Текст в русском языке
Содержание:
- Как определить стиль текста
- Что мы узнали?
- Как определить тип
- Лексическое значение слова
- Пример текста-рассуждения
- Научный и официально-деловой
- Повествование
- Задание 6
- Задание 9
- Программа курса
- Научитесь отпускать желаемое
- Как выделить весь текст в ворде
- Совет 5. Просто попросите о помощи
- 10 способов укрепить брак, о которых нужно знать каждой паре
- Сюжетная композиция
- Что собой представляет композиция?
- Основные правила переноса слов
- Что такое выделение текста.
- Стили и типы текста
- Какая польза от знания жанров?
- Виды композиции
Как определить стиль текста
Стили речи изучает особый раздел лингвистики – стилистика.
Чтобы определить стиль речи в русском языке, надо обратить внимание на несколько признаков: цель высказывания;
лексику;
форму и жанр;
устная это речь или письменная;
кто адресат текста.
Кроме того, у каждого стиля есть какие-то особенности.
Ниже приведены в таблице стили речи и их особенности.
Стиль речи |
цель |
особенности |
где используется |
Официально-деловой |
Передать официальную, деловую информацию |
Значительная унифицированность; особые слова – канцеляризмы |
документ |
Научный |
Сообщить научные сведения |
Точные цифры, много информации, термины |
энциклопедия, учебник |
Разговорный |
Общение, передача обыденной информации |
Разговорная лексика, короткие предложения, несложный синтаксис |
устная речь |
Публицистический |
Убедить в чем-то читателя |
Риторические фигуры, экспрессивная лексика |
газета, устное выступление |
Художественный |
Возбудить чувства, воображение с помощью художественных образов |
Выразительные средства языка |
литературное произведение |
Что мы узнали?
В русском языке существует насколько функциональных стилей. Каждый из них имеет свои цели и задачи, жанры и адресатов, цели и языковые средства. Чтобы не ошибиться в определении стиля, необходимо учитывать все эти факторы. Стиль художественной литературы самый богатый, так как он вбирает в себя все остальные.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Как определить тип
Рассмотрим, как определить тип текста. Во-первых, необходимо внимательно его прочитать, понять его основную цель и главную тему, сформулировать смысл содержимого. Посмотрите, на какие вопросы отвечает текст. Если это вопрос что? где? или когда? – перед вами повествование, так как его основная цель – рассказать о предмете во времени. Если же текст отвечает на вопрос какой? – это будет описание, так как его главной задачей является описать предмет. Если возникает вопрос почему? как? или для чего? – тогда это рассуждение, так как в нем аргументированно доказывается точка зрения на проблему предмета
Как определить тип текста, понимая основную цель содержимого и ориентируясь на главные задачи и признаки текстов? Без затруднения! И, конечно же, обратите внимание на основные отличительные признаки типов текстов
Итак, несколько предложений, связанных между собой – это текст. И их типы разделяются на описание, повествование и рассуждение и имеют границы между собой весьма условно. Что это означает? Очень часто, к примеру, в тексте встречается повествование с элементами описания и (или) рассуждения. Это можно проследить в таких произведениях, как: «Понедельник начинается в субботу», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Превращение». То есть одно произведение (особенно художественное) в большинстве случаев может содержать в себе все смысловые типы текстов.
Лексическое значение слова
Люди ежедневно общаются, обмениваются мыслями, переживаниями, опытом. Облекать свои мысли в речь им помогают слова – значимые части языка, называющие предметы, признаки, действия и состояния. Слова одного языка составляют его лексику, то есть словарный запас.
Каждое слово имеет форму и содержание. Форма слова – это его грамматическое значение. Содержание слова или то, что оно обозначает, называется лексическим значением.
Например, грамматическое значение слова лес – имя существительное мужского рода, стоит в единственном числе и именительном падеже. Лексическое значение этого же слова – пространство, заросшее деревьями.
