Шерлок холмс нам позавидует: развиваем дедукцию

Повседневное использование

Дедукция – это необязательно раскрытие преступлений и жизнь на Бейкер-Стрит. На самом деле, это прекрасный способ стать наблюдательнее и научиться замечать мельчайшие детали.

Дедукция наверняка поможет людям аналитических профессий. Она необходима журналистам и, как ни странно, писателям. Ведь дедукция позволяет брать из общего необычные детали, которые заметны далеко не всем.

Это не какая-то сверхспособность, которая сделает вас мегачеловеком, читающим мысли. Это обыкновенная человеческая логика, которая приводит ваш ум в порядок и помогает ему лучше справляться с поставленными задачами.

Дедукция для простого человека – это дополнительный навык, скорее, созданный для тренировки и упражнений, чем для решения конкретных задач.

История появления термина

Впервые термин «индукция» упоминается в работах Сократа. Но он вкладывал в него иное значение. Сократ называл индукцией познание, заключавшееся в поиске общего определения для описания нескольких частных случаев. Аристотель описывает индукцию, как сравнительное умозаключение, при котором мыслительный процесс оценивает частные случаи и приводит их к общему знаменателю. Мыслитель противопоставлял индукцию силлогизму, направленному на поиск усредненного значения.

В эпоху Возрождения наследие Аристотеля переоценивается и критикуется. В научных кругах силлогизм, как метод исследования, отрицается, а индуктивный метод считается единственным способом получения достоверной информации. Создателем современного индуктивного метода считается Ф. Бэкон. Он отказывается от использования силлогизма, но при этом его теория индукции вовсе не противоречит силлогизму. В основе индуктивного метода Бэкона, лежит принцип сравнения. Чтобы прийти к заключению, необходимо провести анализ всех случаев и вывести закономерность, т. е. сделать обобщение.

Следующей попыткой отказаться от силлогизма в пользу индукции было исследование Дж. Милля. Он полагал, что для получения силлогического заключения необходимо идти от частного к частному, не стремясь к общему. Индуктивное заключение видится ему анализом явлений одного порядка. Все умозаключения требуют применения четырех методов:

  1. Метод согласия. Если у исследуемых явлений есть хотя бы один общий признак, вероятно, он является первопричиной.
  2. Метод различия. Если у двух сравниваемых случаев имеется только одно различие, а в остальном они сходны, то это различие — причина явления.
  3. Метод остатков. Для той части явления, которую невозможно объяснить очевидной причиной, необходимо искать обоснование среди оставшихся версий. На первый взгляд они часто кажутся невероятными, но одна в конечном итоге окажется достоверным объяснением.
  4. Метод соответствующих изменений. Если несколько явлений изменяются под влиянием одного обстоятельства, вероятно, между ними есть причинная связь.

Примечательно, что методы, которые Бэкон представляет, как индуктивные, имеют дедуктивную составляющую. В частности, метод остатков работает по принципу исключения версий, продвигаясь от общего к частному.

Надо брать: смартфон Realme 7 Pro с поддержкой быстрой зарядки на мощности 65 Вт

Мультимедиа

Метод моделирования в исследовании в биологии

Модели используются в биологии для объяснения жизнедеятельности живых систем. Генетики строят модели взаимодействующих сетей белков и контролирующую их экспрессию генов. Они даже рисуют смешные мультяшные фигуры, чтобы представлять то, что невозможно увидеть.

Популяционные биологи создают модели того, как происходят эволюционные изменения. Цитологи строят модели путей передачи сигнала и событий, ведущих от внешних сигналов к внутренним процессам клетки. Молекулярные биологи строят модели структуры белков и микромолекулярных комплексов клетки. Для уточнения и тестирования модели проводят эксперимент.

Достоинства и недостатки индуктивных методов познания

Нужна помощь в написании работы?

У индукции имеется серьезное преимущество перед дедукцией – она основывается на фактах, которые человек может увидеть собственными глазами, а то и потрогать руками. Дедукция же исходит из общих понятий, достоверность которых, как правило, далеко не очевидна. А самые общие и наиболее простые положения – аксиомы – вообще невозможно проверить на опыте.

