Философия индивидуализма как основа стадного сумасшествия у людей
Содержание:
- Три взгляда на тождество личности
- Особенности поведения в коллективе
- Краткое описание
- Общие сведения
- Три взгляда на тождество личности
- Первые упоминания
- Понятие индивидуальность
- Приёмники инфразвука. (Часть третья)
- Индивидуализм в экономике
- Коллективизм или индивидуализм
- Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм
- Другие иллюстрации[ | код]
- Используемые материалы
- Коллективизм и социализм
- Индивид, личность, индивидуальность
- Роль личности в истории
Три взгляда на тождество личности
Особенности поведения в коллективе
Идея индивидуализма применительно к социуму в том, что человек определяет, на чём основаны его личные задачи, не заботясь о требованиях общества.
Индивидуалист не держится в рамках единственной философии, а объединяет ряд концепций, которые ему полезны для достижения целей.
Независимое мышление и мнение — общая черта таких людей.
Именно поэтому они раздражают окружающих. Будучи оценёнными начальством, такие сотрудники способны генерировать новые идеи и взобраться на вершину карьерной и материальной пирамиды.
В социологии принят термин «конкурентный индивидуализм», утверждающий, что вознаграждение и наказание должно зависеть от заслуг. Усилия и способности рассматриваются как предпосылки успеха. Конкуренция рассматривается индивидуумами, как приемлемое средство распределения ограниченных ресурсов и вознаграждений. Идея поощряет культ победы и веру в то, что конкуренция выявляет лучшее в людях. Супермен побеждает всегда!
Концепция связывает взлеты и падения человека с ним самим, не признавая влияния классовых, гендерных, национальных или религиозных факторов. Индивидуалист в коллективе признаёт сотрудничество как средство для личностного роста. И не более того.
Иллюстрацией к сказанному служит любой американский фильм или сериал, где герой-одиночка буквально шагает по головам соперников, не рассчитывая на помощь окружающих.
Краткое описание
Даниель Колак начинает книгу «Я — это вы: метафизические основы для глобальной этики» (англ. I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics) со следующих слов:
Центральный тезис книги «Я — это вы» — что мы все — одна и та же личность — может показаться многим читателям очевидно ложным или даже абсурдным. Как вы можете быть и мной, и Гитлером, и Ганди, и Иисусом, и Буддой, и Гретой Гарбо, и всеми остальными людьми в прошлом, настоящем и будущем? В этой книге я объясняю, как это возможно. Кроме того, я показываю, что это лучшее объяснение того, кто мы такие, по целому ряду причин, не последней из которых является то, что оно обеспечивает метафизические основы для глобальной этики. Оригинальный текст (англ.) The central thesis of I Am You — that we are all the same person — is apt to strike many readers as obviously false or even absurd. How could you be me and Hitler and Gandhi and Jesus and Buddha and Greta Garbo and everybody else in the past, present and future? In this book I explain how this is possible. Moreover, I show that this is the best explanation of who we are for a variety of reasons, not the least of which is that it provides the metaphysical foundations for global ethics. |
То, что Гитлер и Ганди — одна личность, можно выразить и следующим образом: жизненный опыт Гитлера E1 в момент времени T1 и жизненный опыт Ганди E2 в момент времени T2 принадлежит одному и тому же субъекту точно так же, как одному и тому же субъекту принадлежит жизненный опыт Гитлера E1 в момент времени T1 и жизненный опыт Гитлера E3 в момент времени T3.