Таким образом, лексическое значение – это соотнесённость того или иного слова с определённым понятием или явлением. Лексическое значение слова отражает представление человека о предмете, к которому относится слово.
Все слова, относящиеся к самостоятельным частям речи, обладают грамматическим и лексическим значением. Слова, принадлежащие к служебным частям речи, лексического значения не имеют. Лексические значения всех слов языка фиксируются в специальных словарях, которые называются толковыми.
Раздел науки о языке, который занимается изучением слов и их значений, называют лексикологией. В лексикологии слово рассматривается с точки зрения его смысла, происхождения и сферы употребления.
Однозначные и многозначные слова
В русском языке слова могут иметь одно или несколько значений. По этому признаку они делятся на однозначные и многозначные.
Например, слово «оранжевый» обозначает только цвет, а слово «зелёный» имеет кроме цвета ещё и несколько дополнительных значений: незрелый, юный и другие. Значение многозначного слова определить можно только в контексте.
Синонимы
Слова, частично или полностью совпадающие по значению, называются синонимами. Они относятся к одной и той же части речи, различаются стилистической окраской и оттенками значений.
Примеры синонимически рядов: идти – шагать – топать – тащиться, смелый – отважный – храбрый- бесстрашный.
Омонимы
Слова, полностью совпадающие по звучанию и написанию, но обозначающие совершенно разные предметы и явления, называются омонимами.
Пример: брак – союз женщины и мужчины и брак – испорченный в ходе производства товар.
Антонимы
Некоторые слова имеют противоположные друг другу значения. Они называются антонимами. Антонимы могут быть однокорневыми и разнокорневыми.
Примеры: опасный – безопасный, уехал – остался, толстый – худой, бесценный –дешёвый.
Фразеологизмы
Существуют устойчивые словосочетания, смысл которых не вытекает из значений составляющих их слов. Такие словосочетания называются фразеологизмами. Они используются для придания речи экспрессивности.
Примеры: у чёрта на куличках – далеко, кот наплакал – мало.
Заимствованные и исконно русские слова
Одним из способ пополнения лексического состава языка является заимствование слов из другого языка. Заимствуются как слова, обозначающие новые понятия и явления, так и слова, имеющие в родном языке лексический эквивалент. В случае затруднения с определением значений заимствованных слов используют специальные словари.
Примеры: прайс – цена, дайвинг – плавание под водой.
Пример текста-рассуждения
Как распознать ложь?
Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым
При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию
Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.
Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт
Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько
Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему
Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!. Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания
Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)
Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)
Научный и официально-деловой
Главная цель научного стиля — донести до человека информацию, истинность которой выражается фактами и доказательствами. Стилистический тип высказывания: доклады, учебная литература, статьи связанные с наукой и диссертации. Средства выразительности текста основаны на употреблении терминов, абстрактном и общенаучном словарном запасе. Определить этот стиль вам помогут следующие характерные черты: предложения преобладают большим количеством существительных, суть текста точна, логична, обобщена, однозначна и объективна.
Официально-деловой стиль применяется при формальной обстановке. К примеру: приказы, протоколы, расписки, законы. Употреблять его в разговорной речи могут не только юристы и дипломаты, но и обычные граждане. Стиль определяется точностью, использованием аббревиатур, а также отсутствием эмоций.
Повествование
Это функционально-смысловой тип речи, который предполагает сменяющие друг друга явления, действия. Повествование предполагает большое число сюжетных поворотов, потому что о событиях не описывается, а повествуется. Это означает, что в повествовательных произведениях мало описательных моментов или вообще нет. В таких произведениях часты в употреблении глаголы, обычно, в прошедшем времени. Повествовательная речь подразделяется на жанры:
- Рассказ – наименьший по объему эпический жанр. Отличается незамысловатым сюжетом, понятным и доступным написанием. Рассказ сконцентрирован на малом числе главных персонажей, а второстепенные раскрывают черты главных героев. Рассказы часто отражали особенности эпох, в которые жили писатели, имели оригинальное и короткое название
- Повесть– эпическо-прозаический жанр, который больше, чем рассказ, но уступает по объему перед романом. В повести отражается не одно событие, а ряд событий. Сюжет сосредоточен на развитии личности в ходе некоторых событий. Не блещет второстепенными сюжетными линиями и малозначимыми персонажами.
- Новелла– один из эпических жанров, напоминает рассказ, распространен за рубежом. Повествуется об эпизодах жизни героя.
- Роман– прозаический литературный жанр, который описывает всю или большую часть жизни главного героя. Роман самый большой по объему, характеризуется множеством сюжетных линий и непростым сюжетом.
- Эпопея– крупнейшая форма эпических произведений исторического характера в стихах или прозе. Эпопея рассказывает о важных событиях истории или об выделяющейся исторической личности. Иногда на фоне каких-то исторических событий рассказывается о судьбе одного человека или семьи.
Все эти жанры кое-что объединяет, ведь все они относятся к одному типу речи:
- Сюжетные мотивы (например: вечная любовь, неразлучные друзья, отважные защитники), ценности героев.
- Символичные образы (олицетворение добра и зла).
- Смена времен. Рассказ о прошедших событиях может плавно переходить в настоящее время и продолжаться в форме будущего времени (временные границы, как правило, есть только в повествовании).
- Повествование динамично, насыщенно событиями и его ход соответствует данной схеме: завязка (начало действий) – развития действий – кульминация (наивысшая точка в развитии сюжета) – развязка (завершение событий).
- Соблюдается хронотоп (из повествования читатель четко понимает, в каком месте и в какой временной отрезок разворачивается действие в произведении).
Все в повествовательной речи указывает на хронологию событий, особенно обстоятельственные слова: затем, после, потом, в конце, важны даже детали событий. В повествовании прослеживается цепная связь событий. Чтобы не ошибиться в определении повествования, нужно сравнить текст с фотографиями. Если фотографий много, подобно различным событиям, значит, перед вами повествовательный тип речи.
Пример повествования
Когда мы с приятелем сидели вечером у камина, я рассказал ему интересную историю, приключившуюся с моим дядей. Это было в глухой деревушке. В один из дождливых сентябрьских дней Никифор Савельич отправился с внуком на охоту. Кинулся мужик в кусты, и Мишка за ним. Целый день ждали, и вдруг – фазан. Лег Никифор Савельич на мокрую траву, пригнулся и Миша. Один выстрел, и птица упала в траву. Маленького мальчика так напугал громкий звук выстрела, что он заплакал. Ему стало жаль птицу.
Пример повествовательных произведений
- Рассказ:И. Тургенев «Бежин Луг», А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
- Повесть: Михаил Булгаков «Собачье сердце», А. Грин «Алые паруса», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
- Новелла: Герберт Уэллс «Машина времени», Трумен Капоте «Завтрак у Тиффани».
- Роман: Александр Беляев «Человек-амфибия», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
- Эпопея: Лев Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», А.Н. Толстой «Хождение по мукам».
Задание 6
Прочитайте текст:
(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Варианты:
- Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
- Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
- Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
- Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
- Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.
Ответ: 35.
Задание 9
Прочитайте текст:
(1)Если вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.
В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Варианты:
- Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
- Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
- Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
- При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
- При свете молнии человек может заметить только промежуток, длящийся тысячные доли секунды, так как именно столько времени длится сама вспышка молнии.
Ответ:25.
Программа курса
Тема 1. Основные понятия и категории методики преподавания иностранных языковТема 2. Принципы и средства обучения иностранному языкуТема 3. Обучение аудированиюТема 4. Обучение чтению Тема 5. Обучение письменной речиТема 6. Обучение говорению Тема 7. Планирование и урок иностранного языкаТема 8. Проектная деятельность образовательного учреждения
Научитесь отпускать желаемое
Прочувствовать силу благодарности очень просто. Но нужно практиковаться каждый день, чтобы увидеть положительные изменения в жизни. Они не заставят себя долго ждать. Но перемены будут происходить только в том случае, если вы не будете сильно держаться за свои желания. Благодаря вселенную, вы подтверждаете в своем сознании ее существование. Верующий человек доверяет вышним силам и не боится, что его обманут. Так же следует поступать и вам. Постарайтесь формировать свои желания и цели, но не привязываться к ним. Персона, разум которой заняла какая-то проблема, никогда не сможет найти рационального выхода. Если вы хотите жить счастливо, вам нужно научиться отпускать желания и проблемы. Это не значит, что следует бросить все на самотек. Это значит, что не нужно думать, что если заветное желание не исполнится, ваша жизнь будет уныла. Сила благодарности и техники благодарения направлены на то, чтобы развивать в душе человека веру в прекрасное будущее. Вам не нужно цепляться за желания. Нужно их отпустить и принять как должное, что они обязательно сбудутся.
Как выделить весь текст в ворде
Все совсем просто. При нажатии клавиш Ctrl + A полностью весь текст в файле выделяется. Главное – не перепутать, что буква “А” – на латинице, а не на кириллице.
Способ второй – с помощью вкладок в Ворде
На верхней панели ворда, начиная с Word 2007, есть подраздел “Главная”. Он самый первый слева на панели. Именно здесь находятся размеры шрифта и его виды. Так вот. В этом подразделе (подпанели) в самом правом углу есть вкладка “Редактирование”. Нужно на нее нажать и выбрать “Выделить все”.
Независимо от того, где будет находиться курсор, весь текст выделится. Этот способ – аналог первого способа выделения всего текста.
Описанные выше два способа выделения всего текста в Ворде – самые быстрые. Но есть и другие.
Выделение текста с помощью мыши
Если зажать левую кнопку мыши и держать ее, продвигаясь, например, вниз по тексту, то тоже будет происходить выделение текста. Иногда этот способ оказывается полезным.
Таким же путем можно выделить часть текста, которая необходима.
Выделение текста с помощью функциональных клавиш
Если нажать клавиши Ctrl + Shift + Home или Ctrl + Shift + End, то произойдет выделение всего того текста, который находится, соответственно, левее и выше или правее и ниже места расположения курсора в тексте.
Если курсор находится в самом начале статьи, то, нажав Ctrl + Shift + End, можно выделить весь текст. То же касается возможности выделить весь текст при нахождении курсора в самом конце документа с помощью нажатия клавиш Ctrl + Shift + Home.
Выделение текста абзацами
Есть также возможность выделить один абзац, а потом абзацами выделить весь текст.
Для того, чтобы выделить абзац, нужно поставить курсор на любое место на этом абзаце и щелкнуть трижды быстро левой клавишей мыши. Один щелчок мышки – курсор фиксируется на определенном месте текста. Два быстрых щелчка мыши – выделяется слово, на котором стоит курсор. Три быстрых щелчка – выделяется весь абзац.
Оптимистическое заключение
Компьютер – наш добрый помощник. А сейчас к нему добавились еще ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны… Уже можно не привязываться к месту. Если есть доступ к Интернету да и без него работать с текстами где-то по дороге и даже совсем далеко от источников питания. Наши друзья аккумуляторы дают нам такие возможности.
Выходят новые офисы, в которых есть программа Word. Над ними трудятся специалисты, делая их все совершеннее и удобнее, хотя… о вкусах не спорят. И не для всех более новые версии программы Word оказываются лучше, чем более ранние.
Но, тем не менее, друг наш Ворд – чудесный волшебник и добрый помощник во многих делах. Главное, чтобы компьютер работал да вирусов в нем не было. А остальное – чудесно. Ведь творческий и вдохновенный труд – это здорово.
Приятной и легкой вам всем работы за вашими ПК, буками, планшетами и смартфонами…
Совет 5. Просто попросите о помощи
10 способов укрепить брак, о которых нужно знать каждой паре
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
- Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
- Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
- Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
- Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
- В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Что собой представляет композиция?
У каждого текста имеется определенная внутренняя структура, или композиция. В основном набор предложений состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой, а именно из вступления, главной части и заключения. В части «Вступление» озвучивается основная мысль, открывается тема и проблемы, которые в дальнейшем будут решаться. Уже, исходя из этой части данной статьи, можно ответить, какие бывают типы текста. Но, пожалуй, не будем торопиться. Главная часть, которая и является основной, содержит уже само развитие идеи и задумки текста. Здесь же раскрывается основная тема и мысль, решаются все проблемы озвученные во вступлении. Заключение предлагает логическое завершение основной мысли. В этой части подводится итог и делаются выводы. И когда к готовой работе можно подобрать заголовок, отражающий все ее содержание, текст можно считать законченным.
Основные правила переноса слов
1. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам:
- ин-те-рес
- со-ло-вей
- кра-со-та.
Односложные слова не подлежат переносу, а пишутся целиком на строке.
- лень
- раб
- лось
- краб
- стол
- глушь.
Согласно правилам переноса часть слова, которая не имеет гласной и поэтому не составляет фонетического слога, самостоятельно не переносится:
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
---|---|
ст-ремя | стре-мя |
ск-ворец | скво-рец |
студе-нт | сту-дент |
близо-сть | бли-зость |
в-ьюнок, вь-юнок | вью-нок |
Гласная буква, даже составляющая слог, не оставляется на предыдущей строке и не переносится на другую строку:
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
---|---|
а-кация, акаци-я | ака-ция |
а-построф | апо-строф, апос-троф, апост-роф |
о-фицер | офи-цер |
и-дейный | идей-ный |
с-оловь-и | со-ло-вьи |
Двусложные слова, имеющие фонетический слог из одной гласной, не переносятся.
- у-рок — урок;
- о-сень — осень;
- е-нот — енот;
- у-каз — указ;
- со-я — соя;
- ше-я — шея;
- ю-ла — юла;
- я-щик — ящик.
2. Буквы «ь», «ъ» не отрываются от предыдущей согласной:
- медаль-он
- резь-ба
- подъ-езд
- безъ-ядерный, безъядер-ный.
3. Буква «й» составляет закрытый слог и при переносе не отрывается от предшествующей гласной:
- ба-лалайка, бала-лайка, балалай-ка
- шай-ба
- май-ка
- кой-ка
- крой-ка.
4. При переносе слов с приставками
а) не отрывается от приставки конечная согласная, если за ней следует тоже согласная:
- под-смотреть, а не по-дсмотреть;
- рас-править, а не ра-справить;
- бес-проводной, а не бе-спроводной;
б) не присоединяется к приставке согласная корня:
- за-смеяться, а не зас-меяться;
- под-править, а не подп-равить;
- бес-страшный, а не бесс-трашный;
в) вариативный перенос возможен в словах, корень которых начинается с гласной, кроме «ы»:
- бе-зоружный, безо-ружный, без-оружный;
- ра-зукрасить, разу-красить, раз-украсить;
- по-дутюжить, поду-тюжить, под-утюжить;
г) в словах с приставкой на согласную корневая гласная «ы» не отрывается от этой согласной:
- обы-скать;
- бе-зысходный, безы- сходный, безысход-ный;
- бе-зыскровый, безы-скровый, безыскро-вый;
- сы-митировать, сыми-тировать, сымитиро-вать.
5. Согласно современным правилам переноса, если в середине слова имеется стечение нескольких согласных, частью входящих в корень и в состав суффикса, то при переносе оно разбивается разными способами:
- брат-ство, братс-тво, братст-во, бра-тство (в соответствии с фонетическим делением на слоги);
- сол-нечный, солне-чный, солнеч-ный;
- жа-тва, жат-ва;
- со-знание, соз-нание, созна-ние;
- све-тский, свет-ский, светс-кий;
- ме-дведь, мед-ведь;
- от-правление, отпра-вление, отправ-ление, отправле-ние.
При переносе подобных слов предпочтительнее не разбивать минимальных значащих частей слова — морфем.
6. Для переноса с одной строки на другу разделяются двойные согласные, находящиеся между гласными:
- кас-совый
- груп-пировка
- искус-ственный, искусствен-ный
- рос-сийский
- рас-сказчик
- вос-седать
- капел-ла
- кристал-лический
- крос-совки
- антен-на.
Но начальные удвоенные согласные корня, находящиеся после приставки с конечным гласным, желательно не разбивать, сохраняя морфемное строение слова:
- по-ссо-ришься;
- пере-жжённый.
7. Согласно орфографическим правилам переноса в русском языке сложные слова делятся на стыке составных частей, причем соединительная гласная, если она имеется в морфемном составе слова, остается на первой строке:
- овоще-хранилище
- сухо-фрукты
- водо-проводный
- птице-лов
- шести-томник
- двух-уровневый
- трех-атомный
- вет-врач
- зам-директора.
Не переносятся, как уже убыло указано выше, односложные и двусложные слова, в составе которых один гласный составляет слог. Не подлежат переносу:
1. буквенные и звуковые аббревиатуры:
- МАГАТЭ
- ГРЭС
- НАТО
- ОБСЕ
2. различные сокращенные обозначения мер:
- 25 кг
- 2017 г.
- 165 км
3. условные графические сокращения:
- и т.п.
- и пр.
4. пунктуационные знаки и открывающие скобка и кавычки.
Что такое выделение текста.
Думаю вы уже заметили общую концепцию и логику, которая прослеживается в использовании «горячих клавиш» при работе с текстом. Благодаря этому комбинации и соответствующие им действия очень легко запоминаются. Если вы поняли логику перемещения по тексту с помощью клавиатуры, то освоить приемы с выделением текста и его фрагментов не составит труда.
Итак, что же такое выделение? Выделение текста это операция позволяющая выбрать некоторый фрагмент текста для дальнейшей с ним работы — копировать, вырезать, удалять, перемещать. Размер такого фрагмента никак не ограничен — может быть как выделение одного символа, слова, строки, страницы, так и полностью документа.
Полагаю вам уже известно что это такое. Но тем не менее расскажу. Выделение, как правило, отображается как окрашивание выделямого фрагмента текста в другой цвет, обычно полностью контрастный относительно нормального текущего цвета фона и текста. Поскольку чаще всего используется классическая цветовая гамма — черный текст на белом фоне, то при выделении цвета инвертируются — черный (либо синий) фон и белый текст.
Выделение текста мышью
Чаще всего пользователи для выделения текста используют мышь. Выделение текста с помощью мыши бывает незаменимо там, где нужно выделить нередактируемый текст, например на веб-странице.
Чтобы выделить текст мышью, нужно удерживая левую кнопку перемещать курсор над фрагментом текста который вы хотите выделить. Возможно что это единственный способ которым вы пользуетесь. Но дело в том, что это способ не единственный и не всегда самый эффективный особенно в том случае, когда вы работаете с редактируемым текстом.
Посудите сами. Допустим, такая ситуация: вы набираете или редактируете текст, и вам нужно полностью удалить строку на которой в данный момент стоит курсор. Разумеется это будет быстрее и эффективнее сделать лишь с помощью клавиатуры, нажав три клавиши, чем тянуться за мышью, прицеливаться и выделять нужный фрагмент. Поэтому на подобных сочетаниях мы и остановимся.
Как выделять мышью слова, абзацы, строки и произвольные фрагменты текста.
Но прежде стоит еще сказать о выделении мышью. Стандартный способ, работающий практически везде — двойной и тройной щелчок левой кнопкой мыши. Двойной щелчок позволяет выделять слово, по которому он сделан, а тройной — абзац. Правда поведение тройного щелчка может отличаться в различных приложениях. К примеру, в текстовом процессоре MS Word или в браузере Mozilla Firefox, тройной щелчок позволяет выделять именно абзац текста, а в некоторых приложениях этот прием выделяет строку. Так или иначе, где бы вам ни понадобилась эта функция, попробуйте ее, и сразу станет ясно как она работает.
Кроме того, выделение нужного фрагмента редактируемого текста можно произвести следующим образом. Запомните раз и навсегда: всегда и везде, в любом приложении, выделение текста производится с помощью клавиши Shift. Исключая различные консоли и командные оболочки. Но в них все приемы отличаются от стандартной работы с текстом в классических графических приложениях, которые мы здесь рассматриваем.
Предлагаю вам в качестве традиционного выделения нажатой левой кнопкой мыши пользоваться следующим: установить курсор в начале фрагмента который нужно выделить, нажать клавишу Shift, и удерживая ее, щелкнуть мышью в конце нужного фрагмента. На мой взгляд это дает более четкий контроль над выделением куска текста.
Стили и типы текста
Рассмотрим, какие бывают тексты. Русский язык выделяет следующие стили:
Разговорный
Используется для простого общения, где автор может поделиться своими мыслями в неформальной обстановке. Пример: «Привет, подруга! Как у тебя дела? У меня все хорошо, устроилась на новую работу и времени теперь совсем нет».
Книжный
- Публицистический. Для такого стиля характерны логичность, эмоциональность, оценочность, призывность. Главная особенность – общественно-политическая лексика. Слова эмоционально окрашены, присуща торжественная лексика и употребление коротких предложений. Пример: «К 6 годам лишения свободы приговорен замначальника Мосгорбанка Петров Николай за хищение 330 миллионов рублей».
- Научный. Его отличает логическая последовательность изложения, упорядоченная система связи между высказываниями, стремление к точности и сжатости.
- Официально-деловой. Средство письменной коммуникации, которое используется в сфере правовых отношений и управлении. Пример: «Данной распиской я, Иванов Сергей Иванович, обязуюсь вернуть деньги в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей до 01.03.2016 года».
- Художественный. Применяется исключительно в художественной литературе с использованием всего богатства лексики, разнообразных стилей, эмоциональной речи. Данный стиль направлен на передачу чувств и мыслей автора. Пример: «Над рекой тихо стелился туман, похожий на парное молочко. Птицы в лесу почти стихли. Начиналось еще одно июньское утро».
Какая польза от знания жанров?
Во-первых, конечно, знание жанров экономит кучу времени.
Когда мы что-то ищем, например, компанию для установки пластиковых окон, чтобы сразу позвонить и все узнать, достаточно одного быстрого взгляда на
текст. И по его формату уже понятно, это ли мы искали? Сравните.
Во-вторых, понимание формата и структуры разных жанров
помогает быстро ориентироваться в тексте. Если мне нужно узнать часы работы
музея, я не буду читать весь текст. Я же знаю, что подобная информация обычно
печатается внизу или в отдельном от текста блоке.
В-третьих, знание особенностей жанра экономит время и при
чтении. Если уж мы решили, что читать все же надо)) Так, зная, что все
инструкции к девайсам пишутся по одной схеме (connect this, disconnect that, make sure it’s plugged in), можно эту часть и
пропустить.
Или в описаниях продуктов – смело можно игнорировать
прилагательные и эпитеты, ибо их основная цель – расхвалить и продать продукт.
В-четвертых, понимание жанров убережет нас от манипуляций
(см.ниже). Ну или научит нас манипулировать окружающими)))
Ну и в-пятых, знание форматов разных текстов помогает и нам
самим быстро и без мучений писать любые опусы. От резюме до объявления о
продаже слона на ebay))
А за счет чего тексты разных жанров так легко определить и узнать?
Виды композиции
- Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
- Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
- Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
- Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
- Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
- Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
- Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
- Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).