И это касается не только математических аксиом. Взять, к примеру, первый закон Ньютона: всякое тело, на которое не действуют внешние силы, покоится или движется прямолинейно и равномерно. Ясно, что подобное тело никогда не станет предметом человеческого опыта. Таким «телом», не испытывающим никаких внешних воздействий, может быть только сама бесконечная Вселенная.

Индуктивное мышление восходит от частного к общему – увязывает множество разрозненных фактов в некое целое на основании наличия или отсутствия какого-либо признака.

 Однако есть у индуктивного мышления и весьма серьезные недостатки. Проявляются они в особенности в тех случаях, когда мышление имеет дело с неограниченным кругом вещей или явлений. Такая индукция называется неполной или несовершенной.

Позаимствуем один пример из геометрии. Несложные вычисления демонстрируют, что среди простейших фигур одинаковой площади (круг, треугольник, эллипс, квадрат и т.д.) наименьший периметр имеет круг.

По индукции можно предположить, что круг имеет наименьший периметр среди всех возможных фигур равной площади (это формулировка Декартовой «изопериметрической теоремы»).

Тем самым мы на основании нескольких частных случаев сформулировали общий вывод, правило для всех возможных фигур.

Спрашивается, дает ли индукция абсолютную гарантию, что однажды нам не встретится фигура, опровергающая эту теорему? Нет, эта индукция навеки обречена оставаться неполной: нельзя ведь измерить периметры всех возможных фигур. Неполнота – главный враг индукции и главный ее недостаток по сравнению с дедукцией. Неполное индуктивное суждение всегда остается под угрозой опровержения со стороны какого-нибудь вновь открывшегося факта.

Лорд Рассел пояснил это на примере забавной притчи. Живет на свете курица, которой хозяйка каждое утро приносит на завтрак зерна.

Спустя какое-то время курица, естественно, приходит по индукции к заключению, что появление хозяйки означает приглашение к завтраку.

Однако в один несчастный для птицы день хозяйка придет к ней не с зернами, а с ножом, продемонстрировав, таким образом, неполноту куриной индукции.

Не менее серьезную проблему для индуктивного мышления представляет поиск критерия отбора опытных фактов.

Предположим, биолог изучает сходства и отличия рыб. Для начала необходимо как-то ограничить предмет исследования: ему придется указать, чем рыбы отличаются от остальных живых существ. Но как это сделать? Индуктивные методы для этого не годятся: прежде чем станет возможным сравнивать рыб и делать выводы об их сходствах и отличиях, требуется сначала знать, что такое рыба вообще.

Иными словами, приступить к индуктивному исследованию фактов можно лишь при наличии общего понятия о предмете исследования. Это понятие не вычитаешь прямо из фактов.

У тех же водоплавающих не прочтешь в глазах, рыбы они или нет. И никакое опытное изучение рыб невозможно, пока у нас нет понятия «рыбы вообще». Платон не без основания считал общие понятия первичными по отношению к единичным вещам.

Но если мышление начинает с общего понятия, а от него переходит к фактам, то это уже вовсе не индукция. Тогда это – ее родная сестра дедукция. Ибо это дедукция нисходит от общего к частному; а метод индукции прямо обратный, от частного к общему.

Прежде чем приступить к сбору эмпирических данных, ученый должен знать, какого рода данные ему предстоит искать. Иными словами, у него должен иметься некий критерий выбора существенных данных и отсева всех прочих, случайных и не имеющих отношения к делу.

Увидеть факты теоретический ум может не иначе, как воспользовавшись очками общих понятий (аксиом или гипотез). Без них он остался бы слеп, как крот, даже к самым очевидным свидетельствам опыта.

Разглядеть среди бесчисленного множества данных человеку в опыте фактов те немногие, которые имеют теоретическое значение, ученый может лишь при условии, что у него уже с самого начала имеется какое-то общее представление о предмете исследования.

