Воспитание и индивидуальные особенности личности
Содержание:
Характер
Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.
Классификация по отношению к окружающим и самому себе
Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:
По отношению к себе индивид бывает:
- самокритичным;
- высокомерным;
- самовлюбленным;
- гордым;
- стыдливым;
- неуверенным;
- стеснительным.
По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:
- правдивость;
- доброта;
- общительность;
- тактичность;
- открытость;
- справедливость;
- доверчивость;
- вспыльчивость;
- верность;
- заботливость.
По отношению к работе индивид проявляет:
- исполнительность;
- ответственность;
- трудолюбие;
- недобросовестность;
- надежность;
- неусидчивость;
- амбициозность.
Если говорить о личной собственности, выделяется:
- жадность;
- ревность;
- щедрость;
- аккуратность;
- бережливость;
- неряшливость;
- чистоплотность.
Акцентуации
Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:
Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли
Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
Тревожный
Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.
Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.
Понятие индивидуальность
Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.
Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой
Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного
Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов
Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами
В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.
Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.
Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.
Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.
Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.
Психологические особенности темперамента
Темперамент представляет собой необычные свойства психики, которые определяют тип личности.
К психологическим особенностям темперамента можно отнести:
- Сензитивность
- Реактивность
- Активность
- Пластичность и ригидность
- Экстраверсия, интроверсия
Сензитивность определяется самой маленькой силой внешних воздействий, которая нужна для появления определенной реакции психики. Также важна и скорость появления такой реакции.
Реактивность связана со степенью непроизвольности реакций психики. Рассматриваются те реакции, которые возникают при внутренних или внешних воздействиях. Причем такие воздействия обязательно должны быть одинаковыми. Примером такого воздействия может быть какое-либо обидно для человека слово.
Активность проявляется в интенсивности воздействия человека на окружающую среду. Речь идет о том, насколько энергично человек влияет на внешний мир. Также рассматриваются способы достижения цели, преодоление человеком различных препятствий и многое другое. Одни люди могут быть в таких ситуациях целенаправленными, серьезными, сосредоточенными и упорными. А другая часть людей не ставит перед собой никакие цели, отступает от задуманного, боится.
Пластичность и ригидность говорят о том, легко ли человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичным считается тот человек, который легко приспосабливается ко всем изменениям и внешним воздействиям. Он не теряет контроль над собой и своими поступками, не боится. Такие люди просто знают, что мир постоянно меняются. А факторы, которые действуют на них, являются лишь результатом таких изменений.
Экстраверсия, интроверсия показывает на то, от чего в большей степени зависят все реакции и действия какого-либо человека. Поступки личности могут зависеть от впечатлений, эмоций, представлений и различных мыслей. Но человек, который ориентируется на те мысли и эмоции, которые возникли прямо сейчас, является экстравертом. А личность, которая зависит от представлений и образов, которые связаны с прошлым, является интровертом.
Психологические особенности обучения
В учебной деятельности объединяются не только функции деятельности познавательного характера (восприятие, память, внимание, процесс мышления, воображения), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности:
Основные характеристики учебной деятельности:
- она специально обращена на овладение учебным материалом и разрешение задач обучения;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные термины;
- общие способы действия предваряют решение задач;
- учебная деятельность ведет к переменам в учащемся;
- совершаются перемены свойств психики и поведения учащегося «в зависимости от итогов своих собственных действий.
Средствами учебной деятельности, при помощи которых она реализуется, являются:
- действия интеллектуального уровня, мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение, систематизация и т.п.);
- языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Продуктом учебной деятельности считается внутреннее психическое новообразование и деятельности в мотивационном, смысловом и ценностном планах, развитие умения и знания использовать его для разрешения различных задач на практике.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, которая состоит из следующих элементов:
- мотивация;
- учебные задачи в установленных случаях в разнообразной форме заданий;
- учебные действия;
- контроль, который переходит в самоконтроль;
- оценка, которая переходит в самооценку.
Замечание 1
Задача ‒ это цель, представленная в установленных обстоятельствах.
По мере исполнения учебных задач совершается изменение самого учащегося. Учебная деятельность может быть представлена как концепция учебных задач, которые даются в обусловленных учебных ситуациях и предполагают установленные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная концепция информации о каком-то объекте, процессе, в котором точно установлена исключительно часть информации, а остальная неизвестна, которую и необходимо отыскать, применяя полученные знания и алгоритмы разрешения в совокупности с самостоятельными догадками и поисками подходящих способов решения.