Австрийский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике Эрвин Шрёдингер следующим образом излагает основную идею открытого индивидуализма:
Не может быть, чтобы то единство знаний, чувства, желания и волю которого ты называешь собой, возникло бы недавно в определённый момент времени из ничего; скорее, эти знания, чувства и желания по существу вечны и неизменны и числом всего одно во всех людях, даже во всех чувствующих существах. Но не так, как это провозглашает пантеизм Спинозы, будто ты часть, кусочек вечной бесконечной сущности, лишь одна сторона, одна модификация её. Потому что в таком случае остаётся то же неудовлетворение: какая сторона суть именно ты, что объективно отличает её от остальных? Нет, вместо этого общему сознанию всё представляется следующим непостижимым образом: ты и точно также любое другое само по себе взятое сознательное существо — все во всём. Поэтому настоящая твоя жизнь, которую ты ведёшь, тоже не есть лишь часть мировых событий, а в известном смысле они целиком. Только это целое не такого свойства, что может быть охвачено одним взглядом. |
Общие сведения
Индивидуализм приводит человека к самостоятельному существованию, обособленному от других людей и их мнения. Впервые принцип данного явления был сформирован еще в XIX веке Токвипем. Именно им было установлено первое определение индивидуализма и рассматривалось, как натуральная реакция отдельно взятой личности на авторитаризм и политический деспотизм в управлении государством. Вопросом индивидуализма занимаются поведенческие дисциплины, такие как философия, социология, психология и педагогика.
Штайнер защищал личность, потому что был убежден в том, что любое решение должно приниматься самостоятельно и только потом нужно учитывать мнение общественности. Проблема в том, что индивидуализация может перерастать в эгоцентризм или эгоизм.
С точки зрения психологии принцип индивидуализма рассматривается, как качество личности. Это стремление индивидуума оказаться наименее зависимым от общества, обрести независимость, которая сможет рассматриваться, как возможность действовать и мыслить за пределами стандартных шаблонов. Такое качество было характерно для многих деятелей искусства, ученых и других людей, имеющих творческое начало. Данное качество еще могут называть нонконформизмом.
В литературе индивидуализму дается другое определение, а именно — концентрация личности на поисках своей выгоды. То есть наличие индивидуализма определяется у людей, которые не могут проявлять сострадание и взаимопомощь. Приравнивают данное явление к эгоизму.
Понятие индивидуализма также может рассматриваться в узком значении, а именно определении данного явления в качестве личности, имеющей преобладание цепей, направленных на удовлетворение потребностей человека. При этом наблюдается игнорирование общественных нужд. С течением времени индивидуализм перерождается в свойство характера, определяемого личность человека, которому необходимо перевоспитание.
С точки зрения личностно-ориентированного образования основы индивидуализма рассматриваются наравне с такими ценностями, как демократия, свобода, саморазвитие. Это положительное влияние данного явления.
Три взгляда на тождество личности
Философ Даниель Колакruen выделяет три взгляда на тождество личности: закрытый индивидуализм, пустой индивидуализм и открытый индивидуализм.
Закрытый индивидуализм является обычным и самым распространённым взглядом. В соответствии с закрытым индивидуализмом существует множество численно различных личностей, о которых можно сделать следующие предположения:
- Предположение о едином непрерывном индивидууме: личность является единым непрерывным индивидуумом во времени.
- Предположение о выживании и тождестве: личность выживает только до тех пор, пока существует индивидуум, тождественный этой личности.
- Предположение о внутренних свойствах: тождество личности зависит только от свойств этой личности.
- Предположение об индивидуации и разделённости личностей: существуют определённые границы, отделяющие одну личность от другой.