Не говоря уже о том, что данные чувственного опыта слишком шаткое, ненадежное основание для постройки научной теории.

Задачи на развитие дедуктивного мышления

Чтобы развить дедуктивное мышление, стоит попрактиковаться на специальных задачах. Первая задача придумана в свое время Эйнштейном. В ней нужно угадать пять домов, их владельцев и их предпочтения. В задаче есть косвенные подсказки на основе которых и нужно сделать правильный выбор.

Вторая задача звучит так:

«В многоэтажном доме на 15 этаже живет человек. Возвращаясь домой, он едет на лифте до 9 этажа, а потом идет пешком до 15.  Если человек идет не один или на улице дождь, он едет на лифте до 15 этажа. Почему человек делает именно так?»

Больше интересных задач, игр, головоломок есть на сайте игровых интеллектуальных тренажеров — развивайтесь, играючи!

Как развить дедуктивное мышление

  1. Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей. Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
  2. Старайтесь заинтересоваться любой информацией, будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
  3. Развивайте гибкость мышления. Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
  4. Научитесь читать невербальные знаки, которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
  5. Развивайте логическое мышление в целом. Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
  6. Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально: проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
  7. Одним из человеческих инстинктов – любопытство. Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.

Книги

Первым и самым главным способом развития дедукции является чтение книг. Во-первых, это элементарное расширение кругозора, тренировка памяти и личностное развитие.

Во-вторых, вы должны не просто читать книги, а анализировать описанные ситуации, запоминать, предполагать, сравнивать, вычислять. Читая, например, детектив, попробуйте методом логических умозаключений определить, кто окажется преступником. Это научит вас строить логические цепочки.

Сюжеты детективов Дарьи Донцовой прекрасно подойдут для тренировок

Наблюдательность и детали

Для развития дедукции очень важно подмечать детали везде и во всем. Например, если вы едите в автобусе, выберите одного человека и, примечая даже мелочи, попробуйте понять, чем он увлекается, кем работает, каково его семейное положение, образ жизни

Внимание к мелким деталям, позволит вам видеть более правдивую картину ситуации, чем может показаться на первый взгляд

Наблюдательность сама по себе является способностью подмечать в вещах, явлениях и ситуациях существенно важные признаки и черты, но мало заметные, а поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Развивать наблюдательность можно с помощью разных картинок:

Необходимо за короткое время найти в таблице числа в последовательности от 1 до 90

Чтобы понять сам смысл дедукции можно смотреть фильмы, герои которых наделены развитой логикой:

  • Шерлок Холмс (любые фильмы и любые части).
  • Менталист.
  • Эйс Вентура.
  • Доктор Хаус и пр.

Если ежедневно пользоваться основными способами, развивающими логику, результат не заставит себя ждать

Вы станете наблюдательными, у вас появится внимание к деталям, а это первые признаки развитой дедукции

Похожие главы из других книг:

Научная индукция и ее методы
Индукция, применяемая в единстве с дедукцией, называется научной индукцией. В этом случае индуктивные рассуждения дополняются объяснениями, опирающимися на законы или принципы. Например: люди в прошлом многократно наблюдали, что при трении

3.13. Что такое индукция?
Вспомним, опосредованные умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Дедуктивные умозаключения, или силлогизмы, разновидности которых мы рассмотрели выше, дают достоверные выводы. Индуктивное умозаключение,

III
НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНАЯ МОРАЛЬ ВЪ СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ
В системе Геккеля необходимо отличать идею от выполнения. выполнение носит характер эклектизма, едва ли выдерживающего критику. Геккель скорее сближает, нежели действительно объединяет Дарвина и Спинозу,

§ 2. ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ
В процессе многовековой деятельности люди наблюдали устойчивую повторяемость многих явлений, которые обобщались и использовались в объяснении наступивших и предсказании будущих событий.Такого рода обобщения связаны с наблюдениями над погодой,

§ 3. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ
Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.В зависимости от способов исследования различают: (1) индукцию методом отбора (селекции) и (2) индукцию методом

Глава V. Индукция
Другой, кроме дедукции, наиболее общий тип умозаключений — это индукция. В ней заключено глубокое своеобразие, и она находится в тесных взаимоотношениях с дедукцией. В реальной практике мышления ее сущность проявляется тоже в многообразных

2. Полная индукция
Полной индукция получается в том случае, если, во-первых, исследованы все элементы класса предметов и, во-вторых, если установлено, что каждому из них принадлежит (или не принадлежит) одно и то же общее свойство (отношение).В простейшем случае это выглядит

3. Неполная индукция
Неполной индукцией называется умозаключение обо всем классе предметов в целом на основе изучения лишь части предметов данного класса.Формула неполной индукции:S1 — PS2 — P…..Sn — PS1, S2 … Sn … составляют часть класса S. Следовательно, все S — Р.В

Глава V. Индукция

1. Индукция как тип умозаключения
Выразите структуру следующих индуктивных умозаключений в схематической форме и определите характер вывода:
«Возьмем, например, исследование Роджера Бэкона о происхождении цветов радуги. Сначала у него, как кажется,

1. Индукция как тип умозаключения
Выразите структуру следующих индуктивных умозаключений в схематической форме и определите характер вывода:
«Возьмем, например, исследование Роджера Бэкона о происхождении цветов радуги. Сначала у него, как кажется, была мысль связать

§ 6. Математическая индукция
«Но не забываете ли вы, что в математике также имеет место индукция?» – может возразить читатель. «Вы описывали математику как типичную дедуктивную науку, в которой все теоремы являются необходимыми следствиями аксиом. Однако вы ведь не

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ
Индуктивное умозаключение, результатом которого является общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов данного класса, принято называть неполной или популярной индукцией. Например, из того, что инертные газы

Полная и неполная индукция
Если мы переберём всех футболистов сборной России и выясним, что среди них нет одноногих — это будет полная индукция, она же — «индукция перебором».Если же мы изучим одного футболиста, и придём к выводу, что играть с протезом в сборной —

Популярная индукция
Популярная, она же народная индукция — это индукция через перечисление. Та самая, про которую мы говорили вчера. «Если три моих знакомых еврея хитры, то и все евреи хитры».Популярная индукция — одно из любимых орудий демагогов. Например:
Василий

Индукция (Induction)
Вид доказательства, в классическом понимании определяемый как переход от частного к общему, или от фактов к закону. Тем самым противостоит дедукции, которая обычно идет от общего к частному, от принципа к следствиям.Нетрудно догадаться, что индукция,

Фундаментальные и прикладные исследования

В прошлом было модно говорить о «научном методе изучения биологии», который состоит из упорядоченной последовательности логических шагов. Каждое из двух предположений проверяется, а тестирование приводит к определённому научному ответу. Если бы это было так, то хорошим учёным стал бы компьютер. Но наука не делается компьютерами. Человек обладает способностью к воображению, он может предположить то, что правда может быть. Из-за того, что у одних людей принципиальность и воображение развиты намного сильнее, чем у других, они выделяются среди учёных, как Клод Моне выделяется среди художников.

Одни учёные проводят исследования, призванные расширить границы того, что мы знаем. Такие исследования называются фундаментальными. Они работают в университетах и их работы обычно поддерживаются грантами. Информация, полученная в результате фундаментальных исследований, способствует расширению научных знаний, обеспечивает фундамент фонда, используемого прикладными науками.

Проведение прикладных изысканий используется в практических целях, например ради производства пищевых добавок, создания новых лекарств или тестирования качества окружающей среды. Результаты исследования записываются и представляются общественности. Они проверяются и допускаются для использования на практике.

Конкретные методы исследования в биологии

Важные термины

Дедуктивное умозаключение – умозаключение, которое обеспечивает при истинности посылок и соблюдении правил логики истинность заключения. В таких случаях дедуктивное умозаключение рассматривается как простой случай доказательства или некоторый шаг доказательства.