Учебная деятельность как система содержит ряд особых операций и действий различного уровня. К учебным исполнительным действиям первого уровня относят:
- действия уяснения содержания материала обучения;
- действия обработки материала обучения.
Кроме исполнительных действий по обработке и уяснению материала, параллельно с ними проходят контрольные действия, состав и характер которых находятся в зависимости от тех же обстоятельств, что и состав исполнительных действий (форма и источник принятия учебной информации).
Совместная учебная деятельность ‒ это некоторая общность, образующаяся в ходе учения. В своем развитии она проходит несколько этапов, которые в процессе усвоения материала приводят к развитию целостного смыслового поля у всех участников процесса обучения, которое и обеспечивает последующую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.
Гендерные социально-психологические особенности характеристик личности
Определение 1
Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.
Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.
С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.
В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.
Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.
Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.
Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.
Ряд особенностей женской моторики зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского. Моторный облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.
Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.
Для женщин характерна большая точность восприятия, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют. Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты
Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.
По-разному мужчины и женщины воспринимают болевые ощущения – лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.
Особую роль среди психофизиологических характеристик играют свойства нервной системы – было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы.
Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.
Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секреции кортизола до исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.
Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональной активации организма.
Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.
Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.
Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.
Замечание 1
На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.
Социальный характер личности
Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.
Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.
По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.
Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.
Чувства и эмоции
Эмоции — переживания, возникающие при удовлетворения или неудовлетворение собственных потребностей. Чувство — сложное переживание. Может ощущаться длительный промежуток времени.
Классификация:
- Эстетические — проявляются как результат восприятия предметов. Например, некоторые увидев картину начинают восторгаться, удивляться.
- Интеллектуальные — это продукт умственной деятельности. Проявляются как любопытство, удивление, сомнение, воодушевление.
- Моральные — это реакции на свое поведение, поступки окружающих.
Чувства могут привести к развитию психологических нарушений.
Волевые черты людей
Для достижения поставленных целей индивиду требуется умение мобилизировать собственную психику. Сила воли является фундаментом этого навыка.
Обратите внимание! Волевые качества личности не всегда бывают врожденными. Нередко индивиду приходится тренировать их самостоятельно
На обучение требуется немало времени. Главное – тренировки должны периодически повторяться даже после получения хороших результатов.
Как формируется воля
Существует много методик исследования волевых свойств субъекта. Наиболее распространенными считаются:
- тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли»;
- метод наблюдения А.И. Высоцкого;
- общая оценка воли у подростков по способу Н.Е. Стамбуловой.
Волевые черты человека подразделяются на 2 вида:
- моральные;
- экстраординарные.
Второй вид качеств является основой для улучшения моральной стороны личности. Среди основных волевых черт индивида можно выделить:
- Энергичность. Благодаря этому свойству, человек способен быстро действовать и принимать ответственные решения.
- Самообладание. Это волевое качество оберегает индивида от импульсивных и необдуманных поступков. С самообладанием субъект – сам себе руководитель.
- Смелость. Позволяет человеку преодолевать внутренние опасения и страхи.
- Терпеливость. При помощи этого волевого усилия индивид способен добиваться поставленных целей, несмотря на наличие внутренних препятствий: усталости, скуки, головной боли.
- Инициативность. Благодаря этому качеству, личность способна проявлять умственную активность, креатив и самостоятельность для достижения лучших результатов деятельности.
- Стратегичность. Позволяет человеку правильно расставлять приоритеты не только в личной жизни, но и деловой сфере.
- Целеустремленность. Эта волевая черта помогает личности сознательно ставить перед собой необходимые задачи и активно действовать для их выполнения.
- Принципиальность. Волевая черта позволяет индивиду на любом поприще основываться на собственных взглядах, а не идти на поводу у других людей.
Методы коррекции
Чтобы воздействовать на психическую, практическую деятельность личности, психологи постоянно разрабатывают новые методики. Способы психокоррекции:
- Аутотренинги — тренировки, при которых применяется три пути воздействия на работу нервной системы. Первый — чтобы субъект смог расслабить мышцы тела, он должен научиться контролировать ритм дыхания. Второй способ — представление чувственных образов. Третий способ — произношение программирующих слов мысленно или вслух.
- Групповые тренинги. Их цель заключается в развитии личностных отношений между людьми, помощь в общении.
Каждая из методик состоит из нескольких практик, которые имеют одинаковую цель, но проводятся по-разному.