Эрвин Шрёдингер следующим словами описывает причины возникновения закрытого индивидуализма:
Как же вообще могло возникнуть представление о множественности сознаний (против которого так настойчиво выступают авторы Упанишад)? Сознание интимно связано и зависит от физического состояния определённой части материи — от тела (вспомните различные душевные изменения, происходящие во время развития организма, например, при созревании, старении, старческом слабоумии и т. д., или наступающие под действием лихорадки, отравления, наркоза, повреждения мозга и пр.). Но таких человеческих тел имеется множество. Если исходить из этого, представление о множественности сознаний или интеллектов кажется весьма убедительной гипотезой. Вероятно, все простые, непритязательные люди, так же как и огромное большинство западных философов, считают её верной. Принятие этой гипотезы почти неминуемо приводит в дальнейшем к признанию душ, столь же многочисленных, как и тела, и затем к вопросу, так же ли смертны эти души, как тела, или, наоборот, они бессмертны и могут существовать совершенно самостоятельно. Первая мысль производит на всякого человека крайне неприятное впечатление, тогда как последняя откровенно забывает, игнорирует и даже вовсе отрицает именно те предпосылки, на которых основана сама гипотеза множественности. |
Пустой индивидуализм — это взгляд, который отрицает, как минимум, 2-е предположение (обычно также 1-е и (или) 3-е предположения), но сохраняет в силе 4-е предположение закрытого индивидуализма. В соответствии с пустым индивидуализмом личность может выжить и без тождества. Тождество — это не то, что имеет значение для выживания личности, а значение имеют другие отношения (например, физиологическая или психологическая непрерывность, причинно-следственная связь и т. п.). Известные представители пустого индивидуализма: Будда, Дэвид Юм, Дэниел Деннет, Роберт Нозик, Дерек Парфитruen, Сидни Шумейкерruen, Питер Ангерruen.
В частности, представитель пустого индивидуализма Дэниел Деннет считает, что в сознании нет единой управляющей инстанции (субъекта) и вся его работа представляет собой систему спонтанно самоорганизующихся процессов. Положение о существовании «Я» Деннет считает одним из главных философских мифов, укоренившихся в философии со времен Декарта.
В то же время философ Дерек Парфит приблизился к пониманию открытого индивидуализма, но не развил свой взгляд:
Мне не нужно считать, что моя копия на Марсе это кто-то ещё… Я могу поверить, что у меня есть сейчас другой поток сознания, о котором в этом потоке я не знаю. И, если это поможет, я могу принять эту точку зрения о моей копии. Оригинальный текст (англ.) I need not assume that my Replica on Mars is someone else . . . I can believe that I do now have another stream of consciousness, of which, in this stream, I am now unaware. And if it helps, I can take this view about my Replica. |
Открытый индивидуализм отрицает 4-е предположение, но сохраняет в силе все остальные предположения закрытого индивидуализма.
Первые упоминания
Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.
В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.
Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.
Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.
Понятие индивидуальность
Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.
Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой
Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного
Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов
Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами
В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.
Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.
Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.
Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.
Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.
Приёмники инфразвука. (Часть третья)
Опубликовано: 05.12.2018
Объёмно-наскальные инфразвуковые информационные приёмники. Объёмно наскальные приёмники в отличие от объёмно камертонных приёмников, обычно строятся на поверхности земли. Они не имеют дромоса(подземной антенны). Роль антенны выполняет неоднородность среды распространения инфразвука разлом, хребет, гора, река. Направление неоднородности должно располагаться под углом 20-60° к источнику инфразвука. То есть построить такой приёмник возможно только в местах, где инфразвуковые волны от источника сигнала как-то концентрируются. Примером псевдокупольных приёмников на геологическом разломе являются тумулусы этрусков вблизи г.Червети в Италии. Здесь множество приёмников вытянулось линией в направлении геологического разлома. Основной задачей для постройки объёмно Читать дальше …
Индивидуализм в экономике
Данное понятие существует и в экономической науке. В рамках этой дисциплины оно трактуется следующим образом: индивидуализм — это способ ведения хозяйства, при котором преобладает мелкое предпринимательство и небольшие предприятия, руководимые одним лицом.
По мнению того же Карла Маркса, такой способ организации производства и осуществления земледелия к 19 веку начал себя изживать, хотя он и был актуален при зарождении капитализма.
В трудах этого ученого говорится о том, что на смену мелкому предпринимательству должны прийти крупные коллективные формы организации хозяйства. Данной концепции стали придерживаться большевики в целях вывода страны из экономического кризиса, сложившегося в результате первой мировой и гражданской войн.
Такая экономическая политика в первые годы советской власти оказалась в высшей мере эффективной. В результате создания крупных промышленных предприятий в больших населенных пунктах и колхозов в деревнях и селах тысячи людей получили работу, а производимая продукция была надлежащего качества, благодаря широкому внедрению инновационных технологий.
Однако впоследствии были допущены значительные промахи при переходе на данный способ ведения хозяйства в некоторых азиатских республиках Советского Союза. Так, коллективизация в Казахстане имела многочисленные негативные последствия, на преодоление которых потребовались долгие годы. В связи с созданием колхозов люди, до этого занимавшиеся разведением верблюдов, оказались привязанными к определенной территории. Это обстоятельство лишило животных возможности переходить на другое место при истощении зеленой растительности. Таким образом, одна из исконных отраслей животноводства Казахстана была практически полностью уничтожена.
Коллективизм или индивидуализм
В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:
- У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
- Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
- Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.
Каков психологический результат слаженной работы коллектива:
- потенциал каждого участника усиливается;
- взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
- благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
- благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.
В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.
Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:
- удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
- поддержка и защита;
- возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
- мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.
В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.
Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.
Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.
Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм
Словосочетание – методологический индивидуализм – означает теоретическую установку, позицию, исходя из которой рассматриваемый объект, явление окружающего мира является следствием индивидуального поведения или действий. Отсюда наиболее правильной и адекватной будет оценка происходящего с точки зрения конкретного человека, иными словами, в социальной действительности не обойтись без учета человеческого фактора. В центре внимания находится знание психологии людей. Излишний психологизм нередко выступал причиной для критики концепции индивидуализма. Г. Тард высказался на предмет того, что все явления культуры и социума не что иное, как итог личных изобретений.
Для сравнения полезно упомянуть социологизм и методологический холизм. Первый отводит главенствующую роль структуре, второй – обществу как целостности. Холизм в отличие от индивидуализма, говорит о неделимости, связности компонентов общественных групп и происходящих в них процессов
Подчеркивается важность сообществ, взаимодействий их членов, которые порождают уникальные эффекты, не сводящихся к индивидуальным действиям. Системный и функциональный подходы также свидетельствуют в пользу признания серьезной роли организаций, институтов, групп и клубов в формировании и дальнейшем влиянии на жизнь членов общества
Другие иллюстрации[ | код]
Ниже приведены другие иллюстрации, рассматриваемые сторонниками открытого индивидуализма[источник не указан 2814 дней]:
- Путешествие во времени, в котором вы встречаете самого себя в другом возрасте.
- Расстройство множественной личности (в данном случае слово «личность» используется в значении независимого психологического комплекса (англ. «personality»), а не личности как субъекта (англ. «person»)), при котором Вы являетесь всеми личностями (различными психологическими комплексами) одного человека.
- Реинкарнация или палингенезия назад во времени. Сторонники реинкарнации могут предположить, что после смерти перевоплощение происходит не только в людей будущего, но и в людей прошлого, и две инкарнации одной личности могут существовать одновременно.
Используемые материалы
- Пелот изготовлен из прочного амортизирующего материала.
- Имеет покрытие из натуральной кожи.
- Основание покрыто клейким составом.
Коллективизм и социализм
Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.
Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.
Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.
Индивид, личность, индивидуальность
Эта триада тесно связана между собой, но в то же время данные термины являются абсолютно разными понятиями.
- Понятие индивид используется в различных научных направлениях и означает отдельного представителя человеческого рода. То есть все мы с вами по раздельности – индивиды.
- Личность – это совокупность всех психологических качеств человека и его ролей в обществе, через призму которых он воспринимает этот мир. Я — есть Я и не могу быть ни кем другим. Я – личность.
-
Индивидуальность – это то, что отличает меня от остальных. Например, я копирайтер, каких миллионы по всему свету. Но только я пишу тексты большим пальцем левой ноги (минутка юмора). Это есть моя изюминка, индивидуальная черта, способность.
Кому-то она придется не по душе, и тогда мне придется отвоевывать свое право на свое самовыражение, доказывать критиканам, что я имею право быть собой и точка.
Вывод к этой главе можно оформить в виде цитаты Асмолова А.Г.:
Роль личности в истории
Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.
Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.
Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.
Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов — это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.