Развиваем словесную импровизацию. часть 1
Содержание:
- Содержание
- Какие существуют приемы словесной импровизации?
- Тренинг по импровизации от Павла Воли
- Зачем нужно знать, как импровизировать
- Бизнес и финансы
- Виды импровизации
- Партия баса на гитаре
- Справочная информация
- Рассказ на целый час
- Немой фильм
- Импровизация в музыке
- Виды импровизации
- Что можно позаимствовать из английского small talk
- Словесная импровизация. Прием «Ассоциации»
- Прикольные подарки
- На трибуне
- Король говорит
- В танце
- Соло на гитаре
- Важность тоники
- В шутках
- ПОДГОТОВЛЕННОЕ ТЕЛО
Содержание
Какие существуют приемы словесной импровизации?
1. Ассоциации
Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.
Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?
А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.
К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?
Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.
2. Вопросы, спасите!
Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.
Особенно положительно рекомендуют себя риторические.
Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный — позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой — может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно».
Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются
Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите — зависит многое
В юморе — есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл», до этапа «Я — гений!». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.
3. Последнее слово — решающее
Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.
Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди!». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук», — «А что такое звук?».
Тренинг по импровизации от Павла Воли
Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Для меня такой человек – Павел Воля. По данным Forbes, он за 2019 год заработал более 2 млн $ на юморе, импровизации и харизме.
Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.
Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.
После выполнения задания вы присылаете видеоотчет, и кураторы дают вам обратную связь. Все кураторы, с которыми вы будете общаться, вместе с Павлом работают над созданием шоу «Импровизация».
Обучение стоит 12 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.
Зачем нужно знать, как импровизировать
Умение импровизировать помогает:
- сделать разговор непринужденным — убрать «зависания», сохранить легкость, тональность выступления;
- выступать, не заучивая текст дословно: даже если вы что-то забудете, речь не пострадает, и вам больше не придется зависеть от «бумажки» с тезисами и планом — достаточно будет общей канвы из 20-30 слов;
- повысить энергетику и эмоциональность выступления — вы не будете привязаны к жесткому плану, сможете живо общаться с аудиторией, быстро реагировать на изменение ее настроения, мгновенно находить нужные слова, воодушевлять слушателей;
- легко отвечать на внезапные вопросы и органично заполнять паузы, пока вы подыскиваете ответ — это полезно и на сцене, и в жизни (например, на собеседовании или свидании);
- уменьшить страх выступления на публике — импровизацию считают одним из лучших способов снять напряжение и стресс;
- научиться давать слушателям передышку — аудитория может устать от вашей речи, а небольшая импровизация, отступление от плана позволяет «взбодрить» ее и лучше усвоить ваши тезисы;
- выглядеть в глазах слушателей эрудированным, знающим и уверенным в себе человеком, которого невозможно сбить с толку — такой имидж полезен для бизнеса, карьеры.
Импровизация помогает легко поддерживать беседу и в обычной жизни — вы закрепите репутацию приятного, интересного человека, с которым всем хочется общаться. Именно таким искусным импровизатором был пушкинский Евгений Онегин, душа светского общества.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Виды импровизации
Импровизация существует во многих видах и проявлениях, основными принято считать следующие:
- Музыкальная импровизация. Характеризуется возможностью создавать мелодию из ничего. Жанр и инструмент могут быть любыми.
- Танцевальная. Может быть в любом стиле, сюда относится контактная импровизация.
- Литературная импровизация (экспромт) представляет собой способность выдавать придуманные сюжеты в виде баллад, стихов или историй.
- Театральная импровизация подразумевает сценическое мастерство актера поддерживать ход представления вне зависимости от заданного сценария, как того потребует обстановка.
Данные виды импровизации считаются основными и наиболее емкими, в них есть дополнительные темы и течения, затрагивающие почти все аспекты жизни человека.
Партия баса на гитаре
Если партия соло на гитаре вызывает восхищение виртуозным мастерством, то что можно сказать о бас-гитаристе? Довольствоваться ли ему повторением аккордов своей партии или попытаться показать уровень владения инструментом? И как научиться импровизировать на бас-гитаре? Звуки басовых струн звучат намного тяжелее, чем первые три гитарные струны. Тем значительнее может выглядеть игра на них. Если использовать нарочито грубое повторение партии соло, подчеркивать акценты, применять чисто басовые украшения музыкальной темы, то цель будет достигнута.
Обыгрывание какой-то ноты с интервалами в квинту, кварту и октаву выглядит очень достойно. Сначала это упражнения, позже – импровизация. Как и всякая настоящая музыка, она рождается сначала в голове. Стоит настроиться на какую-то волну, как память услужливо предложит наработанные ранее элементы. Они будут слагаться в мелодию.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Рассказ на целый час
Профессиональным оратором можно считать того, кто про самый обычный предмет может говорить часами, не переставая.
Давайте возьмём для примера маркер. Что мы можем о нём рассказать?
- Физические свойства и характеристики (форма, цвет, материал и так далее).
- Функции (по назначению — рисовать, не по назначению — использовать как подпорку для помидоров).
- Для кого будет полезен этот предмет.
- Личные истории, связанные с маркером.
- История маркера (где производят, как производят, кто его придумал).
- Сравнение с другими похожими предметами (с ручкой, карандашом, фломастером).
- Как маркер влияет на окружающую среду (как долго разлагается и что выделяет).
- Как он влияет на животных (например, если собака лизнёт маркер, что с ней станет?).
- Хранение, срок годности, утилизация.
- Какие известные личности пользуются маркерами и в каких целях (скажем, подписывают свои книги и плакаты).
- Ценовой сегмент и так далее.
Мы бы могли придумывать почти до бесконечности. А если убрать слово «маркер», то увидим, что все эти пункты можно отнести к совершенно любому предмету.
Вы можете возразить: «Я не знаю всех этих фактов про маркер и не смогу много рассказать». Но вам и не нужно всего знать. Достаточно того, что такой список поможет не растеряться при возникшей паузе или технической заминке во время выступления. Вы сможете вспомнить информацию, которая вылетела из головы, и продолжить ваш доклад или презентацию.
Можно модифицировать упражнение: например, представить, что вам нужно не просто рассказать о предмете, но и продать его. Или развернуть какой‑то из пунктов (скажем, «Функции») и говорить на эту тему 5 или 10 минут — насколько хватит знаний.
Немой фильм
Если вы хотите прокачать навык импровизации на максимум, обязательно попробуйте это упражнение. Вам понадобится лишь видео с YouTube.
Запустите любой ролик, выключите звук и начинайте придумывать диалоги за персонажей. Если вы выберете видео прокачанного блогера, будет интереснее, ведь он наверняка умеет активно взаимодействовать с аудиторией невербально, с помощью мимики и жестикуляции. Потом можно включить звук и проверить, насколько точно вы распознали эмоции и угадали ли, о чём говорит человек на экране.
Конечно, это упражнение также работает на любом фрагменте из кино или мультфильма. Можно тренироваться где угодно: в парке, кафе, общественном транспорте. Если заметили, как люди в отдалении что‑то оживлённо обсуждают, предположите, что они друг другу говорят.
Импровизация в музыке
Импровизационный музыкальный талант — способность сесть за привычный инструмент и выдать непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Это моментальное сочинение произведения без подготовки с одновременным исполнением придуманного.
Методы музыкальной импровизации
Обладая слухом и навыком игры на каком-либо музыкальном инструменте, можно попробовать себя на поприще композитора-импровизатора. С изучением разных техник придет опыт и понимание основных концептов, а следом и положительная динамика.
В качестве методов импровизации для фортепиано выделяют:
- Базовый. Здесь разучивается как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе. Они разбираются во всех ладах и тональностях, после чего осваиваются простейшие трехзвучные аккорды.
- Выбирается определенная тональность и музыкант использует ее в качестве аккомпанемента, наигрывая одной рукой, а другой — импровизируя. В итоге получается мелодия. Тональность имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
- Игра в пределах одного аккорда. Суть почти такая же, как и в предыдущем методе, ведущим для мелодии становится выбранный аккорд, его можно менять в зависимости от такта.
Важно понимать, что при любом методе импровизации основополагающим элементом мастерства музыканта становится практика и умение обращаться с музыкой, грамотно использовать ее по своему усмотрению
Виды импровизации
Что можно позаимствовать из английского small talk
В английской беседе масса тематических табу, потому что в таком формате общения нельзя спорить, нарушать границы собеседника, портить ему настроение или заставлять скучать. Жители Туманного Альбиона не любят говорить о личной жизни и отношениях внутри семьи, о религии, состоянии здоровья, проблемах на работе, политике, заработке, Брекзите, мигрантах, философии, футболе (особенно если вы из Манчестера, а ваш визави из Ливерпуля).
Проще перечислить приличные для разговора темы, чем вспомнить все английские темы‑табу. Однако столь тщательный отбор говорит о том, что перед нами совершенно безопасные и беспроигрышные варианты, которые будут уместны практически в любой ситуации и с любым собеседником.
Безопасные темы для лёгкой беседы
1. Погода
Типичный разговор англичан о погоде выглядит так:
— Сегодня довольно тепло.
— Да, замечательный выдался день.
— Кажется, впервые на этой неделе выглянуло солнце.
— Да, не припомню, чтобы солнце показывалось более чем на десять минут в эти дни.
— Кажется, позапрошлым летом тоже было много пасмурных дней.
— Отлично помню то лето, мы с семьёй как раз сняли прелестный коттедж в Сассексе недалеко от побережья, но даже ни разу не выехали на пикник…
Возможно, для русскоговорящих эта тема не самая удачная, но если подойти к вопросу с юмором и смекалкой, то и погода может вполне сгодиться. Приведу примеры, которые слышала сама:
- «Кажется, бессмысленно брать такси: льёт так, что уже пора приступать к строительству ковчега».
- «Проходите, садитесь. Здесь довольно тепло». — «Да, сниму шапку, как только она отмёрзнет от головы».
Здесь действует знаменитое английское правило создания комизма not too bad — «не так уж и плохо».
2. Домашние животные
Англичане — собачники. Моду на псов поддерживает сама королева‑мать, поэтому отпустить замечание о породе проходящего мимо животного или справиться о здоровье терьера коллеги — это вполне приемлемое начало разговора в Туманном Альбионе.
— У меня собака той же породы, что и на этом календаре.
— О, правда? У моей мамы была точно такая же, это чудесная порода.
— Вы совершенно правы, с этими собаками почти нет хлопот. Правда, они очень подвижные.
— Но с какой‑то стороны это даже плюс.
3. Предмет в руках собеседника
В качестве примера приведу случай, который произошёл со мной лично и поначалу озадачил.
«Вы одна будете есть этот торт?» — спросила меня продавщица в небольшой кондитерской рядом с нашим домом в Уоррингтоне.
Я успела обидеться, причём дважды: неужели я похожа на человека, которому не с кем есть торт? Или сотрудница намекает на то, что мне пора завязывать с поеданием выпечки ночью на тёмной кухне?
Но тут до меня дошло, что со мной пытаются завязать small talk и за этим странным вопросом стоит вполне конкретный смысл. В сущности это вопрос о составе семьи (тот самый слишком личный вопрос‑табу вроде «Есть ли у вас дети?»), но задан он очень корректно. Увидев новое лицо, продавщица захотела выяснить, как часто я буду приходить в её кондитерскую и покупать сладости.
«Мой муж не слишком любит сладкое, но я обязательно дам ему попробовать», — ответила я после неприлично затянувшейся паузы.
Леди облегчённо выдохнула. Задеть собеседника — худшее из зол в английской беседе, а моё лицо, видимо, выражало напряжённые размышления.
«Надеюсь, вам обоим понравится. Хорошего дня, приходите вместе с мужем, у нас есть ещё орехи и сладости на основе стевии!» — улыбнулась она. Вуаля, цель достигнута: обмен информацией состоялся, контакт есть.
Вопрос о предмете хорош тем, что имеет чёткие ситуативные рамки, из которых не так‑то просто перейти в личную зону. Необычная ручка или стикер на ноутбуке, программа конференции — всё может стать поводом для начала лёгкой беседы. С одной из своих будущих учениц я заговорила, пытаясь выяснить, кто такой Тоторо, в виде которого был выполнен чехол её телефона. В итоге мы с ней занимались почти два года, а всё началось с предмета у неё в руках.
- Соглашайтесь с собеседником. Даже если была высказана банальность, всегда приятно услышать в ответ «да»: «Хорошая погода так поднимает настроение!» — «С этим нельзя не согласиться».
- Используйте юмор. Если всё плохо, представьте, что могло быть и хуже. Если же всё ослепительно прекрасно, сделайте вид, что не придаёте этому слишком большого значения. Правило «не так уж и плохо» работает в small talk и в том, и в другом случае.
- Делайте комплименты и задавайте вопросы. Даже если вы не любите животных, коль уж речь зашла о них, похвалите собачку собеседника. Или его котика (эта тема точно беспроигрышная). Также уместно задать вопрос, высказать замечание или сделать комплимент предмету в руках собеседника.
Словесная импровизация. Прием «Ассоциации»
В прошлой рассылке мы начали изучать такой навык как «словесная импровизация». Как же научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык?
ПРИЕМ 1: АССОЦИАЦИИ
Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову.
Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации.
Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее.
Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка — основная тема, лепестки — ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью…
В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы, построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.
Например, маленький ребенок вас о чем-то спрашивает. А вы ему сухо отвечаете только по делу, точно на заданный вопрос. Насколько ребенок получит то, что хотел бы получить? Если же вы, отвечая, затронете несколько близких тем, связанных с вопросом, то шансов, что вы дадите ребенку нужную, понятную для него и запоминающуюся информацию, гораздо больше.
Аудитория в чем-то тот же ребенок и часто нуждается не в точной, конкретной информации, а в дополнительных сведениях, связанных с основной темой. Если оратор включает в свое выступление эти, казалось бы, не всегда имеющие отношение к делу ассоциативные отступления, то за счет более широкого охвата темы он зачастую дает больше нужной и полезной для слушателей информации.
Ассоциации можно использовать не только для того, чтобы «продержаться на плаву», но и для того, чтобы более широко и объемно раскрыть основную тему.
Разберем пример:
Пусть нам нужно поимпровизировать на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?
Погода…
Например, появляется ассоциация «прогноз погоды», и начинаем.
«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут…»
Поговорили… Задаемся вопросом, а какие еще есть ассоциации, связанные с погодой? И, предположим, вспоминаем про «глобальное потепление».
«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год».
Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? пусть «погода — традиционная тема для начала беседы».
«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды…»
На всякий случай комментарии:
- Желательно, чтобы ассоциации были как можно ближе к центральной теме. Если они будут слишком оторванными от предыдущей темы, то это будет резать слух.
- Но, кроме того, нужно, чтобы они были не слишком примитивными и очевидными, иначе слушателям будет просто скучно. Чем оригинальнее ассоциации, тем интереснее слушать
Руководитель и ведущий тренер
«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»
Прикольные подарки
Совсем не обязательно дарить парню на месяц знакомства что-то романтичное или полезное. Сейчас самое время для того, чтобы преподнести ему какую-нибудь необычную и интересную вещь. Какую, например? Их огромное множество:
- Шар для принятия решений. Этот предмет заменяет собой обычную монетку, которую раньше подбрасывали – «орел» или «решка». Шар подбрасывать не надо, он сам даст ответ на ваш вопрос, и выглядит очень стильно.
- Неокуб. Множество металлических шариков, которые можно скреплять, создавая самые разнообразные фигуры.
- Калейдоскоп. Просто хорошая возможность вспомнить детские ощущения, когда вы будете разглядывать переливающиеся картинки. А можно сопроводить вручение парню калейдоскопа словами о том, какой яркой и разнообразной стала ваша жизнь с его появлением. Он наверняка будет очень горд.
- Тамагочи. Заодно и посмотрите, как парень отнесется к домашнему питомцу. Ведь то, насколько мужчина способен заботиться о ком-то, пусть даже о виртуальном существе, очень многое говорит о его характере.
- Дартс. Просто хорошее развлечение, парням оно нравится, да и вы можете попробовать свои силы и меткость.
- Сувенирная монетка. Можно заказать изображение на ней по вашему выбору, стоят такие монетки недорого, их можно красиво упаковать в коробочку или мешочек и подарить парню «на счастье».
- Миниатюрный сад камней. Хороший подарок парню, который увлекается философией или просто любит всевозможные необычные вещи.
- Пазл. Просто красивая картинка, разрезанная на несколько сотен элементов, или пазл, сделанный на заказ – из вашего фото или какого-то другого изображения.
- Настольная игра. Причем вы можете подарить и что-то серьезное: «Мафию», «Монополию», и романтическую игру с фантами для влюбленных.
На трибуне
Ситуация, когда необходимо выступить с речью без подготовки, возникает довольно часто. С ней знаком каждый студент: чтобы отвечать на экзамене, на подготовку к теме билета дается определенное время. Но его нет при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. А они могут быть совсем не связаны с темой билета. Тогда, если студент не имеет точного ответа, он начинает импровизировать на основе тех знаний, которые у него есть. Применяя логику и правильно выстраивая фразы, он умудряется преподнести информацию настолько значительно, что создается впечатление о его компетентности
На самом деле важно просто знать основные факты
Некоторые приемы, помогающие понять, как научиться импровизировать:
- Применение ассоциаций.
- Риторические вопросы.
- Акцент на одно слово.
Ассоциации, которые спонтанно возникают как реакция на слово, вопрос или событие, могут быть интересны. В таком случае это можно рассказать. Это может быть забавная история или анекдот, данные статистики, которые по какой-то причине остались в памяти или невеселые события и новости.
Задавая вопрос, не требующий ответа, трибун устанавливает контакт с аудиторией. По реакции зала можно видеть, правильно ли он избрал путь. И скорректировать его в случае появления недовольства публики: снова объединить себя с аудиторией подведением итога: «Это никому не нравится», после чего продолжать говорить на нейтральную тему.
Если в голову не приходит совсем ничего, простое повторение слова или последней мысли, вопроса из зала или лозунга, не вызывающего возражений, поможет найти способы обрисовать его с разных сторон, как бы с разных точек зрения. Вводные слова при этом: «может показаться, что…», «не вызывает сомнения, что…», «представим себе, что…».
Король говорит
Это упражнение отлично прокачивает ваш навык придумывать и говорить столько, сколько нужно, чтобы заполнить паузу.
Вам понадобится партнёр. Один человек называет любое слово, второй же должен начать импровизировать на заданную тему — говорить всё, что приходит в голову. И так до тех пор, пока первый не хлопнет в ладоши, останавливая второго на слове и тем самым задавая новую тему для импровизации. Так можно играть до бесконечности. Мой совет — говорить 2 минуты, а потом поменяться ролями.
Некоторым это упражнение даётся очень сложно. Если человек привык мыслить структурами, классификациями и схемами, то по слову «яблоко» он заговорит примерно так: «Яблоко — это фрукт, который произрастает в том числе в России. Яблоки бывают разные: красные, жёлтые, зелёные. Из них можно сделать шарлотку, пирожки, компот, варенье… Яблоки бывают разных сортов: ранетки, сезонные, голд…» Вероятно, после этого человек зайдёт в тупик — и не потому, что он не эксперт по яблокам, а потому, что он постоянно перечислял.
Чтобы этого не произошло, есть маленькая хитрость: нужно импровизировать через ассоциации. И раскручивать историю: «Яблоки. При этом слове я каждый раз вспоминаю любимую бабушку, к которой ездил в деревню летом. Она готовила потрясающую шарлотку…» С таким подходом вы сможете говорить до бесконечности, ведь через ассоциации вспомните, как срывали яблоки в соседском саду, компот, который варили с мамой, и так далее.
В танце
Иногда судьи на конкурсах просят танцоров импровизировать, чтобы показать их способность понимать музыку и выражать чувства через движение. Это потребует отхода от жестких рамок танцевальных стилей. Создать новые па не требуется, хотя и приветствуется. Скорее всего, танец получится из «домашних заготовок», любимых движений, которые одновременно зрелищны и выгодно подчеркивают красоту самого танцора.
Опытные педагоги дают советы, как научиться импровизировать в танце:
- Слиться с музыкой.
- Использовать возможности тела.
- Применять противоположные движения.
- Танцевать действия.
Некоторые считают, что способность к импровизации в танце заложена в каждом, нужно только освободить ее от зажатости. Танец выражает чувства, рассказывает о действиях. Не меняя одной темы, следует стараться раскрыть ее всеми средствами, подойти к ее рассмотрению с разных сторон – и в медленном темпе, когда движения плавные, и в быстром, когда задействовано все пространство сцены. Не допускать повторений и пауз, иногда использовать партер – все это сделает импровизацию незабываемой.
Соло на гитаре
В период становления собственного стиля композиторы применяют приемы подражания. Этим нарабатывается база, которая позволит в будущем строить из этих, образно говоря, «кирпичиков», целые музыкальные фразы. Чтобы разобраться, как научиться импровизировать на гитаре, следует освоить следующие приемы:
- Переход из мажора в минор на тех ладах, которые удобнее исполнителю. Некоторые применяют каподастр.
- Переход из одной тональности в другую по гармоничным аккордам.
- Ведение партии соло, не выходя из тональности.
- заучивание рифов.
Импровизация для джазовых музыкантов – привычное дело. Они достигают высокого мастерства не только наработкой элементов музыкальной фразы, но и техническим исполнением сложных партий, записанных нотной грамотой. Классика для таких музыкантов – первый учитель. Вот почему не стоит пренебрегать разучиванием этюдов.
Важность тоники
Некоторые думают, что в импровизации нет законов, что «душа поет сама по себе». Это не так. Чтобы научиться импровизировать на фортепиано, как профессионал, нужны знания законов музыки. Их основы обычно преподают на уроках сольфеджио. Самое время вспомнить строение мажорных, минорных и септ-аккордов.
Чтобы гармония не терялась, а, наоборот, создавалась, следует соблюдать сочетания аккордов и следить, чтобы акценты падали на одну из нот в их составе. Это похоже на составление стихов: рифма должна падать в определенных местах строки. Музыкальные фразы более поэтичны, чем простой разговор,не имеющий определенных законов. Ведь если абсолютную свободу применить к музыке, гармонии не будет.
Между акцентами можно рисовать различные украшения, использовать для этого какие-то специальные приемы, вроде тремоло, например. Но когда рисунок четко соблюдается, он приятен для слуха. И, конечно, в конце фразы должен быть переход в тонику. Так можно погулять по основным аккордам мажорной гаммы (до мажор), сделав переход в соответствующую минорную (ля минор). Но если переход будет через септ-аккорд, музыка будет выглядеть богаче.
В шутках
Обратить все в шутку – это ценное умение. Шекспиру приписывают фразу: «Мир уцелел, потому что смеялся». Чтобы не показаться окружающим шутом, несерьезным человеком или, еще хуже, занудой, следует понимать принципы смешного. Есть определенные табу, не подлежащие юмору. Это религиозная, политическая, гендерная принадлежность. Низкими считаются шутки «ниже пояса», плоскими – про мужа в командировке, пошлыми – про намеки на секс и ненормативная лексика.
Чтобы стать остроумным человеком, прежде всего нужен ум. Широкий кругозор поможет применить интеллект. Помимо этого, необходим дружеский настрой, чтобы шутка не превратилась в злорадство, сатиру или высмеивание недостатков. Этого достаточно для понимания, как научиться импровизировать в шутках.
Люди несовершенны, и это не смешно. А вот ситуации, в которые они попадают, бывают забавные. Комедия положений – классический сюжет. Интерпретация события, в котором небольшая ошибка воспринимается как норма, приводит к рождению хорошей шутки.
ПОДГОТОВЛЕННОЕ ТЕЛО
Прежде всего, именно тело должно позволить танцору качественную и разнообразную импровизацию!!! А для этого телу нужна:
1. Прокачка: пресс, спина, приседания, отжимания, подтягивания.
2. Выносливость: бег, прыжки, плавание.
3. Растяжка: рук, ног.
Благодаря третьему пункту — тело вам позволит делать больший спектр движений.
Благодаря второму пункту – импровизировать вы сможете как можно дольше.
Ну а благодаря первому пункту – ваши движения станут красивее, чётче, ну и опять же расшириться спектр движений, но уже в силовом формате.
Хочу напомнить вам, что от одного подхода, например качания пресса – пресс не появится!!! Этот факт распространяется на все упражнении, и его вроде бы все знают, но по некоторым причинам, этот факт очень быстро забывается. Так нельзя! В этом деле нужно постоянство и упорство! Да и вообще, все эти упражнения должны стать для вас полезной привычкой!!!
После того, как ваше тело будет подготовлено, можно переходить к следующему пункту: