Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

Содержание:

Примеры навыков

Как и любому другому профессионалу, фасилитатору требуются определенные навыки и тип поведения, средства и методы для организации своей работы:

Внимательно слушать и наблюдать невербальные послания участников.
Запоминать произнесенное и помогать группе аккумулировать информацию.
Налаживать простую и ясную коммуникацию между членами группы.
Обращать внимание на сходства и различия в озвученных заявлениях.
Анализировать и синтезировать сказанное, выявлять точки согласия и несогласия.
Идентифицировать предложения и обращать на них внимание группы.
Поощрять конструктивное поведение и обращать внимание на неконструктив.
Создавать модель эффективного поведения и демонстрировать ее на примере.
Облегчать течение обратной связи в здоровой форме между участниками процесса.
Корректировать обвинительные и оборонительные формы общения и другие «токсины».
Работать с индивидуальным поведением членов группы на основе обратной связи.
Проявлять терпение ко внутренней динамике и скорости работы группы.
Повышать доверие внутри группы, к своей роли и к выбранному процессу.
Обращать внимание на успехи, поощрять усилия и ободрять членов группы.
Отслеживать и поддерживать экологию границ каждого человека.

Виды фасилитации

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.

Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Примеры ключевых навыков 2020 года

Ключевые моменты

Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.

Ассоциации и организации

Международная ассоциация фасилитаторов (IAF) была основана в 1993 году для содействия упрощению процедур в качестве профессии. IAF поддерживает программу сертифицированного профессионального фасилитатора. Сведения о компетенции сертифицированного профессионального фасилитатора можно найти на веб-сайте IAF. Эти основные компетенции: (1) Создание совместных отношений с клиентами; (2) Планируйте соответствующие групповые процессы; (3) Создать и поддерживать среду участия; (4) Направлять группу к подходящим и полезным результатам; (5) развивать и поддерживать профессиональные знания; (6) Образец позитивного профессионального отношения.

Международный институт фасилитации (INIFAC) был основан в 2003 году для поддержки и продвижения программы сертификации фасилитатора, программы Certified Master Facilitator. Компетенции сертифицированного ведущего фасилитатора можно найти на веб-сайте INIFAC.

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание:

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями

Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Неверный выбор фасилитатора

Фасилитация значительным образом отличается от модерации. Здесь нет директивного стиля управления процессом, нет внимания к личности фасилитатора. Напротив, он должен занять крайне нейтральную позицию в команде. Как только фасилитатор начинает активно вмешиваться в процесс обсуждения со своим мнение, дискуссия теряет свой смысл.

Участие фасилитатора возможно через правильно поставленные вопросы, через диалог. Часто участники сами заранее знают ответы и решение проблемы, главное – правильно стимулировать процесс генерации идей

Важно понять, фасилитация – это всегда совместная работа единомышленников, которые уважают друг друга, искренни, открыты к диалогу, новым идеям и переменам. Хороший фасилитатор всегда сможет создать подобную атмосферу в команде

Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения. Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех – это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 29 января 2019

Динамическая фасилитация. Как идет обсуждение.

Фасилитатор обращается к участникам: «У нас есть «актуальный вопрос» и каждый из Вас будет высказываться по этому вопросу. Все, что Вы считаете важным сказать по этому вопросу. Высказывания буду записывать».

Можно обратиться к участникам: «Кто может рассказать, в чем суть проблемы. Почему она такая «волнующая»? Сформулируй, пожалуйста, чтобы я мог записать».

Необходимо управлять свободным разговором. Начинаем с записи первого высказывания. Делается «MES». Это вводный вброс-высказывание. Его делает тот, кто инициирует обсуждение вопроса. Чаще всего это делает руководитель. Но иногда бывает это тот, кого этот вопрос весьма беспокоит. Как правило в мессе больше энергии, эмоций. Его как бы «вываливают». «Mes» пишется на отдельный лист. Это точка входа (начало разговора). Это то, с чего группа начала.

Далее идет разговор. Можно сказать, что участники просто что-то обсуждают. Каждый из группы «достает» то, что у него есть.

Во время сессии важно дать человеку высказаться до конца. Мы идем за ним до конца, пока он не сделал паузу и не сказал: «Я все сказал»

Идем всегда за участником и не уводим его в свою сторону! Объем информации и эмоций по отношению к обсуждаемому вопросу у каждого участника свой. При этом одни участники очень хорошо структурируют, а другие могут говорить неструктурированным потоком

Это нужно принимать во внимание

Фасилитатор сначала проговаривает то, что ему понятно. Затем можно попросить уточнить у участника содержание послания. Можно попросить участника сформулировать мысль для записи и указать куда записать (на какой лист флип-чарт). Записываем коротко! При этом цитаты пишем максимально к тому, как говорили люди. Номеруйте высказывания. Интересный факт, за каждым высказыванием тогда появляется автор. И тогда участники легко узнают кто что сказал.

Нужно стараться как можно меньше добавлять от себя. И переложить это послание на лист флип-чарта. Здесь нужно управлять таким образом, чтобы группа говорила только фасилитатору.

Отличие психологической фасилитации

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.

Почему мотивировать сотрудников экономически выгодно

Мотивация, идеология компании и признание высоких профессиональных качеств каждого сотрудника – это ресурс, который помогает управлять. Подчёркивая, как вы цените работника, вы даёте ему уверенность в своих силах и мотивацию. А это нематериальные ресурсы, которые порой важнее, чем высокая заработная плата.

«Люди должны чувствовать свою значимость, – говорит начальник отдела рекламы и общественных связей Банка ВТБ Казахстана Татьяна Шевченко. – Мотивации в виде заработной платы уже недостаточно. Если люди понимают свою ценность, они делают работу охотнее, вкладывают в неё своё творчество, свою душу. Они понимают, что их проект – это продукт команды, и болеют за него».

Чем занимается фасилитатор?

Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

  • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
  • Контролирование групповой динамики для обеспечения:
    • должного участия каждого;
    • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
    • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
    • совместной ответственности членов собрания за результат.
  • Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

Типы

Помощник по обучению ВМС США в действии.

Фасилитатор Shimer College беседует со студентами.

Бизнес-фасилитаторы

Бизнес-фасилитаторы работают в бизнесе и других официальных организациях, но фасилитаторы также могут работать с множеством других групп и сообществ. Принцип фасилитации заключается в том, что фасилитатор не ведет группу к ответу, который, по их мнению, является лучшим, даже если у них есть мнение по предмету фасилитации. Роль фасилитатора состоит в том, чтобы помочь группе прийти к собственному ответу, решению или результату.

Это может привести к возникновению организационного конфликта между иерархическим управлением и теориями и практикой расширения прав и возможностей . Фасилитаторам часто приходится перемещаться между ними, особенно там, где открытые заявления о расширении прав и возможностей не подтверждаются поведением организации.

Помощники по разрешению конфликтов

Посредники по разрешению конфликтов используются в процессах мира и примирения как во время, так и после конфликта . Они поддерживают конструктивный и демократический диалог между группами, придерживающимися различных и обычно диаметрально противоположных позиций. Посредники по разрешению конфликтов должны быть беспристрастными по отношению к конфликтующим группам (или обществам) и должны придерживаться правил демократического диалога. Они не могут принимать чью-либо сторону или выражать личное мнение. Их роль заключается в том, чтобы поддерживать группы в выработке общего видения будущего, в том, чтобы научиться слушать друг друга, а также понимать и ценить чувства, опыт и позиции противоположной стороны.

Учебные фасилитаторы

Педагоги в диалогическом обучении и других обучения сверстников подходы часто выступают в качестве посредников. Согласно одному общепринятому определению, педагог- фасилитатор имеет такой же уровень знаний как об образовании, так и о предмете, что и учитель , но работает с целью заставить учеников брать на себя как можно большую ответственность за собственное обучение. Например, инструкторов в Shimer College часто называют фасилитаторами из-за их роли в стимулировании обучения, способствуя разговору между студентами о тексте, а не непосредственно инструктируя студентов. При обучении языку учителя могут взять на себя роль фасилитатора, чтобы повысить заинтересованность учащихся в процессе обучения. Эффективная фасилитация требует самоконтроля и внимательного отношения к деталям взаимодействия, а также к содержанию материала.

Фасилитаторы малых групп

Фасилитаторы могут помочь участникам малых и средних групп проработать повестку дня встречи. Координатор часто назначается вместо того, кто когда-то выполнял роль председателя. Наряду с другими должностными лицами на ежегодном общем собрании группы назначается фасилитатор, который выполняет эту роль на год вперед. Группы, которые приняли эту модель, включают молитвенные группы, мужские группы, писательские группы и другие общественные организации.

Координаторы обучения

В обучении взрослых используются учебные фасилитаторы . Эти фасилитаторы не всегда являются предметными экспертами и пытаются использовать существующие знания участника (ов), а затем облегчить доступ к обучению, когда пробелы в знаниях выявляются и согласовываются. Координаторы тренинга сосредотачиваются на основах образования взрослых: устанавливают существующие знания, развивают их и поддерживают актуальность. Роль отличается от тренера с предметным опытом. Такой человек возьмет на себя более ведущую роль и проведет группу через программу, разработанную для передачи совокупности знаний или набора навыков, которые необходимо приобрести. (См. Полномочия опекунов выше.)

Облегающие фасилитаторы

Комплексные фасилитаторы — это фасилитаторы в сообществе социальных служб. Термин «обходной путь» относится к широкому, целостному подходу, используемому фасилитаторами с учетом ряда факторов. Первоначально они обслуживали подростков-инвалидов, которые переходили во взрослую жизнь. Теперь в их число входят фасилитаторы, обслуживающие детей в возрасте от 0 до 3 лет, которые нуждаются в услугах. Вне встреч фасилитатор организует встречи, привлекает членов команды и проводит их до конца. Во время встреч фасилитатор ведет и управляет командой, удерживая участников в правильном направлении и поощряя обсуждение на основе сильных сторон, направленное на удовлетворение потребностей ребенка. Фасилитатор поощряет равное участие членов команды.

Социальная ингибиция

Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе. Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость

Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать

Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще. Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса

Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы

Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

ЧТО ТАКОЕ ФАСИЛИТАЦИОННАЯ СЕССИЯ. ЭТАП ОТКРЫТИЕ

Главный результат этого этапа: создать рабочую среду и включить  участников встречи в работу.

Первое. Все участники фасилитационной сессии должны понять, зачем их собрали. Что будет результатом встречи на выходе?

Второе. Все участники фасилитационной сессии одинаково должны понимать вопросы которые будут обсуждаться на встрече и знать программу встречи. Они должны понять, как они будут двигаться по программе встречи. Что будет делать фасилитатор во время фасилитационной сессии.

Это необходимо, чтобы люди почувствовали себя в безопасности и у них появилась мотивация достижения результата сессии

Важно понимать какие этапы будут на фасилитационной сессии. Что будет происходить на этих этапах и какие инструменты мы можем использовать на разных этапах

В нашем разделе, посвященном инструментам фасилитации, мы постепенно будем делать описание уже известным методам, которые мы используем. А так же мы будем описывать новые методы и инструменты, которые мы заимствуем у наших коллег со всего мира.

Как начинать сессию, зависит от культуры компании, количества участников, предыдущих навыков участников группы. Так, например, где-то надо обязательно обозначить роли: кто, например, будет вести встречу. Обязательно нужно обозначить результат фасилитационной сессии, который заранее был согласован с заказчиком до начала сессии.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ НА ЭТОМ ЭТАПЕ.

Необходимо проинформировать участников о целях и задачах сессии, ожидаемом результате и предстоящем процессе. Желательно, чтобы часть информационного потока взял на себя «заказчик». Всегда необходимо с заказчиком проговорить кто и, что говорит. Правда иногда приходится все-таки вслед за заказчиком проводить корректировку. Будьте к этому готовы!
Необходимо обозначить роль фасилитатора в этом процессе.
Необходимо вовлечь участников в процесс сессии. Этого можно добиться с помощью объяснения того, что может измениться от принятых решений на этом мероприятии (работа станет легче, коммуникации станут комфортней и т. д.)

Нужно описать важность и значимость их присутствия. Лучше, чтобы это сделал заказчик

Именно заказчик может сказать почему важно участие каждого и почему важна эта фасилитационная сессия.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ СЕССИИ НУЖНО ОТКРЫТЬ «ТРИ ДВЕРИ».

  • Первая: открытие пространства. Каждый участник должен понимать, как устроено пространство, для чего это нужно, где находятся «удобства». Как будут использоваться столы, стены.
  • Вторая: открытие самой сессии. Мы объясняем формат. Чем он хорош. Какими преимущества, какие особенности, какие правила. Согласовываем правила.
  • Третья: открытие темы. Вопрос сессии, цели сессии, контекста, смысловые ограничения.

Таким образом, мы получаем мотивированных, в активной позиции участников. Люди в конце этапа понимают каких результатов в совместной работе они должны достичь. Знают какие вопросы они будут обсуждать (программу, повестку) и как они будут работать (что они должны будут делать).  В этом они должны найти для себя смысл работать над этими вопросами.  Обязательно нужно проговорить тайминг встречи (начало, окончание и перерывы)! Выход с этапа открытия является входом в этап построения общего понимания.

Основной результат этапа: Участники поняли цель и программу встречи, нашли свои смыслы в них, и они готовы начинать.

Во время планирования этого этапа нам нужно держать в фокусе задачу, которую хочет решить заказчик. Здесь нужно понять, насколько заказчик готов погружаться в процесс. Готов он погружаться в обратную связь групп или просто готов ответить на вопросы

Важно (!) понять, что хочет заказчик и как он видит этот этап

Соответственно исходя из задачи мы отбираем самые подходящие инструменты, которые можно использовать, которые приведут нас к намеченному результату.

Чем отличается фасилитация от модерации

Специалисты до сих пор не могут сойтись на едином мнении едино ли понятие фасилитации и модерации. Если посмотреть на эти два понятия с языковой точки зрения, то модерация в данном случае пришло из Германии.

В модерации каждый из участников должен полностью отдаться диалогу, что может вызвать стресс у участников. В фасилитации каждый из участников находится в более комфортной среде, чтобы вступать в диалог по собственному желанию. Можно выявить следующие нюансы отличия:

  • В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники. Фасилитатор использует в диалоге таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки и различные техники. У участников тренинга нет возможности отвлечься на другую тему, в итоге каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.
  • Модерация используется при совещаниях, где главная тема «повестка дня» или «проблема». Лидером такого совещания будет сам руководитель компании, который и вовлекает группу в обсуждение насущных проблем.

Оба метода эффективны, однако использовать их лучше в индивидуальных направлениях. Для решения конфликтов идеально подойдет фасилитация, а вот для решения проблемных вопросов работы компании – модерация.

Сила психологического давления

Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение

Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения. Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно

Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится. Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

Динамическая фасилитация. Структура записи на флип-чартах.

Куда надо записывать? Если фасилитатор ошибется, то участники поправят. Вот примерная структура записи:

  • ДАННЫЕ (факт что). Если Вы будете давать ответ на вопрос и это для участника является фактом (это контекст этого вопроса), то записываем в этом разделе.
  • ОПАСЕНИЯ (есть опасения). Если это касается опасений, озабоченности участника, все, что волнует в этом вопросе (его невозможно решить) и касается чувственного отношения записываем здесь.
  • ПРОБЛЕМА (суть проблемы в том что). Пишем здесь суть проблемы. Из чего проблема состоит. Участника просим описать в чем ее суть и почему она такая «важная». Суть проблемы может меняться. По наполнению этого раздела мы видим широту и глубину проблемы.
  • РЕШЕНИЕ (нужно). Сюда записываем все, что Вам кажется хорошим решением. При заполнении этого раздела мы видим качества предлагаемых решений (глубина, объем и т.д.)
  • ИТОГИ

Важный момент, что когда для людей вопрос «важный», люди не дослушивают друг друга, перебивают друг друга. А если человека перебить, то, когда он вступит вновь в разговор, он начнет именно с места, где его перебили. Поэтому слушать желательно до конца и стараться понять, что человек хочет сказать и что пытается до нас донести.

Фасилитатор слушает и пишет. Если участники увидели, что ведущий записал не точно, не то, что они хотели сказать или не туда записали, то они могут корректировать фасилитатора. Хотя на самом деле это не имеет большого значения.

Можно сначала проговорить с участниками что записывать, а потом записать. Когда люди говорят лучше дослушать до паузы, чтобы ничего не потерять. Самое главное, чтобы люди услышали, поняли говорящего. Поэтому слушать надо до паузы, понять суть, резюмировать и записывать эти ключевые элементы.

Просим говорить, что важно и говорить именно то, что хочется донести людям. Возможно, участник скажет, что не будет биться с другими мыслями

Это не важно. Надо дать высказать все точки зрения. Это может быть суть проблемы или состав проблемы. Можно высказываться столько, сколько есть желание.

Кто такой фасилитатор?

Как и было сказано ранее, фасилитатор это лидер. Чтобы им стать, фасилитатор должен сам являться мощным инструментом.

Для работы с командой и группой необходимо знать все приемы тренера и уметь их применять в деле. Если углубиться в работы Тони Манна, то можно выделить основные черты фасилитатора:

  • Лидер должен придерживать на протяжении всей встречи курс разговора.
  • Фасилитатор отсеивает неудачные решения. Он настраивает группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее.
  • Лидер выводит группу из зоны комфорта. Чтобы включить каждого участника в диалог или обсуждение, фасилитатор должен сопутствующую к этому атмосферу.
  • Фасилитатор подталкивает участников на личные изменения, при тет-а-тет диалоге, именно он сможет мотивировать сотрудника на достижение общей цели.
  • Фасилитатор обладает всеми техниками введения диалогов, встреч, тренингов и собраний.

Настоящий лидер в первую очередь ставит в приоритет потребности участников.

Главная задача состоит не в том, чтобы подавить личность группы, а позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Лидер на протяжении всей встречи должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector