеств манер, жизненного образа, психическое и общее состояние. В истории изучения данного понятия были выведены разные определения.
Марк Самуилович Лебединский и Владимир Николаевич Мясищев определяли характер в психической индивидуальности, выраженной в своеобразном поведении, сформированной на базе темперамента и поведения личности. Константин Константинович Платонов считал характер совокупностью устойчивых черт, выражающихся в поступках и действиях. Советский психолог, Константин Николаевич Корнилов, видел характер в особенностях личности, проявлявшихся в выраженном мировоззрении, моральных убеждениях, идеалах, интересах.
Характер проявляется в деятельности, общении, обнаруживает поведение и специфические особенности, оттенки. Одним нравятся трудные виды деятельности, они получают удовольствие, когда преодолевают препятствия. Другие выбирают более простую работу, пытаются избежать проблем
Для некоторых важно значение выполненной работы и полученного результата, который должен быть наилучшим, иные могут относиться к работе спустя рукава и будут удовлетворены тем, что справляются с обязанностями не хуже остальных. Всё это характеризуют различия в натурах людей
Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг. Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях.
Можно сказать, что в обществе существует деление на людей с сильным и слабым характером. Лицо с сильной натурой ведёт себя настойчиво, упорно, целенаправленно. Слабохарактерный человек проявляет слабоволие, непредсказуемость, неуравновешенность. Задача в изучении структуры характера должна определять его черты, проявления, и их взаимосвязь.
Характер тесно переплетается с волей и темпераментом. Ещё Гордон Олпорт заметил, что темперамент и характер выглядят как синонимы и предназначены для личности. Он отмечал, что высказываясь о человеке с хорошим характером, подразумевают оценку личности, а не качества социальные и этические. Поэтому понятие носит оценочный образ. Темперамент Олпорт представлял как первичный материал, конституцию интеллекта, особенности генетики.
Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века
В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека
Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.
В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:
- изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
- управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.
Основные положения теории Леонтьева:
- Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
- Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
- В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
- Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
- Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
- Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
- Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.
Интровертированный тип.
Такие люди оторваны от реальности. Свою силу они черпают в одиночестве и размышлениях. Очень не любят шумные большие компании, быстро утомляются от длительного общения, но общение один на один для них приемлемо, они прекрасные партнеры. Интроверты довольно сдержанны, всегда придерживаются собственных убеждений. Однако, они слишком настойчивы и упрямы, их очень сложно переубедить их собственная точка зрения всегда единственно верная для них. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов — проблемы религии, политики, философии. Малообщителен, держится в стороне, общается по необходимости, любит одиночество; погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках.
Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.
Можно ли легко выявить тип без теста? Кому интересно обращайтесь к психологам.
Изменено: 30.04.2019, 19:39
Забыть о проблемахi
Причина того, почему людям надоедает устоявшаяся парадигма отношений, кроется чаще всего в нежелании нести ответственность. Стоит назвать кого-то своей половинкой, как вы тут же приобретаете груз забот и проблем, которые идут с ним в комплекте. Кто-то относится к этому нормально, ведь вполне логично, что любой постарается помочь любимому человеку. Однако существует такая категория людей, которая хочет легкости. У них просто нет желания постоянно за кем-то ухаживать, лучше узнавать и испытывать стресс в определенных ситуациях
Ими движут гедонистические желания – важно только удовольствие, которое можно получить вдвоем
Будучи молодыми и не обремененными десятком обязательств, люди действительно могут попробовать завести свободные отношения. Это интересный эксперимент, который придется по душе всем любителям экстрима и адреналина в крои. С одной стороны вы имеете право спать, с кем угодно. А с другой стороны вам придется мириться с тем, что и у вашего партнера есть такое же право. Каждый человек по природе своей эгоист и собственник. И это одна из причин, по которой далеко не все смогут перенести такие отношения.
Жажда новизны – вот еще один повод, заставляющий людей отказаться от обычного романа. Всем давно известен алгоритм, по которому строится обычное общение. Знакомство, свидание, влюбленность, страсть, секс, отношения. Изменить этот порядок или вовсе от него отказаться – заманчивая перспектива для тех, кт уже неоднократно обжигался с классическими романами. Можно сразу же перейти к сексу или же поддерживать чисто платоническое общение, раздаривая свою страсть другим людям. Сколько волнующего опыта можно получить в объятиях незнакомцев, сколько возбуждения и фееричных оргазмов! Все это опьяняет, ведь вседозволенность – это лучший афродизиак.
Третья очевидная причина для свободных отношений – нежелание в будущем заводить семью. Здесь речь идет не просто о романтическом общении, а о том, что должно иметь долгосрочную перспективу. Люди, которые не приемлют брак и против рождения детей – это уже далеко не редкость. Все, что они пропагандируют – это жизнь для себя. Никаких забот о будущем, никакого трепетного отношения к прошлому.
Существует только здесь и сейчас, так зачем загонять себя в строгие рамки и блюсти верность? Гораздо проще избавиться от этого бремени, найти подходящего партнера и на пару «осчастливливать» других людей. Сложно осуждать такое поведение, ведь по сути, они сами выбирают для себя такую судьбу. Однако следует помнить о том, что такой стиль жизни – это не легкое развлечение, и подходит он далеко не для каждого.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».
Предупреждения
Способы решения возникающих проблем в природе
Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное). Для сохранения минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи (в недрах при современных способах их добычи ископаемых остается в пластах 25% руд металлов, более 50% нефти и около 40% угля), использовать их только по назначению
Для сохранения минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи (в недрах при современных способах их добычи ископаемых остается в пластах 25% руд металлов, более 50% нефти и около 40% угля), использовать их только по назначению.
Для разрешения энергетических проблем надо использовать альтернативные методы: энергию ветра и Солнца, энергию приливов и отливов.
А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.
Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.
Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды – влияние человека на природу положительное.
Все это необходимо во благо самого себя.
Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема – создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.
Комментарии
Похожие материалы
Новости и общество Экстерналии — это…
Положительные и отрицательные экстерналии, примеры
Экстерналии – это что такое? Для чего их нужно составлять? Какими они бывают? На эти, а также на ряд других вопросов будут даны ответы в рамках статьи.Общая информация
Образование Влияние деятельности человека на природу родного края сегодня и в прошлые эпохи
С того самого времени, как Хомо Сапиенс возник на Земле как вид, люди вольно или невольно преобразовывают планету.
Особенно в наши дни, когда эти изменения носят разрушающий характер, данная проблема становится очень …
Образование Положительное и отрицательное влияние людей на животных: примеры
Деятельность человека, особенно в последние несколько столетий существования современного человечества, безусловно, является одним из самых мощных факторов, преобразующих окружающую среду.
Влияние людей на животных, к…
Еда и напитки Узбекский тандыр кабоб: рецепт приготовления с фото
Что собой представляет узбекский тандыр-кабоб? Как его приготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Тоно-кавап, или тандыр-кавап, или тандыр-кабоб – наименование известного в Центральной Азии…
Новости и общество Влияние человека на природу в современном мире
Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько сильно воздействовать на окружающую среду, что сегодня экологиче…
Образование Влияние человека на атмосферу: проблемы и их решение
Хозяйственная деятельность человека все негативнее влияет на атмосферу, а вследствие этого и на всю остальную окружающую среду. Современные антропогенные факторы привели к чрезмерному усилению парикового эффекта, глоб…
Образование Значение в природе и жизни человека насекомых (положительное и отрицательное)
Насекомые являются самыми многочисленными представителями типа Членистоногие.
Благодаря характерным чертам строения они освоили все среды обитания. Велико и значение насекомых в жизни человека. Польза и вред этих пред…
Образование Значение ракообразных для человека: положительное и отрицательное. Особенности промысловых и паразитических видов
Каково значение ракообразных для человека? Положительное и отрицательное.
Этот ответ будет единственно верным. Ведь они служат пищей для животных и человека, а некоторые являются и объектом промысла. Но некоторые рако…
Самосовершенствование Список положительных и отрицательных качеств человека. Черты характера
Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из …
Автомобили Положительные и отрицательные отзывы: Fuelfree — экономитель топлива
С развитием технологий у современных автомобилистов с каждым новым годом появляется все больше и больше возможностей модернизировать собственный автомобиль, а в сети все чаще встречаются предложения о приобретении нов…
Что такое черты личности
Определение
Черты личности — совокупность свойств, характеристик, качеств человека, являющихся его индивидуально-психологическими глубинными особенностями.
Набор этих базовых особенностей является уникальным и неповторимым, индивидуальным для каждой личности. Часть из них имеют биологическую природу, являются врожденными чертами (в основном те, что связаны с темпераментом).
Другие приобретаются в течение жизни и имеют социальную природу происхождения. Эти внутренние индивидуальные особенности личности характеризуется устойчивостью, и стабильно проявляются в его поведении, поступках при долговременных контактах с ним.
В психологии существует огромное количество разнообразных черт личности, из которых можно составить психологический портрет человека. Психолог Раймонд Бернард Кеттел при попытке получить их полный список, обнаружил около 4500 различных описаний свойств личности. После удаления всех синонимов в списке осталась 171 характеристика.
Основные черты
К основным чертам личности, большей частью сформированные социумом, относятся те, которые выражают его отношение:
К самому себе. Это могут быть и отрицательные, и положительные качества: самоуверенность, адекватная самооценка, самолюбие, гордыня, самостоятельность, наглость, обидчивость, скромность, тщеславие, самокритичность, хвастливость, гордость, застенчивость, внутреннее достоинство, самоуважение, честь.
К окружающим людям. Эти качества составляют основу социальных взаимоотношений: чуткость, добросердечие, заботливость, презрение, надменность, вежливость, грубость, хамство, тактичность, неуважение, порядочность, черствость, уважительность, коммуникативность, равнодушие, пренебрежение, доброта, отзывчивость, замкнутость.
К труду, ко всем видам деятельности. Это лень, трудолюбие, исполнительность, безалаберность, усердие, суетливость, ответственность, необязательность, добросовестность, пунктуальность, активность, безынициативность и т.д.
К материальным ценностям
Это рачительность, аккуратность, бережливость, скупость, неряшливость, жадность, щедрость, осторожность, небрежность.
Причем эти качества частично могут пересекаться. Например, жадность может быть как показателем отношения к другим людям, так и отношения к вещам. Равнодушие может быть выражением отношения к людям и к трудовой деятельности, а также к вещам и даже самому себе.
Что не относится к чертам личности
Далеко не все особенности личности являются ее чертами. Нельзя отнести следующие качества и характеристики человека:
- Относящиеся к его временному, сиюминутному состоянию и настроению (рассерженный, довольный, расстроенный, радостный, расслабленный), то есть те, которые могут легко поменяться на противоположные или альтернативные при смене ситуации. Черты личности же являются неизменными, к ним можно приспосабливаться, учитывать, пытаться преодолеть, совершенствовать, воспользоваться их положительной стороной.
- Те, которые присвоены обществом (ударник труда, чемпион, благочестивый, мудрый, способный, бездарный, опытный).
- Описывающие физические качества (симпатичный, высокий, сильный).
- Выражающие субъективную оценку человека (странный, приятный, непривлекательный).
Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.
Следует
различать понятия «человек», «индивид»,
«личность».
«Человек»
– это
общее, родовое понятие, оно указывает
на наличие в мире такой исторически
развивающейся общности, как человеческий
род (homo
sapiens),
которая
отличается присущим только ей способом
жизнедеятельности.
Понятие
«индивид»
указывает
на отдельного, конкретного представителя
человеческого рода, с его уникальными
биологическими, психическими и социальными
характеристиками.
Понятие
«личность»
подчеркивает
социальную сущность индивида. Понятие
«личность» обозначает целостность
социальных свойств человека, характеризует
индивида как продукт общественного
развития, результат включенности в
систему социальных отношений посредством
общения и активной деятельности. Личность
– это носитель правовых, этических,
эстетических и иных социальных норм,
это субъект познания и преобразования
мира.
Понятия
«человек» – «индивид» – «личность»
диалектически
взаимосвязаны:
они соотносятся соответственно как
общее
– единичное
– особенное.
Понятие
«личность» является интегрирующим,
объединяющим в единое целое и биологическое,
и психическое, и социальное в человеке.
Поэтому в
структуре личности
можно
выделить три уровня: биологический,
психический, социальный.
Личность
обладает морфологическими отличиями,
особенностями своей телесной организации:
фигурой, походкой, выражением лица,
манерой говорить. Биологический уровень
личности подчеркивает также тесную
связь человека с окружающей его природной
средой. Биологический компонент является
необходимым условием обеспечения
целостности личности, ее проявления.
Психологическим
стержнем личности является
ее характер, воля. Характер
личности проявляется в достижении
социально значимых целей, в соответствии
выработанным обществом идеалам. Без
воли невозможны ни нравственность, ни
гражданственность, невозможно общественное
самоутверждение индивида как личности.
В
то же время человек является личностью
не по своей телесной или психической
организации, а по социальным качествам.
Личность формируется в процессе
коллективной деятельности и общения.
Эти факторы проявляются в процессе
социализации. Социализация
– это
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
процесс формирования социальных качеств,
знаний и умений, необходимых для успешной
реализации себя в данном обществе.
Социализация – это процесс, играющий
огромную роль в жизни как отдельной
личности, так и общества. От успеха
социализации зависит, насколько личность
сумеет реализовать себя, свои способности
в обществе. Для общества от успеха
процесса социализации зависит, сумеет
ли новое поколение перенять опыт, умения,
ценности, достижения культуры старших
поколений, сохранится ли преемственность
в развитии общества.
Необходимым
условием становления личности является
формирование мировоззрения – системы
взглядов на мир и место человека в нем.
Только выработав определенное
мировоззрение, личность получает
возможность осознать смысл своего бытия
в мире, возможность самоопределения в
жизни, реализации своей сущности.
Личность
включает в себя:
-общие
черты, присущие ей как представителю
человеческого рода,
-особенные
признаки в качестве представителя
определенного общества с его специфическими
национальными чертами, социально-политическими
особенностями,
культурными традициями,
-уникальные
индивидуальные особенности, обусловленные
наследственными
чертами, неповторимыми условиями
микросреды, в которой личность формируется
(семья, друзья, учебный или трудовой
коллектив и т.п.), а также неповторимым
индивидуальным опытом.