Дедуктивное доказательство – одна из форм доказательства, когда тезис, являющийся каким-либо единичным или частным суждением, подводится под общее правило. Существо такого доказательства заключается в следующем: надо получить согласие своего собеседника на то, что общее правило, под которое подходит данный единичный или частный факт, истинно. Когда это достигнуто, тогда это правило распространяется и на доказываемый тезис.

Дедуктивная логика – раздел логики, в котором изучаются способы рассуждения, гарантирующие истинность заключения при истинности посылок. Дедуктивная логика иногда отождествляется с формальной логикой. Вне пределов дедуктивной логики находятся т. н. правдоподобные рассуждения и индуктивные методы. В ней исследуются способы рассуждений со стандартными, типовыми высказываниями; эти способы оформляются в виде логических систем, или исчислений. Исторически первой системой дедуктивной логики была силлогистика Аристотеля.

Индукция и дедукция. Анализ и синтез

Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов.

Оба подхода имеют различия, но важно понимать, что при использовании и того, и другого можно получить ложное суждение, особенно в случае, если исходные предпосылки аргументации неверны. Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно. 

Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно. 

Индукция

Характерной особенностью этого способа является то, что знания, которые получены при помощи индуктивного способа, всегда носят, скорее, вероятностный характер, нежели заведомо истинный.

Определение 1

Индукция – свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов.

Дедукция

Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.

Определение 2

Дедукция – это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.

Характерной особенностью дедуктивного способа является то, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Других вариантов быть не может.

Пример 1

Дедуктивный метод знаком многим из произведений Конана Дойла Шерлока Холмса. Именно этот литературный персонаж регулярно говорил о методе дедукции, хотя по своей сути он наоборот должен был называться индуктивным, ведь герой романов Конана Дойла всегда шёл в своих расследованиях от наблюдений к восстановлению общей картины преступления.

В научной среде метод дедукции выглядит как процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам знаний, которые являются производными. Это способ даёт возможность путём нехитрых логический умозаключений, получить следствия в большом количестве, из относительно немногочисленных основных положений теории.

Учёные и мыслители XVII–XVII вв. занимались противопоставлением этих методов, но тот период давно прошёл и сегодня эти оба метода действуют в совокупности куда более эффективно, нежели по отдельности.

Индуктивный метод может дать знания только вероятностные, в естественных науках, и то это будут знания несовершенной формы. Однако он достаточно эффективен для исследования научного познания, связанного с возникновением нового знания.

Метод дедукции, в свою очередь, даёт возможность обратить внимание на содержание теории и сделать истинные выводы

Анализ и синтез

Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.

Определение 3

Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.

Определение 4

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.

Наблюдение. Эксперимент. Измерение

Научное познание кроме общелогических методов представлено и другими способами познания, а именно эмпирическим и теоретическим методами. Эмпирические методы это:

  • Наблюдение. Представляет собой восприятие, целенаправленно организованное на предметы и явления окружающего мира.
  • Эксперимент. Вид специфической практической деятельности, которая способствует изменению объекта, для того, чтобы открылась возможность получить определённую информацию о свойствах и связях, которые присущи ему.
  • Измерение. Познавательный процесс, посредством которого устанавливаются отношения данной величины к другой однородной величине, которая установлена как единица измерения.

Наблюдение играет важнейшую роль в науке и познании. Она заключается в том, чтобы обеспечивать науку эмпирической информацией. В свою очередь, данная информация необходима для возможности поставить новые задачи и проблемы, а также выдвинуть новые гипотезы. Кроме того, в последствие их необходимо проверить.

Процессы измерения для науки, безусловно, важны, однако несколько утрированное мнение на этот счёт высказал английский физик У. Томсон.

Замечание

У. Томсон писал: “Если вы знаете, как измерить объект, значит, вы кое-что о нём знаете; если вы не знаете, как его измерить, значит, вы ничего о нём не знаете”.

В свою очередь, основная задача в научном познании, которая решается посредством эксперимента – это проверка положений теории и гипотез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector