«главное внимание главным вещам» стивен кови: книга о том как достичь цели
Содержание:
Какое бывает внимание
По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание импульсивно и рефлективно: не мы решаем, куда его направить, а что-то внешнее утягивает нас за собой. Человек с непроизвольным вниманием действует как механизм, подчиняющийся правилам (и недалеко уходит от собаки Павлова)
Занимались важным делом, но вот уже пять минут обдумываете постороннюю мысль или не можете убрать из головы тот эклер из кондитерской. Так вы живете в парадигме «Мне хочется», где внешнее владеет сознанием, желанием, намерением.
Когда внимание выходит из-под вашего контроля, это результат реактивного, «спящего» сознания. При реактивном сознании следом за вниманием из-под контроля уходят и ваши действия, мысли, эмоции, они становятся результатом реакции на раздражитель
Нас похвалили — мы встрепенулись, обругали — поникли. Люди ждут мотивации, внешнего раздражителя, чтобы начать действовать, а в качестве закономерного итога получают лень, апатию и прокрастинацию.
Произвольное внимание
Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения
Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление более сильное, чем при физической работе.
Полный контроль над своим вниманием и волей подразумевает активное сознание — это и есть то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию в сторону собственных целей, мы живем в парадигме «Я хочу» — так начинается рост, развитие, создание чего-то ценного
Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда в голове порядок, мы тратим гораздо меньше психической энергии, поэтому помыть посуду иногда будет большим отдыхом, чем зависнуть в соцсетях
Постпроизвольное внимание (Поток)
Внимание, которое идет в направлении, определенном субъектом, но уже не требует постоянной поддержки волей, называется постпроизвольным вниманием. Организм начинает работать в оптимальном режиме и ограничивается лишь естественным утомлением и истощением своих ресурсов
— Три поколения тайм-менеджмента.
______
В своих усилиях преодолеть разрыв между часами и компасом многие из нас обращаются к тайм-менеджменту. Если лет тридцать назад едва ли можно было насчитать хотя бы десяток книг на эту тему, в ходе недавнего исследования мы обнаружили сотни книг и статей, множество разного рода календарей, органайзеров, компьютерных программ и иных инструментов управления временем. Реагируя на спрос со стороны общества, объем такой литературы и инструментов растет, как на дрожжах.
Большинство людей, говоря о различиях в методах управления временем, подразумевают то, что можно было бы назвать тремя поколениями управления временем. Каждое новое поколение создается на базе предыдущего, продвигаясь в сторону большей эффективности.
Первое поколение.
Первое поколение управления временем строилось на памятках. Это значит «плыть по течению», но при этом соотносить свои дела со своим временем – написать отчет, посетить собрание, отремонтировать машину, прибраться в гараже. Это поколение характеризуется простыми записками и списками дел. Если вы представитель этого поколения, то носите с собой такие памятки и время от времени заглядываете в них, чтобы не забыть сделать то-то и то-то. Те дела, которые вам удается сделать к концу дня, вы вычеркиваете из списка, а несделанные заносите в список дел следующего дня.
Второе поколение.
Второе поколение – это поколение «планирования и подготовки». Оно характеризуется блокнотами и календарями встреч. Этот подход подразумевает продуктивность и личную ответственность в постановке целей, предварительное планирование будущих событий и действий. Представитель этого поколения принимает на себя обязательства, записывает их, устанавливает сроки выполнения, фиксирует время и место встречи. Возможно, он даже использует для этого компьютер.
Третье поколение.
Подход третьего поколения – это «планирование, расстановка приоритетов и контроль». Если вы принадлежите этой генерации, то, наверное, уделяете некоторое время на прояснение своих ценностей и приоритетов. Вы спрашиваете себя: «Чего я хочу?». Вы ставите перед собой долго-, средне– и краткосрочные цели. Вы расставляете приоритеты в своих повседневных делах. Это поколение характеризуется разного рода органайзерами – электронными или традиционными – с детализированными формами и графами для повседневного планирования.
Эти три поколения управления временем отражают значительный путь, который мы проделали в направлении к большей эффективности нашей жизни. Производительность, планирование, расстановка приоритетов, прояснение ценностей и постановка целей играют важную роль.
Однако при всем огромном интересе к ним и большом многообразии предлагаемых вариантов эти подходы оказались не в состоянии помочь большинству людей преодолеть разрыв между тем, что действительно важно для них, и тем, на что они тратят свое время. Во многих случаях это несоответствие лишь увеличивается
«Мы добиваемся большего за меньшее время, – говорят люди, – но где же глубина взаимоотношений, где душевный покой, где гармония, где уверенность в том, что мы делаем что-то важное и делаем это хорошо?» Вас можете также заинтересовать система управления временем.
______
Практики для улучшения
Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку
Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой
В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.
Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей
Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.
Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку
Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание
Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.
Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.
Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.
Об аудиокниге
Как организовать свое время так, чтобы все успеть? Рецепт авторов кажется парадоксальным: далеко не все нужно успевать. Какой смысл как можно быстрее карабкаться вверх по лестнице успеха, если она приставлена не к той стене? Развивая идеи знаменитого бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», авторы объявляют прежние концепции и инструменты тайм-менеджмента несостоятельными. Они предлагают поистине революционные подходы к организации времени, помогающие преодолеть наркотическую зависимость от срочности и делать в первую очередь самые важные дела.
Введение
Раздел I. Часы и компас
Глава 1. Многие ли люди жалеют на смертном одре, что мало времени уделяли работе?
Три поколения тайм-менеджмента
Парадигмы 3-го поколения
Глава 2. Срочность как наркотик
Важность
Глава 3. Жить, любить, учиться, оставить наследие
Внутренний огонь
Чем принципы являются
Потенциал четырёх человеческих дарований
Питайте самосознание
Укрепляйте независимую волю
Раздел II. Главное, чтобы главное оставалось главным
Глава 4. Организация квадранта II
Определите свои роли
Задайте отправные точки
Проявляйте цельность
Глава 5. Страсть видения
Проникновение вглубь внутренней жизни
От миссии к жизни
Глава 6. Баланс ролей
Три парадигмы, укрепляющие баланс
Организация квадранта II укрепляет баланс
Глава 7. Сила целей
Использование уникальных человеческих дарований
Как ставить принцип-центричные цели
Глава 8. Недельная перспектива
Содержание в контексте
Глава 9. Цельность в момент выбора
Как реализовать этот выбор
Просвещение сердца
Что даёт жизнь по совести
Глава 10. Уроки жизни
Раздел III. Синергия взаимозависимости
Глава 11. Взаимозависимая реальность
Парадигма взаимозависимомти
Новое определение важности
Глава 12. Совместное достижение целей
Страсть общего видения
Взаимовыгодные соглашения об ответственности
А если согласия нет?
Но что, если разногласия непреодолимы?
Глава 13. Расширение полномочий изнутри наружу
Доверие
Подкрепляйтесь «обедом для чемпионов»
Станьте лидером-слугой
Всё это звучит очень красиво, но…
Что, если ситуация меняется?
Раздел IV. Сила и гармония принцип-центричного образа жизни
Глава 14. От управления временем к персональному лидерству
Воскресное утро в семье
Глава 15. Мир и гармония результатов
Главное внимание главным вещам приносит гармонию
Два камня предкновения
Характеристики принцип-центричных людей
Поворотные моменты
Если хочешь изменить мир, начни с себя
Приложение А. Работа над заявлением о миссии
Миссии
Приложение Б. Обзор литературы по тайм-менеджменту
«Волшебный инструмент»
Приложение В. Литература мудрости
Слушайте онлайн полную версию аудиокниги «Главное внимание – главным вещам» автора Стивена Кови на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и слушайте «Главное внимание – главным вещам» где угодно даже без интернета
Виды и формы внимания
Можно сказать, что внимание — это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации
Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.
Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой вид внимания называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя
Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем
Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:
- неожиданное воздействие раздражающего фактора;
- сила влияния;
- новые, незнакомые ощущения;
- динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
- контрастные ситуации;
- умственные процессы.
Произвольное внимание возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности)
Важно понимать, что произвольное внимание — это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям
Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.
Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически
Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.
Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).
Какими умениями обеспечивает внимательность?
Это качество позволяет человеку совершенствовать свои навыки в поиске различных недочётов, возможности сопоставления. У внимательных людей формируется умение замечать любые изменения, фиксировать в голове то, что они видят или чувствуют. Писатели и художники отличаются способностью наблюдать вещи, на которые обычные люди чаще всего не обращают внимания. Творческим натурам свойственно подробно описать человека после мимолётной встречи с ним.
Внимательность взаимосвязана с наблюдательностью. Очевидцы какого-нибудь одного происшествия могут описать его по-разному. Это зависит от их умения проявлять наблюдательность, которая заключается в способности подмечать существенные или малозаметные детали. Профессиональная точка зрения может существенно отличаться от мнения дилетанта, адекватность восприятия реальности которого будет значительно ниже.
Многим профессионалам требуется внимание к мелочам. Сотруднику дают инструкцию, в какой последовательности производить действия, на каком этапе проверить одну деталь, в какой момент – другой элемент
Подобный алгоритм помогает человеку в профессиональных вопросах. Например, часовщику необходимо расположить микроскопические детали так, чтобы весь аппарат часов работал слаженно.
Внимательность при определённых обстоятельствах не раз спасала людям жизнь. С целью развития этого качества родители с детства прививают ребёнку умение правильно переходить дорогу: «Сначала посмотри налево, потом – направо, убедись в своей безопасности и только тогда начинай движение».
Кто такой Стивен Кови?
Стивен Кови признан одним из 25 самых влиятельных бизнес-аналитиков. С 80-ых годов прошлого века до самой своей смерти в 2012 году он занимался написанием книг по тайм-менеджменту, лидерству, самообразованию и бизнесу. Благодаря пособиям Кови тысячи предпринимателей и творцов смогли преодолеть трудности, настроить свой график и достигнуть успеха. В отличие от других бизнес-аналитиков, которые слишком сосредотачиваются на сложных терминах, Кови показывает читателю, как важен собственный настрой человек и его умение управлять временем
Он уделяет внимание не только деловым задачам, но и помогает развить навык заведения полезных знакомств, а также дает советы в личной жизни
Уникальность произведений Кови в том, что к каждой методике он приводит практический совет из собственного опыта. Где-то это демонстрация того, как не стоит себя вести, в других случаях писатель, напротив, показывает эффективную модель поведения. Он не боится делиться собственными секретами, благодаря чему его книги так популярны. На протяжении 7 лет главное произведение творца, «Семь навыков высокоэффективных людей», оставалось в списке американских бестселлеров.
Методы тайм менеджмента
На сегодняшний день существует масса различных методов тайм менеджмента (управления временем). Существующие пути повышения продуктивности предполагают максимальную эффективность путем постоянного выполнения срочных задач в больших объемах. Однако у данной системы существует весомый недостаток – постоянная борьба с мелкими проблемами по мере их поступления может стать причиной ощущения загнанности или даже заслонить собой огромную беду. В своей работе Стивен Кови предлагает пересмотреть систему продуктивности, основанную на выполнении срочных задач
Вместо этого, автор рекомендует уделять главное внимание главным вещам
Иначе говоря – заниматься именно тем, что важно, а не срочно
Топ 10 способов
1.Окружающая действительность
Ежедневно, когда вы куда-то едете, к примеру, на работу, старайтесь приметить как больше различных деталей по пути, вместо того, чтобы погружаться в свои мысли. А то бывает, что мы настолько задумываемся, что упускаем из вида большое количество событий и вообще, жизнь пролетает очень быстро.
А вот на обратном пути вспоминайте о том, что видели ранее. Первое время придётся прилагать усилия для того, чтобы «возвращать» каждый раз себя в окружающую действительность.
Но за время тренировок такой способ научит вас наблюдательности, вы неосознанно начнёте улавливать нюансы, которые будут «бросаться» в глаза, а также запоминать больше информации.
2.Осознанность
Выберите время, чтобы вас никто не потревожил в течение 15 минут, сядьте удобно, засеките время и выполняйте пошагово:
- Первые 5 минут мысленно или вслух перечисляйте то, что вы видите перед собой.
- Следующие 5 минут отслеживайте все звуки, которые доносятся.
- И последние 5 минут сконцентрируйтесь на чувствах, которые проживаете в данный момент и на ощущениях в теле.
Эти задания помогут вам научиться осознанности, когда вы комплексно будете улавливать информацию с помощью различных органов чувств.
3.Внешние помехи
Тренируйтесь не отвлекаться на внешние раздражители. К примеру, выполняя работу или читая книгу, включите для фона свои любимые песни, которые обычно вызывают желание подпевать или танцевать.
4.Нюансы
А теперь, наоборот, включите музыку очень тихо и прислушивайтесь к словам
Важно, чтобы песни были не знакомы вам. Старайтесь расслушать слова, перемены тембра голоса, музыкальные переходы
Сразу одновременно всё не получиться сделать
Поэтому при первом прослушивании уделяйте всё внимание именно словам, а вот уже на втором замечайте другие нюансы и так далее
5.Медитация
Мы не раз говорили об эффективности медитации и выполнении техник правильного дыхания, и о том, что с помощью практики у человека очень быстро развивается внимательность, потому что все упражнения в основном состоят из концентрации на дыхании, внутренних ощущениях, пламени свечи, мыслях и прочее. Для тех, кто ни разу не пробовал медитировать, предлагаю почитать мою статью «Самый простой для освоения и эффективный способ медитации».
6.Раздражители
Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.
7.Внимание к мелочам
Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…
8.Два полушария мозга
Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.
- К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
- В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.
9.Незнакомец
Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат
Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.
10.Концентрация
Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.